ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-658/2022 от 06.09.2022 Шарьинского районного суда (Костромская область)

УИД 44 RS0003-01-2022-000966-15

Дело № 2-658/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2022 года г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Игуменовой О.В.,

с участием: представителя истца ТСЖ «Орджоникидзе 56» ФИО1, представителя ответчика ФИО2- ФИО3

при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Орджоникидзе 56» к ФИО2 взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пени и судебных расходов,

Установил:

ТСЖ «Орджоникидзе 56» обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по коммунальным услугам в сумме 47 083 руб. 40 коп., в том числе содержанию жилого помещения в сумме 40922 руб. 55 коп., за период с 01.06.2-19г. по 31.05.2022г., обращение с ТКО 201 руб. 51 коп., «электроснабжение» в сумме 1894 руб. 78 коп. за период с 01.06.2019г. по 31.08.2019г., ТЭ для ГВС в сумме 4 064 руб. 56 коп., с 01.06.2019г. по 31.12.2019г.; пени за несвоевременное и неполное внесение платы за жилищно -коммунальные услуги в сумме 11 205 руб. 67 коп., за период с 25.06.2019г. по 05.04.2020г. и с 01.01.2021г. по 31.03.2022г. исключая период действия моратория; судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 1948 руб. 67 коп.

В обоснование иска указано, что во исполнение ст. 161 ЖК РФ собственниками помещений в многоквартирном доме АДРЕС в качестве способа управления избран способ, представляющий собой управление домом товариществом собственников жилья, при этом решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Договором на оказание услуг, заключенным между ООО «Управляющая компания» и ТСЖ «Орджоникидзе 56» предусмотрено внесения платежей собственниками, нанимателями и иными законными владельцами помещений в многоквартирном доме до 25-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов, предоставленных не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным, в соответствии с п. 4.5. Договора на оказание услуг от 04.06.2008 г. изложенным в редакции п. 5 дополнительного соглашения от 21.11.2011 г. 11.п. 3.3.5 и 3.3.16 Договора предусмотрено обязательство ТСЖ по контролю за своевременным внесением жильцами дома установленных обязательных платежей и взносов принятию мер по взысканию задолженности по ним.

В многоквартирном доме АДРЕС, имеется жилое помещение площадью 56,5 кв.м., которое принадлежит на праве собственности ФИО2, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 15.11.2019 г. сделана запись государственной регистр;

Гражданка ФИО2 обязательства по своевременному и полному внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги не исполняет (исполнят ненадлежащим образом).

Указанная задолженность подтверждается выпиской из лицевого счета -оспованными на данных, предоставляемых абонентским отделом ООО «Управляют компания».

20.08.2019 г. и 11.12.2019 г. собственниками помещений принято решение о заключении договоров непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (п. 4.4 1 ст. 44, п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).

28.02.2022 г. мировым судьей судебного участка №23 Шарьинского судебного района Костромской области вынесен судебный приказ о взыскании в пользу товарищества собственников жилья «Орджоникидзе 56» с ФИО2 задолженности по лицевому счету ..

10.03.2022 г. ФИО2 обратилась в суд с заявлением об отмене судебного приказа, в котором указала, что с задолженностью она не согласна.

10.03.2022 г. вынесено определение об отмене судебного приказа 28.02.2022г.

После уточнения заявленных требований истец просит суд взыскать с ФИО2 в пользу ТСЖ «Орджоникидзе 56» задолженность по коммунальным услугам в сумме 37 856 руб. 97 копеек, в том числе содержанию жилого помещения в сумме 36 779 руб. 02 коп за период с 15 ноября 2019 года по 30 июня 2022 года, тепловая энергия для горячего водоснабжения в сумме 1 077 руб. 95 коп. с 15 ноября 2019г. по 31 декабря 2019г.;

-пени за несвоевременное и неполное внесение платы за ЖКУ в сумме 3 602 руб. 49 коп. за период с 25 января 2020г. по 05 апреля 2020г. и с 01 января 2021г. по 31 марта 2022г. исключая период действия моратория;

- расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 443 руб. 78 коп.;

- расходы по оплате почтовой корреспонденции в сумме 248 руб.00 коп.

Просят вернуть излишне уплаченную госпошлины в размере 504 руб. 89 коп.(л.д.60)

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании уточненные требования поддержала по основаниям указанным в иске Просила суд их удовлетворить. Суду пояснила, что расчет, представленный ответчиком я считаю ошибочным, так как он произведен из расчета 5,30 за 1 кв.м. в месяц. Этот размер платы принимался собственниками за содержание жилого помещения еще в 2008 году и в договоре на оказание услуг от 4 июня 2008 г. в п.4.2. написано, что данный пункт распространяется только на 2008 год., после 2008 года никаких решений собственниками не принималось. Соответственно, они расчет производят на основании решения Думы, в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ.

ФИО2 является собственником жилого помещения по АДРЕС с 15 ноября 2019 года и по настоящее время и как собственник она обязана платить коммунальные платежи. У ФИО2 имеется задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, до сих пор оплаты не было. Ответчик оплачивала коммунальные платежи, но не регулярно и не в полном объеме. Размер задолженности поддерживаем, подтверждаем тарифами, действующими на тот момент. Также поддерживает пени, которые были начислены в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, расчет представлен в материалы дела.

Ответчик ими была уведомлена о наличии задолженности. Ей направлялись претензии в адрес, после получения она звонила им, была не согласна, считает, что она много платит, что начисления ей производили незаконно. Сумма задолженности в 36779, 02 рубля была рассчитана ими из тарифов, 18,24 рубля кв.м. умножали на площадь квартиры 56,5 с ноября 2019 года по декабрь 2020 года. С января 2021 года по декабрь 2021 оплата вносится в размере 20,42 рубля, с января 2022 года по июнь 2022 года 21,22 рубля. Размер платы за содержание жилого помещения собственниками ТСЖ «Орджоникидзе 56» не устанавливался. Поэтому в соответствии с си. 158 ЖК РФ расчеты производим на основании решений Думы городского округа город Шарья.

При расчете задолженности по тепловой энергии для ГВС они использовали тариф 3 566,75 рублей на основании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 14 декабря 2018 года , норматив потребления составляет 3,65 на основании постановления департамента топливно-энергетического комплекса и ЖКХ КО от 28 мая 2013 г. (действует до сих пор). Норматив на подогрев 1 куб.м. в Гкал 0,06496 утверждена постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и ЖКХ КО от 22 декабря 2016 г. .

Предоставленные в материалы дела расчеты задолженности и пени поддерживает в полном объеме. Также дополнила, что ими приложены квитанции, потому, что ФИО2 утверждала, что ей неизвестны тарифы и нормативы на основании которых производились начисления, из которых видно, что мы заблаговременно, за месяц, в каждой квитанции пропечатываем информацию об изменении порядка начислений за ЖКУ. Также в квитанции отражен размер задолженности. При подаче иска в суд нами была уплачена госпошлина в размере 1948 рублей 67 копеек, платежные поручения приобщены к материалам дела.

Вся документация отправлялась ответчику заказной почтой, в материалы дела представлена копия кассового чека 157501. 02 на сумму 41.40 об отправке ФИО2 копии искового заявления с приложенными документами, чек на сумму 60 рублей, копия чека на сумму 94 рубля. Подлинники кассовых чеков предоставить не может, но они есть, в материалы дела предоставлены заверенные копии.

Собственники жилых помещений по АДРЕС избрали способ управления: ТСЖ. Управляющая компания заключила с собственниками МКД договор на оказание услуг, осуществляем услуги по содержанию и ремонту общего имущества, управление осуществляет ТСЖ.

В 2008г. собственники действительно устанавливали на общем собрании размер платы за содержание жилого помещения. Это единственный размер, который устанавливался в 2008 году и он утвержден на 2008 год. Эта плата устанавливалась собственниками на 2008 год, после 2008 года собственниками не принимались решения об утверждении размера платы за содержание жилого помещения. Она менялся, когда принимались решения Думы, на основании решений органов местного самоуправления начислялась плата. Собственниками иного решения не принималось.

Ст. 158 ч. 4 ЖК РФ распространяется не только на тех, кто не выбрал способ управление, а конкретно на тех собственников, которые не определили размер платы за содержание.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании не участвовала. Со слов её представителя ответчик была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Участвовать в судебном заседании в связи с занятостью не желает.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании уточненные требования признал частично только в части задолженности по ТЭ для ГВС в сумме 1077 руб. 95 коп. Требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины и расходов по оплате почтовой корреспонденции оставил на усмотрение суда. был не согласен и возражал в удовлетворении данных требований.

Из письменных возражений на исковые требования следует, что ответчик с исковыми требованиями не согласен, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Предъявленная истцом к взысканию сумма задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 47084,40 руб. состоит из: 40922,55руб.-содержание жилого помещения за период с 01.06.2019 по 31.05.2022; 201,51руб.-обращение с ТКО за период с 01.06.2019 по 31.08.2019; 1894,78руб. -электроснабжение за период с 01.06.2019 по 31.08.2019; 4064,56руб. - ТЭ для ГВС за период с 01.06.2019 по 31.12.2019г.

В обоснование данной суммы истец ссылается на то, что ответчик обязательства по своевременному и полному внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги не исполняет (исполняет ненадлежащим образом). При этом истинных причин образования данной задолженности в исковом заявлении не раскрывает, ограничиваясь лишь констатацией факта её наличия. Между тем данными причинами являются:

1.Изначально требования о погашении задолженности направлялись ненадлежащему лицу - прежнему собственнику квартиры;

2.Истцом были проигнорированы неоднократные письма ответчика (от 21.12.2020, от 28.01.2022, имеются в материалах дела) содержащие в том числе указание на завышенный размер платы по содержанию и ремонту многоквартирного дома, а также просьбы о разъяснении оснований её применения;

3.Истцом не представлены запрашиваемые Ответчиком документы, связанные с установлением размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731), управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов).

В силу ч. 1 ст. 10 ГК не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, неисполнение истцом своих обязательств по раскрытию информации не позволило ответчику проверить правильность предъявленных к оплате сумм и повлекло судебное разбирательство, которого, при добросовестном поведении истца, можно было избежать.

Кроме того, при подаче искового заявления ответчик так и не обосновал законность применения в спорый период муниципального тарифа (размера платы) при расчете стоимости оказанных услуг (выполненных работ) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее также - МКД). Доказательств законности его применения также не представил.

Жилищным кодексом РФ определен императивный порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также круг лиц, обладающих такими полномочиями.

Согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Учитывая, что в 2008 году собственниками АДРЕС способом управления было выбрано управление товариществом собственников жилья (ТСЖ), то решение об утверждении размера платы должно приниматься на общем собрании членов ТСЖ на основе утверждённой сметы доходов и расходов (п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ), а не органами местного самоуправления.

В условиях, когда законность применения тарифа при расчете платы за содержание и ремонт общего имущества вызывает сомнение и ничем не подтверждается, то сумма основной задолженности не может быть достоверной.

Если основная сумма задолженности рассчитана неверно, то и размер пеней является ошибочным. Просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 67-69).

В судебном заседании представитель ответчика суду пояснил, что суть спора в том, и появился он намного раньше, чем истец обратился в суд, что ФИО2 не согласна с размером платы, установленным за содержание жилого помещения. Она просила предоставить не только цифры, а именно документы, подтверждающие появление этих тарифов по оплате за содержание. Истцу было направлено две претензии, но они остались без ответа и до последнего момента ждали, что либо ТСЖ, либо управляющая компания, которая оказывает услуги по содержанию и ремонту МКД, но до сегодняшнего дня информация предоставлена не была, и мы сделали расчет из единственного установленного тарифа собственниками жилого помещения в размере 5,30 рублей. Что касается платы за услуги ТЭ для ГВС в размере 1077,95 рублей, то мы с ней согласны. Пенсии - расчет задолженности сделан не верно, соответственно и пени мы признаем от своего расчета в сумме 1475,11 рублей.

Согласно Жилищного кодекса если собственниками МКД выбран способ управления, то применение тарифов, применение размера, который устанавливает орган местного самоуправления не применяется. Поэтому управляющая компания, когда осуществляла функции по оказанию услуг ТСЖ должна была озаботиться тем, какой тариф надо было применять, какой размер платы. В связи с этим считаю, что ТСЖ необоснованно и незаконно применило размер платы, который был установлен органами местного самоуправления. Тот документ, на который ссылается сам истец - решение Думы г.о.г. Шарья седьмого сезона от 25 ноября 2021 года о размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, устанавливается для тех, кто не выбрал способ управления МКД, нами же было установлено в судебном заседании, что собственники МКД выбрали способ управления - ТСЖ, поэтому размер платы необходимо устанавливать тот, который был принят в 2008 году и более не менялся.

На собрании в 2008 году собственники жилого помещения высказали свое мнение по поводу установления тарифа 5,30 рублей, и на протяжении 2008 года и по настоящее время никаких вопросов по размеру платы у них не возникало, поэтому и должен применяться данный размер - 5,30 рублей.

Хочу обратить внимание суда на то, что договор с УК продолжал свое действие и каких-либо изменений в части платы за содержание и ремонт общего имущества не вносилось, поэтому управляющая компания согласна была с теми условиями, которые ТСЖ предъявило для оплаты.

Законодатель указывает на то, что если в МКД выбран способ управления ТСЖ, то собственники МКД должны устанавливать размер платы, и муниципальный тариф, должен применяться только в том случае, если собственниками МКД способ управления не выбран. В нашей ситуации мы видим, что способ управления есть, тариф обозначен. Тариф на 2008 год, но в последующем он изменений не претерпел, соответственно управляющая компания, которая осуществляла оказание услуг, должна была понимать, что тариф не поменялся, соответственно он продолжает действовать.

Собственники не посчитали нужным установить новый тариф на следующие годы, а Управляющая компания была согласна. Не может сказать установлен ли был собственниками новый тариф, надо у истца спрашивать. В жилищном кодексе есть ссылка, что если домом управляет непосредственно управляющая компания, то ее организацию собственниками МКД могут вносить изменения в тариф, но тариф должен быть нормативно обоснован, все должно быть четко определено, оттуда и что берется. В данном случае мы говорим о ТСЖ, и на ТСЖ законодательство такой обязанности не возлагает, что оно должно каждый год менять размер платы за содержание МКД, нет этого в жилищном кодексе, поэтому я считаю, что если 1 раз собственники МКД, где выбран способ управления ТСЖ, приняли решение о размере платы и больше не вносили в него изменения, значит он и должен применяться.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования ТСЖ «Орджоникидзе 56» подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьи 209, 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с положениями ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с двумя выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 20.07.2022г. и от 21.07.2022г. ФИО2 являлась и является собственником АДРЕС в период с 19.07.2007г. по 27.03.2014г. и с 15.11.2019г. по настоящее время (л.д.50-51, 52-53).

Право собственности ФИО2 в период с 19.07.2007г. по 27.03.2014г. и с 15.11.2019г. по настоящее время на квартиру по адресу: АДРЕС сторонами в судебном заседании не оспаривалось..

С учетом уточненных требований суд считает установленным, что с 15.11.23019г. по настоящее время ответчик ФИО2 является собственником квартиры по адресу: АДРЕС следовательно несет бремя содержания данного помещения.

В соответствии с положениями ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

Таким образом, у ответчика ФИО2 с момента государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение существует обязанность по оплате коммунальных платежей за квартиру по адресу: АДРЕС.

Согласно п.1 ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.4 данной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно ч.5 данной статьи члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании собственниками помещений в многоквартирном доме АДРЕС выбран способ управления товариществом собственников жилья. Созданное ТСЖ «Орджоникидзе 56» зарегистрировано 03.07.2008 года в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области (л.д. 7,8).

Согласно ч.1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса. (ч. 5 ст. 155 ЖК РФ).

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.

ТСЖ «Орджоникидзе 56» и ООО «Управляющая компания» 04 июля 2008 года заключили договор на оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС. Согласно условий заключенного договора (раздел 4) оплата услуг по договору включает в себя плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения, состоящую из платы за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расходов на содержание Управляющего. Размер платы на содержание и текущий ремонт жилого помещения определяется на основании решения общего собрания ТСЖ с учетом предложений Управляющего (л.д. 9-11).

21 ноября 2011г. ТСЖ «Орджоникидзе 56» и ООО «Управляющая компания» заключили дополнительное соглашение к договору на оказание услуг (л.д.12)

В соответствии с ч.1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Из протокола общего собрания собственников помещений в доме в форме очно - заочного голосования по АДРЕС от 20 августа 2019г. следует, что собственниками определен размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, начисленного исходя из объема соответствующего коммунального ресурса, представляющего собой разность между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса и суммы показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления, если такие индивидуальные приборы учета отсутствуют и тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ и о ежемесячном начислении отдельной строкой такой платы (л.д.13).

Возражая против размера заявленных требований о взыскании с ФИО2 задолженности за содержание жилого помещения представитель ответчика ФИО3 утверждал, что собственники жилых помещений в АДРЕС в 2008г. установили размер оплаты за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 5 руб. 30 коп. после этого размер платы собственниками не изменялся, а следовательно должен рассчитываться из данного тарифа. В подтверждение суду представителем ответчика был предоставлен расчет задолженности (л.д.114).

Суд не может согласиться с мнением представителя ответчика по следующим основаниям.

Действительно согласно протокола от 30.05.2008г.общего собрания собственником помещений в АДРЕС собственники установили размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома в размере 5 руб. 30 коп.(л.д.8)

Однако согласно договора по оказанию услуг от 04.07.2008г. заключенного ТСЖ «Орджоникидзе 56» и ООО «Управляющая компания» размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 5 руб. 30 коп. определен только на 2008г.(п.4.2 Договора) а следовательно не распространяется на последующие периоды.

В силу положений ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает установленным, что доказательств подтверждающих, что собственники помещений на своем собрании установили иной размер платы за содержание жилого помещения, суд представлено не было.

А следовательно суд считает установленным, что собственниками помещений в АДРЕС после 2009г. решения о размере платы за содержание жилого помещения не принималось.

В соответствии с ч.4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что в связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения такой расчет задолженности ФИО2 согласно ч.4 ст. 158 ЖК РФ был произведен в соответствии с тарифами установленными решениями Думы городского округа г.Шарья.

АДРЕС принадлежащая на праве собственности ответчику ФИО2 является благоустроенной квартирой оборудованной газовыми плитами, что в судебном заседании стороны подтвердили.

Следовательно, для расчета размера платы за содержание жилого помещения подлежит применению тариф установленный для благоустроенных квартир с газовой плитой.

Согласно решения Думы городского округа г.Шарья от 28.03.2019г.с 01.04.2019г. установлен размер платы за содержание жилого помещения из расчета на 1 кв.м. занимаемой общей площади жилого помещения в месяц для благоустроенных жилых помещений с газовой плитой в размере 18,24 руб./кв.м (л.д.110)

Согласно решения Думы городского округа г.Шарья от 26.11.2020г.с 01.01.2021г. установлен размер платы за содержание жилого помещения из расчета на 1 кв.ми. занимаемой общей площади жилого помещения в месяц для благоустроенных жилых помещений с газовой плитой в размере - 20,42 руб./кв.м..(л.д.85)

Согласно решения Думы городского округа г.Шарья от 25.11.2021г.с 01.01.2022г. установлен размер платы за содержание жилого помещения из расчета на 1 кв.ми. занимаемой общей площади жилого помещения в месяц для благоустроенных жилых помещений с газовой плитой в размере - 21.22 руб./кв.м.(л.д.86)

При указанных обстоятельствах суд признает расчет задолженности, предоставленный представителем ответчика не верным.

Постановлением Департамента топливно - энергетического комплекса и жилищно -коммунального хозяйства Костромской области №63-НП от 22.12.2016г. утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории Костромской области Норматив на подогрев 1куб.м. в Гкал.0,06496 (л.д.84)

Постановлением Департамента топливно - энергетического комплекса и жилищно -коммунального хозяйства Костромской области №7-НП от 31.05.2017г. утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области (л.д.87)

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №18/486 от 14.12.2018г. внесены изменения в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 15.12.2016г. №16/362 (л.д.90-91)

Постановлением Департамента топливно - энергетического комплекса и жилищно -коммунального хозяйства Костромской области №4-НП от 28.05.2013г. (с изм. на 21.12.2018г). утверждены нормативы по теребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Костромской области (л.д.81-83)

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №18/544 от 18.12.2018г. установлены тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение для ООО «Водоканалсервис» в городском округе город Шарья на 2019-2023годы (л.д.88-89)

Постановлением Департамента госудапрственного регулирования цен и тарифов Костромской области №19/373 от 17.12.2019г. внесены изменения в тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение для ООО «Водоканалсервис» в городском округе город Шарья на 2019-2023год (л.д.96)

Постановлением Департамента госудапрственного регулирования цен и тарифов Костромской области №20/389 от 15.12.2020г. внесены изменения в тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение для ООО «Водоканалсервис» в городском округе город Шарья на 2019-2023год (л.д.103)

Постановлением Департамента госудапрственного регулирования цен и тарифов Костромской области №19/408 от 19.12.2019г. установлены тарифы на тепловую энергию для МУП «Шарьинская ТЭЦ» на 2020-2024годы (л.д.97-98)

Постановлением Департамента госудапрственного регулирования цен и тарифов Костромской области №20/359 от 11.12.2020г. внесены изменения в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2019г. №19/408 (л.д.104)

Суд считает установленным, что на основании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 14.12.2018г. №18/486 с 1 июля 2019г. по 30 июня 2019г. расчет тепловой энергии для горячего водоснабжения производился по тарифу 3429 руб. 50 коп, с июля 2019г. по декабрь 2019г. по тарифу 3566, 75 руб/Гкал. Норматив потребления составил 3,65 на основании постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28.05.2013г. №4-НП. Норматив на подогрев 1 куб.м в Гкал ).06496 утверждена постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно -коммунального хозяйства Костромской области от 22.12.2016г. №63-НП.

Суд считает установленным, что у ответчика ФИО2 на момент рассмотрения дела судом имеется задолженность по оплате коммунальных платежей в сумме 37 856 руб. 97 коп., в том числе: содержанию жилого помещения в сумме 36 779 руб. 02 коп., ТЭ для ГВС - 1 077 руб. 95 коп.

Размер имеющейся у ФИО2 задолженности по оплате коммунальных платежей подтверждается представленными истцом суду письменными доказательствами: отчетами по сальдо за период с 15.11.2019г. по 30.06.2022г. (л.д.27-36), расчетом задолженности ФИО2 (л.д.61-62).

Представленный суду расчет задолженности проверен и признан верным.

Доказательств отсутствия задолженности, либо наличия задолженности в ином размере ответчиком суду не представлено. А, следовательно, исковые требования ТСЖ «Орджоникидзе 56» о взыскании с ответчика ФИО2 задолженности по оплате коммунальных платежей подлежат удовлетворению в полном объеме.

14 декабря 2020г. ООО «Управляющая компания» ФИО2 была направлена претензия об оплате задолженности за жилищные и коммунальные услуги с предложением оплаты имеющейся задолженности в 10 дневный срок. Данная претензия ответчиком была получена лично, что подтверждается её подписью (л.д.16).

21 декабря 2020г. ФИО2 в адрес ООО «Управляющая компания» направлен ответ на претензию в порядке досудебного урегулирования (л.д.14)

24 декабря 2021г. в адрес ФИО2 ООО «Управляющая компания» вновь была направлена претензия об оплате задолженности, в которой ответчику предлагалось в срок до 25.01.2022г. погасить имеющуюся у неё задолженность. Претензия была ФИО2 получена (л.д.18, 19, 20).

Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии с ч.14 155 ст.Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Учитывая, что неустойка (пени) по своей природе носит компенсационный характер, является способом обеспечения исполнения обязательства должником, направлена на восстановление прав кредитора, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства, а потому должна соответствовать последствиям нарушения. Таким образом требование истца о взыскание пени является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Истцом ответчику начислена пени за несвоевременное и неполное внесение платы в сумме 3 602 руб. 49 коп. за период с 25.01.2020г. по 05.04.2020г. и с 01.01.2021г. по 31.03.2022г., исключая период действия моратория.

Разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию пени, суд приходит к следующему выводу.

Представленный суду расчет пени проверен и признан верным (л.д.63)

В силу п. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Судом был рассмотрен вопрос о возможности применения положений 333 ГК РФ об уменьшении размера неустойки.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 мая 2013 года, применение судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по делам, возникающим из кредитных правоотношений, возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

Ответчик возражений по данному поводу не представила, о снижении размера неустойки (пени) не заявила. С учетом конкретных обстоятельств дела, соотношения суммы задолженности и начисленной неустойки, длительности неисполнения обязательств, специфики конкретных правоотношений, оснований для снижения неустойки (пени), по мнению суда не имеется.

Суд считает, что требование о взыскании с ответчика ФИО2 в пользу истца пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате коммунальных платежей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, суд считает сумму задолженности по жилищно-коммунальные услуги в размере 37 856 руб. 97 коп. том числе содержанию жилого помещения в сумме 36779 руб. 02 коп. за период с 15.11.2019г. по 30.06.2022г., тепловую энергию для горячего водоснабжения в размере 1 077 руб. 95 коп. за период с 15.11.2019 по 31.12.2019г. пени за несвоевременное и неполное внесение платы в сумме 3602 руб. 49 коп. за период с 25.01.2020г. по 05.04.2020г. и с 01.01.2021г. по 31.03.2022г. обоснованной и подлежащей взысканию в пользу истца с ответчика.

В силу положений ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного Кодекса.

Истцом так же заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в сумме 1443 руб. 78 коп..

В подтверждение понесенных в связи с рассмотрением дела в суде судебных расходов истцом представлены два платежных поручения от 31.1.2022г. на сумму 975 руб. 20 коп. и от 30.06.2022г. на сумму 973 руб. 47 коп.(л.д.3,4)

Следовательно, общая сумма, уплаченная ТСЖ «Орджоникидзе 56» государственной пошлины составила 1948 руб. 67 коп.

В связи с уменьшением размера заявленных требований с ФИО2 с учетом положений ст. 333.19 НК РФ в пользу ТСЖ «Орджоникидзе 56» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 443 руб. 78 коп..

Так же истцом заявлены требования о взыскании с ответчика в пользу ТСЖ «Орджоникидзе 56» расходов по оплате направлении почтовой корреспонденции.

Из представленных истцом доказательств следует, что ТСЖ «Орджоникидзе 56» понесла расходы по оплате услуг почтовой связи в связи с направлением копии документов по делу в адрес ответчика ФИО2

Суду представлен подлинник кассового чека об оплате услуг АО «Почта России» в сумме 60 руб. (л.д.41). Данные расходы суд признает обоснованными и подлежащими возмещению за счет ответчика в полном размере.

Предоставленные суду ксерокопии кассовых чеков суд не может принять в качестве доказательств подтверждающий факт оплаты услуг почты. Так как считает, что надлежащими доказательствами подтверждающими факт несения и размер расходов по оплате почтовой корреспонденции являются только подлинники платежных документов, которые суду представлены были не в полном объеме.

Следовательно, судебные расходы истца по направлению почтовой корреспонденции по делу могут быть удовлетворены только в размере 60 руб. в остальной части в удовлетворении требований следует отказать.

Та же представителем истца заявлены требования о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 504 руб. 89 коп.

Суд считает установленным, что при подаче иска в суд ТСЖ «Орджоникидзе 56» согласно представленных суду платежных поручений уплачено государственная пошлина в сумме 1948 руб. 67 коп С учетом размер государственной пошлины подлежащей возмещению истцу ответчиком ФИО2 - 1443 руб. 78 коп. Излишне уплаченная государственная пошлина составила 504 руб. 89 коп.(1948 руб. 67 коп. - 1443 руб. 78 коп..)

В соответствии со ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ч.10 ст. 333.20 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.

По общему правилу, изложенному в пункте 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, с представлением определения суда о возврате излишне уплаченной госпошлины и платежного документа.

Согласно ст. 333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае оставления заявления без рассмотрения. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

При указанных обстоятельствах ТСЖ «Орджоникидзе 56» подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 504 руб. 89 коп.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Товарищества собственников жилья «Орджоникидзе 56» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей, пени и судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу ТСЖ «Орджоникидзе 56» денежные средства в сумме 42963 (сорок две тысячи девятьсот шестьдесят три) рубля 24 копейки, в том числе:

задолженность за содержание жилого помещения за период с 15.11.2019г. по30.06.2022г. в сумме 36 779 руб. 02 коп. ;

задолженность по оплате за тепловую энергию для горячего водоснабжения за период с 15.11.2019г. по 31.12.2019г. в сумме 1 077 руб. 95 коп.;

пени за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 25.01.2020г. по 05.04.2020г. и с 01.01.2021г. по 31.03.2022г. в сумме 3 602 руб. 49 коп.;

расходы по оплате госпошлины в сумме 1 443 руб. 78 коп.;

расходы по оплате почтовой корреспонденции вразмере 60 руб. 00 коп.

Вернуть ТСЖ «Орджоникидзе 56» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 504 ( пятьсот четыре) руб. 89 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца с даты его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: О.В. Игуменова

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2022г.