РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации «22» августа 2022 года село Большая Глушица Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Лигостаева Д.А., при секретаре судебного заседания Добрышкиной И.П., с участием прокурора Темрешова Т.В., ФИО1 – представителя ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-658/2022 по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства, третье лицо – Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, обязать совершить определенные действия, установил: Самарская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с иском к Муниципальному унитарному предприятию Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства, третье лицо – Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, обязать совершить определенные действия, а именно возместить ущерб водным биологическим ресурсам. Из иска следует, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в деятельности МУП Большеглушицкого района Самарской области производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - общество). В результате проверки было установлено, что Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства обществу выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ о согласовании деятельности по забору воды. В рамках компенсационных (восстановительных) мероприятий для компенсации вреда (ущерба), нанесенного при выполнении работ по забору воды, общество обязано произвести выпуск в Саратовское водохранилище за 2019 год 1998 экземпляров стерляди навеской 1,5 грамм и 1019 экземпляров толстолобика навеской 25 грамм и за 2020 и 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ экземпляров стерляди навеской 1,5 грамм и 1021 экземпляров толстолобика навеской 25 грамм, но своих обязательств не выполнило, ущерб водным биологическим ресурсам не был возмещен. Руководствуясь положениями Конституции РФ, ГК РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99 «Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов», ст. 45 ГПК РФ, Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», природоохранный прокурор, уточняя просительную часть иска, просил суд обязать Муниципальное унитарное предприятие Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства возместить ущерб водным биологическим ресурсам путем осуществления выпуска в Саратовское водохранилище 4000 экземпляров молоди стерляди навеской 1,5 грамм и 2040 молоди толстолобика навеской 25 грамм, в рамках согласованной со Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства деятельности по забору воды, по истечении 1 (Одного) года с момента вступления в законную силу настоящего решения. В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования, просил удовлетворить их. Ответчиком возражений по существу заявленных требований не представлено, представителем ответчика было пояснено, что ответчик в свое время не принял должных мер по урегулированию порядка возмещения ущерба водным биологическим ресурсам, в связи с чем в настоящее время вынужден возмещать такой ущерб согласно взятых ранее обязательств. Третьим лицом иск прокурора был поддержан, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав доводы прокурора, объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора по следующим основаниям: В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 Конституции РФ). В силу ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. Прокурор может обращаться в суд с заявлением в соответствии со ст. 45 ГПК РФ целях защиты прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям и в пределах таковых. В соответствии с ч.1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В силу ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов. Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99 «Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов». Фактом осуществления компенсации ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, подтверждается подписанным сторонами актом выполненных работ по договору по искусственному воспроизводству водных биоресурсов. В силу Устава Муниципального унитарного предприятия Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства таковое имеет в качестве своей цели удовлетворение потребностей населения и потребителей в жилищно-коммунальных услугах на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района Большеглушицкий Самарской области, осуществление предпринимательской деятельности, извлечение прибыли (п. 3.1). Установлено, что Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства обществу выдано заключение от 15.10.2018 № 4/11965 о согласовании деятельности Муниципального унитарного предприятия Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства по забору воды (заключение от 15.10.2018). Установлено, что в рамках компенсационных (восстановительных) мероприятий для компенсации вреда (ущерба), нанесенного при выполнении ответчиком работ по забору воды, таковой обязан был произвести выпуск в Саратовское водохранилище за 2019 год 1998 экземпляров стерляди навеской 1,5 грамм и 1019 экземпляров толстолобика навеской 25 грамм и за 2020 и 1 квартал 20ДД.ММ.ГГГГ экземпляров стерляди навеской 1,5 грамм и 1021 экземпляров толстолобика навеской 25 грамм. Установлено, что своих обязательств ответчик не выполнил, ущерб водным биологическим ресурсам не был возмещен. Указанные обстоятельства подтверждены представлением природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, ответом Муниципального унитарного предприятия Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства на представление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому интересуемые обязательства ответчиком не выполнены по причине отсутствия денежных средств, равно как и не оспаривается представителем ответчика, третьим лицом. Из заключения о согласовании деятельности Муниципального унитарного предприятия Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства по забору воды следует, что забор воды ответчиком осуществляется на водозаборном сооружении ответчика, которое географически находится в районе бассейна реки Большой Иргиз. Общеизвестным является тот факт, что река Большой Иргиз протекает по Самарской и Саратовской областям и является левым притоком реки Волга, а Саратовское водохранилище, о котором идет речь в заключении, приведенном выше, является крупным водохранилищем на реке Волга (данные Википедии), соответственно река Большой Иргиз является одним из впадающих водотоков данного водохранилища, которое также является рыбохозяйственным водоемом с естественным воспроизводством рыб. В соответствии со ст. 3 приведенного выше Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку соглашается с доводами прокурора о том, что бездействием ответчика в данной ситуации при установленных выше обстоятельствах нарушены права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), то есть нарушаются права собственника по рациональному использованию природных ресурсов, кроме того в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы также находятся в федеральной собственности. Аналогичным образом нарушены права и неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, в том числе населения, проживающего в районе протекания вышеуказанного водного объекта, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно, но права которых нарушены по причине негативного влияния хозяйственной деятельностью ответчика на водный объект, в том числе и право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ. На основании изложенного выше, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить иск прокурора. Обязать Муниципальное унитарное предприятие Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства, ИНН № возместить ущерб водным биологическим ресурсам путем осуществления выпуска в Саратовское водохранилище 4000 экземпляров молоди стерляди навеской 1,5 грамм и 2040 молоди толстолобика навеской 25 грамм, в рамках согласованной со Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства деятельности по забору воды, по истечении 1 (Одного) года с момента вступления в законную силу настоящего решения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента подготовки решения в окончательной форме через Большеглушицкий районный суд Самарской области. Решение подготовлено в окончательной форме 22 августа 2022 года Председательствующий подпись |