ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-659/2021 от 10.03.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-659/2021

УИД 79RS0002-01-2021-000900-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2021 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Кривошеевой И.В.,

с участием:

помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Ревуцкий Р.С.,

представителя ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» Фырковой В.В., Фёдорова К.С.,

при секретаре Матюшенко С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по инженерной защите в п. Новый в г. Биробиджан ЕАО от подтопления и затопления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Биробиджана ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по инженерной защите в п. Новый в г. Биробиджан ЕАО от подтопления и затопления. Требование мотивировано тем, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка соблюдения органами, местного самоуправления требований законодательства при создании и функционировании системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации). Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 № 385-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области», на территории Еврейской автономной области с 08.00 2 августа 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации (чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в 2019 году). Постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 19.08.2019 № 1529 «О введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» с 12.00 18 августа 2019 года органы управления и силы городского звена областной подсистемы РСЧС переведены в режим функционирования «Чрезвычайная ситуация». Приложением № 3 постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 19.08.2019 № 1529 установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории муниципального образования «Город Биробиджан» в 2019 году. Согласно вышеуказанному приложению, в границах чрезвычайной ситуации оказались улицы поселка Новый - границы зон ЧС по адресам: ул. Мира, ул. Кольцевая, пер. Высокий, пер. Путейский (далее - поселок Новый) в г. Биробиджане. Постановление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 15.10.2020 № 1499 «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления», установлены границы зон чрезвычайной ситуации, на территории муниципального образования «Город Биробиджан» в 2020 году. Приложением № 1 постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 15.10.2020 № 1499 установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной чрезвычайной ситуации. В границах чрезвычайной ситуации повторно оказались улицы поселка Новый - границы зон ЧС по адресам: ул. Мира, ул. Кольцевая, пер. Высокий, пер. Путейский в г. Биробиджане. В связи с повторным подтоплением домов в поселке Новый, по вышеуказанным адресам в 2020 году, прокуратурой города 14.09.2020 в мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Исходя из ответа мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО на представление прокуратуры, следует, что принимаемые мэрией муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО меры по организации водоотведения в поселке Новый в г. Биробиджане недостаточны, а так же не эффективны. Поселок Новый в г. Биробиджане продолжает подвергаться регулярному подтоплению вследствие выпадения атмосферных осадков. Согласно ответу мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 10.12.2020 № 8684 в бюджет городского округа на 2021 денежные средства на организацию систем инженерной защиты от подтопления и затопления в поселке Новый не предусмотрены. Так же факт о неэффективности принимаемых мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО мер по водоотведению в поселке Новый подтверждаются многочисленными обращениями жителей поселка Новый по фактах ежегодного подтопления и затопления принадлежащих им земельных участков и жилых домов.

Что свидетельствует о неэффективности мер, принимаемых мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, направленных на отведение ливневых сточных вод, надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа. Меры по предупреждению подтопления являются одним из условий безопасного строительства объектов и их последующей эксплуатации, а также организации систем водоснабжения, водоотведения и транспортного сообщения, исходя из положений п. 1 ч. 4 ст. 41.2 Градостроительного кодекса РФ, п. п. 8, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на мэрию города следует возложить обязанность обеспечить проведение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение подтопления вышеуказанной территории. Бездействие мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО выразившееся в непринятии мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) в поселке Новый в г. Биробиджане, влечет за собой нарушение прав граждан на безопасное передвижение по улично-дорожной сети на территории г. Биробиджана и создает предпосылки возникновению вреда жизни и здоровью граждан, а так же порче имущества. Просит обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО организовать проведение мероприятий по инженерной защите в пос. Новый в г. Биробиджане по адресам: ул. Мира, ул. Кольцевая, пер. Высокий, пер. Путейский, от подтопления и затопления в соответствии с требованиями пункта 4.9 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 № 964-пр – свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления».

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджан Ревуцкий Р.С. заявленные требования поддержал в полном объёме по доводам заявления. Срок исполнения решения суда просил установить – до 01.08.2021.

Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Фыркова В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме. По существу поддержала доводы возражений на исковое заявление. В случае удовлетворения исковых требований прокурора просила установить срок исполнения решения суда – до 31 августа 2023 года, поскольку для организации необходимых мероприятий требуется поэтапное проведение масштабных работ и значительные финансовые средства на производство указанных работ.

Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Федоров К.С. поддержал пояснения Фырковой В.В.

Представители третьих лиц Управления ЖКХ мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, МУП «Водоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд с учётом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением требований действующего законодательства при создании и функционировании системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации).

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Таким образом, учитывая изложенное и подп. 4 п. 1 статей 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов создания и функционирования системы приёма дренажных вод и ливневой канализации относится к вопросам местного значения поселений и городских округов в рамках организации в границах муниципального образования водоотведения.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Применительно к настоящему делу к вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года №154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).

В частности, Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Из материалов дела следует, что постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 19.08.2019 № 1529 «О введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» с 12.00 18 августа 2019 года органы управления и силы городского звена областной подсистемы РСЧС переведены в режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Согласно приложению 3 в границах чрезвычайной ситуации оказались улицы поселка Новый - границы зон ЧС по адресам: ул. Мира, ул. Кольцевая, пер. Высокий, пер. Путейский (далее - поселок Новый) в г. Биробиджане.

В рамках проведённой прокурорской проверки выявлено, что в посёлке Новый отсутствуют инженерные сооружения, осуществляющие эффективное водоотведение с территории посёлка.

В связи с чем, 11.09.2020 в мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Согласно ответу мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 12.10.2020 доводы, изложенные в представлении, нашли своё подтверждение и приняты к сведению. В настоящее время отсутствуют технические решения по отводу паводковых вод с территории п. Новый в г. Биробиджане. Мэрией города запланировано привлечение специализированной организации в 2021 года для разработки проектной документации по защите поселка от затоплений и подтоплений, после чего будут приняты меры по её реализации.

Доводы прокурора также подтверждаются ответом мэрии города от 15.12.2020, адресованным заместителю прокурора г. Биробиджан, из которого следует, что в настоящее время в районе п. Новый отсутствует система водоотведения, при этом ее устройство усложняется рельефом местности (отсутствие значительных перепадов для сброса паводковых вод.). Для проведения мероприятий по водоотведению с территории п. Новый необходима разработка проектных технических решений водоотведения.

В соответствии с п. 4.1 Свода правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления»при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральными планами и территориальными комплексными схемами градостроительного планирования.

Средства инженерной защиты от затопления и подтопления определены пунктом 6.1 Свода правил 104.13330, в соответствии с положениями которого, защиту территорий от затопления следует осуществлять: обвалованием территорий со стороны реки, водохранилища или другого водного объекта; искусственным повышением рельефа территории до незатопляемых планировочных отметок; аккумуляцией, регулированием, отводом поверхностных сбросных и дренажных вод с затопленных, временно затопляемых, орошаемых территорий и низинных нарушенных земель. Для защиты территорий от подтопления следует применять: дренажные системы; противофильтрационные экраны и завесы, проектируемые по СП 22.13330; вертикальную планировку территории с организацией поверхностного стока, прочистку открытых водотоков и других элементов естественного дренирования и регулирование уровенного режима водных объектов.

При этом отвод поверхностного стока с защищенной территории следует осуществлять в водоемы, водотоки, овраги, в общегородские канализационные системы с учетом требований 6.1.3 (п. 6.1.2.6 Свода правил 104.13330).

Сооружения, регулирующие поверхностный сток на защищаемых от затопления территориях, следует проектировать с учетом расчетного расхода поверхностных вод, поступающих на эти территории (дождевые и талые воды, временные и постоянные водотоки), принимаемый в соответствии с классом защитного сооружения (п. 6.1.3.1 Свода правил 104.13330).

При выборе систем дренажных сооружений должны быть: учтены геологическое строение территории, ее форма и размер в плане, характер движения подземных вод, фильтрационные свойства и емкостные характеристики водоносных пластов, область распространения водоносных слоев с учетом условий питания и разгрузки подземных вод; определены количественные величины составляющих баланса подземных вод; составлен прогноз подъема уровня подземных вод и снижения его при осуществлении защитных мероприятий (п. 6.1.4.1 Свода правил 104.13330).

Согласно п. 8.4.1 Свода правил 104.13330 при проектировании дренажных систем для предотвращения подтопления территорий надлежит выполнять требования настоящего свода правил, а также СП 103.13330 и 100.13330.

При проектировании дренажных систем предпочтение следует отдавать системам с отводом воды самотеком. Дренажные системы с принудительной откачкой воды требуют дополнительного обоснования (п. 8.4.2 Свода правил 104.13330).

Учитывая, что факт ненадлежащего обустройства водоотведения в п. Новый в г. Биробиджане нашёл своё подтверждение в ходе судебного заседания и ответчиком не отрицается, принимая во внимание, что организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий, суд приходит к выводу, что на ответчика следует возложить обязанность организовать проведение мероприятий по инженерной защите в посёлке Новым в г. Биробиджане по адресам: ул. Мира, ул. Кольцевая, пер. Высокий, пер. Путейский от подтопления и затопления в соответствии с требованиями пункта 4.9 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 № 964-пр – свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15.-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления».

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, принимая во внимание возражения ответчика относительно невозможности организации и проведения всего комплекса необходимых работ в срок, указанный прокурором, значимость разрешаемого вопроса, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 31 декабря 2021 года организовать проведение мероприятий по инженерной защите в посёлке Новый в г. Биробиджане по адресам: ул. Мира, ул. Кольцевая, пер. Высокий, пер. Путейский, от подтопления и затопления в соответствии с требованиями пункта 4.9 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 № 964-пр – свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15.-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Кривошеева

Мотивированное решение изготовлено 17.03.2021.