ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-65/18 от 05.04.2018 Вагайского районного суда (Тюменская область)

Дело №2-65/2018РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

с.Вагай Вагайского района Тюменской области 05 апреля 2018 года

Вагайский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Симонова С.Н., при секретаре судебного заседания Плесовских О.В., с участием представителя истца администрации Вагайского муниципального района Пушкаревой Т.С., ответчика Алимовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Вагайского муниципального района к Алимовой Д.А. о возврате денежных средств в размере 260510,05 рублей в местный бюджет,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Вагайского муниципального района обратились в суд с иском к Алимовой Д.А о возврате денежных средств в размере 260510,05 рублей в местный бюджет указывая на то, что распоряжением администрации Вагайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-р, Алимова Д.А. (далее по тексту - Алимова Д.А.) и ее семья, была включена в список молодых семей (молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на 2016 год (Приложение | №1,2 ).

Алимовой Д.А. ДД.ММ.ГГГГ была выдана социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 2 028 348,00 (два миллиона двадцать восемь тысяч триста сорок восемь рублей 00 коп.) (Приложение №3).

Расчет размера предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в размере 2 028 348,00 (Приложение №4), производился на основании Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013. года № 598 «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», из заявленной ответчиком площади строящегося индивидуального дома, которая на момент предоставления социальной выплаты составляла -149,96 кв. м.(Приложение №5).

В декабре 2017 Алимова Д.А. предоставила в администрацию Вагайского муниципального района выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющую проведенную ей государственную регистрацию права на дом находящегося по адресу: <адрес> кадастровым № объекта от «02» июня 2017 г. (приложение №6). В выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним : площадь индивидуального дома - 176,70 кв.м., что не соответствует ранее заявленной.

В соответствии с установленным порядком предоставления социальных выплат, стороны заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальные выплаты (далее по тексту - договор)(Приложение ) в соответствии с п.1.3, договора «В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади Построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической площади жилья.

Социальная выплата пересчитывается пропорционально долям средств местного, областного и федерального бюджета, указанных в п. 1.2. настоящего договора».

На основании договора и п.1.12. Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2014 № 106-п, Департаментом АПК Тюменской области размер социальной выплаты пересчитан приказом Департамента АПК Тюменской области от 21.12.2017 № 1559-п (Приложение № 8).

В декабре 2017 года по причине выявления факта нецелевого использования денежных средств, Алимовой Д.А. было направлено уведомительное письмо об осуществлении возврата денежных средств в размере 260 510,05 (двести шестьдесят тысяч пятьсот десять) рублей 05 коп. в местный бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о пересчете социальной выплаты (Приложение №9,10). В настоящее время Алимова Д.А. в устной форме отказалась осуществить возврат денежных средств. В связи с чем просит обязать Алимову Д.А. осуществить возврат денежных средств в размере 260 510, 05 руб. в местный бюджет.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен кадастровый инженер <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца Администрации Вагайского муниципального района ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась пояснила, что дом строили согласно сметы, общая площадь дома была согласована с администрацией, при строительстве самовольно площадь и размеры дома не увеличивали. В настоящее время проведена реконструкция дома по разрешению администрации Вагайского муниципального района, в доме возведена печь отопления, убрано крыльцо, площадь которого входила в общую площадь дома, в результате общая площадь дома составляет 149,6 кв.м.

Третье лицо <данные изъяты> судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия. В предыдущем судебном заседании <данные изъяты>. пояснил, что он 24.11.2015 года подготовил технический план объекта незавершенного строительства расположенного по адресу: <адрес> Общая проектируемая площадь согласно технического плана составляет 140 кв.м. Готовность была 19% (залит фундамент). Общая площадь расчитывалась на основании Приказа Минэкономразвития РФ №531 от 30.09.2011 года «Об утверждении требований к определению площади здания, помещения». Согласно данного приказа в общую площадь не включались площади внутренних перегородок, балконов, лоджий, веранд террас. 15 мая 2017 года им был подготовлен технический план построенного здания. Согласно данного технического плана площадь объекта составляет 176,7 кв. Данная площадь расчитывалась уже на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 01 марта 2016 года №90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». На основании этого приказа в площадь здания уже включается площади внутренних перегородок, площади балконов, лоджий, террас и веранд, лестничных площадок. Фактически же площадь строящегося дома не увеличилась, а изменились правила расчета площади.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 598 от 15.07.2013утвержденафедеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года». Приложением №4 к федеральной целевой программе « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам российской федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение).

Основными целями программы являются, в том числе, повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

Согласно п.32 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют также молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 обратилась в орган местного самоуправления – Администрацию Вагайского муниципального района с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и на получение субсидии на строительство индивидуального жилого помещения.

Распоряжением Администрации Вагайского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО2 в составе <данные изъяты> включена в список молодых семей (молодых специалистов) изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, на 2016 год.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. и ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Вагайского муниципального района, членом молодой семьи (молодым специалистом) ФИО2 и ее работодателем МАОУ «Бегишевская СОШ» заключен трехсторонний Договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Факт получения социальной выплаты в размере 2028348 рублей ответчик не оспаривает.

Согласно пункта 2.1.1 Договора ФИО2 приняла на себя обязательства использовать социальную выплату на строительство жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам)- участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года.

Согласно п.1.10 Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам)- участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года: Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной уполномоченным исполнительным органом государственной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках (направления) подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в Тюменской области на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.

На основании приказа Департамента агорпромышленного комплекса Тюменской области от 25.02.2016 года №142-п стоимость 1 кв.м общей площади жилья по Вагайскому району на 2016 год составляет 32196 рублей (5х18х32196х0,7).

Социальная выплата предоставляется в размере 70% от средней стоимости жилья, и согласно представленного расчета на семью из 5 человек составляет 2028348 рублей (5 чел.х18 кв.м. х 32196руб.х0,7).

Пунктом 1.11 Положения предусмотрено, что молодые семьи (молодые специалисты) вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 1.10 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты ими за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.

Согласно п.1.12 Положения, в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Как следует из п.4.7 Положения, при строительстве жилого дома (возведении пристраиваемого жилого помещения) молодые семьи (молодые специалисты) в течение срока действия свидетельства представляют в орган местного самоуправления для составления акта обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения):

-копию разрешения на строительство жилого дома (разрешения на реконструкцию - при возведении пристраиваемого жилого помещения);

-смету на строительство, согласованную органом местного самоуправления, в которой должен содержаться перечень работ, материалов и оборудования, необходимых для строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), с указанием их стоимости;

-схему строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), подписанную застройщиком, с указанием размера и площади строящегося жилого дома.

Судом установлено, что ответчиком ФИО2 было представлено разрешение на строительство жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, локально-сметный расчет согласованный с администрацией Вагайского муниципального района с указанием общей стоимости работ-4958365 руб., схема строительства жилого дома, с указанием размера и площади строящегося дома- 149,96 кв.м.

Согласно п.4.7.2 Положения Жилой дом считается имеющим 30-процентную готовность при 100-процентном устройстве фундамента жилого дома и 100-процентном строительстве наружных стен жилого дома.

В материалы дела представлен Акт обследования строящегося жилого дома, подтверждающий готовность строящегося жилого дома, составленный Администрацией Вагайского муниципального района 18.08.2016 года согласно которого площадь строящегося дома составляет 149,96 кв.м., готовность фундамента -100%, готовность наружных стен- 100%.

Согласно технического плана объекта незавершенного строительства расположенного по адресу: <адрес> подготовленного кадастровым инженером <данные изъяты>С. 24.11.2015 года, площадь объекта незавершенного строительства составляет 140 кв.м.

Согласно п.2.3.7 Договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты Администрация осуществлять проверку договоров подряда, оказания услуг, купли продажи материалов, оборудования и др. при строительстве жилого дома, установить соответствие построенного жилого помещения требованиям, указанным в п.2.1.1 указанного договора.

Как следует из объяснения представителя истца ФИО1 нарушений условий указанного договора при строительстве жилого дома выявлено не было, стоимость 1 кв.м. общей жилой площади не была меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти.

Между тем согласно технического плана здания расположенного по адресу: <адрес> подготовленного 15 мая 2017 года кадастровым инженером <данные изъяты>. общая площадь здания составляет 176,7 кв.м.

02.06.2017 года на основании договора аренды земельного участка и технического плана здания от 18 мая 2017 года зарегистрировано право общей долевой собственности на здание расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 176,7 кв.м.

В судебном заседании установлено, что разница в общей площади здания и объекта незавершенного строительства возникла вследствие того что при определении общей площади здания кадастровый инженер руководствовался Приказом Минэкономразвития РФ от 01 марта 2016 года №90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». На основании этого приказа в общую площадь здания включаются площади внутренних перегородок, площади балконов, лоджий, террас и веранд, лестничных площадок, тогда как при определении площади объекта незавершенного строительства не включались площади внутренних перегородок, балконов, лоджий, веранд террас согласно.

В связи с включением о общую площадь здания балкона, крыльца и внутренних перегородок увеличилась общая площадь здания до 176,7 кв.м., соответственно уменьшилась стоимость 1 кв.м общей площади здания (4958365 руб./ 176,7 кв.м.=28060,92 руб.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Учитывая, что ответчик осуществил строительство жилого дома согласно локального- сметного расчета, на указанную в нем общую сумму строительных работ, размеры и фактическая общая площадь здания ответчиком при строительстве не увеличивалась по отношению к размерам и общей площади объекта незавершенного строительства, данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства не оспаривалось представителем истца, ответчик не мог предвидеть изменение на законодательном уровне методики определения общей площади здания, в связи с чем суд вины Ответчика не усматривает. Нецелевого использования ответчиком денежных средств не установлено.

Кроме того ответчиком в суд представлено разрешение на реконструкцию здания и технический план подготовленный кадастровым инженером <данные изъяты>.В. 02.04.2018 года, согласно которого в здании возведена отопительная печь, убрана (снесена) ненесущая перегородка в тамбуре на первом этаже, в результате чего вход в дом осуществляется непосредственно с улицы. Площадь здания после реконструкции составляет 149,6 кв.м.

Оценив собранные по делу доказательства, в их совокупности суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Администрацией Вагайского района требований.

Не основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации Вагайского муниципального района к ФИО2 о возврате денежных средств в размере 260510,05 рублей в местный бюджет, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вагайский районный суд Тюменской области.

Судья С.Н.Симонов