ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-65/20 от 06.01.2020 Каргапольского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-65/2020

УИД 45RS0006-01-2020-000027-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Каргаполье 6 февраля 2020 года

Каргапольский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Гончарука С.Е.,

при секретаре судебного заседания Шестаковой Г.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) о признании решения в части незаконным, зачёте периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное), далее УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное), о признании решения в части незаконным, зачёте периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указала, что решением УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) от 05.12.2019 №* ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Из её педагогического стажа были исключены периоды курсов повышения квалификации и учебные отпуска: с 15.09.1997 по 26.09.1997, с 11.11.2002 по 22.11.2002, с 10.04.2006 по 14.04.2006, с 24.03.2008 по 04.04.2008, с 24.02.2009 по 13.03.2009, с 13.04.2009 по 30.04.2009, с 12.10.2009 по 30.10.2009, с 01.02.2010 по 19.02.2010, с 09.03.2010 по 18.03.2010, с 20.04.2010 по 30.04.2010, с 23.01.2012 по 03.02.2012, с 10.02.2014 по 12.02.2014, а также периоды карантина: с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016. С данным решением ответчика она не согласна. Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы и проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности педагогических работников. В периоды повышения квалификации сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой производились удержания в Пенсионный фонд. В периоды карантина производилась выплата заработной платы в полном размере и оплата страховых платежей в Пенсионный фонд РФ. Полагала, что оспариваемые периоды подлежат зачёту в её специальный стаж. Просила признать решение УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) от 05.12.2019 №* в части отказа в зачёте в её специальный стаж оспариваемых периодов недействительным, обязать ответчика засчитать в её специальный стаж оспариваемые периоды работы: с 15.09.1997 по 26.09.1997, с 11.11.2002 по 22.11.2002, с 10.04.2006 по 14.04.2006, с 24.03.2008 по 04.04.2008, с 24.02.2009 по 13.03.2009, с 13.04.2009 по 30.04.2009, с 12.10.2009 по 30.10.2009, с 01.02.2010 по 19.02.2010, с 09.03.2010 по 18.03.2010, с 20.04.2010 по 30.04.2010, с 23.01.2012 по 03.02.2012, с 10.02.2014 по 12.02.2014 (периоды курсов повышения квалификации, учебных отпусков), с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016 (периоды карантина), назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 22.11.2019, взыскать с ответчика в её пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) в судебное заседание не явился. В возражении на иск от 31.01.2020 начальник Управления ФИО2 просил отказать ФИО1 в удовлетворении иска. Указал, что на момент обращения в УПФР истцом представлены документы, подтверждающие специальный стаж педагогической деятельности в течение 24 лет 07 месяцев 08 дней (требуется 25 лет), поэтому право на досрочную пенсию у неё не возникло. Оспариваемые периоды курсов повышения квалификации, учебные отпуска и карантин не зачтены в стаж педагогической деятельности в соответствии с Разъяснениями Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 и Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. Оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством на основе представленных для установления пенсии документов и оценки содержащихся в них сведений. Следовательно, право на получение досрочной пенсии у истца не возникло. Доказательств неправомерности принятого решения истицей не представлено. Полагал, что согласно пп.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) освобождено от уплаты государственной пошлины.

Заслушав объяснения истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд пришёл к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

На основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

С 01.01.2019 пенсия педагогам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Согласно Приложения 7 к вышеуказанному Федеральному закону № 400-ФЗ данный период в 2019 году составляет 12 месяцев. Вместе с тем, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше (ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 19 названного Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённым Постановлением Правительства РФ 29.10.2002 №781, подтверждено право учителя на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, что Смоленских (до брака <данные изъяты>) Елена Васильевна, {дата} года рождения, 22.11.2019 обратилась в УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ответчика №* от 05.12.2019 истцу было отказано в назначении указанной пенсии. К зачету в специальный стаж приняты периоды работы истца продолжительностью 24 года 7 месяцев 08 дней. Ответчиком отказано в зачёте в специальный стаж истца следующих периодов: с 15.09.1997 по 26.09.1997, с 11.11.2002 по 22.11.2002, с 10.04.2006 по 14.04.2006, с 24.03.2008 по 04.04.2008, с 24.02.2009 по 13.03.2009, с 13.04.2009 по 30.04.2009, с 12.10.2009 по 30.10.2009, с 01.02.2010 по 19.02.2010, с 09.03.2010 по 18.03.2010, с 20.04.2010 по 30.04.2010, с 23.01.2012 по 03.02.2012, с 10.02.2014 по 12.02.2014 (периоды курсов повышения квалификации, учебных отпусков), с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016 (периоды карантина), в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности, поскольку требуется 25 лет специального стажа с применением положений части 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (страховая пенсия по старости назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 указанного Федерального закона).

Суд находит указанное решение ответчика незаконным в части отказа ФИО1 в зачёте в её специальный стаж следующих периодов: с 15.09.1997 по 26.09.1997, с 11.11.2002 по 22.11.2002, с 10.04.2006 по 14.04.2006, с 24.03.2008 по 04.04.2008, с 09.03.2010 по 18.03.2010, с 23.01.2012 по 03.02.2012, с 10.02.2014 по 12.02.2014 - курсы повышения квалификации, с 24.02.2009 по 13.03.2009, с 13.04.2009 по 30.04.2009, с 12.10.2009 по 30.10.2009, с 01.02.2010 по 19.02.2010, с 20.04.2010 по 30.04.2010 - учебные отпуска, с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016 - периоды карантина.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с 08.11.1994 принята на работу учителем истории в <данные изъяты> школу, которая впоследствии неоднократно переименовывалась, 20.08.1997 переведена учителем русского языка, с 01.09.2002переведена учителем начальных классов, работает по настоящее время в должности учителя МКОУ «<данные изъяты>».

Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, уточняющей справкой, выданной МКОУ «<данные изъяты>» от {дата}№*, исторической справкой МКОУ «<данные изъяты>» без даты.

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка является поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В силу ст. ст. 112 и 116 КЗоТ РФ за работниками, направленными для повышения квалификации с отрывом от производства и в служебные командировки сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством (средний заработок). Указанная норма сохранена и в действующем законодательстве - ст. ст. 167, 187 Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 196 ч. 2 ТК РФ, работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно ст. 197 ч. 1 ТК РФ, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, как прежним, так и ныне действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя по направлению работников на курсы повышения квалификации и право работника на профессиональную подготовку, а также гарантии для работников, обучающихся в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации в виде сохранения средней заработной платы и рабочего места.

В периоды с 15.09.1997 по 26.09.1997, с 11.11.2002 по 22.11.2002, с 10.04.2006 по 14.04.2006, с 24.03.2008 по 04.04.2008, с 09.03.2010 по 18.03.2010, с 23.01.2012 по 03.02.2012, с 10.02.2014 по 12.02.2014 ФИО1 находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается справкой ГАОУ ДПО ИРОСТ от 20.12.2019 №*, приказами от 11.11.2002 №*, от 05.04.2006 №*, от 20.03.2008 №*, от 06.03.2010 №*, от 21.01.2012 №*, от 06.02.2014 №*, представленными удостоверениями о краткосрочном повышении квалификациирегистрационные №*{дата} год, №* за 2006 год, №* за 2008 год, №* за 2010 год, №* за 2012 год, №* от 12.02.2014.

Указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж ФИО1 в связи с тем, что истец фактически занималась в эти периоды педагогической деятельностью и была направлена на курсы повышения квалификации работодателем с сохранением за ней места работы и должности в соответствии со ст.ст. 167, 187 и 196 ТК РФ, в эти периоды она получала заработную плату, с которой производились удержания страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, указанные периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации исключены ответчиком из специального стажа истца необоснованно.

На основании приказов директора МОУ «<данные изъяты>» от 14.02.2009 №*, от 08.04.2009 №*, от 10.10.2009 №*, от 30.01.2010 №*, от 01.04.2010 №*, ФИО1 предоставлялись соответственнос 24.02.2009 по 13.03.2009, с 13.04.2009 по 30.04.2009, с 12.10.2009 по 30.10.2009, с 01.02.2010 по 19.02.2010, с 20.04.2010 по 30.04.2010 оплачиваемые учебные отпуска для прохождения сессий на отделении «Теория и методика преподавания истории» факультета профессиональной переподготовки ИПК и ПРО г. Кургана. По окончании обучения ей выдан документ о профессиональной переподготовки - диплом о профессиональной переподготовкесерия №* от 30.04.2010.

Согласно ч. 1 ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения истца в учебных отпусках с 24.02.2009 по 13.03.2009, с 13.04.2009 по 30.04.2009, с 12.10.2009 по 30.10.2009, с 01.02.2010 по 19.02.2010, с 20.04.2010 по 30.04.2010 являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж истца для назначения страховой пенсии по старости.

В соответствии с п. 5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006. №69, периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе.

На основании уточняющей справки, выданной МКОУ «<данные изъяты>» от 22.11.2019 №*, приказов от 19.11.2009 №*, от 03.12.2009 №*, от 02.02.2016 №*и от 11.02.2016 №* в периоды с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016 были прекращены учебные занятия в МКОУ «<данные изъяты>» в связи с введением карантина.

В указанные периоды карантина с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016 ФИО1 находилась на работе, участвовала в методических мероприятиях: заседаниях педсовета, школьного методического объединения педагогов гуманитарного цикла, в корректировке основной образовательной программы начального общего образования, разрабатывала методические материалы к урокам, что подтверждается справкой МКОУ «<данные изъяты>» от 26.12.2019 №*, табелями учёта использования рабочего времени за ноябрь и декабрь 2009 года, февраль 2016 года.

Следовательно, периоды карантина с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016 также подлежат зачёту в специальный стаж истца.

Ответчиком засчитано в специальный стаж ФИО1 24 года 7 месяцев 03 дней по состоянию на 22.11.2019. С учетом засчитанных судом периодов курсов повышения квалификации, учебных отпусков и карантина (5 месяцев 23 дня) по состоянию на 22.11.2019 специальный стаж ФИО1 составляет более 25 лет (25 лет 0месяцев 26 дней).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

С 01.01.2019 пенсия педагогам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Согласно Приложения 7 к вышеуказанного Федеральному закону № 400-ФЗ данный период в 2019 году составляет 12 месяцев. Вместе с тем, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше (ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Таким образом, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у ФИО1 возникнет не ранее чем через 6 месяцев со дня приобретения специального стажа (28.04.2020), поэтому требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 22.11.2019 удовлетворению не подлежит.

Расходы истца по уплате государственной пошлины подтверждаются чек-ордером от 16.01.2020 на сумму 300 руб. Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Ответчик в возражении на иск указал, что УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Статьей 333.36 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины государственного учреждения, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы определены ст. 11 Конституцией РФ. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Пенсионный фонд РФ, а также его территориальные органы являются юридическими лицами с организационно-правовой формой - государственные учреждения, и они не наделены статусом государственного органа. Кроме того, Указом Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (в ред. от 26.02.2019) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Пенсионный фонд РФ не отнесен к органам исполнительной власти.

Следовательно, льготы, предоставляемые пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, не могут быть предоставлены УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) как ответчику по гражданскому делу.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) и в связи с частичным удовлетворением заявленных требований в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) от 05.12.2019 №* в части отказа ФИО1 в зачёте в её специальный стаж периодов работы: курсы повышения квалификации – с 15.09.1997 по 26.09.1997, с 11.11.2002 по 22.11.2002, с 10.04.2006 по 14.04.2006, с 24.03.2008 по 04.04.2008, с 09.03.2010 по 18.03.2010, с 23.01.2012 по 03.02.2012, с 10.02.2014 по 12.02.2014, учебные отпуска – с 24.02.2009 по 13.03.2009, с 13.04.2009 по 30.04.2009, с 12.10.2009 по 30.10.2009, с 01.02.2010 по 19.02.2010, с 20.04.2010 по 30.04.2010, карантин - с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016.

Обязать государственное учреждение - УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) засчитать в специальный стаж ФИО1 следующие периоды: курсы повышения квалификации – с 15.09.1997 по 26.09.1997, с 11.11.2002 по 22.11.2002, с 10.04.2006 по 14.04.2006, с 24.03.2008 по 04.04.2008, с 09.03.2010 по 18.03.2010, с 23.01.2012 по 03.02.2012, с 10.02.2014 по 12.02.2014, учебные отпуска – с 24.02.2009 по 13.03.2009, с 13.04.2009 по 30.04.2009, с 12.10.2009 по 30.10.2009, с 01.02.2010 по 19.02.2010, с 20.04.2010 по 30.04.2010, периоды карантина - с 20.11.2009 по 03.12.2009 и с 03.02.2016 по 11.02.2016.

Взыскать с УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В остальной части иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд в течение месяца.

Судья: Гончарук С.Е.