ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-65/2014 от 31.01.2014 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

  Мотивированное решение изготовлено 31 января 2014 года

 Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № № ******

в производстве Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга

 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации    24 января 2014 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,

 при секретаре ФИО1,

 с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4,

 представителя ответчика ФИО2,

 третьего лица территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ФИО7» о возложении обязанности,

Установил:

 <адрес>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства, обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ФИО8» о возложении обязанности.

 В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> с привлечением ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка надлежащего содержания находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда - защитного сооружения гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО) инв. № № ******, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено следующее: по адресу: <адрес> (подвальное помещение жилого дома) расположено ЗС ГО, инв. № № ******. В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения:

 - документация ЗС ГО отсутствует в полном объеме;

 - состояние системы вентиляции - в неисправном состоянии, фильтровентиляционное оборудование ФП-200 требует замены, демонтированы ЭРВ-49;

 - состояние системы энергоснабжения - неисправны электрические выключатели, а также лампы освещения в коридорах и помещении фильтровентиляционной установки;

 - состояние системы водоснабжения: требуется замена бака с аварийным запасом воды;

 - состояние системы канализации - в неисправном состоянии: требуется установка 2 смывных бачков к унитазам, запорная арматура требует замены;

 - общее состояние защитного сооружения: герметичность не обеспечена, нарушена целостность несущей конструкции (пробито отверстие под металлическую трубу);

 - отслоение штукатурки в помещении санузла, в коридоре на потолке, отсутствуют подпоры под герметические двери, отсутствует информационная табличка, инженерные сети окрашены в несоответствующий требованиям нормативных актов цвета;

 выводы комиссии: ЗС ГО не готово к приему укрываемых.

 В соответствии с п.2.3 устава ФГУП «ФИО9», утвержденного распоряжением ТУ Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № ******, одними из основных видов деятельности предприятия являются:

 - техническое обслуживание специмущества ГО;

 - проведение монтажных, пусконаладочных и регламентных работ по техническому обслуживанию фильтровентиляционного и другого оборудования в ЗС ГО;

 - эксплуатация и содержание зданий, сооружений и других объектов, являющихся федеральной собственностью и переданных предприятию в установленном порядке в хозяйственное ведение;

 - обеспечение работоспособности соответствующих инженерных коммуникаций, технических средств и оборудования, организация и выполнение всех видов ремонта, необходимых для их нормальной эксплуатации.

 ЗС ГО инв. № № ****** закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ФИО10», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 31.03.2006. Таким образом, обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на ФГУП «ФИО11».

 Объекты гражданской обороны, расположенные в жилых домах, призваны обеспечить реализацию мероприятий гражданской обороны для укрытия населения в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

 Бездействием ФГУП «ФИО12» в виде не принятия мер по надлежащему содержанию объекта гражданской обороны инв. № № ******, расположенного по адресу: <адрес>, нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.

 В связи с чем просит признать незаконным бездействие Федерального государственного унитарного предприятия по обслуживанию защитных сооружений и сооружений гражданской обороны «ФИО13», выражающееся в ненадлежащем содержании федерального имущества, имеющего статус защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер № ******, расположенного по адресу: <адрес> (подвальное помещение жилого дома). Возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие по обслуживанию защитных сооружений и сооружений гражданской обороны «ФИО14» обязанность устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер № ******, расположенного по адресу: <адрес> (подвальное помещение жилого дома), а именно:

 - восстановить систему вентиляции, смонтировать ЭРВ-49, заменить воздуховоды, заменить ФПУ-200;

 - установить исправные лампы в коридорах и помещении фильтровентиляционной установки, восстановить работоспособность электрических выключателей;

 - заменить бак с аварийным запасом воды;

 - восстановить систему канализации, установить 2 сливных бачка, заменить 2 санитарных узла (унитаза), заменить запорную арматуру;

 - обеспечить герметичность помещений защитного сооружения, установить подпоры под герметические двери, восстановить целостность несущей конструкции путем устранения отверстия под металлическую трубу;

 - окрасить инженерные сети в соответствии с требованиями нормативных актов МЧС России;

 - установить информационную табличку;

 - оштукатурить помещение санузла и потолка в коридорах.

 До рассмотрения дела по существу прокурором <адрес> уточнены исковые требования, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> с привлечением ГУ МЧС России по <адрес> проведена повторная проверка надлежащего содержания находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда - защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) инв. № № ******, расположенного по адресу: <адрес>, д. З (паспорт убежища (противорадиационного укрытия) от 13.08.2013). В ходе проверки установлено следующее.

 - документация ЗС ГО отсутствует в полном объеме;

 - состояние системы вентиляции - в неисправном состоянии: отсутствует электроручной вентилятор, ФЯР), требуется замена воздуховодов;

 - состояние системы энергоснабжения - требуется проведение ремонта электропроводки, неисправны 9 электроламп, неисправны электророзетки и автоматическая система пожарной сигнализации;

 - необходима замена резервной емкости для воды;

 - состояние системы канализации - в неисправном состоянии: отсутствует умывальная раковина, необходима замена 2 бачков и 2 унитазов;

 - отсутствует информационная табличка ЗС ГО, отслоение покрытия стен (краска), окраска воздуховодов не соответствует нормативным требованиям, необходимо проведение текущего ремонта;

 - выводы комиссии: ЗС ГО не готово к приему укрываемых, необходимо устранить выявленные недостатки, привести в соответствие с требованиями нормативных актов.

 В связи с чем, прокурор <адрес> уточнила исковые требования и просит возложить на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер № ******, расположенного по адресу: <адрес> (подвальное помещение жилого дома), а именно:

 - оснастить ЗС ГО документацией по перечню в соответствии с п.3.6 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 583;

 - привести систему вентиляции в исправное состояние, укомплектовав ЗС ГО фильтро-вентиляционным оборудованием: электроручным вентилятором, фильтром ячеистым противопыльным, провести замену и монтаж воздуховодов;

 - привести электропроводку, электророзетки, систему автоматической пожарной сигнализации в исправное состояние, заменить (установить) 9 электроламп;

 - заменить резервную емкость (бак) для воды;

 - систему канализации привести в исправное состояние: произвести замену 2 сливных бачков, 2 унитазов, установить раковину для умывания;

 - провести восстановление строительных конструкций (перекрытий, перегородок, полов) путем устранения трещин, следов промочек, выбоин, произвести окраску помещений ЗС ГО в соответствии с п.5.2.1, 5.2.3 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 583;

 - выполнить окраску воздуховодов в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 583.

 В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 уточненные исковые требования поддержал, в обоснование которых привел аналогичные изложенным иске доводы.

 Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования признала, подтвердила факт того, что сооружение гражданской обороны, инвентарный номер № ******, расположенное по адресу: <адрес> (подвальное помещение жилого дома) действительно закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ФИО15», выявленные в ходе повторной проверки ЗС ГО прокуратурой <адрес> с привлечением ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ нарушения действительно имеют место, вместе с тем в связи с отсутствием должного финансирования отсутствует возможность устранить выявленные нарушения.

 Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

 Суд, заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав в совокупности материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

 Прокурор, в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц, чьи права нарушены.

 Из материалов гражданского дела, что прокуратурой <адрес> с привлечением ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка надлежащего содержания находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда - ЗС ГО инв. № № ******, расположенного по адресу: <адрес>.

 Согласно свидетельства о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения в строении литер «А» по адресу: <адрес> (номера на плане: подвал, помещения №№15, 18-23, 25, 27, 30-32, 39, 42, 45) общей площадью 126,3 кв.м. закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ФИО16» и является собственностью Российской Федерации.

 Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию ЗС, расположенного по адресу <адрес>, возложена на ФГУП «ФИО17».

 Судом также установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного <адрес>, с привлечением ГУ МЧС России по <адрес>, выявлены следующие нарушения по содержанию и эксплуатации ЗС ГО, расположенного по адресу: <адрес>:

 - документация ЗС ГО отсутствует в полном объеме;

 - состояние системы вентиляции - в неисправном состоянии: отсутствует электроручной вентилятор, ФЯР), требуется замена воздуховодов;

 - состояние системы энергоснабжения - требуется проведение ремонта электропроводки, неисправны 9 электроламп, неисправны электророзетки и автоматическая система пожарной сигнализации;

 - необходима замена резервной емкости для воды;

 - состояние системы канализации - в неисправном состоянии: отсутствует умывальная раковина, необходима замена 2 бачков и 2 унитазов;

 - отсутствует информационная табличка ЗС ГО, отслоение покрытия стен (краска), окраска воздуховодов не соответствует нормативным требованиям, необходимо проведение текущего ремонта;

 выводы комиссии: ЗС ГО не готово к приему укрываемых, необходимо устранить выявленные недостатки, привести в соответствие с требованиями нормативных актов.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 При эксплуатации защитных сооружений в мирное время должны выполняться все требования, обеспечивающие пригодность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, и необходимые условия для пребывания людей в защитных сооружениях в военное время.

 Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

 Защитные сооружения гражданской обороны представляют важные стратегические объекты и предназначены для безопасности населения, они являются гарантией со стороны государства, которое обязано ее обеспечивать.

 В соответствии со ст.3 Федерального закона «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 Порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

 В соответствии с п. 10 указанного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

 Вышеуказанные требования также закреплены в п.2 раздела 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.06.2005 г. №575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (далее Порядок) содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечивать постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу из в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружения гражданской обороны.

 При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны; инженерно-технического и специального оборудования.

 В соответствии с п.3 2 Порядка, в частности, запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции.

 Аналогичные требования к эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны содержатся в Приказе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 г. №583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно: пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение (п.3.2.3); застройка участков вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО без согласования с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям не допускается (3.2.4.); во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему (3.2.5.); входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод (3.2.6.); помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проекта (3.2.7.); оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона (3.2.8.).

 Согласно п. 3.2.11, 3.2.13, 3.2.14 указанного Приказа инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции. При эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование.

 Как следует из материалов прокурорской проверки, ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>, используется с нарушением указанных выше требований законодательства.

 Указанные прокурором нарушения не оспариваются представителем ответчика.

 Содержание защитного сооружения гражданской обороны с нарушением норм действующего законодательства может повлечь за собой невозможность его функционирования по назначению в случае возникновения чрезвычайной ситуации и как следствие нарушение прав граждан.

 Поскольку выявленные прокурором недостатки нарушают права граждан Российской Федерации, данные нарушения следует устранить путем возложения на ответчика обязанности по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства ЗС ГО, инвентарный номер № ******, расположенного по адресу: <адрес> (подвальное помещение жилого дома), в заявленном прокурором объеме.

 При подаче искового заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Следовательно, с ответчика Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ФИО19» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

 Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ФИО20» о возложении обязанности - удовлетворить.

 Возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ФИО21» обязанность устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер № ******, расположенного по адресу: <адрес> (подвальное помещение жилого дома), а именно:

 - оснастить ЗС ГО документацией по перечню в соответствии с п.3.6 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 583;

 - привести систему вентиляции в исправное состояние, укомплектовав ЗС ГО фильтро-вентиляционным оборудованием: электроручным вентилятором, фильтром ячеистым противопыльным, провести замену и монтаж воздуховодов;

 - привести электропроводку, электророзетки, систему автоматической пожарной сигнализации в исправное состояние, заменить (установить) 9 электроламп;

 - заменить резервную емкость (бак) для воды;

 - систему канализации привести в исправное состояние: произвести замену 2 сливных бачков, 2 унитазов, установить раковину для умывания;

 - провести восстановление строительных конструкций (перекрытий, перегородок, полов) путем устранения трещин, следов промочек, выбоин, произвести окраску помещений ЗС ГО в соответствии с п.5.2.1, 5.2.3 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 583;

 - выполнить окраску воздуховодов в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 583.

 Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ФИО22» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей 00 копеек.

 Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

 Судья Н.А. Бабкина