Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2021 г. Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,
при секретаре Черемных Е.А.,
с участием помощника прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области Слесаревой А.Ю., действующей на основании поручения прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области от 02.02.2021,
представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО1,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-65/2021 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» с иском к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование, что в ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 10.10.2019 № 87 на должность заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района с 10.10.2019 назначен ФИО1, с которым заключен трудовой договор. В структуру РОО входит муниципальное бюджетное учреждение Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, которое с 14.04.2015 возглавляет ФИО2, с ней заключен трудовой договор. С 01.09.2007 должность директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1», функции и полномочия учредителя которого осуществляет Отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, занимает ФИО4, с ней заключен трудовой договор. Таким образом, директор МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, директор МКОУ «Ульканская ООШ № 1» находятся в подчинении заведующего РОО ФИО1 Вместе с тем, на момент проведения проверки ФИО2 приходилась ФИО1 супругой. В свою очередь, ФИО4 приходится ФИО2 матерью, тем самым, состояла в свойстве с ФИО1 Кроме того, на основании приказов заведующего РОО ФИО2 в октябре, ноябре, декабре 2019 года, феврале, марте 2020 года выплачивалась премия в сумме одного должностного оклада в размере 5426 руб., что является свидетельством выражения ФИО1 в отношении супруги ФИО2 властных полномочий. Поскольку в прокуратуру сведения о принятии ФИО1 мер к урегулированию конфликта интересов, основанного на нахождении в его подчинении супруги, матери супруги, не представлены, имеет место нарушение муниципальным служащим требований законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции. Прокуратурой в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 20.03.2020 в целях устранения нарушений внесено представление. Распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Вместе с тем, примененная мера ответственности не соответствует тяжести коррупционного правонарушения. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Совершением коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы под угрозу ставятся интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район». Поскольку мэром Казачинско-Ленского муниципального района решение о применении к заведующему Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде замечания принято неправомерно, распоряжение мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 № 124к «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» подлежит признанию незаконным; мэра Казачинско-Ленского муниципального района следует обязать привлечь заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Определением о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 12.01.2021 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен заведующий Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО1
Определением суда от 02.02.2021 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, принимая во внимание, что прокурором предъявлены требования в защиту интересов, в том числе муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», привлечена Администрация Казачинско-Ленского муниципального района.
В судебном заседании прокурор Слесарева А.Ю., действующая на основании поручения, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения от 16.04.2020 № 124к «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» незаконным, возложении на Мэра обязанности привлечь заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Не оспаривая того обстоятельства, что определение конкретного дисциплинарного взыскания при совершении дисциплинарного проступка является правом представителя нанимателя, вместе с тем, поскольку до настоящего времени мэром Казачинско-Ленского муниципального района решение о привлечении заведующего РОО ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия не принято, настаивала на том, что такая обязанность должна быть на Мэра возложена в судебном порядке. Кроме того, заведующий РОО ФИО1 действительно обратился в адрес Мэра с уведомлением о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Однако это сделано им после проведенных прокуратурой надзорных мероприятий, внесения прокурором представления в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, что нельзя расценивать как несвоевременное уведомление работодателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Предложенной заведующим РОО ФИО1 мерой по предотвращению конфликта интересов стало расторжение брака с ФИО2, что состоялось 06.05.2020. Вместе с тем, имеются основания полагать, что семейные отношения И-вых продолжают иметь место.
Ответчик мэр Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из представленного суду отзыва мэра Казачинско-Ленского муниципального района на исковое заявление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области следует, что согласно структуре Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района непосредственная подчиненность директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1» заведующему РОО отсутствует, поскольку директора подчиняются через заместителя заведующего РОО.
24.03.2020 заведующий РОО ФИО1 уведомил работодателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов ввиду нахождения в его подчинении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2 (супруги), директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО4 (мать супруги). В целях предотвращения конфликта интересов заведующему РОО дано указание до урегулирования конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей не принимать единоличных управленческих решений, в которых имеется личная заинтересованность, которые могут привести к конфликту интересов в отношении лиц, находящихся с ним в родстве (свойстве). В случае необходимости решения в отношении указанных лиц принимать коллегиально.
На заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Казачинско-Ленского муниципального района 10.04.2020 заведующим РОО ФИО1 представлены уведомление о приеме отделом по Казачинско-Ленскому району службы записи актов гражданского состояния Иркутской области заявления ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении брака, в котором имелось указание на расторжение брака ДД.ММ.ГГГГ; сведения о предоставлении ему отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом рекомендаций Комиссии, принимая во внимание, что заведующим РОО исполнена обязанность по уведомлению представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, предпринятые им меры в этой связи, а также информации заведующего отделом делопроизводства, контроля и кадров ФИО6 об отсутствии фактов принятия заведующим РОО ФИО1 при исполнении должностных обязанностей управленческих решений, которые могли бы привести к получению им или директором МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2, директором МКОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО4 доходов в виде денег, иного имущества, каких-либо выгод (преимуществ), заведующий РОО ФИО1 за несвоевременное уведомление представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Такое решение принято с учетом, в том числе соблюдения муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. При этом учтены предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей.
Наложенное на муниципального служащего дисциплинарное взыскание соразмерно тяжести совершенного им проступка, оснований для утраты доверия к заведующему РОО ФИО1 не усмотрено.
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности полагала необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Суда пояснила, что решение мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 о привлечении заведующего РОО ФИО1 к дисциплинарной ответственности за совершение проступка, выразившегося в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, в виде замечания соответствует требованиям Федеральных законов «О противодействии коррупции», «О муниципальной службе в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации. Обратила внимание на недопустимость вмешательства (предъявляя требование о возложении обязанности) прокуратуры в деятельность органа местного самоуправления по принципу разделения властей.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО7, действующая на основании доверенности, принимая во внимание, что прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области предъявлены исковые требования к мэру Казачинско-Ленского муниципального района, в том числе в защиту интересов муниципального образования Иркутской области, высказалась об отсутствии оснований для признания распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 № 124к незаконным, поскольку принятое Мэром решение о привлечении заведующего РОО ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания соответствует требованиям закона. Оснований для возложения на Мэра обязанности привлечь муниципального служащего к иной мере дисциплинарной ответственности не имеется.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО1 исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности полагал необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 7.1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 указанной нормы Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов регламентирован статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Так, лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Указанное лицо, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного поведения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, осуществляется путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Непринятие лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В основе конфликта интересов на муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, определяет Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В силу пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Процедура урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе регламентирована статьей 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В силу статьи 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Статьей 27.1 указанного Федерального закона предусмотрены взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращение или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Так, муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.
Взыскание, предусмотренное статьей 14.1 настоящего Федерального закона, применяется представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направляется в комиссию; доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); объяснений муниципального служащего; иных материалов.
При применении взыскания, предусмотренного статьей 14.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Таким образом, применение дисциплинарного взыскания связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к муниципальному служащему различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия».
Судом установлено, что распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 от 10.10.2019 № 87 ФИО1 назначен заведующим отделом образования с 10.10.2019.
Как усматривается из распоряжения о приеме работника на работу от 10.10.2019 № 37л, ФИО1 назначен на должность с 10.10.2019 на срок полномочий мэра района ФИО5
Условия приема на работу, характер работы: муниципальная служба – главная муниципальная должность.
Как следует из трудового договора № 192 от 10.10.2019, заключенного между Администрацией Казачинско-Ленского муниципального района в лице мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5, с одной стороны, и ФИО1, с другой стороны, последний обязан уведомлять в письменной форме мэра района о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» и другими федеральными законами (пункты 2.1.5, 2.1.7 Трудового договора).
Абзацем вторым пункта 1.5 Положения об Отделе образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, утвержденного решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.11.2011 № 290, Отдел образования от имени муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных учреждений дополнительного образования детей, утверждает их уставы; осуществляет финансирование подведомственных ему учреждений в пределах утвержденного бюджета с момента поступления финансирования; осуществляет взаимодействие с данными учреждениями на основании заключенных договоров между учредителем и образовательным учреждением; осуществляет функции работодателя в отношении руководителей подведомственных учреждений.
В силу пункта 4.2.9 Положения заведующий Отделом образования назначает и освобождает от должности руководителей учреждений, в том числе заключает с руководителями трудовые договоры, привлекает их к дисциплинарной ответственности и поощряет, оформляет замещение временно отсутствующих руководителей учреждений, оформляет отпуска, командировки и др.
Постановлением мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО8 от 22.01.2018 № 22 в структуру Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района внесены изменения, вступающие в законную силу с 01.01.2018.
В структуру Отдела входили, в частности, МБУ «ТРЦ», МКОУ «Ульканская СОШ № 1».
Постановлением мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 от 06.12.2019 № 458 в структуру Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района внесены изменения, вступающие в законную силу с 01.01.2020.
В структуру Отдела входят, в частности, МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, учреждения муниципальной системы образования (общеобразовательные учреждения).
Как усматривается из приказа № 43 заведующего РОО ФИО9 от 31.08.2007, ФИО1, директор МОУ «Ульканская оош № 1», освобожден от занимаемой должности директора с 01.09.2007.
ФИО4 назначена директором МОУ «Ульканская оош № 1» с 01.09.2007.
По условиям трудового договора № 9/15 с руководителем муниципального казенного учреждения от 16.02.2015, заключенного Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района с ФИО4, назначенной на должность директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ульканская основная общеобразовательная школа № 1», трудовой договор заключен на неопределенный срок.
В силу пункта 1.2 должностной инструкции директора школы, с которой ФИО4 ознакомлена 04.03.2015, директор школы непосредственно подчиняется заведующему Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
Директор школы в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации назначается и освобождается от должности приказом заведующего РОО (учредителем образовательной организации) (пункт 1.4 должностной инструкции).
Как следует из пункта 1.6 Устава муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, утвержденного заведующим Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, приказ от 02.01.2015 № 10, учредителем Учреждения является муниципальное образование Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
Функции Учредителя за исключением принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации Учреждения осуществляет Отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
В силу пункта 3.8 Устава руководство Учреждением осуществляет назначенный Учредителем и прошедший соответствующую аттестацию руководитель.
Руководитель назначается и освобождается от должности в порядке, установленном законодательством.
Как усматривается из приказа заведующего РОО от 13.04.2015 № 34, ФИО2, имеющая высшее педагогическое образование, назначена на должность директора Муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр с 14.04.2015.
В силу трудового договора № 23/15 от 13.04.2015, заключенного Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района (Работодатель) с ФИО2 (Работником), урегулированы отношения между работодателем и работником, связанные с выполнением руководителем обязанностей по должности директора муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр.
Настоящий трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Руководитель приступает к исполнению обязанностей с 14.04.2015.
Пунктом 1.2 должностной инструкции директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, утвержденной приказом РОО от 04.03.2015 № 36, предусмотрено, что директор ТРЦ непосредственно подчиняется заместителю заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
В силу пункта 1.4 должностной инструкции директор ТРЦ назначается и освобождается от должности приказом заведующего РОО по представлению заместителя заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
20.03.2020 прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 внесено представление № 7-20(а)-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции в связи с нахождением в подчинении заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО1 директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ (ФИО2 приходится супругой), директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1» (ФИО4 - мать супруги); непредставлением сведений о принятии ФИО1 мер к урегулированию конфликта интересов, основанного на нахождении в его подчинении указанных лиц; непредставлением мэром района информации о принятых мерах к урегулированию конфликтов интересов.
Из ответа мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 от 22.04.2020 на представление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области от 20.03.2020 следует, что заведующий Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО1 за нарушение требований федерального законодательства, выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Пунктом 2 Положения о порядке сообщения представителю нанимателя (работодателю) муниципальными служащими администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предусмотрено, что муниципальный служащий обязан сообщить представителю нанимателя (работодателю) обо всех случаях возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в течение 2 рабочих дней с момента, когда ему стало известно о ее возникновении.
В силу пункта 4 Положения невыполнение муниципальным служащим служебной обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из уведомления заведующего Отделом образования ФИО1 в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 24.03.2020, последний сообщает о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Обстоятельства, являющиеся основанием возникновения личной заинтересованности:
прямое подчинение: ФИО2 (супруга) является директором МБУ ТРЦ (РОО является учредителем Учреждения, заведующий РОО является работодателем директора Учреждения), ФИО4 (мать супруги) – директором МКОУ «Ульканская ООШ № 1» (РОО является учредителем Учреждения, заведующий РОО является работодателем директора Учреждения).
Данные руководители приняты на должности до его назначения на должность заведующего РОО.
Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: разрыв личностных отношению по обоюдному согласию супругов, расторжение брака.
Распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 от 24.03.2020 № 29 заведующему Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО1 до урегулирования конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей предписано не принимать единоличных управленческих решений, в которых имеется личная заинтересованность, которые могут привести к конфликту интересов, в отношении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2, директора МОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО4 В случае необходимости управленческие решения в отношении указанных лиц принимать коллегиально.
С распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 от 24.03.2020 № 29 заведующий РОО ФИО1 ознакомлен 24.03.2020.
На основании распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 от 09.04.2020 № 120к заведующему Отделом образования ФИО1 за период работы с 10.10.2019 по 09.10.2020 предоставлен отпуск на <данные изъяты> календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснительной заведующего РОО ФИО1 по факту несвоевременного уведомления работодателя о возможности конфликта интересов от 10.04.2020 следует, что за время работы в должности действий, позволяющих квалифицировать как конфликт интересов, не совершал.
Учреждения, согласно структуре отдела, должностным обязанностям, возложенным на заместителя заведующего, находятся в прямом подчинении заместителя.
С начала 2019 года он находится в процессе расторжения брака с ФИО2
Управленческие решения в отношении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2, директора МКОУ «Ульканская ООШ №» ФИО4, которые привели бы к получению ими доходов в виде денег или каких-либо преимуществ, не принимал.
Как усматривается из протокола № 1 заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Казачинско-Ленского муниципального района от 10.04.2020, Комиссия признала, что при исполнении муниципальным служащим заведующим Отделом образования ФИО1 должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов, так как директор МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2, директор МКОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО4, находящиеся с ним в родстве (свойстве), подотчетны и подконтрольны ему.
Заведующему Отделом образования ФИО1 рекомендовано принять меры по недопущению конфликта интересов до завершения процедуры расторжения брака с ФИО2
Мэру Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 рекомендовано привлечь заведующего Отделом образования ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение требований федерального законодательства, выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для применения к заведующему Отделом образования ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, поскольку ФИО1 исполнил обязанность по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При этом приняты во внимание информация заведующего отделом делопроизводства, контроля и кадров ФИО6, пояснения заведующего Отделом образования ФИО1, принятые им меры.
Необходимость рекомендовать мэру Казачинско-Ленского муниципального района принимать дополнительные меры, направленные на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, отсутствует.
Как усматривается из распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 от 16.04.2020 № 124к, за нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, учитывая тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит и может привести к конфликту интересов, представленное ФИО1 24.03.2020, к заведующему Отделом образования ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за несвоевременное уведомление представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Как усматривается из записей актов о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, брак ФИО1 и ФИО2 (до заключения брака - ФИО4), заключенный ДД.ММ.ГГГГ, прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует из записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, сделанной Мартыновским сельским Советом депутатов трудящихся Казачинско-Ленского района Иркутской области, ФИО4 приходится матерью ФИО14, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, утвержденного постановлением администрации Казачинско-Ленского муниципального района от 11.12.2018 № 491, должностной оклад директора установлен в размере 5426 руб.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что в целях материальной заинтересованности работников в своевременном и качественном выполнении ими работ и должностных обязанностей, повышения их профессионального уровня установлены следующие стимулирующие выплаты:
ежемесячное денежное поощрение;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность труда;
премия по результатам работы.
В силу пункта 16 Положения размер ежемесячного денежного поощрения директору ТРЦ устанавливается приказом заведующего Отделом образования. Выплата производится пропорционально отработанному времени.
В силу пункта 28 Положения при формировании фонда оплаты труда работников, вспомогательного персонала ТРЦ сверх средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на финансовый год), в том числе ежемесячного денежного поощрения – в размере 12 должностных окладов, премий по результатам работы – в размере 3 должностных окладов.
Как усматривается из пункта 3.1.8 должностной инструкции заместителя заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, утвержденной приказом РОО от 10.02.2015 № 44, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом заведующего РОО от 25.01.2018 № 15, заместитель заведующего РОО обязан вносить предложения о поощрении руководителей, в том числе МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ.
Согласно представлениям заместителя заведующего РОО ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующего РОО ФИО1 директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2 ежемесячное денежное поощрение следует выплатить в размере 100% должностного оклада.
Как усматривается из приказов (распоряжений) о поощрении работника от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанных заведующим РОО ФИО1, директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2 по результатам работы за октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года, март 2020 года, май 2020 года подлежит выплате премия в размере одного должностного оклада (каждый раз).
Как усматривается из объяснительной инспектора по кадрам РОО ФИО11 от 18.02.2021, в приказах о поощрении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2 ею ошибочно указывалось о выплате премии, вместо ежемесячного денежного поощрения (на это обстоятельство также в объяснительной указала бухгалтер РОО ФИО12).
В подтверждение факта выплаты директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2 ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада стороной ответчика суду представлены расчетные листы за 2019 год, январь – февраль 2020 года, из содержания которых усматривается, что работнику ежемесячно, помимо ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада, выплачивалась премия по результатам работы в размере 25%.
Основаниями для выплаты премии в размере 25% должностного оклада являлись приказы директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2 (ежемесячно), издаваемые на основании Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, утвержденного приказом директора Учреждения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, согласованного заведующим РОО ФИО13
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности подлежащими оставлению без удовлетворения.
При этом суд исходит из положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Обстоятельства, связанные с поступлением ФИО1 10.10.2019 на муниципальную службу на должность заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района в период работы с 01.09.2007 директором МКОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО4 (матери супруги), с 14.04.2015 директором МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2 (супруги), прохождением им муниципальной службы, на их соответствие требованиям статей 13, 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», с учетом заявленных прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области исковых требований, не являлись предметом обсуждения в настоящем процессе.
Обращаясь в суд с иском, прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области заявлено требование о признании распоряжения представителя нанимателя – мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО5 о привлечении заведующего РОО ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания не соответствующим требованиям статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусматривающим, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Вместе с тем, фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, указывают на то, что муниципальным служащим заведующим РОО ФИО1 представлено в адрес представителя нанимателя уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Данное уведомление представлено с нарушением срока, предусмотренного Положением о порядке сообщения представителю нанимателя (работодателю) муниципальными служащими администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В этой связи, допущенный муниципальным служащим дисциплинарный проступок (его наличие не оспорено кем-либо в судебном заседании), по мнению суда, нельзя квалифицировать как непринятие муниципальным служащим необходимых мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
При таких обстоятельствах, у представителя нанимателя, которым содеянное заведующим РОО ФИО1 квалифицировано как «несвоевременное уведомление о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов», отсутствовали основания для принятия в любом случае, как на том настаивала сторона истца, решения о привлечении заведующего РОО ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Принятие решения о привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка в связи с несвоевременным уведомлением представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, по мнению суда, в должной мере обосновано, приняты во внимание все необходимые обстоятельства.
Решение комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Казачинско-Ленского муниципального района от 10.04.2020 принято в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 4.20 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Казачинско-Ленского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Казачинско-Ленского муниципального района от 30.09.2013 № 420 (с изменениями, внесенными постановлением от 19.02.2016 № 65).
При этом представителем нанимателя соблюдена соразмерность примененного взыскания содеянному и личности муниципального служащего.
Одним из доводов стороны истца в обоснование исковых требований являлось наличие приказов, подписанных заведующим РОО ФИО1, о выплате директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2 премий.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в исследованных судом приказах вид выплаты «премия» указан ошибочно, фактически имело место быть «ежемесячное денежное поощрение» (выплата стимулирующего характера, предусмотренная трудовым договором, которая выплачивалась на основании приказа заведующего РОО по представлению заместителя заведующего РОО).
В подтверждение того обстоятельства, что размер ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО2, не менялся с назначением на должность заведующего РОО ФИО1, стороной ответчика суду представлены копии приказов (распоряжений) о поощрении работника за период с марта 2019 года о выплате директору Учреждения ФИО2 премии в размере одного должностного оклада.
При таких обстоятельствах, оснований для признания распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 № 124к «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» незаконным суд не усматривает.
Как следствие этого, оснований для возложения на представителя нанимателя обязанности устранить нарушения закона (прокурором требование сформулировано как «обязать мэра Казачинско-Ленского муниципального района привлечь муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия») также не имеется.
Доводы стороны истца о наличии у прокурора оснований полагать, что семейные отношения И-вых продолжаются, основанные на представленных суду данных личных карточек ФИО1, ФИО2, приказах о направлении работников в командировки, авансовых отчетах, характеристиках по месту жительства, табелях учета использования рабочего времени, графиках отпусков, не влияют на вывод суда о необоснованности исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области.
При этом суд исходит из того, что решение суда не может строиться на предположениях.
Указанные доводы не изложены прокурором в исковом заявлении, необходимые уточнения (дополнения) оснований заявленных исковых требований в требуемой гражданским процессуальным законом форме в ходе судебного процесса не поступили.
Кроме того, не умаляя права прокурора в силу полномочий, предоставленных ему статьей 45 ГПК РФ, обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, суд считает необходимым обратить внимание, что прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области не обосновано, с чем связано обращение в суд с иском в связи с допущенным муниципальным служащим дисциплинарным проступком в интересах Российской Федерации, Иркутской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 1 марта 2021 г.