№2-65/2022
30RS0009-01-2021-001860-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2022 года г. Камызяк
Камызякский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Кушалакова М.А.
при секретаре Кадралиевой Ж.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Камызякский район» о взыскании не начисленной невыплаченной суммы премии, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АМО «Камызякский район» о взыскании не начисленной невыплаченной суммы премии, компенсации морального вреда, указав, что между АМО «Камызякский район» и ФИО1 был заключен трудовой договор с муниципальным служащим № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого п.3.1 п.п.3 предусмотрены со стороны работодателя право: поощрять муниципального служащего за добросовестный и эффективный труд п.3.2 п.п.11 обязан исполнять по отношению к муниципальному служащему иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законодательством о муниципальной службе, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В соответствии с Положением о муниципальной службе виды поощрений и порядок их применения устанавливаются нормативными правовыми актами предварительного и исполнительного органов местного самоуправления МО «Камызякский район» самостоятельно. Расходы по поощрению муниципальных служащих производятся за счет средств бюджета МО «Камызякский район». Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств бюджета МО «Камызякский район». По итогам работы (квартал, полугодие, год) муниципальным служащим выплачивается единовременное денежное поощрение в размере, не превышающем двух денежных содержаний муниципального служащего в год, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы. Муниципальным служащим, принятым на должности в органы местного самоуправления МО «Камызякский район» в соответствующем календарном году, денежное поощрение по итогам работы за год выплачиваются пропорционально отработанному времени (квартал, полугодие, год). Из бюджета муниципального образования «Камызякский район» за 2020г. и по факту отработанного времени за 2021г. ФИО1 не выплачена премия.
ДД.ММ.ГГГГ Советом МО «Камызякский район» было принято решение № «О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области». Согласно порядка, дотация направлена на премирование лиц, занимающих муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципального образования «Камызякский район», и работников органов местного самоуправления муниципального образования «Камызякский район», и работников органов местного самоуправления муниципального образования «Камызякский район», не являющихся муниципальными служащими муниципального образования «Камызякский район», осуществляющих профессиональную деятельность в 2020г.
Поощрению подлежат: лица замещающие должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Камызякский район», выборные должностные лица муниципального образования «Камызякский район», которые осуществляли муниципальную службу в 2020г. и продолжают в 2021г. замещать должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Камызякский район», или являться выборными должностными лицами местного самоуправления муниципального образования «Камызякский район» на территории муниципального образования «Камызякский район»; работники замещающие должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Камызякский район», осуществляющие профессиональную деятельность в 2020г. и продолжающие в 2021г. осуществлять профессиональную деятельность в органах местного самоуправления муниципального образования «Камызякский район». ФИО1 к данной категории относится и подлежит к премированию согласно порядку из областного бюджета Астраханской области. В отношении ФИО1 не было приказа о депремировании, оснований о лишении премии. Работодатель Глава администрации муниципального образования «Камызякский район» ФИО2 лишил ФИО1 единовременного поощрения за достижение показателей социально-экономического развития за отчетный 2020г. без имеющихся на то оснований. ФИО1 являлась добросовестным работником. В 2020г. исполняла обязанности заместителя председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский район», на протяжении трех месяцев исполняла обязанности председателя комитета. В связи с добросовестным исполнением своих обязанностей в январе 2021г. назначена на высшую должность муниципальной службы – заместителя главы администрации муниципального образования «Камызякский район» по вопросам экономического развития района. На протяжении 15 лет непрерывной муниципальной службы до момента увольнения 29.10.2021г. за достижение наилучших результатов в работе и безупречную службу неоднократно награждалась почетными и благодарственными письмами. В удовлетворении требований ФИО1 о выплате премии администрацией было отказано, что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ является незаконным, так как подписан не уполномоченным на то должностным лицом.
В процессе рассмотрения дела истец дополнила исковые требования, просила взыскать с администрации МО «Камызякский район» в пользу ФИО1 не начисленную, не выплаченную премию за 2020 год в размере пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой должности в 2021 году в размере <данные изъяты> рублей. Признать не законными и отменить с даты его принятия: протокол рабочей группы от 14.09.2021г. для рассмотрения вопросов «О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и «О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в муниципальном образовании «Камызякский район»; распоряжение главы администрации МО «Камызякский район» от 26.10.2020г. №481-р «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания».
Обязать ответчика произвести расчет начисления премии, включить ФИО1 в список Приложения №: приказа главы администрации МО «Камызякский район» от ДД.ММ.ГГГГ. «210 «О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области». Приказа главы администрации МО «Камызякский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О поощрении за истекший период 2021г. за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район». Взыскать с администрации муниципального образования «Камызякский район» в пользу ФИО1 за 2020г. и по факту отработанного времени за 2021г. единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год) в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с администрации муниципального образования «Камызякский район» в пользу ФИО1 компенсацию за моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Виды премий, надбавок за стаж работы в организации, доплат за профессионализм, категории работников, которым они начисляются, размер стимулирующих выплат, показатели премирования, основания и пределы лишения (уменьшения) премии могут быть определены положениями о премировании либо другими подобными регламентами.
В положении о премировании работников в качестве основания лишения или уменьшения премии может быть определено наличие дисциплинарного взыскания.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
На основании ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
Как установлено судом, между администрацией МО «Камызякский район» и ФИО1 был заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Истец обязуется исполнять обязанности Заместителя главы администрации МО «Камызякский район» по вопросам экономического развития района в соответствии с должностной инструкцией.
Согласно п.4.1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание истца состоит из должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией в соответствии с нормативными правовыми актами МО «Камызякский район» Астраханской области; премии за выполнение особо важных и сложных заданий ежемесячно 16,66%; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы 230%; ежемесячного денежного поощрения в размере 1,2 коэффициента; выслуга лет в размере 20%, единовременной выплаты к ежегодному отпуску и материальной помощи.
Установление надбавок, премий, другие выплаты осуществляются в порядке, сроки в размерах, определенных нормативными правовыми актами МО «Камызякский район» в соответствии с федеральными областным законодательством (п.4.3 трудового договора).
В соответствии с постановлениями Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О правилах предоставления в 2021 году дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области за отчетный финансовый год», от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О распределении в 2021 году дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области за отчетный финансовый год» в 2021 году муниципальному образованию «Камызякский район» выделена дотация из бюджета Астраханской области.
Решением Совета муниципального образования «Камызякский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» (далее – Решение Совета) утвержден «Порядок поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» (далее – Порядок).
Указанным порядком предусмотрено, что решение о поощрении за достижение наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области принимается главой администрации муниципального образования «Камызякский район».
Аналогичным образом определен порядок поощрения муниципальных служащих согласно Положения о порядке и условиях прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Камызякский район», утвержденного решением Совета муниципального образования «Камызякский район» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях премирования лиц, занимающих в администрации муниципального образования «Камызякский район» муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также работников администрации муниципального образования «Камызякский район», не являющихся муниципальными служащими распоряжением главы администрации муниципального образования «Камызякский район №-р от ДД.ММ.ГГГГ создана рабочая группа для рассмотрения вопросов о поощрении за достижение наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в муниципальном образовании «Камызякский район».
По результатам заседания группы на рассмотрение главы администрации муниципального образования «Камызякский район» внесены предложения о поощрении работников за достижение наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» за счет дотации из бюджета Астраханской области» согласно Приложения №1, а также о поощрении за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район» работников органов местного самоуправления и казенных учреждений в муниципальном образовании «Камызякский район» согласно Приложения №2.
По результатам рассмотрения указанных документов приказом главы администрации Камызякского района ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ премированы работники администрации, в число которых ФИО1 не вошла в связи с имевшимися упущениями в трудовой деятельности.
Кроме того, установлено, что в Приложение №1 к указанному приказу включены только работники, осуществлявшие трудовую деятельность в 2020 году. Работники, осуществлявшие трудовую деятельность в 2021 году, поощрялись за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район».
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ премия, как стимулирующая выплата, является одной из составной части заработной платы, которая направлена на стимулирование работников к повышению качества труда и производительности и зависит от заинтересованности в этом работодателя и его экономического состояния.
Из содержания ст.ст. 57, 135 Трудового кодекса РФ следует, что установление порядка и размеров выплаты премий, а также условий лишения или снижения премиальных выплат является исключительной прерогативой работодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Устава муниципального образования «Камызякский район», глава администрации района руководит администрацией на принципах единоначалия с соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина и решает вопросы применения мер поощрения работников администрации муниципального образования «Камызякский район» самостоятельно, в соответствии с действующим, законодательством, в том числе подзаконными нормативными правовыми актами.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к следующим выводам. В трудовом законодательстве порядок оформления лишения или снижения премии не установлен. Поскольку сама система премирования регулируется на уровне локальных нормативных актов, лишение или снижение премии тоже должно опираться на положения соответствующих локальных актов, поэтому в приказе о премировании не требуется указывать данные о том, на каком основании конкретному работнику не начислена премия или снижен ее размер.
Исходя из положений статей 22, 192 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что лишение премии к числу дисциплинарных взысканий не относится и не может рассматриваться как дискриминация. Поэтому суд не может согласиться с доводом истца о том, что невыплата премии является проявлением в отношении него дискриминационных мер.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя (позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 27.11.2017 N 69-КГ17-22). В данном случае работодателем определен перечень лиц, которым не подлежат начислению премии стимулирующего характера.
Разрешая спор, суд исходил из того, что премирование муниципального служащего относится к праву работодателя, а не к его обязанности, в связи с чем не усматривает нарушений трудовых прав истца и отказывает в удовлетворении данной части заявленных требований, в связи с чем также не подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплаты денежных средств в порядке ст. 236 ТК РФ.
Суд приходит к выводу, что права работника (муниципального служащего) не нарушены, в связи, с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 15, 21, 22, п. 5 части 1 ст. 81, ст. 234, 2137 Трудового кодекса РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Камызякский район» о взыскании с администрации МО «Камызякский район» не начисленную, не выплаченную премию за 2020 год в размере пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой должности в 2021 году в размере 300000 рублей, признании не законными и отмене с даты его принятия: протокола рабочей группы от 14.09.2021г. для рассмотрения вопросов «О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и «О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в муниципальном образовании «Камызякский район»; распоряжение главы администрации МО «Камызякский район» от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания», обязании произвести расчет начисления премии, включении ФИО1 в список Приложения №1: приказа главы администрации МО «Камызякский район» от ДД.ММ.ГГГГ. «210 «О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области», приказа главы администрации МО «Камызякский район» от ДД.ММ.ГГГГ. № «О поощрении за истекший период 2021г. за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район», взыскании за 2020г. и по факту отработанного времени за 2021г. единовременного денежного поощрения по итогам работы (квартал, полугодие, год) в размере <данные изъяты> рублей, взыскании компенсацию за моральный вред в размере <данные изъяты> рублей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда с подачей жалобы через Камызякский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Решение постановлено судьей в совещательной комнате на компьютере.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2022 года.
Судья подпись М.А. Кушалаков.