ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-65/22 от 16.02.2022 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2-65/22

23RS0047-01-2020-011285-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар 16 февраля 2022 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе

судьи Соловьевой А.Ю.,

при секретаре Воловик А.С.,

с участием:

истца Шмаль И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грошева В. Д., Херуимовой М. Г., Марченкова А. И., Сазоненко Н. В., Рязанцева Е. А., Сильман Г. Н., Васильевой Г. С., Борисевич А. В., Кузнецова И. В., Шмаль И. А., Паршиной Л. Н., Тарчукова И. В., Петанова А. К., Павловой Н. А., Ремесник Н. С., Брянцева В. А. к АО «Краснодартеплосеть» о защите прав потребителей,

установил:

Истцы обратились в суд с исковыми требованиями к АО «Краснодартеплосеть» о защите прав потребителей. В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу , 3, 52, 54, 45, 69, 12, 100, 12, 40, 20, 116, 70 которым поставляет теплоноситель АО «Краснодартеплосеть», а именно подается компонент теплоносителя для отопления и подогрева горячего водоснабжения. С 2016 г. ТСЖ «Парусная 20/1» заключило договор на поставку теплоносителя и неоднократно обращалась с претензиями в АО «Краснодартеплосеть» о проведении перерасчета с учетом подачи температуры, ответов не получило. При получении информации по запросу от ТСЖ «Парусная 20/1» от АО «Краснодартеплосеть» от 28 июня 2016 г. , выяснилось, что собственникам МКД по , ранее с 2009 года по ноябрь 2014 года были выставлены дополнительные потери в объеме 1084,470 Гкал на сумму около 1 500 000 руб., которые и оплатили помимо потребленного теплоносителя. Собственнику Сильман Г.Н. были направлены письма из Прокуратуры, ГЖИ Краснодарского края, о ведении переговоров по возврату денежных средств, которые незаконно были выставлены АО «Краснодартеплосеть». Являясь поставщиком коммунальных услуг, ответчик обязан предоставить истцам как потребителям коммунальные услуги, отвечающие требованиям действующего законодательства. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам по теплоснабжению, электроснабжению, холодному и зрячему водоснабжению, канализации. Истцы свои обязательства исполняют регулярно, оплачивая за коммунальные услуги. Ответчик исполняет свои обязанности ненадлежащим образом, что выразилось в необоснованном начислении оплаты за некачественную услугу, а именно: в период с 27 мая 2016 года по 12 сентября 2016 года были выставлены завышенные нормативы на потребления теплоносителя. При проведении проверки было установлено, что ресурсоснабжающая компания указала площадь дома по г. Краснодар S=14 563 кв.м, а фактическая S= 7 224,24 кв.м. Эти сведения АО Краснодартеплосеть» предоставило в РЭК. Был составлен протокол административного нарушения. Перерасчет по выявленным нарушениям не произведен, оставлено применение завышенного коэффициента, как при не работающем узле учета; в период с 27 мая 2016 года по настоящее время АО «Краснодартеплосеть» недопоставляла теплоноситель по температурному графику, а именно по договору теплоснабжения гарантированная поставка теплоносителя постоянно 140 оС Приложение Лист 8), по факту от 63 оС в летний период и до 83 оС в зимний период. Температурный график подачи теплоносителя в систему отопления по СНиП используется только в холодное время года. В теплый сезон рассматриваемый документ нормирует параметры микроклимата лишь с точки зрения вентиляции и кондиционирования. Свод правил СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003. Приложение Лист 15-39. Так же установлен факт выставления АО «Краснодартеплосеть» собственникам МКД по , за период 2011 год по 2014 год за потери теплоносителя на внутриплощадочных сетях, которые принадлежат АО «Краснодартеплосеть» - 1084,072 Гкалл, а это почти 1,5 млн. рублей. При этом АО «Краснодартеплосеть» не предоставила акта сверки о проведении перерасчета и возврата денежных средств собственникам МКД. В связи с этим усматривается грубейшее нарушение договора в предоставлении теплоснабжения потребителю, тем самым нарушает ФЗ №190, ПП № 354, п. 1 ст. 542, п. 1 ст. 547 ГПК РФ «Краснодартеплосеть» нарушила обязательства о предоставлении надлежащего качества получаемого потребителем ресурса. Для потребителя исполнителем коммунальных услуг является организация, осуществляющая управление жилым домом, которая принимает коммунальный ресурс на внешней границе балансовой принадлежности общедомовых инженерных сетей от ресурсоснабжающей организации (далее - СО) согласно заключенному договору между указанными юридическими лицами УО и РСО). В установленный законом срок ТСЖ «Парусная, 20/1» ответа на претензии не получало или в своем ответе на претензию ответчик сообщил об отказе в удовлетворении заявленных требований, что подтверждается исками ответчика в суды. В 2016, 2017, 2018, 2019 годах был составлен акт допуска узла учета в эксплуатацию — нарушений не найдено. В МКД 20/1 по установлена закрытая система теплоснабжения, следовательно, должен применяться тариф на компонент тепловой энергии. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. Просили суд обязать ответчика АО «Краснодартеплосеть» произвести перерасчет за потребленный теплоноситель с учетом температурного графика подачи теплоносителя на МКД 20/1 по в г. Краснодаре, с применением почасовой распечатки с узла учета за весь период согласно приложению. Стоимость 1ГКал применить как компонент теплоносителя, исключив при этом начисления как за горячее водоснабжение, применяя Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ, ГОСТ Р 51929, ГОСТ Р 56192; произвести перерасчет начислений для закрытой системы теплоснабжения с изменением коэффициента в соответствии с площадью МКД, указанной в паспорте; внести изменения в документацию с указанием типа системы теплоснабжения МКД, как закрытая, и указать правильную площадь МКД — 7 224,24 кв.м; подавать компонент теплоносителя в соответствии с приложением №2 к договору № 987. В случае уменьшения температуры подаваемого компонента теплоносителя, производить расчет согласно поданной температуре, принимая во внимание почасовую распечатку с узла учета; взыскать с ответчика в пользу истцов неустойку за просрочку выполнения требования потребителя в размере 50 000 рублей каждому, в счет компенсации морального вреда 200 000 рублей, незаконно полученные денежные средства за потери в период с 2009 года по 2014 год за 1 084,470 Гкал, а это около 1 500 000 рублей с применением штрафных санкций как не законное обогащение.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования дополнила, просила суд обязать АО «Краснодартеплосеть» применить тарифы с учетом пояснений Департамента цен и тарифов от производителя тепловой энергии Краснодарской ТЭЦ ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» для потребителей с 2009 года.

Истцы Грошев В.Д., Херуимова М.Г., Марченков А.И., Сазоненко Н.В.Рязанцев Е.А., Сильман Г.Н., Васильева Г.С., Борисевич А.В., Кузнецов И.В., Паршина Л.Н., Тарчуков И.В., Петанов А.К., Павлова Н.А., Ремесник Н.С., Брянцев В.А. в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель ответчика АО «Краснодартеплосеть» в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В материалах дела имеются возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми ответчик просил суд применить срок исковой давности, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ТСЖ «Парусная, 20/1» в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, между АО «Краснодартеплосеть» (теплоснабжающая организация) и ТСЖ «Парусная 20/1» (потребитель) заключен договор теплоснабжения №987 от 24.06.2016, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать в объеме, сроки и на условиях предусмотренных договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечь безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых приборов и оборудования.

В соответствии с п. 3.1.14 заключенного договора потребитель обязан вести учет потребляемых тепловой энергии и теплоносителя посредством ведения журнала учета ежесуточных показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, ежемесячно предоставлять до 25 числа текущего месяца в ТСО отчет о суточных параметрах теплоносителя.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в статье 2 определяет качество теплоснабжения как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.

Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователе помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу пункта 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 15 приложения № 1 к Правилам № 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20 градусов); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31 градус и ниже) - в жилых помещениях - не ниже +20 градусов (в угловых комнатах - +22 градуса). При этом, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 градусов, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Согласно пункту 104 Правил № 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

В пункте 105 Правил № 354 предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя, о нарушении качества коммунальной услуги уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.

Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (пункт 108 Правил № 354).

Согласно пункту 109 Правил № 354 по окончании проверки составляется акт проверки, если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

В случае не проведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных слуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Однако в судебное заседание ТСЖ «Парусная 20/1» соответствующие акты представлены не были.

Таким образом, ориентируясь только на несоответствие параметров теплоносителя на отопление по температурному графику, прийти к выводу о том, что температурный режим всех помещений был одинаково нарушен, что позволяет рассчитать стоимость снижения платы за отопление применительно ко всему объему теплоэнергии, поставленной в дом, в соответствующий день, оснований не имеется.

Пунктом 15 раздела VI Приложения № 1 к Правилам № 354 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы за коммунальную услугу отопления за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного в соответствии с Приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Таким образом, для расчета снижения платы за некачественную услугу необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в жилом помещении, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.

Однако, как установлено судом, ТСЖ «Парусная 20/1» добровольно не оплачивает поданную тепловую энергию, в связи чем, АО «Краснодартеплосеть» вынуждено обращаться с исковыми заявлениями в Арбитражный суд Краснодарского края.

Вышеуказанные доводы подтверждаются решениями Арбитражного суда Краснодарского края, вынесенными в пользу АО «Краснодартеплосеть» по делам №15АП 22179/2018, А32-18484/2018, А32-34324/2018, А32-8272/2019, А32-21762/2019, А32-27141/2019, А32-127145/2019, А32-53354/2019, А32-9557/2020.

АО «Краснодартеплосеть» производит ежемесячные начисления, исходя из объема потребленного коммунального ресурса с применением установленного однокомпонентного тарифа на тепловую энергию (ч.1 ст. 157 ЖК РФ). Компонент на теплоноситель орган регулирования (РЭК) устанавливает в виде одноставочного компонента и принимает равным тарифу на теплоноситель. Применяемый тариф на тепловую энергию утвержден Приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края.

Таким образом, принимая во внимание выше установленное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истцов об обязании АО «Краснодартеплосеть» произвести перерасчет за потребленный теплоноситель с учетом температурного графика подачи теплоносителя на МКД г. Краснодар, с применением почасовой распечатки с узла учета за весь период согласно приложению; произвести перерасчет начислений для закрытой системы теплоснабжения с изменением коэффициента в соответствии с площадью МКД, указанной в паспорте; внести изменения в документацию с указанием типа системы теплоснабжения МКД, как закрытая, и указать правильную площадь МКД — 7 224,24 кв.м; подавать компонент теплоносителя в соответствии с приложением №2 к договору № 98, суд не находит.

Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцами сроков исковой давности.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - 3 года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня. подачи заявления о вынесении судебною приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте в сети «Интернет».

Положения пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяются, если судом отказано в принятие заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ требований.

В случае своевременного исполнения истцом требований, изложенных в определении судьи об оставлении искового заявления без движения, а также при отмене определения об отказе в принятии или возвращении искового заявления, об отказе в принятии или возвращении заявления о вынесении судебного приказа такое заявление считается поданным в день первоначального обращения, с которого исковая давность не течет.

Как установлено, данное исковое заявление поступило в Советский районный суд 01.09.2020.

В исковом заявлении истец просит взыскать с АО «Краснодартеплосеть» незаконно полученные денежные средства за период с 2009 года по 2014 год.

Таким образом, истцом пропущен предусмотренный действующим законодательством срок исковой давности.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Кроме того, судом принимается во внимание и тот факт, что все перечисленные доводы истцов относятся к договорным обязательствам, возникшим и существующим между ТСЖ «Парусная 20/1» и АО «Краснодартеплосеть» и неоднократно рассматривались Арбитражным судом Краснодарского края в рамках каждого судебного производства о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, однако в их принятии Арбитражным судом Краснодарского края также было неоднократно отказано.

Истцы не предоставили суду никаких надлежащих и допустимых доказательств того, что услуги по теплоснабжению предоставлялись с нарушениями возложенных на АО «Краснодартеплосеть» обязательств согласно требованиям законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.

Основанием для возмещения материального и морального вреда является наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда, то есть в данном случае АО «Краснодартеплосеть» и наступившими вредными для истцов последствиями. Вместе с тем, для возникновения ответственности необходимо, что бы истцы доказали, что именно в результате действий АО «Краснодартеплосеть» причинен вред. Однако таких доказательств истцы не предоставили.

В свою очередь, отсутствие причинной-следственной связи и противоправности в действиях АО «Краснодартеплосеть» исключает возможность возложения на предприятие ответственности за вред.

Кроме того, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требовании и возражений, а также обосновать сумму заявленного морального вреда. Голословные заявления не могут рассматриваться как доказательства, поскольку не подтверждены документально, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда суд также не находит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Грошева В. Д., Херуимовой М. Г., Марченкова А. И., Сазоненко Н. В., Рязанцева Е. А., Сильман Г. Н., Васильевой Г. С., Борисевич А. В., Кузнецова И. В., Шмаль И. А., Паршиной Л. Н., Тарчукова И. В., Петанова А. К., Павловой Н. А., Ремесник Н. С., Брянцева В. А. к АО «Краснодартеплосеть» о защите прав потребителей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента вынесения.

Судья Советского районного суда

г. Краснодара А.Ю. Соловьева

Мотивированное решение изготовлено 24.02.2022

Судья Советского районного суда

г. Краснодара А.Ю. Соловьева