ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6600/14 от 05.09.2014 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2 - 6600/14

Решение принято в окончательной форме 05.09.2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 05 сентября 2014 года

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой Е.В.,

при секретаре Писаревой А.А.,

с участием прокурора Костылевой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО10 о признании незаконным и отмене решения ИКМО Гагаринское, -

УСТАНОВИЛ:

Кандидат в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Гагаринское (далее – МС) пятого созыва по многомандатному избирательному округу №2 ФИО10 обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты МС пятого созыва по многомандатному избирательному округу №2 ФИО11 В обоснование заявления сослался на неоднократное использование ФИО11 преимуществ своего должностного или служебного положения, что выразилось в публикации обращения к жителям в Отчете о работе депутатов МО Гагаринское за 2009-2014 гг. (IV созыв), не оплаченном из средств избирательного фонда кандидата ФИО11, а также в публикации агитационных материалов ФИО11 в газете «Гагаринский курьер», выпуск №7 (73) за август 2014 года, также не оплаченных за счет средств ее избирательного фонда. Данные обстоятельства, по мнению ФИО10, свидетельствуют о наличии основания для отмены регистрации кандидата ФИО11 в судебном порядке на основании подпункта «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), в соответствии с которым регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Заявитель ФИО10 в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленного требования.

Представитель ФИО11 на основании доверенности ФИО12 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленного требования. Пояснил, что ФИО11 не заказывала и не инициировала выпуск Отчета о работе депутатов МО Гагаринское за 2009-2014 гг. (IV созыв) и газеты «Гагаринский курьер», выпуск №7 (73) за август 2014 года. Выпуск указанной печатной продукции произведен Местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Гагаринское (далее – Местная администрация), деятельностью которой ФИО11 не руководит. ФИО11 не обладала информацией ни о факте подготовки Местной администрацией отчета и газеты в период избирательной кампании по выборам депутатов МС пятого созыва, ни о содержании данных печатных материалов; содержание отчета и газеты с ней никто не согласовывал.

Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Гагаринское (далее – ИКМО) и МС на основании доверенностей ФИО13 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленного требования. Пояснил, что из истребованных ИКМО из Местной администрации документов следует, что заказчиком изготовления Отчета о работе депутатов МО Гагаринское за 2009-2014 гг. (IV созыв) и газеты «Гагаринский курьер», выпуск №7 (73) за август 2014 года, выступала Местная администрация, а не ФИО11 Кроме этого, Отчет о работе депутатов МО Гагаринское за 2009-2014 гг. (IV созыв) до сих пор среди избирателей не распространялся, весь его тираж находится в помещении Местной администрации, а материалы, размещенные в газете «Гагаринский курьер», выпуск №7 (73) за август 2014 года, не носят агитационного характера.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора Костылевой Я.А., полагавшей требования заявителя не подлежащими удовлетворению, допросив свидетелей, оценив доказательства по правилам 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 статьи 40 Федерального закона, под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, не оплаченных их средств соответствующего избирательного фонда.

21 июля 2014 года между Местной администрацией и ООО «Волга» заключен муниципальный контракт №02-53А/23 на издание информационной брошюры тиражом 30 000 экземпляров об итогах деятельности МС четвертого созыва за пять лет: 2009-2014 гг.- л.д. 60-66.

1 августа 2014 года между Местной администрацией и ООО «Медиа-Альянс» заключен договор №02-55С/17, в соответствии с которым ООО «Медия-Альянс» взяло на себя обязанности по заданию Местной администрации оказать следующие услуги: редакторские услуги, услуги фотографа, услуги по написанию текста, созданию иллюстрированного и иного контентного наполнения информационной брошюры об итогах деятельности МС четвертого созыва за пять лет: 2009-2014 гг.- л.д. 71-72.

5 августа 2014 года Местной администрацией и ООО «Медиа-Альянс» подписан акт о приемке выполненных услуг по договору №02-55С/17 – л.д. 73.

8 августа 2014 года между Местной администрацией и ООО «Волга» подписан акт приема-передачи 30 000 экземпляров информационной брошюры – л.д. 68.

В этот же день ООО «Волга» выставило Местной администрации счет на оплату №87 услуг по изготовлению 30 000 экземпляров информационной брошюры – л.д. 69.

13 августа 2014 года платежным поручением №335648 Местная администраций оплатила ООО «Медиа-Альянс» услуги по договору №02-55С/17 от 1 августа 2014 года – л.д. 74.

19 августа 2014 года платежным поручением №381894 Местная администраций оплатила ООО «Волга» услуги по муниципальному контракту №02-53А/23 от 21 июля 2014 года – л.д. 70.

Таким образом, заказчиком оформления и изготовления Отчета о работе депутатов МО Гагаринское за 2009-2014 гг. (IV созыв) (далее – Отчет) являлась Местная администрация, а не ФИО11 Оплата изготовления Отчета производилась Местной администрацией из средств бюджета МО Гагаринское. Написание текста и создание информационного наполнения Отчета произведены ООО «Медиа-Альянс» по заказу Местной администрации.

Как установлено судом, ФИО11 не является главой Местной администрации, а замещает муниципальную должность главы МО Гагаринское.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя; не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Согласно пункту 2 статьи 25, пункту 2 статьи 30 и пункту 1 статьи 31 Устава МО Гагаринское, глава МО Гагаринское избирается МС из своего состава и исполняет полномочия председателя МС.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктов 1 и 2 статьи 34 Устава МО Гагаринское, Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Местной администрацией руководит глава Местной администрации на принципах единоначалия.

Подпунктом 3 пункта 8 статьи 36 Устава МО Гагаринское закреплено, что организует деятельность Местной администрации, в том числе осуществляет непосредственное руководство и планирование деятельности Местной администрации глава Местной администрации.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 1 статьи 20 Устава МО Гагаринское, МС, глава МО Гагаринское и Местная администрация являются самостоятельными органами местного самоуправления в структуре органов местного самоуправления МО Гагаринское.

Исходя из пункта 1 части 6.1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпункта 1 пункта 8 статьи 36 Устава МО Гагаринское, глава местной администрации подконтролен и подотчетен МС, а не главе МО Гагаринское.

Таким образом, ФИО11 как глава МО Гагаринское не руководит деятельностью Местной администрации, а муниципальные служащие Местной администрации, в том числе глава Местной администрации не находятся от нее в должностной или иной служебной зависимости.

В период совершения Местной администрацией действий, направленных на издание Отчета, и по настоящее время главой Местной администрации МО Гагаринское является ФИО1, назначенный на данную должность решением МС от 20 апреля 2014 года №17. В периоды временного отсутствия ФИО1 полномочия главы Местной администрации исполняли заместители главы Местной администрации ФИО2 и ФИО3 на основании соответствующих распоряжений от 18 июня 2014 года №23, от 22 июля 2014 года №24 и №24/1 – л.д. 121-124.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 показал, что содержание Отчета им с ФИО11 не обсуждалось и не согласовывалось, издание Отчета произведено по инициативе Местной администрации в связи с предстоящим в сентябре 2014 года истечением срока полномочий действующего состава МС четвертого созыва.Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4, являющийся генеральным директором ООО «Медиа-Альянс», показал, что написанные для Отчета тексты и иллюстрации им согласовывались с ФИО1, с ФИО11 он указанные материалы не согласовывал, поскольку она заказчиком услуг ООО «Медиа-Альянс» не являлась.

Следовательно, действия по изготовлению Отчета ФИО11 не инициировались и не совершались, в связи с чем, она не может нести конституционно-правовую ответственность в виде отмены ее регистрации в качестве кандидата по причине изготовления Отчета.

Кроме этого, распоряжением Местной администрации от 18 августа 2014 года №27 «О доставке информационных брошюр» установлено, что доставка жителям МО Гагаринское данных брошюр будет организована и проведена с 22 по 30 сентября 2014 года, то есть после дня голосования (14 сентября 2014 года) на выборах депутатов МС пятого созыва – л.д. 75.

Как следует из договоров возмездного оказания услуг от 18 августа 2014 года №№ 78, 78/1, 79, 80, 81, 82, 83, заключенных Местной администрацией с физическими лицами, доставка всего тиража Отчета (30 000 экземпляров) по почтовым ящикам жителей МО Гагаринское будет осуществлена данными физическими лицами с 22 по 30 сентября 2014 года.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1, являющийся главой Местной администрации, показал, что к настоящему времени тираж Отчета среди жителей МО Гагаринское еще не распространялся.

Заявитель ФИО10 в ходе судебного заседания дал объяснения о том, что экземпляр Отчета, который он приложил к своему заявлению в суд, он самостоятельно взял в помещении Местной администрации, изъяв его из сложенных в коридоре коробок с тиражом Отчета.

Представителем МС и ИКМО в судебном заседании заявлено ходатайство об исследовании вещественных доказательств – коробок с тиражом Отчета для установления факта нераспространения 30 000 экземпляров Отчета среди избирателей МО Гагаринское.

Однако в ходе судебного заседания заявитель ФИО10 отказался от исследования вещественного доказательства. Иных доказательств распространения отчета суду заявителем, на которого возложено бремя доказывания данного обстоятельства, представлено не было

Показания свидетеля ФИО5 не подтверждают факт распространения отчета, поскольку они противоречат объяснениям самого же заявителя, свидетель не смог конкретизировать какие – именно документы он видел в библиотеках и помещении МС.

Следовательно, судом установлено, что к настоящему времени Отчет среди избирателей МО Гагаринское не распространялся, а его изготовление само по себе не может быть признано нарушающим требования избирательного законодательства.

Таким образом, ФИО11 не совершались действия, относящиеся в соответствии с подпунктом «з» пункта 5 статьи 40 Федерального закона к действиям по использованию преимуществ должностного или служебного положения. В частности, ФИО11 не обнародовалось в период избирательной кампании отчетов о проделанной работе, не оплаченных из средств ее избирательного фонда.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 статьи 40 Федерального закона, под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается также доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с законом.

Как указано в свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации от 3 февраля 2012 года ПИ № ТУ 78-01058, учредителем газеты «Гагаринский курьер» является МС, в связи с чем, данная газета является муниципальным периодическим печатным изданием (пункт 3 статьи 47 Федерального закона).

Между тем, данная газета издается Местной администрацией.

12 марта 2014 года между Местной администрацией и индивидуальным предпринимателем ФИО6 заключен муниципальный контракт №02-53А/10 на оказание полиграфических услуг по выпуску газеты «Гагаринский курьер» - л.д. 112-117.

1 июля 2014 года между Местной администрацией и ООО «Медиа-Альянс» заключен договор №02-55А/32, в соответствии с которым ООО «Медиа-Альянс» взяло на себя обязанности по заданию Местной администрации оказать следующие услуги: редакторские услуги, услуги корректора, фотографа, корреспондента печатного СМИ, а также услуги по созданию оригинал-макета, художественного и технического оформления выпуска газеты «Гагаринский курьер» №7 (73) за август 2014 года (далее – Газета) – л.д. 108-109.

31 июля 2014 года Местной администрацией и ООО «Медиа-Альянс» подписан акт о приемке выполненных услуг по договору №02-55А/32 – л.д. 110.

13 августа 2014 года платежным поручением №335651 Местная администраций оплатила ООО «Медиа-Альянс» услуги по договору №02-55А/32 от 1 июля 2014 года – л.д. 111.

13 августа индивидуальный предприниматель ФИО6 выставила Местной администрации счет на оплату полиграфических услуг по выпуску Газеты – л.д. 119.

25 августа 2014 года платежным поручением №429341 Местная администраций оплатила ИП ФИО6 полиграфические услуги по выпуску Газеты по муниципальному контракту №02-53А/10 от 12 марта 2014 года – л.д. 120.

Таким образом, заказчиком оформления и изготовления Газеты являлась Местная администрация, а не ФИО11 Оплата изготовления Газеты производилась Местной администрацией из средств бюджета МО Гагаринское. Написание текста и создание информационного наполнения Газеты произведены ООО «Медиа-Альянс» по заказу Местной администрации.

Как уже было указано выше, ФИО11 как глава МО Гагаринское не руководит деятельностью Местной администрации, а муниципальные служащие Местной администрации, в том числе глава Местной администрации не находятся от нее в должностной или иной служебной зависимости.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1, являющийся главой Местной администрации, показал, что содержание Газеты им с ФИО11 не обсуждалось и не согласовывалось, издание Газеты произведено по инициативе Местной администрации.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4, являющийся генеральным директором ООО «Медиа-Альянс», показал, что написанные для Газеты тексты и иллюстрации им ни с кем не согласовывались, с ФИО11 он указанные материалы также не согласовывал.

Следовательно, действия по изготовлению Газеты, а также по размещению в Газете отдельных материалов кандидатом ФИО11 не инициировались и не совершались, в связи с чем, она не может нести конституционно-правовую ответственность в виде отмены ее регистрации в качестве кандидата по причине изготовления Газеты и размещения в ней каких-либо материалов.

Кроме этого, размещенные в Газете материалы не могут быть признаны предвыборной агитацией.

По мнению заявителя ФИО10, размещенные в Газете материалы о деятельности ФИО11 имеют признаки предвыборной агитации, предусмотренные подпунктами «б» - «е» пункта 2 статьи 48 Федерального закона.

Между тем, газета «Гагаринский курьер» является зарегистрированным средством массовой информации – л.д. 125.

Исходя из пункта 2.1 статьи 48 Федерального закона, действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпунктах «б» - «е» пункта 2 статьи 48 Федерального закона, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата неоднократно.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30 октября 2003 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и ФИО9», подпункты «б» - «е» пункта 2 статьи 48 Федерального закона - исходя из их конституционно-правового предназначения и смысла - не допускают расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности, т.е. без учета того, что противозаконной агитационной деятельностью (нарушающей предписание подпункта «ж» пункта 7 статьи 48) может признаваться только совершение ими предусмотренных в пункте 2 статьи 48 действий, преследующих специальную агитационную цель.

Однако действия, которые заявитель ФИО10 рассматривает в качестве предвыборной агитацией, не совершены неоднократно, поскольку иного выпуска газеты «Гагаринский курьер» с материалами о деятельности ФИО11, аналогичных материалам, размещенным в Газете, суду не представлено.

Кроме этого, заявителем ФИО10 не доказано, что размещенные в Газете материалы о деятельности ФИО11 имели агитационную цель – побудить избирателей голосовать за кандидата ФИО11 на выборах депутатов МС пятого созыва 14 сентября 2014 года. Призывов голосовать за кандидата ФИО11 указанные материалы не содержат.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4, являющийся генеральным директором ООО «Медиа-Альянс», показал, что, изготавливая материалы для Газеты, я не преследовал цель агитировать за кандидата ФИО11, а просто освещал события МО Гагаринское и деятельность органов местного самоуправления, в том числе главы МО Гагаринское.

Таким образом, ФИО11 не совершались действия, относящиеся в соответствии с подпунктом «е» пункта 5 статьи 40 Федерального закона к действиям по использованию преимуществ должностного или служебного положения. В частности, ФИО11 не осуществлялся доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации.

Сведений о совершении ФИО11 каких-либо иных действий по использованию преимуществ должностного или служебного положения заявителем ФИО10 суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах правовые основания для отмены регистрации кандидата ФИО11 на основании подпункта «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254, 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО10 об отмене регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Гагаринское пятого созыва по многомандатному избирательному округу №2 ФИО11 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения через Московский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья