Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2018 года город Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – Хабиевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамедовой Гюльбениз Гуммет Кызы к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
представитель истца по доверенности ФИО7 обратился в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что Мамедова ФИО1 зарегистрирована и до переселения проживала в с. <адрес>, расположенного на территории Азербайджанской Республики. С момента переселения жителей из с. <адрес>, ФИО8 со своей семьей, которая состоит из пяти человек проживает в <адрес>.
В 2012 г. органами государственной власти проведена определенная работа по постановке на учет в улучшении жилищных условий жителей с. <адрес>. В том числе ФИО8 собрала необходимые документы и подала в администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> для постановки на учет в улучшении жилищных условий. Азербайджанская сторона своевременно выполнила свои обязательства по компенсацию за жилье, оставленное жителями с. <адрес> после переселения.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 01.02.2018г. № внесены изменения в государственную программу РД «Развитие жилищного строительства в <адрес>» и утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан Российской Федерации, переселяемых из села <адрес> и <адрес>, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территории Российской Федерации.
В связи с указанным Постановлением Правительства РД. ФИО8, как и остальные переселенцы начала беспокоиться по поводу получения нового жилья. С этой целью она неоднократно обращалась в министерства и ведомства РД, уполномоченные формировать списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выяснилось, что ФИО8 по неизвестным причинам в списки не попала. В целях выяснения причин не включения в списки нуждающихся переселенцев, ей пришлось направить письма в администрацию <адрес>, в Миэкономразвития РД, в Министерство строительства и ЖКХ РД. Несмотря на ее старания и усилия, ФИО8 не могла получить понимание и поддержку со стороны государственных органов.
Решением Магарамкентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГг. установлен факт регистрации и проживания ФИО8 на территории <адрес> с 01.03.2011г., а фактически проживает с 2007 г.
Из ответа на обращение в Миэкономразвития РД усматривается, что списки были согласованы, в том числе и с Федеральной миграционной службой России и МИД России.
Действительно она проживает в с. <адрес> с 2007 года, т.е. с момента, как вышла замуж за жителя с. <адрес>, ФИО2., а брачные отношения официально зарегистрированы в 2008г. И до переселения жителей из с. <адрес>, ФИО8 с семьей постоянно проживала по месту регистрации, т.е. в с. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ брак с ФИО2 официально расторгнут отделом ЗАГС администрации <адрес>. После расторжения брака Мамедова осталась с тремя детьми. Семья находится в трудном материальном положении. Она с детьми проживает в <адрес> в невыносимых условиях, поскольку газ к дому отключен за неуплату, по электроэнергии образовалась задолженность в связи с отсутствием у семьи дохода. Ей помогают родственники и соседи с пропитанием и одеждой. Помещение, в котором живет ФИО8 с несовершеннолетними детьми не пригодно к проживанию, оно подлежит сносу.
Просит суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан внести в Список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями граждан Российской Федерации, переселяемых из села <адрес> и <адрес>, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территории Российской Федерации Мамедову Гюлбенез ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее несовершеннолетних детей - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированные в с. <адрес>. В связи с тем, что согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 01.02.2018г. № о внесении изменений в государственную программу РД «Развитие жилищного строительства в <адрес>», согласно которому внесение изменений в утвержденный Список путем включения в него дополнительных граждан или семей иным путем не допускается.
От представителя ответчика по доверенности ФИО9 в суд поступило возражение, в обосновании которого указано, что из заявления ФИО8 усматривается, что она просит суд обязать Минстрой РД внести в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями граждан Российской Федерации, переселяемых из села <адрес> и <адрес>, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации ее и ее несовершеннолетних детей.
Минстрой РД считает заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена государственная программа Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>».
Одной из подпрограмм, указанной выше программы является подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (138 семей), проживающих в селах <адрес> и <адрес>, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации» (далее - Подпрограмма).
Целью и задачей Подпрограммы является комплексное решение проблемы по переселению жителей сел. <адрес> и <адрес> Азербайджанской Республики на территорию Российской Федерации с учетом предоставления мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
В результате реализации Подпрограммы в 2018 году планируется переселение граждан Российской Федерации (138 семей), проживающих в селах <адрес> и <адрес>, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации.
В рамках реализации Подпрограммы были предоставлены меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, всего на сумму 210 526, 8 тыс. рублей.
Управление реализацией указанной Подпрограммы осуществляет Минстрой РД.
В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями граждан Российской Федерации, переселяемых из сел <адрес> и <адрес>, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного вышеуказанным постановлением, единовременная денежная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим в селах <адрес> и <адрес>, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявившим желание переселиться на территорию Российской Федерации в соответствии со Списком жителей сел <адрес> и <адрес>, нуждающихся в государственной поддержке для обустройства в <адрес>, согласованным с Федеральной миграционной службой и Министерством иностранных дел Российской Федерации и утвержденным Правительством Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ (далее - утвержденный Список).
Уполномоченным органом по составлению и утверждению Списка выступало Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
В соответствии с Порядком внесение изменений в утвержденный Список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
Минстрой РД не уполномочен вносить какие-либо изменения в утвержденный Список для дальнейшего предоставления единовременных выплат.
Кроме того, в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Дагестан и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа Минстроем РД единовременные выплаты осуществляются строго согласно утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Списка.
Учитывая, что единовременная денежная выплата на приобретение жилья имеет целевой характер и предоставляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов и то, что утвержденный Список составлен Минэкономразвития РД, прошел последующее согласование с Федеральной миграционной службой, Министерством иностранных дел Российской Федерации и утвержден Правительством Республики Дагестан, их участие при рассмотрении дела обязательно.
Просит суд отказать в удовлетворении заявления ФИО8
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности ФИО7 исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их по указанным основаниям, пояснили, что истица была гражданкой Республики Азербайджан и получила гражданство Российской Федерации только в 2013 году, развелась с мужем уже в 2018 году. Он и их общие дети, в список нуждающихся попали, а ее не включили.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО9 просила отказать в удовлетворении исковых требований по указанным в возражении основаниям, также указав, что истцом пропущен срок исковой давности.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Список жителей с.<адрес> и с.<адрес>, нуждающихся в государственной поддержке для обустройства в РД утвержден заместителем Председателя Правительства РД ДД.ММ.ГГГГ. В указанном списке истец не числится.
Согласно ст.195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Требования истца сводятся к оспариванию списка жителей нуждающихся в государственной поддержке для обустройства в РД и понуждении ответчика внести дополнения в указанный список.
Таким образом, отталкиваясь от исковых требований, нарушение прав истца возникло ДД.ММ.ГГГГ, когда был утвержден указанный список. Обратился истец с иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя более 6 лет, в связи с чем, суд признает пропущенным, срок исковой давности. Доказательств уважительности пропуска такого срока, стороной истца не представлено, ходатайств о восстановлении срока исковой давности не заявлено.
Более того, Постановлением Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в государственную программу РД «Развитие жилищного строительства в РД», утвержденную постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№, в рамках которой определен Порядок обеспечения жилым помещением жителей указанных сел, Уполномоченным органом исполнительной власти по реализации указанной программы определено Министерство строительства и ЖКХ РД. Уполномоченным органом по составлению и утверждению Списка выступало Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
Согласно вышеупомянутому Порядку, внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
Таким образом, Министерство строительства и ЖКХ РД не уполномочено вносить изменения в утвержденный Правительством РД список переселенцев на выплату государственной поддержки.
Кроме того, согласно паспорту истицы, она зарегистрирована в РД, Магарамкентском районе, с.<адрес> только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после составления обжалуемого списка. Истец ссылается на решение Магарамкентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ, однако в нем установлен факт постоянного проживания истицы в с.<адрес> именно на момент вынесения решения. Проживание в указанном селе с 2011 года, судом в приложенном решении не устанавливалось. Так же, согласно объяснениям самой истицы, до получения ею гражданства Российской Федерации в 2013 году, она была гражданином Республики Азербайджан.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Мамедовой ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий Арсланалиев А.Х.