ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6602/19 от 23.07.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-6602/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 23 июля 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3 по доверенности от 25.04.2019г., при секретаре Ильине С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних путей» о возмещении убытков,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о возмещении убытков. При этом в обоснование иска указывает, в ФБУ «Администрация Ленского бассейна» он работает с 2001 года, с того же времени неоднократно осуществлял пересечение транспортного перехода из морского терминала «Нижнеянск» в бар реки Колыма, а также в других направлениях. При этом, каких - либо административных правонарушений за незаконное или с нарушением пересечение Государственной границы Российской Федерации ранее не имел. Административным органом в ходе контрольно-проверочных мероприятий установлено, что принадлежащее ФБУ «Администрация Ленского бассейна» судно «Анатолий Жилинский» под управлением капитана ФИО1, осуществляя транспортный переход из морского терминала «Нижнеянск» в бар реки Колыма, осуществило пересечение государственной границы Российской Федерации путем выхода из территориального моря Российской Федерации. Начальником пограничного поста в п. Нижнеянск отдела (пограничной комендатуры) в г. Тикси Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району вынесены постановления по делу об административном правонарушении. Так, он был привлечен неоднократно по однородным правонарушениям к административной ответственности. Всего по административным делам ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 480 000 руб. После вынесения вышеуказанных постановлений ему стало известно, что в 2016 году были проведены рабочие встречи, на которой были рассмотрены вопросы по порядку уведомления пограничных органов ФСБ России о намерении пересечь государственную границу РФ российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение границы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов. Такие мероприятия были проведены в целях исключения случаев нарушений законодательства РФ в пограничной сфере, где руководителям транспортных компаний было рекомендовано провести разъяснительную работу с капитанами морских судов, осуществляющих каботажное плаванье между морскими портами, в пределах акватории Республики Саха (Якутия). Согласно п.п. 5.2.2. трудового договора №78 от 19 января 2012г. заключенного между сторонами работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормам и требованиям охраны труда. Кроме того, в п. 8.1. вышеуказанного трудового договора предусмотрено, что трудовые функции, не вытекающие из настоящего договора, могут осуществляться работником лишь с согласия начальника филиала. Между тем, о данных мероприятиях (разъяснительной работы) работодатель его не известил, так же и других работников (капитанов) учреждения. Получается, что осуществляя пересечение транспортного перехода из морского терминала «Нижнеянск» в бар реки Колыма, ему не было известно о пересечении государственной границы РФ с нарушением закона РФ. Вышеуказанные обстоятельства указывают о наличии того, что виновным лицом в данном деянии является ФБУ «Администрация Ленского бассейна», в частности руководитель данного учреждения, так как именно руководителем не проведены необходимые мероприятия по уведомлению капитанов об изменении границ, что подтверждается судебными актами Арбитражного суда Камчатского края от 27 марта 2017г. по делу № А24- 335/2017, от 10 апреля 2017г. по делу № А24-336/2017, от 25 марта 2017г. по делу № А24- 337/2017, от 27 марта 2017г. по делу № А24-338/2017, 27 марта 2017г. по делу № А24- • 339/2017, от 27 марта 2017г. по делу № А24-349/2017, от 10 апреля 2017г. по делу № А24- 351/2017, от 27 марта 2017г. по делу № А24-350/2017г., в котором указано, что на учреждении лежит обязанность по регистрации судна в системе ОСДР, заключению договора путем направления соответствующего заявления и обеспечению передачи с судна данных о его местоположении в установленном порядке. Так же, согласно судебным актам, установлено, что судно «Анатолий Жилинский» не было - подключено к мониторингу в целях исполнения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № 811 «Об утверждении правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля». Причиной отсутствия подключения к мониторингу явилось то, что ФБУ «Администрация Ленского бассейна» не заключило договорных обязательств на обслуживание связи. Именно собственник судна «Анатолий Жилинский» обязан был нести бремя содержания этого судна, а также предпринимать и осуществлять все действия по законному использованию судна, заключать договора и т.д. В связи с этим просит взыскать с ответчика понесенные убытки в сумме 480 000 рублей и расходы по оплате госпошлины в размере 8 000 рублей.

В суде истец ФИО1 и представитель истца ФИО2 исковое заявление поддержали и просят удовлетворить.

В суде представитель ответчика ФИО3 считает исковое заявление необоснованным и просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ч.ч. 1,2,3 ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее также - КВВТ РФ) капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна. Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Из материалов дела следует, что 19.01.2012 в соответствии с трудовым договором № 78 ФИО1 принят на должность и.о. капитана в структурное подразделение Якутского РВП и С - филиала ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей». Пунктом 6 раздела 1 его должностной инструкции установлено, что капитан- механик судна должен знать законодательство и нормативные акты по вопросам выполняемой работы, законодательство о внутреннем водном транспорте (КВВТ РФ), постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные и другие руководящие материалы, которые являются определяющими для деятельности организации и т.д. Таким образом, на капитана судна возлагается не только управление судном, но и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, при этом он должен не только знать о существовании определённых обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.

Согласно ст. 9 Закона о государственной границе российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые передают данную информацию в пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу РФ судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - Правила уведомления пограничных органов), утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2014 года № 863, в 2016 году имеющего статус действующего нормативного акта. Пунктом 10 Правил уведомления пограничных органов установлено, что при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы РФ, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы РФ. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна. Таким образом, уведомление пограничных органов о намерении пересечь государственную границу и передача в пограничные органы данных о местоположении судна являются необходимыми условиями для возможности неоднократного пересечения российскими судами государственной границы без прохождения пограничного (таможенного) контроля. Положения пункта 10 Правил уведомления пограничных органов возлагают на капитанов российских судов обязанность передать в компетентный пограничный орган по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте необходимую информацию при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации. Следовательно, необходимая информация должна направляться в компетентный орган непосредственно капитаном судна в момент фактического пересечения морским судном государственной границы. При этом Правила не предоставляют капитанам российских судов право по тем или иным причинам не соблюдать установленные законодателем требования.

Согласно должностной инструкции капитана-механика судна в должностные обязанности последнего входит, в том числе: предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий, ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна, определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем, обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию, передача необходимой информации в период эксплуатации судна в контролирующие и иные органы в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, эксплуатация судового электрооборудования,навигационная эксплуатация радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, интерпретация и обработка информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи. Капитан-механик выполняет также иные должностные обязанности, предусмотренные Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР, иными нормативными актами, регулирующими деятельность водного транспорта.

На период осуществления транспортного перехода из морского терминала «Нижнеянск» в бар реки Колыма т/х «Анатолий Жилинский» в соответствии с требованиями правил квалификации и постройки судов внутреннего плавания (Правила Российского Речного Регистра) был оснащен оборудованием связи и навигации, а именно на указанном судне имелись следующие технические средства, обеспечивающие постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна: Автоматическая идентификационная система (АИС) типа Т-105 класса А. Указанная система обеспечивает непрерывную автоматическую передачу собственных данных с помощью радиоволн ОВЧ/УКВ - диапазона по радиоканалу для использования другими судами, береговыми центрами, а также спутниками АИС. В пакет собственных данных входят статистические данные: название судна, номер MMSI, позывной судна, тип судна, размеры и динамические данные судна: местоположение (координаты), скорость, курс.

Идентификационная информация от спутников с приемниками АИС передается с КИИС МоРе. Судовые терминалы стандарта «С» системы «Инмарсат» Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечения безопасности. Торговые марки терминалов Sailor Н2095С и Felcom-15. Указанное оборудование позволяет осуществлять передачу текстовых сообщений на электронные адреса абонентов, а также вести мониторинг судна в автоматическом режиме. Следовательно, судно т/х «Анатолий Жилинский» было оснащено оборудованием, с помощью которого возможно определить место положения (географические координаты) судна, а также передать соответствующую информацию, в том числе в пограничные органы. Из служебной записки юрист-консульта ФИО4 от 2.08.2016 года следует, что после получения Протокола рабочей встречи от 31 мая 2016 года с Пограничным Управлением ФСБ РФ, довел информацию отделу кадров и капитанам судов Якутского РВП и С о разрешительном и уведомительном порядке осуществления движения транспортных средств (судов, маломерных плавсредств), а также о порядке передачи данных в ПУ ФСБ России по восточному арктическому району о местонахождении судов и уведомлений о намерении пересечь государственную границу РФ. Таким образом, у истца ФИО1, занимавшего должность капитана судна т/х «Анатолий Жилинский», фактически имелась возможность передать в компетентный пограничный орган ФСБ РФ необходимую информацию при пересечении государственной границы Российской Федерации. Доказательств обратного, истец суду не представил.

Административным органом в ходе контрольно-проверочных мероприятий установлено, что принадлежащее ФБУ «Администрация Ленского бассейна» судно «Анатолий Жилинский» под управлением капитана ФИО1, осуществляя транспортный переход из морского терминала «Нижнеянск» в бар реки Колыма, осуществило пересечение государственной границы Российской Федерации путем выхода из территориального моря Российской Федерации. Начальником пограничного поста в п. Нижнеянск отдела (пограничной комендатуры) в г. Тикси Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району в отношении капитана судна вынесены постановления по делу об административном правонарушении, что подтверждается копиями постановлений по делу об административных правонарушениях. По делам об административных правонарушениях истцу назначено наказание в виде административного штрафа в общей сумме 480 000 руб. Постановления о привлечении к административной ответственности истцом ФИО1 не оспорены и вступили в законную силу. По факту несоблюдения Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу РФ на основании приказа № 284 от 21.10.2016 проведено служебное расследование, по итогам которого согласно акту от 8.11.2016 года в действиях капитана т/х «Анатолий Жилинский» ФИО1 выявлены признаки дисциплинарного проступка, выразившегося в неисполнении, в том числе обязанностей по уведомлению о фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации и по не внесению записей в судовой журнал о фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации. Довод истца о том, что он не знал о пресечении государственной границы РФ с нарушением закона не состоятелен, так как необходимое оборудование для связи и навигации на судне для передачи данных имеется и он 3 августа 2016 года направлял уведомление в пограничные органы с указанием координат своего судна. Кроме того в суде истец ФИО1 пояснил, что после совершения первого правонарушения зная о необходимости уведомления пограничные органы ФСБ РФ все равно пошел на повторный рейс и был также оштрафован. При этом данные постановления об административном правонарушении им не обжалованы.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних путей» о возмещении убытков в сумме 480 000 рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий-судья О.Д. Филиппов