ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6605/2013 от 25.12.2013 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-6605/2013Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 25 декабря 2013 года г.Пермь

 Свердловский районный суд г.Перми в составе:

 председательствующего судьи Толмачевой И.И.

 при секретаре Александровой Ю.В., с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Леготкиной М.Н., представителя ООО «АВ-Реал» Гилевой М.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к ООО "АВ-Реал" о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, признании действий противоправными, возложении обязанности,

 У С Т А Н О В И Л:

 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском к ООО "АВ-Реал" о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, признании действий противоправными, возложении обязанности.

 В обоснование требований истец указал, что основанием для подачи настоящего заявления являются материалы административного расследования, проведенного должностным лицом Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в соответствии со статьей 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «АВ-Реал» (далее - ООО «АВ-Реал»). В ходе административного расследования установлен факт нарушения ООО «АВ-Реал» прав потребителей при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородных маршрутах, а именно:

 отсутствие информирования пассажиров по вопросам, касающимся перевозок в пригородном и междугородном сообщениях, а также об оказываемых им услугах.

 ДД.ММ.ГГГГ по междугороднему маршруту № <адрес>, автобус -МАРКА1- (№) автотранспортного предприятия -ОРГАНИЗАЦИЯ1- вышел в рейс с неисправными устройствами обогрева (салон автобуса не обогревался), чем нарушены требования ст.4 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

 Пассажирам вышеуказанного рейса, в том числе ФИО1, по приобретенному ею билету у ООO «АВ-Реал» № услуга по перевозке должна быть оказана надлежащим образом, в том числе температура в автобусе должна соответствовать природным условиям эксплуатации, т.е. автобус должен быть технически исправным.

 В соответствии с п.2.1.4 Договора оказания услуг при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородних маршрутах от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в обязанности Автовокзала входит информирование пассажиров по всем вопросам, касающимся перевозок в пригородном и междугородном сообщениях, а также об оказываемых им услугах.

 Таким образом, ООО «АВ-Реал» ДД.ММ.ГГГГ не уведомило потребителей о том, что по междугороднему маршруту №, <адрес>, автобус -МАРКА1- (г/№) автотранспортного предприятия -ОРГАНИЗАЦИЯ1- выходит на линию с неисправными устройствами обогрева, чем нарушило права потребителей в части их информирования.

 Температура воздуха в пассажирских салонах в холодное время года согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № «О действующих нормативно-методических документах по методам лабораторного и инструментального контроля в системе государственного санитарно-эпидемиологического нормирования» определяется «Методическими указаниями по государственному санитарному надзору за перевозками населения городским пассажирским транспортом №, которыми определено, что температура воздуха в салонах автобусов должна быть не ниже +10 °С при наружной температуре от - 15 до - 25°С и не ниже +5 °С при наружной температуре воздуха до -40 °С.

 Резкие перепады температур для человека чреваты простудой. Температура в салоне автобуса должна оставаться на комфортном уровне. Выходить на линию водитель должен с уже прогретым салоном. Если пассажиру холодно, значит, неисправна система отопления в автобусе, и такой автобус должен покинуть маршрут отправиться на техосмотр, если же этого не произошло пассажир должен быть проинформирован о том, что в автобусе неисправна система отопления салона.

 Пассажирам указанного рейса в нарушение требований пункта 1 ст. 10 РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не была предоставлена информация об оказываемой услуге, обеспечивающей возможность её правильного выбора.

 Истец просил признать действия ответчика ООО «АВ-Реал», выразившиеся в отсутствии информирования пассажиров по вопросам, касающимся перевозок в пригородном и междугороднем сообщениях, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, а именно: в отсутствии уведомления потребителей о том, что по междугородному маршруту №, <адрес>, автобус -МАРКА1- (г/№) автотранспортного предприятия -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, вышел на линию ДД.ММ.ГГГГ с неисправными устройствами обогрева лона. Также истец просил возложить на ответчика ООО «АВ-Реал» обязанность информирования пассажиров о том, что автотранспортное средство с неисправными устройствами обогрева салона.

 В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме.

 Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в отзыве указала, что ООО «АВ-Реал» не осуществляет деятельность (не оказывает услуги) по перевозке пассажиров и багажа маршрутами регулярного сообщения, а, следовательно, не отвечает за состояние транспортных средств, используемых при перевозке.

 В соответствии с частью 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. В соответствии с ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту «Устав») перевозчик - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения.

 С точки зрения Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Исполнителем по договору перевозки пассажира является перевозчик. Согласно ч. 1 ст.4 указанного закона исполнитель (перевозчик), обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

 Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 16 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту ФЗ №196) обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства, т.е. на перевозчиков.

 ООО «АВ-Реал» не оказывает услуги по перевозке пассажира, а в соответствии с Договорами оказания услуг при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах оказывает перевозчикам услуги автовокзала. Основной функцией является продажа билетов (данная функция аналогична трудовой функции кондуктора).

 В пункте 137 Правил закреплено, что претензии, возникающие в связи перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам или фрахтовщикам по месту их нахождения.

 Таким образом, ООО «АВ-Реал» не отвечает за техническое состояние транспортных средств, используемых при осуществлении перевозки пассажиров и багажа. Претензии, возникающие в связи с качеством оказанных перевозчиком услуг, пассажир имеет право направить непосредственному исполнителю, то есть перевозчику.

 ООО «АВ-Реал» не осуществляет технический осмотр транспортных средств, не имеет ни обязанности, ни права, ни даже возможности контролировать состояние транспортных средств, посредством которых перевозчики оказывают услуги пассажирам.

 За техническое состояние автобусов в соответствии с действующими нормативными актами отвечает непосредственно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющий деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (аналогично, ст. 20 ФЗ №196), в частности он обязан обеспечить соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

 Также согласно п. 4 статьи 20 ФЗ №196 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации в обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090) запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших или технический осмотр, а также автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в перечень таких неисправностей отнесено и нерабочее состояние устройства обогрева).

 Пунктом 2.2.5. Договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных маршрутах, предоставленного Роспотребнадзору, Перевозчик обязуется «проводить предрейсовое медицинское освидетельствование водителей и технический осмотр автобусов», а в соответствии с п. 2.2.4. он обязуется использовать технически исправные автобусы.

 Контрольными функциями по вопросу надлежащего состояния транспортного средства ООО «АВ-Реал» не обладает. Правом проводить надзор в области безопасности дорожного движения обладают только государственные органы, в том числе Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ. У перевозчика же отсутствует обязанность уведомлять автовокзал о состоянии, принадлежащих ему транспортных средств.

 Таким образом, ООО «АВ-Реал» не имеет право контроля по данному вопросу. Для организации, оказывающей исключительно услуги автовокзала, надлежащее состояние транспортного средства подтверждается наличием в путевом листе отметки о проведении технического осмотра транспортного средства. Проверять достоверность такой отметки они не имеют право.

 ООО «АВ-Реал» не имеет материальной базы для осуществления технического осмотра транспортных средств. Перевозчики имеют право производить предрейсовый технический осмотр самостоятельно, либо с привлечением любой организации, оказывающей такие услуги. ООО «АВ-Реал» не обязано информировать пассажиров по вопросам, касающимся неисправности устройств обогрева в автобусах перевозчиков.

 Согласно п. 23 Правил в здании автовокзала должна быть размещена следующая информация:

 а) общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала;

 б) схема расположения и нумерации мест в транспортных средствах тех марок, которые отправляются из этого автовокзала;

 в) схема маршрутов регулярных перевозок;

 г) правила пользования услугами автовокзала.

 Согласно нормам, утвержденным ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 № 461-ст) услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:

 - услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.);

 - информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.);

 - оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.;

 - предоставление санитарно-гигиенических услуг;

 - услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т.п.).

 Ни один из указанных нормативных актов не содержит требование к автовокзалу о предоставлении информации о техническом состоянии (в том числе систем обогрева транспортных средств) транспортных средств, которыми перевозчик оказывает услуги пассажирам. При этом, согласно п. 37 Правил внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается информация о наименовании, адресе и номере телефона перевозчика, а также о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, чем обеспечивается право пассажира обратиться за защитой своего права нарушенного действием / бездействием перевозчика либо непосредствен к перевозчику, либо в контролирующий орган, либо в суд.

 В заявлении, направленном гражданкой ФИО1 в Прокуратуру <адрес> нет указания на то, что «печка» не работала. ФИО1 обращалась для проверки деятельности перевозчика, а не автовокзала.

 Административное дело, возбужденное на основании заявления ФИО1, было прекращено ввиду отсутствия в действиях ООО «АВ-Реал» состава правонарушения.

 Так в своем Постановлении Роспотребнадзор указывает на то, что обязанность по содержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев) транспортных средств (л.д.90-91).

 Третье лицо Открытое акционерное общество -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание представителя не направило, извещено (л.д.96, 103).

 Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

 В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество второго соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно пользуется.

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано заявление в прокуратуру <адрес> с просьбой проверить деятельность автоперевозчика (л.д.43).

 ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «АВР» по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ (л.д.44-45, 46-51).

 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ООО «АВ-Реал» представлены письменные объяснения в центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были, а также предоставлены документы: решение от ДД.ММ.ГГГГ единственного участника о создании ООО «АВ-Реал», Устав ООО «АВ-Реал», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ единственным участником ФИО3 Свидетельство ОГРЮЛ №, договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и ОАО -ОРГАНИЗАЦИЯ1- на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах.

 Согласно п. 2.2.5. вышеуказанного Договора, перевозчик обязуется «проводить предрейсовое медицинское освидетельствование водителей и технический осмотр автобусов», в соответствии с п. 2.2.4. перевозчик обязуется выделять автовокзалу технически исправные автобусы, оборудованные и экипированные в соответствии с «Инструкцией по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского автотранспорта, а также внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов. Соглашением от 01.01.2012г. была произведена замена стороны по договору с -ОРГАНИЗАЦИЯ2- на ООО «АВ-Реал» (л.д.52-79 ).

 ДД.ММ.ГГГГг. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в отношении ООО "АВ-Реал" был составлен протокол по ч.1 ст.14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.6-8).

 В соответствии с разделом IV п. 15, п. 20 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, утверждённого приказом УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от (09. 07.2013г. № 123), в состав Управления входят территориальные отделы. На территории г. Перми находится центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.

 Пунктом 6.11 раздела III Положения о Центральном территориальном отделе предусмотрены полномочия Центрального территориального отдела на обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.(л.д.9-38).

 Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Центрального территориального отдела управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО4 производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО «АВ-Реал» по части 1 ст.14.4 КоАП РФ было прекращено в соответствии со ст.29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ввиду отсутствия в его деянии состава правонарушения (л.д.40-41).

 Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ОАО -ОРГАНИЗАЦИЯ1- судом установлено, что ОАО -ОРГАНИЗАЦИЯ1- самостоятельно проводит технический осмотр транспортных средств перед выходом на линию (л.д.85).

 По выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «АВР» от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что видами экономической деятельности общества является прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта (л.д.98).

 На основе исследованных доказательств суд считает, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, поскольку ООО «АВ-Реал» не осуществляет деятельность (не оказывает услуги) по перевозке пассажиров и багажа, а оказывает пассажирам услуги автовокзала по продаже билетов и иные сопутствующие услуги, предусмотренные договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и ОАО -ОРГАНИЗАЦИЯ1- на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородних автобусных маршрутах. Поэтому ООО «АВ-Реал» не может отвечать за техническое состояние транспортных средств, используемых при осуществлении перевозки пассажиров и багажа. На ООО «АВ-Реал» ни законом, ни договором не возложены функции по осуществлению технического осмотра транспортных средств, следовательно, ООО «АВ-Реал» не может нести ответственность за техническое состояние транспортного средства, предоставленного перевозчиком ФИО1 для проезда. ОАО -ОРГАНИЗАЦИЯ1- самостоятельно проводит технический осмотр транспортных средств перед выходом на линию.

 Как установлено в ходе судебного заседания, в обязанности ООО «АВ-Реал» не входит доведение до сведения пассажиров информации по вопросам, касающимся неисправности устройств обогрева в автобусах перевозчиков.

 Административное дело, возбужденное на основании заявления ФИО1, прекращено ввиду отсутствия в действиях ООО «АВ-Реал» состава правонарушения.

 В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Центрального территориального отдела управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО4 имеется указание на то, что обязанность по содержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств.

 Таким образом, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к ООО "АВ-Реал" о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, признании действий противоправными, возложении обязанности, удовлетворению не подлежат.

 Суд разрешил дело на основе представленных в дело доказательств в рамках заявленных требований.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 1.      Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в удовлетворении исковых требований к ООО "АВ-Реал" о признании действий, выразившихся в отсутствии информирования пассажиров по вопросам, касающимся перевозок в пригородном и междугороднем сообщениях, противоправными, в отношении неопределенного круга потребителей, а именно: в отсутствии уведомления потребителей о том, что по междугородному маршруту №, <адрес>, автобус -МАРКА1- (г/№) автотранспортного предприятия -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, вышел на линию ДД.ММ.ГГГГ с неисправными устройствами обогрева лона; возложении на ООО «АВ-Реал» обязанности информирования пассажиров о том, что автотранспортное средство было с неисправными устройствами обогрева салона.

 2.      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья: Толмачева И.И.