ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6606/2015 от 18.12.2015 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе:

председательствующего судьи Клименко Г.А.

при секретаре Чалкиной Р.В.,

с участием: представителя истца ПАО « Авиакомпания «ЮТэйр» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ; представителя ответчика Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело исковому заявлению Публичного акционерного общества « Авиакомпания « ЮТэйр» к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ИстецПубличное акционерное общество « Авиакомпания « ЮТэйр» обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Государственной инспекции труда в<адрес> о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой, выездной проверки Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре было выдано предписание , согласно которому ПАО « Авиакомпания « ЮТэйр» было предписано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Истец с названным предписанием не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании представитель истцаПАО « Авиакомпания «ЮТэйр» ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения согласно поданного искового заявления.

Представитель ответчика Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, суду пояснил, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены нет.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения ( приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ № 8 Государственной инспекцией труда в <адрес> проведена плановая, выездная проверка в отношении Открытого акционерного общества авиакомпании « ЮТэйр» с целью защиты прав и интересов работников. Задачами настоящей проверки являются : надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксированы выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Генеральному директору ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, указанные в 22 пунктах.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов ( документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора ( в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381-397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Согласно части 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда-единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов ( государственных инспекций труда).

Органы инспекции труда не относятся к числу органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, состав которых определен статьей 382 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда « Об инспекции труда в промышленности и торговле» от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

В пункте предписания от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии с требованиями абз.7 ч.2 ст.22, ч.1 ст.40, ч.2 ст.41, ч.6 ст.136 ТК РФ установить в Коллективном договоре общества на ДД.ММ.ГГГГ годы, в Правилах внутреннего трудового распорядка работников общества, а также в трудовых договорах работников общества установить дни выплаты заработной платы, соблюдать требования- выплата заработной платы в полном и не реже чем каждые полмесяца за отработанный период.

В соответствии с п.5.4 Коллективного договора ОАО « Авиакомпания « ЮТэйр» на ДД.ММ.ГГГГ года, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка работников компанияи.

В соответствии спунктом 4.2. Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Авиакомпания « ЮТэйр» устанавливаются конкретные дни выплаты заработной платы, 14 числа следующего месяца за первую половину месяца-всем работникам предприятия ; 29 числа следующего месяца за вторую половину отчетного месяца-всем работникам предприятия.

В соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены для отдельных категорий работников федеральным законом.

Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает требование о максимально допустимом промежутке между выплатами заработной платы при регламентации относительно вопроса конкретных сроков ее выплаты в локальном нормативном акте, коллективном договоре, трудовом договоре. Из данного требования следует, что промежуток между выплатами не должен превышать полмесяца, при этом не усматривается привязка к календарному месяцу, а также не ограничена возможность выплачивать всем работникам заработную плату чаще соответствующего промежутка.

Порядок выплаты заработной платы в ОАО « Авиакомпания « ЮТэйр», как установленный в коллективном договоре и правилах внутреннего трудового распорядка, так и фактически осуществляемый) соответствует действующему трудовому законодательству, осуществляется в рамках порядка, предусмотренного действующим трудовым законодательством, следовательно, суд не находит оснований для обязывания ОАО « Авиакомпания « ЮТэйр»вносить какие-либо изменения в коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка.

Пункт предписания . В соответствии с абзацем 10 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации ознакомить всех работников Предприятия под роспись с изменениями в Коллективном договоре ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на 2015 - 2017 годы, в Правилах внутреннего трудового распорядка работников ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», принятыми в соответствии с пунктом 1 Предписания.

Суд, соглашаясь с доводами представителя истца,считает, что данный пункт незаконен и подлежащим отмене в связи с тем, что исполнение данного пункта непосредственно связано с исполнением пункта Предписания, а пункт предписания незаконен и не подлежит применению.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями части 3 статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации до устранения нарушений, предусмотренных пунктами 1,2Предписания пункт 5.4. Коллективного договора ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на 2015 - 2017 годы и абзац 1 пункта 4.2. Правил внутреннего трудового распорядка работников ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» как ухудшающие положение работников не применять.

Суд считает, что данный пункт следует признать незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что исполнение данного пункта непосредственно связано с исполнением пункта Предписания, а пункт предписания незаконен и не подлежит применению.

Пункт предписания . В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации принять в установленном в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» порядке локальный нормативный акт, регулирующий порядок и размеры индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Суд не может согласиться с данным пунктом предписания от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям :

Так, Положением о надбавке за высокое профессиональное мастерство и Положением о стимулирующей надбавке за продолжительную и безупречную работу, являющимися приложениями к Коллективному договору ОАО "Авиакомпания ЮТэйр», предусмотрен порядок, сроки и основания периодического повышения реального содержания заработной платы работников. Указанные надбавки подлежат выплате в адрес всех работников Авиакомпании в сроки и порядке, определенные в указанных Положениях.

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, работодатели, не получающие бюджетного финансирования, вправе устанавливать порядок индексации зарплаты с учетом конкретных обстоятельств.

При этом в законодательстве не установлено, какими конкретно методами должна быть осуществлена индексация. Указанное позволяет считать, что обязанностью работодателя является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, а выбор конкретного механизма индексации остается за работодателем.

Пункт предписания . В соответствии с абзацем 10 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации ознакомить всех работников Предприятия под роспись с локальным нормативным актом, принятым в соответствии с пунктом 4 Предписания.

Суд считает, что данный пункт незаконен и подлежит отмене в связи с тем, что исполнение данного пункта непосредственно связано с исполнением пункта Предписания, а пункт Предписания признан судом незаконным и не подлежащим применению.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями частей 1,2 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 41 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых книжках» книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее ( завести установленного образца) ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», скрепить сургучной печатью или опломбировать.

Суд считает возможным согласиться с данным пунктом предписания.

В соответствии с ч.1 ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно ч.2 ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации, форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 40 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ « О трудовых книжках» установлено, что с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, у работодателей ведутся : приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее ; книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Формы указанных книг утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы ( п. 41 Положения).

Однако, в нарушение требований ч.ч. 1,2 ст.66 ТК РФ и п.41 Постановления, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее ( не установленного образца) ПАО « Авиакомпания « ЮТэйр» не скреплены сургучной печатью и не опломбированы.

Доводы представителя истца, что данное замечание было устранено еще до момента составления акта проверки ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты судом во внимание, так как на момент проведения проверки, данные замечания имели быть место и могли быть устранены истцом после получения акта и предписания ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями статей 114, 115, 116, 117, 122 Трудового кодекса Российской Федерации предоставлять работникам ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка продолжительностью не менее 28 календарных дней, а также ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии с очередностью предоставления, установленной у данного работодателя.

Суд не может согласиться с данным пунктом, по следующим основаниям :

Как пояснил представитель истца в судебном заседании, отпуска работникам ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» предоставляются, утвержден график отпусков. В том числе отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней предоставлялись и на момент проведения проверки.

Задолженность работников по отпускам, на фамилии которых ссылается ответчик в акте проверки, в большинстве своем была сформирована за период 2015-2016 годы, что в силу пункта 2 статьи 8 и пункта 1 статьи 9 Конвенции «Об оплачиваемых отпусках» не может быть признана задолженностью по отпускам.

Согласно указанным нормам непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного -оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.

Таким образом, указанные задолженности по отпускам могут быть правомерно предоставлены Авиакомпанией своим работникам в период до середины 2016 года.

Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящая из двух непрерывных рабочих недель, предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение 18 месяцев считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.

Таким образом, при предоставлении отпуска работодателю следует исходить из того, что имеющуюся задолженность по отпускам за 2014-2015 годы, должна быть погашена до конца 2015 однако, задолженность, возникшая за период 2015-2016 годов может быть погашена до 30 июня года включительно.

Кроме того, предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков в силу ст.381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде.

Следовательно, оспариваемый пункт предписания является незаконным.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями части 2 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации соблюдать график отпусков в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», как обязательный для работодателя и работников.

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что график отпусков ПАО « Авиакомпания ЮТэйр» соблюдается, работники уведомляются в установленные законодательством сроки о предстоящем отпуске.

Более того, следует отметить, что статьей 124 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность переноса отпуска работодателем с учетом пожеланий работника.

Спор по отпускам является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде.

Следовательно, оспариваемый пункт предписания является незаконным.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями статей 114, 115, 116, 117, 122, 124 Трудового кодекса Российской Федерации предоставить ежегодные оплачиваемые отпуска, а также ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что отпуска работникам ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» предоставляются, утвержден график отпусков. В том числе отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней предоставлялись и на момент проведения проверки.

Кроме того, предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков в силу ст.381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде.

Следовательно, оспариваемый пункт предписания является незаконным.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и пункта 1 Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплатытруда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установить работникам ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по списку указанному в пункте Предписания, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную еженедельную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации рабочих мест, выявившей вредные условия, по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что в обоснование их доводов Государственная инспекция труда в ХМАО-Югре ссылается на тот факт, что в настоящее время ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» специальная оценка условий труда в отношение проводников приказом по предприятию в действие не введена, ответчиком в пункте 10 предписания указывается подробный перечень работников, работающих в должности бортпроводников, которым по его мнению необходимо установить 36-часовую рабочую неделю.

Однако, согласно порядку оформления результатов проведения специальной оценки условий установленного статьей 15 Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», издание приказа о введении в действие специальной оценки условий труда не предусмотрено.

Согласно пункту 2 статьи 15 указанного Федерального закона результаты специальной оценки условий труда оформляются путем составления отчета о проведении специальной оценки условий труда, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда ДД.ММ.ГГГГ был утвержден надлежащим образом составленный и подписанный отчет.

Работники ПАО « Авиакомпания « ЮТэйр » ознакомлены с результатами проведенной специальной оценки условий труда.

Таким образом, суд считает, что поскольку порядок оформления результатов специальной оценки условий труда соблюден, следовательно, подлежат применению результаты специальной оценки условий труда, утвержденные отчетом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному отчету для бортпроводников был определен второй класс (допустимый) вредности условий труда, за работу в котором действующим трудовым законодательством не предусмотрено предоставление сокращенной рабочей недели, либо иных гарантий, установленных работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Кроме того, возлагая на ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» обязанность установить бортпроводникам сокращенную еженедельную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов, с учетом статьи 236 ТК РФ, государственный инспектор труда вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий, поскольку вопрос об установлении продолжительности рабочего времени – не более 36 часов для бортпроводников является индивидуальным трудовым спором между работниками и работодателем, который подлежит рассмотрению всуде, либо комиссии по трудовым спорам.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» предоставлять всем работникам ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (указанным в пункте10 Предписания), занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную еженедельную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов.

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что исполнение данного пункта непосредственно связано с исполнением пункта Предписания, а пункт предписания незаконен и не подлежит применению.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сокращенной продолжительности чего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплатытруда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» произвести перерасчет рабочего времени всем работникам ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» (указанным в пункте 10 Предписания), занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, исходя установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов (с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по ДД.ММ.ГГГГ включительно).

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что исполнение данного пункта непосредственно связано с исполнением пункта Предписания, а пункт предписания незаконен и не подлежит применению.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона «О специальной оценке условий труда» и пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сокращенной продолжительность рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплатытруда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установить количество часов работы, выполненной всеми работниками ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (указанным в пункте 10 Предписания), занятыми на работах с вредными ш (или) опасными и иными особыми условиями труда, сверх установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов (с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по ДД.ММ.ГГГГ включительно).

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что исполнение данного пункта непосредственно связано с исполнением пункта Предписания, а пункт предписания незаконен и не подлежит применению.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплатытруда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» произвести оплату в повышенном размере часов работы, выполненной всеми работниками ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (указанным в пункте 10 Предписания), занятыми на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сверх установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов (с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по ДД.ММ.ГГГГ включительно).

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что исполнение данногопункта непосредственно связано с исполнением пункта Предписания, а пункт предписания незаконен и не подлежит применению.

Пункт предписания . В соответствии с абзацем 7 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации установить в трудовых договорах работников ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» (указанных в пункте 10 Предписания) гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик труда на рабочем месте (в части сокращенной продолжительности рабочей недели - не более 36 часов).

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что исполнение ого пункта непосредственно связано с исполнением пункта Предписания, а пункт предписания незаконен и не подлежит применению.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями абзаца 7 части 2 статьи 22 и 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации установить в трудовых договорах работников (по списку, указанному в пункте 16 Предписания) дни выплаты заработной платы.

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что согласно статьям 22 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации, в обоснование своих требований на которые ссылается ответчик, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что дни выплаты заработной платы могут быть установлены как в правилах внутреннего трудового распорядка, так и в коллективном договоре или трудовом договоре. Законодатель предоставляет работодателю право выбора документа в котором предусматривать дни выплаты заработной платы.

Пункт предписания . В соответствии с требованиями части 1 статьи 56, абзацами 6,7части 2 статьи 57, части 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установить в трудовыхдоговорах работников (по списку, указанному в пункте 17 Предписания) конкретный режим рабочего времени (продолжительность рабочей недели (нормальная, сокращенная).

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени и времени отдыха подлежит обязательному включению в содержание трудового договора в случае, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя.

Аналогичная позиция изложена и в статье 100 Трудового кодекса Российской Федерации, которая является специальной нормой по отношению к статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Общие правила режима рабочего времени и времени отдыха, действующие в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» определены разделом 5 Коллективного договора, в том числе в указанном разделе определены общие правила режима рабочего времени и времени отдыха для членов экипажа воздушного судна, к категории которых относятся работники, перечисленные ответчиком в пункте 17 предписания.

Таким образом, поскольку режим рабочего времени и времени отдыха перечисленных ответчиком работников ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» подчиняется общим правилам, применяемым у работодателя, то в силу статей 57 и 100 Трудового кодекса Российской Федерации пункт 17 предписания подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене.

Согласно абзацу 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно Приказу Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ) время начала и окончания работы на земле между полетными сменами устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Согласно указанному пункту время начала и окончания работы указанных работников подлежит отражению только либо в коллективном договоре, только либо в правилах внутреннего трудового порядка. Трудовой договор в указанной норме не упоминается, а поскольку согласно абзацу 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации время начала и время окончания работы относится к режиму рабочего времени, то исходя из буквального толкования норм права и учитывая, что статья 100 ТК РФ является специальной нормой по отношению к статье 57 ТК РФ, можно сделать вывод, что в отношении членов экипажа воздушных судов режим рабочего времени не подлежит включению в содержание трудового договора.

Кроме того, на период проведения проверки были разработаны и утверждены типовые характеристики режима и условий труда отдельных категорий работников, которые подлежат включению в трудовой договор вновь принимаемых работников.

Указанные изменения были утверждены приказом №П-426/15 от ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт предписания . Разработать и утвердить перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Суд считаем данный пункт законным. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункта 2.1.4, работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ПостановленияМинистерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО « Авиакомпания ЮТэйр» для работников, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, не разработан перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Пункт предписания . Выдавать всем работникам средства индивидуальной защиты с подтверждающей подписью в получении в личной карточке выдачи СИЗ.

Суд считает данный пункт незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что в рамках проводимой проверки в адрес ответчика предоставлялись личные карточки выдачи СИЗ по форме, которая приведена в Приложении к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

В указанных личных карточках выдачи СИЗ были указаны наименования выдаваемых СИЗ, а номера документов бухгалтерского учета, на которых содержится личная подпись работника о получении СИЗ.

Согласно пункту 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ г вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Пункт предписания . Провести стажировку на рабочем месте в течение 2-14 смен ФИО1, ФИО2.

Суд считает данный пункт законным.

В соответствии с ч.3 ст.225 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в период работы.

Согласно ГОСТ 12.0.004-90 « Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» пункт7.2.4 все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных ( курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен ( в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом ( распоряжением, решением) по цеху ( участку, кооперативу).

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований п.7.2.4 ГОСТ 12.0.004-90, после прохождения первичного инструктажа ФИО2, ФИО1 в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте отсутствует проведение стажировки на рабочем месте в течение 2-14 смен.

Пункт предписания . Оформить журнал регистрации инструктажа на рабочем месте службы закупок согласно установленных требований.

Суд считаем данный пункт законным.

В соответствии с ч.2 ст.225 Трудового кодекса Российской Федерации, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченный на это лицо обязаны проводить инструктаж на рабочем месте по охране труда, организовать обучение безопасным методам и приема выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

В ходе проверки установлено, что в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте « служба закупок» ведется с нарушением требований, отсутствует дата проведения инструктажа на рабочем местеФИО7

Суд считает, что данный п.21 предписания не был устранен в ходе проведения проверки, а только после получения акта и предписания, истец устранил данное нарушение.

Пункт предписания . Организовать прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности (работникам по списку, указанному в пункте 22 Предписания).

Суд считаем данный пункт законным.

В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы ( не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр ( обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случае, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности ( с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.213 ТК РФ, Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающими в условиях повышенной опасности. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч.6 ст.213 ТК РФ работодателем не организовано прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности не реже одного раза в пять лет в Порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и как следствие, работники ПАО « Авиакомпания « ЮТэйр» в нарушение требований абз.3 ч.1 ст.76 ТК РФ не отстранены от работы ( допущены к работе) без прохождения в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в количестве 1428 человек.

С учетом изложенных обстоятельств дела, суд считает, что спор относительно устранения нарушений трудового законодательства по пунктам 1,2,3,7,10,11,12,13,14,15,19 предписания ГИТ № от ДД.ММ.ГГГГ, в силу ст.381 Трудового кодекса Российской Федерации, является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде.

Следовательно, оспариваемое предписание вынесено ГИТ по вышеперечисленным пунктам, в том числе и по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому в указанной части является незаокнным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Публичного акционерного общества « Авиакомпания « ЮТэйр» к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты, 1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,19 предписания Государственной инспекции труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд <адрес> через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено и оглашено сторонам ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья

Ханты-Мансийского районного суда: Г.А.Клименко