ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-660/15 от 02.02.2015 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-660 /15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» февраля 2015 года город Сочи

Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Язвенко Р.В.,

при секретаре Пузеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО, ФИО к администрации Адлерского района г.Сочи об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО, ФИО обратился в суд с заявлением к Администрации г. Сочи об оспаривании действий органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указали, что являются сособственниками земельного участка под кадастровым номером , обратились в орган местного самоуправления для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, представив в Департамент архитектуры все необходимые документы.

17.12.2014г. за № органом местного самоуправления в адрес заявителей направлен отказ в выдаче разрешения. Отказ мотивирован следующими обстоятельствами: - земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне ограничений от техногенных динамических источников - зона «ОА-В - высотного ограничения (зона «В»). В соответствии с Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 в зоне «ОА-В-В» при строительстве и размещении объектов капитального строительства согласованию подлежат объекты высотой от 3 м и более. Окончательное согласование строительства в приаэродромной территории осуществляет Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта ФАВТ в г. Ростов-на- Дону – учитывая изложенное, (до получения указанного согласования) им отказано в выдаче разрешения на строительство.

Учитывая, что заявителем в целях получения разрешения на строительство объекта индивидуальной жилой застройки были представлены все предусмотренные статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ документы, решение об отказе в выдаче разрешения на строительство не основано на положениях градостроительного законодательства и нарушает права заявителей на застройку принадлежащего им земельного участка.

В связи с чем, просил суд признать отказ администрации в выдаче разрешения на строительство от 17.12.2014г. за № незаконным, противоречащим Градостроительному кодексу РФ.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края устранить нарушение законодательства путём выдачи заявителю разрешение на строительство индивидуального жилого дома в течение десяти дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

В судебном заседании ФИО на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить его в полном объеме.

Представитель Администрации г. Сочи по доверенности ФИО в судебном заседании просила отказать в заявленных требованиях, указав, что выдать разрешение на строительство возможно только после согласования строительства с Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта ФАВТ в г. Ростов-на-Дону, поскольку земельный участок расположен в приаэродромной территории.

ФИО в судебное заседание не явился о дате судебного заседания извещался в установленном законом порядке, причину не явки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело приданной явке.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

В силу части 2 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определяет перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Применительно к рассматриваемым отношениям к ним относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, его градостроительный план, а также материалы, содержащиеся в проектной документации. Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Последовательность действий уполномоченного органа на выдачу разрешений на строительство регламентирована частями 11, 13, 14 и 20 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В частности, органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. При отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в выдаче разрешения на строительство должно быть отказано.

Таким образом, положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ регулируют отношения, возникающие между застройщиком и органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, определяя как обязанности и права лица заинтересованного в получении разрешения на строительство, так и обязанность органа, уполномоченного на выдачу разрешения.

Принятие же решения об отказе в выдачи разрешения на строительство будет являться правомерным только в случае если застройщик не представил документы указанные в статье 51 Градостроительного кодекса РФ.

Из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 524 кв.м., по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО и ФИО (Свидетельства о государственной регистрации права серии и от 03.09.2013г.).

В целях получения разрешения на строительство ФИО и ФИО обратились в администрацию города Сочи с заявлением, к которому приложены следующие документы:

Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес> изготовленный МБУ г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» и согласованный с Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи;

Схема планировочной организации указанного земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС, с технико-экономическими показателями высотности объекта – 9,95 метра изготовленная МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» г. Сочи;

документы подтверждающие титул владения земельным участком.

Перечень представленных заявителями документов соответствует перечню, указанному в приведённой выше норме Градостроительного кодекса которая определяет закрытый перечень документов и соответственно не носит отсылочный характер, т.е. не указывает на необходимость предоставления иных документов в соответствии с иными нормативными актами.

17.12.2014г. за № органом местного самоуправления в адрес заявителей направлен отказ в выдаче разрешения. Отказ мотивирован следующими обстоятельствами: - земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне ограничений от техногенных динамических источников - зона «ОА-В - высотного ограничения (зона «В»). В соответствии с Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 в зоне «ОА-В-В» при строительстве и размещении объектов капитального строительства согласованию подлежат объекты высотой от 3 м и более. Окончательное согласование строительства в приаэродромной территории осуществляет Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта ФАВТ в г. Ростов-на- Дону – учитывая изложенное, (до получения указанного согласования) нам отказано в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, по мнению административного органа земельный участок расположен на приаэродромной территории и поэтому разрешение на строительство может быть выдано только после получения согласования с Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта ФАВТ

Данный довод суд оценивает критически, так как в соответствии со статьёй 46 Воздушного кодекса РФ строительство объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласностатье 47 Воздушного кодекса РФразмещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации(далее - Правила).

Приаэродромная территорияявляется зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъектаРоссийской Федерации (пункт 2 Правил).

Впункте 58 Правилпредусмотрено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Контроль за исполнениемФедеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах(пункт 144 Правил).

Таким образом, наличие разрешения на строительство, полученное в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ,подтверждающее выполнение требований градостроительных норм, не освобождает застройщика от необходимости получения согласования размещения объекта на приаэродромной территории.

Однако, следует иметь в виду, что статья 46 Воздушного кодекса РФ,указывая на необходимость согласования строительства объекта в пределах приаэродромной территории, не определяет момент такого согласования застройщиком (до получения разрешения на строительства или после получения разрешения), а Градостроительный кодекс РФ не называет такое согласование в составе документов, необходимых для подготовки и выдачи разрешения на строительство. В тоже время, по смыслу нормы Воздушного кодекса такое согласование следует получить до начала строительства.

Анализируя приведённые предписания и их взаимодействие в системе правового регулирования отношений Градостроительным и Воздушным кодексами, суд приходит к выводу в том, что для осуществления строительства объектов в пределах приаэродромной территории, застройщик должен получить как разрешение на строительство, так и согласовать размещение объекта с собственником аэродрома.

Поскольку, закон не определяет последовательность получения таких документов, а в соответствии с пунктом 144 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерацииорган местного самоуправления не наделён полномочиями по осуществлению контроля за соблюдениями этих Правил, данные документы должны быть получены застройщиком до начала строительства.

При отсутствии одного из документов (разрешения на строительство либо Согласования собственника аэродрома строительства здания на приаэродромной территории) возводимый объект недвижимости будет иметь признаки самовольной постройки (статья 221Гражданского кодекса РФ - жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений).

Ответственность за возведение объекта недвижимости на приаэродромной территории будет возложена на застройщика. Орган местного самоуправления, как субъект не имеющий полномочий осуществлять контроль за исполнениемФедеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, поскольку такой контроль осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах(пункт 144 Правил),не несёт ответственность за неисполнение застройщиком Правил и соответственно не вправе требовать такого согласования в качестве дополнительного к указанным в Градостроительном кодексе документа необходимого для выдачи разрешения на строительство.

Таким образом, отсутствие согласования строительства в приаэродромной территории с Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта ФАВТ не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Кроме этого, в нарушение части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ(обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо), административный орган не представил каких-либо доказательств, подтверждающих размещение предполагаемого объекта в границах приаэродромной территории, а также не представил документального обоснования того, что предполагаемый к строительству индивидуальный жилой дом может угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования.

В то же время в судебном заседании заявителями представлены доказательства, подтверждающие направление в уполномоченный орган местного самоуправления заявления о выдачи разрешения на строительство, Градостроительный план земельного участка согласованный с Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Информационную справку о градостроительном зонировании территории выданную Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, схемы планировочной организации указанного земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС, с технико-экономическими показателями высотности объекта – 9,95 метра изготовленная МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» г. Сочи; документов подтверждающих титул владения земельным участком.

Обстоятельства получения органом местного самоуправления указанных документов представителем администрации не опровергнуты.

В материалах дела так же имеется заключение ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» от 19.11.2014г., о согласовании высоты строящегося 3-х этажного жилого дома по адресу: <адрес>, в соответствии с которым, согласно требованиям НГЭА-92 (Нормы Годности к Эксплуатации гражданских Аэродромов) наибольшая допустимая высота над отметкой земли в данной зоне составляет 50 (пятьдесят) метров, тогда как застройщик просит предоставить разрешение на строительство индивидуального жилого дома высотой 9,95 метра.

Кроме этого в деле имеется Заключение комиссии Черноморского центра ОВД филиала «ОРГАНИЗАЦИЯ» ФГУП «ОРГАНИЗАЦИЯ» по определению влияния строительства и размещения объектов сторонних организаций на безопасность полётов по местным воздушным линиям и на работу средств РТОП и авиационной электросвязи объектов, размещенных вне района аэродрома от 19.01.2015года, из которого следует, что строительство жилого дома, расположенного в <адрес>, кадастровый номер участка № не окажет негативного влияния на работу средств РТОП и связи Черноморского Центра ОВД и не снизит уровень безопасности полетов по трассе МВЛ Кл622.

Данные документы подтверждают, что планируемый к возведению индивидуальный жилой дом не угрожает безопасности полетов воздушных судов и не создаёт помех в работе радиотехнического оборудования.

Часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ запрещает истребование иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Согласование собственника аэродрома строительства объекта недвижимости частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ к числу таких документов не отнесено.

Применяя данные предписания, а также учитывая, что заявителем в целях получения разрешения на строительство объекта индивидуальной жилой застройки были представлены все предусмотренные статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ документы, решение об отказе в выдаче разрешения на строительство не основано на положениях градостроительного законодательства и нарушает права заявителей на застройку принадлежащего им земельного участка.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании ст. 254 ч. 1. ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьёй 258 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО, ФИО к администрации Адлерского района г.Сочи об оспаривании действий – удовлетворить.

Признать отказ администрации в выдаче разрешения на строительство от 17.12.2014г. за № незаконным.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края устранить нарушение законодательства путём выдачи ФИО, ФИО разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 524 кв.м., по адресу <адрес>, в течение десяти дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий - подпись Язвенко Р.В.