Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород Московская область 28 октября 2016 года
Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Фоменковой О.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО15 к администрации городского округа Звенигород о восстановлении пропущенных сроков на получение отдельной жилой площади, признании ранее представленных документов действительными, обязании предоставить отдельную жилую площадь в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,
у с т а н о в и л:
ФИО15 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Звенигород, просила восстановить пропущенный срок на получение отдельной жилой площади, признать ранее представленные ею в администрацию городского округа Звенигород в период с Дата обезличена по Дата обезличена годы документы действительными, возложить на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению истице и членам её семьи отдельной жилой площади в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д. 4-5).
В судебном заседании ФИО15 поддержала требования иска, на рассмотрении настаивала, в их обоснование пояснила, что в Дата обезличена году обратилась в администрацию городского округа Звенигород с заявлением на получение субсидии молодой семье. На основании данного заявления её семья постановлением Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород». В Дата обезличена году она обратилась с заявлением о принятии её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации городского округа Звенигород, однако в его удовлетворении было отказано в связи с тем, что обеспеченность её семьи общей площадью жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения. Считает данный отказ незаконным, поскольку органом местного самоуправления при рассмотрении её заявления не учитывался состав проживающих совместно с членами её семьи лиц, а именно её <данные изъяты>. Полагает, что с учетом семейного статуса данных лиц в одной квартире проживают три разные семьи, в связи с чем ей положена отдельная квартира. Также указала, что в Дата обезличена году обращалась в администрацию с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, в удовлетворении её заявления было отказано по причине того, что её многодетная семья не принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С данным отказом истица не согласна, считает, что её семья была признана нуждающейся в жилых помещениях при принятии на учет в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород». При этом также полагает, что администрация городского округа Звенигород обладает сведениями о нуждаемости в жилых помещениях и данными о малоимущих гражданах, проживающих в городском округе Звенигород. Дата обезличена реализация муниципальной программы, в которой участвовала истица, завершена, социальная выплата на приобретение жилого помещения в рамках данной программы ей не предоставлена. Ссылалась, что на момент утверждения ныне реализуемой программы «Жилище», её семья уже не отвечала требованиям участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», однако находила свои права на обеспечение жилым помещением нарушенными, поскольку на момент действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» её семья являлась многодетной, малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель администрации городского округа Звенигород - по доверенности ФИО2 против удовлетворения требований ФИО15 возражал, находя вместе с тем приводимые истцом доводы заслуживающими внимания у суда. Пояснил, что истица с заявлением о признании её семьи малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию городского округа Звенигород не обращалась, семья ФИО15 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не принималась по причине её обеспеченности общей площадью жилого помещения с превышением учетной нормы площади жилого помещения. В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» (продлена до Дата обезличена гг.) предусмотрена только социальная выплата на приобретение коммерческого жилья либо самостоятельного строительства за счет данной выплаты жилого помещения (жилого дома), а не предоставление самого жилья из муниципального или государственного фонда. Данная социальная выплата не была произведена истице по причине отсутствия в бюджете городского округа Звенигород средств на финансирование указанной программы. Срок реализации муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» завершен, а Муниципальная программа городского округа Звенигород «Жилище», срок реализации которой составляет Дата обезличена г.г., не является продолжением данной программы. Условиям ныне реализуемой муниципальной программы «Жилище» семья истицы не соответствует по возрасту каждого из супругов и отсутствию оснований для признания данной семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании находила исковые требования ФИО15 необоснованными. Письменная позиция Министерства состоит в следующем. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» (далее - муниципальная подпрограмма) не должна противоречить подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на Дата обезличена годы» (далее - федеральная подпрограмма) и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на Дата обезличена годы» (далее - Подпрограмма). Основная причина - софинансирование указанных подпрограмм за счет средств федерального и областного бюджета исключительно на условиях, установленных федеральным и областным законодательством. Разделом 3 федеральной подпрограммы определены цель и условия участия молодых семей в указанной подпрограмме, а именно:
- Основная цель подпрограммы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
- Участником подпрограммы могла быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
- Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
В муниципальной целевой программе «Муниципальное жилье на 2006-2010 годы», утвержденной решением Звенигородского Совета депутатов Московской области от 14.09.2006 № 46/7 «О принятии муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» были предусмотрены иные условия для участия молодых семей в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород», а именно отсутствовало требование по признанию молодых семей, не имеющих отдельного жилого помещения, нуждающимися в жилых помещениях. Министерство находило, что признание администрацией городского округа Звенигород Московской области семьи ФИО15 участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» (далее - муниципальная подпрограмма) без признания ее нуждающейся в жилых помещениях, а также отнесение молодой семьи ФИО15 к категории участниц муниципальной подпрограммы, не имеющей отдельного жилого помещения, противоречит положениям федеральной подпрограммы и Подпрограммы, принято незаконно, поскольку, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Министерством отмечено, что на момент признания семьи ФИО15 участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» семья ФИО15 не могла быть признана органом местного самоуправления нуждающейся в жилых помещениях, так как обеспеченность общей площадью жилых помещений, приходящихся на 1 члена семьи, составляла более учетной нормы (10 кв. м), установленной в городском округе Звенигород Московской области. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на Дата обезличена годы» и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы» утратили свое действие. В настоящее время предоставление мер социальной поддержки для обеспечения жильем молодых семей на территории городского округа Звенигород Московской области, осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на Дата обезличена годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050; подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 655/34, и соответствующей муниципальной подпрограммой. В соответствии с п. 6 Правил Федеральной подпрограммы (Приложение № 3 к Федеральной подпрограмме) участником Федеральной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
- возраст каждого из супругов либо одного родители в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
- молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правилу
- наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты
- имеющая место жительства в Московской области.
В соответствии с подпунктом а п. 18 Правил Федеральной подпрограммы основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие требованиям, предусмотренным п. 6 Правил.
Заслушав позиции участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что решением Звенигородского городского Совета депутатов № от Дата обезличена принята муниципальная целевая программа «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы», в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород».
Приложением № к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» являются Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» (далее – Правила).
В соответствии с п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
- постоянно проживающая в городском округе Звенигород;
- состоящая в зарегистрированном браке не менее 1 года;
- возраст одного из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день подачи заявления на участие в подпрограмме не превышает 30 лет;
- молодые семьи, имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях;
- наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Участники Подпрограммы подразделяются на три группы, в третью группу входят участники, подпадающие под определение «молодая семья», не имеющие отдельных жилых помещений для проживания.
Согласно п. 7 Правил предоставление субсидии молодым семьям третьей группы производится за счет средств местного бюджета и собственных и заемных средств молодых семей.
Дата обезличена ФИО15 обратилась в администрацию городского округа Звенигород с заявлением на получение субсидии, предоставляемой в соответствии с муниципальной целевой Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород», реализуемой в рамках муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена гг». Согласно содержанию заявления, состав семьи, претендующей на получение субсидии: ФИО15, <данные изъяты>ФИО7., <данные изъяты>ФИО8Дата обезличена года рождения, <данные изъяты>ФИО9Дата обезличена года рождения. Также в заявлении указано, что совместно с указанными лицами проживают: <данные изъяты> заявителя ФИО4, <данные изъяты>ФИО5, <данные изъяты>ФИО14<данные изъяты>ФИО6
По результатам рассмотрения заявления ФИО15 издано постановление Главы администрации городского округа Звенигород № от Дата обезличена о признании ФИО15, в составе семьи 4 человека (она, <данные изъяты>), относящейся к третьей группе (не имеющей отдельного жилого помещения для проживания), участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород».
Согласно представленной выписке из домовой книги по состоянию на Дата обезличена, ФИО15 с <данные изъяты>ФИО8, Дата обезличена года рождения, были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, совместно с ФИО4, ФИО5, ФИО14ФИО6
По состоянию на Дата обезличена, ФИО7 с <данные изъяты>ФИО9 были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> совместно с ФИО10ФИО11ФИО12
Из материалов дела усматривается, что Дата обезличена у ФИО15 родился <данные изъяты>ФИО13 и на основании свидетельства о его рождении постановлением и.о. Главы администрации городского округа Звенигород № от Дата обезличена внесены изменения в личное дело участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» ФИО15, состав семьи постановлено считать следующим: ФИО15, ФИО7 – <данные изъяты>, ФИО8 – <данные изъяты>, ФИО9 – <данные изъяты>, ФИО13 – <данные изъяты>.
Материалами дела подтверждено, что срок реализации программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» продлен путем утверждения долгосрочной целевой программы городского округа Звенигород «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы», в которую входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород».
В Дата обезличена году ФИО15 обратилась в администрацию городского округа Звенигород с заявлением о принятии её семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На данное заявление ФИО15 предоставлен ответ № от Дата обезличена, из содержания которого следует, что ФИО15 с <данные изъяты>ФИО8 и ФИО13 проживает в <данные изъяты> квартире, общей площадью – <данные изъяты> кв.м., в которой зарегистрировано <данные изъяты> человек. Супруг ФИО15 ФИО7 и <данные изъяты>ФИО9 проживают в <данные изъяты> квартире, общей площадью – <данные изъяты> кв.м., в которой зарегистрировано <данные изъяты> челок. При этих данных, обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 человека составляет: (<данные изъяты> кв.м. + <данные изъяты> кв.м.)/<данные изъяты> чел. = <данные изъяты> кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения. При таких обстоятельствах, ФИО15 отказано в принятии её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации городского округа Звенигород.
Отказ в принятии семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке не оспорен.
Письмом № от Дата обезличена ФИО15 на её заявление по вопросу реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» сообщено, что предоставление социальной выплаты её семье в рамках подпрограммы планируется в Дата обезличена году. При этом также отмечено, что в рамках указанной подпрограммы не предусмотрено предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда.
Постановлением Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена постановлено считать сроком окончания реализации муниципальной программы городского округа Звенигород «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» Дата обезличена.
Письмом № от Дата обезличена ФИО15 сообщено, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения молодым семьям по третьей группе финансировалась в полном объеме из бюджета городского округа Звенигород. В связи с отсутствием в бюджете городского округа Звенигород средств на финансирование данной Подпрограммы, семье ФИО15 не была предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения. Также сообщено, что согласно постановлению Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена№ срок окончания реализации Муниципальной программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» установлен Дата обезличена. В связи с тем, что срок реализации Муниципальной программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» завершен, а утвержденная постановлением Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена№ Муниципальная программа городского округа Звенигород «Жилище», срок реализации которой составляет Дата обезличена г.г., не является продолжением данной программы, представить семье ФИО15 социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения не представилось возможным. Дополнительно было сообщено, что семья ФИО15 не может стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ныне реализуемой Муниципальной программы «Жилище», в связи с тем, что не соответствует условиям признания участником подпрограммы. Также в ответе указано, что ФИО15 с заявлением о признании её семьи малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию городского округа Звенигород не обращалась, её семья не признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В указанной связи, а также по причине обеспеченности семьи истицы общей площади жилого помещения свыше установленной учетной нормы, оснований для признания семьи ФИО15 нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
По общему правилу, закрепленному в ст. ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации, право граждан относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимися в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Соответственно, одним из критериев государственных программ, направленных на оказание содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, должно являться требование к претендентам на участие в данных программах о их признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Однако, в муниципальной целевой программе «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы», утвержденной решением Звенигородского Совета депутатов Московской области от Дата обезличена№ «О принятии муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы», отсутствовало требование по признанию молодых семей, не имеющих отдельного жилого помещения, нуждающимися в жилых помещениях.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями федерального закона, суд приходит к выводу, что в нарушение положений действующего федерального законодательства, администрацией городского округа Звенигород при решении вопроса о принятии семьи ФИО15 на учет в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» не исследовался вопрос о возможности признания данной семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Согласно п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие граждан на жилищный учет осуществляется органом местного самоуправления, расположенным по месту жительства граждан.
Основания признания граждан нуждающимися в жилом помещении изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Звенигородского городского Совета депутатов МО от Дата обезличена№ «Об установлении норм площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере не более 10 квадратных метров для отдельных квартир.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, анализируя представленные письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что на момент обращения ФИО15 с заявлением в орган местного самоуправления на получение субсидии молодой семьи и момент признания семьи ФИО15 участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Звенигород» муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» обеспеченность общей площадью жилых помещений, приходящихся на 1 члена семьи ФИО15, составляла более учетной нормы (10 кв. м), установленной в городском округе Звенигород Московской области, а именно: <данные изъяты> - доля, приходящаяся на 3 членов семьи истца (ФИО15 ФИО8<данные изъяты>), ФИО13 (<данные изъяты>)), зарегистрированных в жилом помещении по адресу: <адрес>.
<данные изъяты> (кв. м) - доля, приходящаяся на 2 членов семьи ФИО15 (ФИО7 (<данные изъяты>), ФИО9. (<данные изъяты>)), зарегистрированных в жилом помещении по адресу: <адрес>.
<данные изъяты> (кв. м) - общая площадь жилых помещений, приходящаяся на семью ФИО15, состоящую из <данные изъяты> человек.
<данные изъяты> (кв. м) - приходилось на 1 члена семьи ФИО15, что больше учетной нормы, установленной в городском округе Звенигород Московской области.
Таким образом, на момент принятия постановления Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена семья ФИО15 не могла быть признана органом местного самоуправления нуждающейся в жилых помещениях, и соответственно отнесена к категории участник муниципальной подпрограммы, не имеющих отдельного жилого помещения, поскольку такое решение органа местного самоуправления входит в противоречие с федеральным законом.
Кроме того, в силу требований ч. 2 ст. 52 ЖК РФ в совокупности с положениями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, которые признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 30.12.2005 № 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», определяющей порядок признания граждан малоимущими, граждане, проживающие в Московской области, в целях признания их малоимущими для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право обратиться с заявлением от себя лично или от имени своей семьи в орган местного самоуправления по месту жительства.
Решение о признании или отказе в признании гражданина малоимущим принимается органом местного самоуправления в месячный срок с даты его обращения с заявлением, на основании представленных гражданином документов для определения размера дохода и стоимости имущества.
В ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что ФИО15 с заявлением о признании её семьи малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в администрацию городского округа Звенигород не обращалась, поэтому соответствующего решения по данному вопросу органом местного самоуправления не принималось.
Срок реализации муниципальной программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» в соответствии с постановлением Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена окончен Дата обезличена.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки для обеспечения жильем молодых семей на территории ГО Звенигород Московской области, осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на <данные изъяты> годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена№; подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от Дата обезличена№, и соответствующей муниципальной подпрограммой.
Постановлением Главы городского округа Звенигород № от Дата обезличена утверждена муниципальная программа городского округа Звенигород «Жилище», включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Судом из пояснений представителя администрации городского округа Звенигород по правилам ст. 68 ГПК РФ установлено, что данная программа не является продолжением муниципальной целевой программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы» и муниципальной программы «Муниципальное жилье на Дата обезличена годы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена№ (в редакции, действовавшей на момент разрешении спора) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на Дата обезличена годы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 6 Правил Федеральной подпрограммы (Приложение № к Федеральной подпрограмме) участником Федеральной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая в числе прочих следующим условиям:
- возраст каждого из супругов либо одного родители в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
- молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от Дата обезличена№ (п. 5).
В соответствии с подпунктом а п. 18 Правил Федеральной подпрограммы основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие требованиям, предусмотренным п. 6 Правил.
Аналогичные требования установлены законодательством Московской области (п.п. 1 пункта 3 Правил Подпрограммы). Пункт 16 Правил Подпрограммы предусматривает основания для отказа в признании молодой семьи участнице Подпрограммы, в том числе, при несоответствии п. 3 Правил Подпрограммы.
Пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, являющихся приложением № к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы городского округа Звенигород «Жилище», предусмотренные аналогичные вышеуказанным требования к участникам подпрограммы.
Пунктом 19 данных Правил также установлено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи условиям, указанным в п. 3 Правил.
Реализация федеральной подпрограммы и предоставление субсидий молодым семьям для улучшения жилищных условий на всех уровнях является государственной инициативой.
Участие в Подпрограмме является добровольным и молодая семья, принимая решения участвовать в Подпрограмме, одновременно дает согласие на соблюдение условий, установленных Правилами подпрограммы, что подразумевает признание участниками Подпрограммы строгого соблюдения установленных нормативных правил.
Семья ФИО15 в Сводном списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» никогда не состояла.
Принимая во внимание, что на момент утверждения вышеуказанной подпрограммы, действующей на территории городского округа Звенигород (Дата обезличена год), ФИО15, Дата обезличена года рождения, и её <данные изъяты>ФИО7, Дата обезличена года рождения достигли возраста <данные изъяты> лет и <данные изъяты> лет соответственно, а также учитывая, что до с момента начала реализации данной программы и до настоящего времени семья ФИО15 не принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, доказательств наличия основания для принятия на такой учет суду в рамках рассмотрения настоящего дела истицей не представлено, суд приходит к выводу о том, что семья ФИО15 не обладает статусом молодой семьи, не соответствует требованиям Подпрограммы, предъявляемым к молодым семьям, и соответственно, не может быть признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Следуя положениям ч. 1, 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими в момент рассмотрения или разрешения гражданского дела.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 ГК РФ. Под ними понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Заявленные истцом требования о понуждении к предоставлению отдельной жилой площади в рамках федеральной подпрограммы не основаны на нормах действующего российского законодательства, не содержат правого смысла, поскольку не направлены на установление юридического факта либо признание (восстановление) прав и интересов истца.
Избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Установив и исследовав указанные выше обстоятельства, исходя из предмета и основания иска, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО15 к администрации городского округа Звенигород о восстановлении пропущенных сроков на получение отдельной жилой площади, признании ранее представленных документов действительными, обязании предоставить отдельную жилую площадь в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья О.А. Фоменкова