ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-660/17 от 14.03.2017 Чеховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2017 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Геберт Н.В.

при секретаре Кирюхиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-660/17 по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа нотариуса в совершении нотариальных действий,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании неправомерных действий нотариуса Чеховского нотариального округа Московской области ФИО2 об отказе в совершении нотариальных действий по удостоверению договора купли-продажи квартиры и об обязании нотариуса ФИО2 совершить нотариальное действие по удостоверению договора купли-продажи квартиры с исчислением государственной пошлины, исходя из инвентаризационной стоимости квартиры.

В судебном заседании заявитель ФИО1 данные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении (л.д. 4-6).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица нотариуса ФИО2 по доверенности ФИО3 требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со ст. 310 ГПК РФ, заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса.

Также право заинтересованного лица обжаловать совершенные нотариальные действия или отказ в их совершении предусмотрено и ст. 49 Основ законодательства РФ о нотариате.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 обратилась к нотариусу ФИО2 для удостоверения договора купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, с ее сестрой ФИО4, с исчислением государственной пошлины по инвентаризационной стоимости квартиры.

ФИО1 нотариусу ФИО2 были предоставления сведения об инвентарной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, МОБТИ Чеховского отдела Южного филиала от ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризационная стоимость указанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ составляет 170054 руб. 40 коп. (л.д. 23).

Вместе с тем, нотариусом Чеховского нотариального округа ФИО2 постановлением об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ заявителю ФИО1 было отказано в удостоверении договора купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, принадлежащей заявителю и ее несовершеннолетним детям в общей долевой собственности по 1/3 доле каждому в праве, с исчислением тарифа по инвентаризационной стоимости объекта недвижимости (л.д. 13).

Отказывая заявителю ФИО1 в совершении нотариальных действий нотариус ФИО2 указал, что согласно п. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы БТИ с 01.01.2013 года утратили функции органа по учету объектов капитального строительства, и поэтому не могут быть отнесены к организациям, имеющим право давать сведения о стоимости объектов недвижимого имущества, т.е. предоставленные ФИО1 сведения из БТИ не могут быть приняты нотариусом для исчисления государственной пошлины.

В настоящему времени получен ответ из Московской областной нотариальной палаты, содержащий разъяснение нормативных актов, которыми должен руководствоваться нотариус при исчислении государственной пошлины, в том числе при удостоверении сделок, и указание, что после переходного периода, с ДД.ММ.ГГГГ года, нотариус рассчитывает нотариальный тариф по кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 48 Основ нотариального РФ о нотариате, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Согласно п.п. 5 и п.п. 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть предоставлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданной оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

Положениями ч. 1 и ч. 2.1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», до 1 января 2013 года был установлен переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье – переходный период). В указанный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее – ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен тв соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.

Частью 8 ст. 47 вышеназванного Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующий на территории Российской Федерации, в соответствие в настоящем Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону, закону или издаваемых в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом, нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Согласно Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 года № 546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», решение Правительства Российской Федерации, изложенное в Постановлении Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 10.09.2004 года № 477 «О внесении в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2005 года № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» не подлежат применению, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.

С 1 января 2013 года указанное Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (вместе с «Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства») не применяется (письмо Минэкономразвития России от 22.02.2013 года № КД23и-449).

С 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

В Определении от 02.07.2013 года № АКПИ13-409 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что нормативно правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации в силу части 8 статьи 47 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могли применяться лишь до 01.01.2013 года.

В силу ч. ч. 2.3 и 3 ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 01.01.2013 года.

С 01.01.2013 года государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Управлением Росреестра. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.

Органы БТИ, проводившие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда до 1 января 2013 года.

В силу п.п. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ при исчислении государственной пошлины в нотариальной конторе может быть применена в том числе инвентаризационная оценка, однако давать оценку, в том числе и инвентаризационную, для исчисления нотариального тарифа могут только органы, перечисленные в п.п. 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ.

Таким образом, разрешая заявленные заявителем ФИО1 требования об оспаривании отказа нотариуса ФИО2 в совершении нотариальных действий по удостоверению договора купли-продажи квартиры и об обязании нотариуса ФИО2 совершить нотариальное действие по удостоверению договора купли-продажи квартиры с исчислением государственной пошлины, исходя из инвентаризационной стоимости квартиры, суд приходит к выводу о том, что на момент совершения данных нотариальных действий органы БТИ утратили право производить оценку объекта жилищного строительства, а также заниматься кадастровым учетом, включающим в себя оценочную деятельность, поскольку после переходного периода с ДД.ММ.ГГГГ года нотариус рассчитывает нотариальный тариф по кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем суд полагает, что принятое нотариусом Чеховского нотариального округа Московской области постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в совершении нотариальных действий является законным и обоснованным, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1

Каких-либо нарушений прав ФИО1 действиями нотариуса ФИО2 судом также не установлено.

При таких обстоятельствах, суд отказывает заявителю ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным отказа нотариуса Чеховского нотариального округа Московской области ФИО2 в совершении нотариальных действий и об обязании совершить нотариальное действие по удостоверению договора купли-продажи квартиры с исчислением государственной пошлины, исходя из инвентаризационной стоимости квартиры.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь Основами законодательства о нотариате, утвержденными ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, ст. ст. 2, 56, 57, 67, 194-198, 310 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным отказа нотариуса Чеховского нотариального округа Московской области ФИО2 в совершении нотариальных действий и об обязании совершить нотариальное действие по удостоверению договора купли-продажи квартиры с исчислением государственной пошлины, исходя из инвентаризационной стоимости квартиры по адресу: <адрес>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Геберт

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.