ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-660/20 от 08.09.2020 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Череповец 08 сентября2020 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Савиловой О.Г.,

при секретаре Авериной З.А.,

с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2,

представителя ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области- ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, Департаменту лесного комплекса Вологодской областиоб установлении местоположения границ земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что Е. на основании решения Ягницкого сельсовета народных депутатов от <дата> года был выделен земельный участок, площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <№>, что подтверждается справкой администрации сельское поселение Уломское <№> от <дата> года. Земельный участок является учтенным, ему присвоен кадастровый номер <№>.На земельном участке Е. построил жилой дом (кадастровый номер <№>), расположенный по адресу: <адрес>. В <дата> году Е. по периметру участка установлен частично деревянный забор и забор из сетки-рабицы. <дата> года Е. продал земельный участок и жилой дом П., после смерти которой указанное имущество перешло в равных долях по 1/2 доле каждому - П.и П., а затем по договору купли-продажиот <дата> года истцу - ФИО7 (после заключения брака <дата> года - ФИО4)Е.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> года.Все собственники использовали земельный участок в границах, определенных на местности деревянным забором, установленным первым собственником - Е. более 20 лет назад.<дата> года по заданию истца кадастровый инженер ФИО5 выполнила кадастровые работы по уточнению границ земельного участка. Согласно заключению кадастрового инженера уточняемый земельный участок находится в зоне Ж-1, его уточненная площадь составила 1900 кв. метров, что не превышает максимального размера земельного участка с данным разрешенным видом использования, предусмотренного Правилами землепользования и застройки Ягницкого сельского поселения.Земельный участок с юго-западной стороны выходит на проезд, ведущий к соседнему дому <№>. Со смежным землепользователем общая граница согласована; споров по границам не существует.С другой стороны проезда, расположенного с юго-западной стороны земельного участка, растут деревья.После передачи межевого плана в орган государственной регистрации, истец получила уведомление о том, что по части границы уточняемого земельного участка расположено Череповецкого лесничество.По запросу кадастрового инженера <дата> года из Департамента лесного хозяйства области был направлен ответ, из которого следует, что согласно представленных картографических материалов, заключению филиала ФГБУ «<Р.>», «<С.>», данных утвержденного лесохозяйственного регламента Череповецкого лесничества и данные государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером <№> частично входит в состав земель лесного фонда - <адрес>.К ответу был приложен фрагмент графического наложения границ земельного участка на материалы лесоустройства по Череповецкому лесничеству <дата> года.Сведений о том, что границы Череповецкого лесничества внесены в сведения государственного кадастра, не представлено.Земельный участок истца был сформирован и предоставлен в собственность гражданину в <дата> году до формирования материалов лесоустройства Череповецкого лесничества.Просит суд: установить границы земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 1900 кв.м, категория земель-земли населённых пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, согласно межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО5 от <дата> года по координатам характерных точек: <данные изъяты>.

Определением суда от 29 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, кадастровый инженер ФИО5

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2, действующая на основании доверенности, требования поддержала по изложеннымв иске основаниям. Пояснила, что границы спорного земельного участка, определенные на местности забором собственником Е. в <дата> году, до настоящего времени не изменялись. В <дата> году Е. на земельном участке построены жилой дом, баня, теплица, имеется огород и пруд.Земельный участок с кадастровым номером <№> относится к категории земель - земли населенных пунктов; с двух сторон граничит с дорогой, с других сторон - с землями сельского поселения. Споров по границам земельного участка не возникало, по заказу истца кадастровым инженером подготовлен межевой план, сдан в Управление Росреестра; приостановление в осуществлении кадастрового учета и отказ Управления Росреестра в установленном законом порядке истцом не оспорены. Из представленных ответчиком документов следует, что граница Ваучского участкового лесничества определена картографическими материалами, сведения в ЕГРН внесены в <дата> года без указания координат характерных точек. При определении границ лесничества специалисты при выезде на местность увидели бы земельный участок истца, который практически весь находится на землях лесного фонда при наложении 1700 кв.м. Площадь земельного участка при проведении кадастровых работ по определенным забором границам увеличена на 400 кв.м, что соответствует требованиям законодательства.

От представителя ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО6 поступил отзыв, с указанием, что согласно картографическим материалам, заключению филиала ФГБУ «<Р.>», «<С.>», выполненным на основании материалов лесоустройства по Череповецкому лесничеству <дата> года, границы земельного участка с кадастровым номером <№> налагаются на находящиеся в федеральной собственности лесные участки в составе земель лесного фонда в квартале <адрес> и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, площадью 545690000 кв.м местоположением: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права от <дата> года № <№> кадастровый номер в ГКН <№>, что подтверждается справкой из государственного лесного реестра от <дата> года; прилагаются карты-схемы расположения указанного лесного участка на материалах лесоустройства <дата> года, предыдущего лесоустройства <дата> года. До <дата> года лесоустройство в границах Череповецкого лесничества проводилось в <дата> году. Общая площадь наложения земель лесного фонда и земель населенных пунктов составляет 1700 кв.м. Департаментом подготовлен фрагмент наложения предлагаемых границ спорого земельного участка на земли лесного фонда, из которых видно, что практически весь участок истца входит в границы лесничества. Действующее законодательства не предусматривает нахождение лесных участков в составе земельного лесного фонда на праве пожизненно наследуемого владения граждан и организаций. Согласно части 10 ФЗ № 280-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на 10% площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах удостоверяющих права на такой земельный участок. Истец просит установить границ спорного земельного участка площадью 1900 кв.м, то есть увеличить площадь участка на 27%, что необоснованно. Оснований для установления границ спорного земельного участка в предлагаемых координатах не имеется (л.д. 120-123).

В судебном заседании представитель ответчика - Департамент лесного комплекса Вологодской области - ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил дополнительный отзыв (л.д. 165-166). Пояснил, что доводы направленного отзыва не поддерживает в части указания на положения Федерального закона № 280-ФЗ. Департамент не возражает против определения границ земельного участка истца площадью 1500 кв.м, возражает против определения площади земельного участка в размере 1900 кв.м. В представленным истцом межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО5, содержатся сведения о расположении земельного участка в зоне Ж-1, что не соответствует действительности и не оспаривается истцом. Определенные статьей 36 Градостроительного кодекса РФ нормы не распространяются на земли лесного фонда, которые не могут предоставляться в собственность гражданам. Границы спорного земельного участка являются смежными с границами земельного участка лесного фонда, кадастровым инженером согласование границ с уполномоченным лицом не произведено. Полномочия по согласованию местоположения границ земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда со смежными земельными участками иных категорий отнесены к компетенции ТУ Росимущества в Вологодской области. В целях подписания акта согласования границ истцу необходимо обращаться в Череповецкий территориальный отдел - государственное лесничество Департамента за подготовкой заключения в отношении границ спорного земельного участка, которое необходимо истцу представить в ТУ Росимущества с актом согласования местоположения границ земельного участка. В соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры, в том числе об установлении границ земельного участка, рассматриваются в судебном порядке. При согласовании границ земельного участка истца площадью 1500 кв.м. от Департамента возражений не будет. По картографическим материалам наложение границ принадлежащего истцу земельного участка на земли лесного фонда имело место и в <дата> году. Наложение границ земельного участка на земли лесного фонда установлено Управлением Росреестра по Вологодской области при проверке межевого плана ФИО5, поскольку в ЕГРН содержатся сведения о землях лесного фонда. Положения Федерального закона № 280-ФЗнаправлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, что также предполагает иную возможность для истца для разрешения спора.

В судебное заседание представительответчика - администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области не явился, овремени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв,в котором возражает против удовлетворения исковых требований, так как истцом не представлены доказательства совершения перехода права собственности на земельный участок площадью 1900 кв.м; переданы права на участок площадью 1500 кв.м, что исключает применение «дачной амнистии» Факт пользования земельным участком не порождает право собственности на него; самовольный захват земли является административным правонарушением. Возможность применения «лесной амнистии» к данной ситуации подлежит доказыванию истцом; просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представители третьих лиц - Управления Росреестра по Вологодской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, администрации сельского поселения Уломское Череповецкого района Вологодской области, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили отзывы.

В судебное заседание представитель третьего лица - Череповецкого территориального отдела - Государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области, третье лицо кадастровый инженер ФИО5 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Суд, выслушав стороны,исследовав материалы дела, полагает в удовлетворении требованийФИО1 отказать по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация. На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участка из состава земель лесного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьи 69 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра.

В силу ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В соответствии ч. 1 ст. 39 ФЗ «О кадастровой деятельности» ФЗ № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами. Из содержания ч. 3 этой же статьи следует, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

Как установлено в судебном заседании на основании заявления Е. решением сессии Ягницкого сельского Совета народных депутатов Череповецкого района Вологодской области № 1 от <дата> года Е. предоставлен в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 1500 кв.м в <адрес> (л.д. 70,111, 110).

Е. выдан государственный акт на землю от <дата> года, из приложения к государственному акту следует отсутствие территории с особым режимом использования(л.д.109). Из схемы расположения земельного участка следует, что участок АВСД размерами 30х50 граничит: АД - дорога, АВ - Д., ДС -лес, ВС- Ш. (л.д.110 оборот).

На основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от <дата> года земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером<№> и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, собственником указанного имущества являлась П., после смерти которой в порядке наследования собственниками земельного участка и жилого дома являлись П., П. (л.д. 72,78-79).

На основании договора купли-продажи от <дата> года, заключенного с П. и П. истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 1500 кв.м и жилого дома с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано <дата> года (л.д.42,43, 48-49).

По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области от <дата> года в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <№> площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, поставлен на кадастровый учет <дата> года по документу <дата> года; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.В пределах данного земельного участка расположен жилой дом с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>; содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности ФИО7 <дата> года.

Леснымкодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений олесныхучастках в государственныйлеснойреестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственноголесногореестра переданы субъектам Российской Федерации в отношениилесов, расположенных в их границах (статья 83).

Государственныйлеснойреестр ведётся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний). Местоположение, границы и площадьлесныхучастков определяются на основании материалов лесоустройства полеснымкварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Свидетельством о государственной регистрации права от <дата> года подтверждается право Российской Федерации на лесной участок площадью 545690000 кв.м, условный номер <№>, категория земель - земли лесного фонда, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.172).

В ЕГРН содержатся сведения о зоне с особыми условиями использования территории, учетный номер <№>, вид - Череповецкое лесничество Вологодской области, которая является учтенной, дата постановки на учет <дата> года, что подтверждается отзывом Управления Росреестра по Вологодской области (л.д.105-107).

По заказуФИО1 кадастровым инженером Ассоциации СРО «Б.»ФИО5 в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровымномером <№>подготовлен межевой план <дата> года (л.д.18-28).

Из заключения кадастрового инженера ФИО5 следует, что кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельного участка до 1900 кв.мвыполнены по фактическим границам, существующим более 15 лет; по всему периметру уточняемый земельный участок огорожен деревянным забором; уточняемый земельный участок расположен в зоне Ж-1; минимальные и максимальные размеры земельного участка прописаны на основании ПЗЗЯгницкого сельского поселения. Согласование границ уточняемого земельного участка от точек н2 до н3, от н3 до н4, от н4 до н5, от н5 до н6, от н6 до н7, от н7 до н8, от н8 до н1 не требуется на основании п.3 ст.39 ФЗ-№221 «О государственном кадастре недвижимости (не разграниченные земли государственной собственности и не закрепленные за конкретными лицами) (л.д.23).

Уведомлением Управления Росреестра по Вологодской области от <дата> года приостановлен государственный кадастровый учет, с указанием, что представленный межевой план по форме и содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана. В межевом плане содержится противоречие сведениям ЕГРН по границам земельного участка; кроме того, границу н1-н2 смежного земельного участка кадастровым номером <№>согласовывает Д., по сведениям ЕГРН указанный участок принадлежит Д. (л.д.38).

По информации Управления Росреестра по Вологодской области <дата> года в Управление с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений в сведениях ЕГРН о вышеуказанном земельном участке обращалась истец с предоставлением межевого плана от <дата> года, подготовленного кадастровым инженером ФИО5, в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка.По результатам проведённой правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором <дата> года было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, в том числе по причине того, что в представленном межевом плане содержится противоречие сведениям ЕГРН по граница земельного участка - по части границы уточняемого земельного участка расположено Череповецкое лесничество (л.д.105-107).

Факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером <№> на границы находящегося в федеральной собственности лесного участка в составе земель лесного фонда в квартале <адрес> и входящего в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации площадью 545690000 кв.м местоположением: <адрес>, подтвержден картографическими материалам, фрагментами графического наложения границземельногоучастка на материалы лесоустройства Вологодского лесничества, выполненнымина основании материалов лесоустройства по Череповецкому лесничеству <дата> года кадастровым инженером Северного филиала государственной инвентаризациилесовФедерального государственного унитарного предприятия «<Р.>» «<С.>» (л.д.131, 132-133).

Суд признаёт указанные документы относимыми и допустимыми доказательствами по делу, истцом они не оспорены, ходатайств о проведении по делу экспертизы не заявлено. При этом из приложения - схемы к первичному правоустанавливающему документу на спорный земельный участок - государственному акту на землю от <дата> годаследует, что земельный участок граничит с лесом (л.д.110 оборот).Доказательств тому, что земельный участок с кадастровымномером <№> не входит в границыквартала Череповецкого участкового лесничества, а также доказательств иного местоположения границ земель лесного фонда истцом не представлено.

Частью 9 статьи 10 Закона от 29 июля 2017 годаN 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" установлены особые правила проведения согласования местоположения границ земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а также предоставленных до 8 августа 2008 г. для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Согласно данным правилам согласование местоположения частей границ указанных земельных участков не проводится в случае, если такие части границ одновременно являются частями границ лесных участков и расположены в границах лесничеств или лесопарков. Эти правила действуют ограниченный срок - до 1 января 2023 г. и являются исключением из общих положений, установленных частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ.

В соответствии с частью 10 статьи 10 указанного Федерального закона в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах илидокументах, удостоверяющих права на такой земельный участок.

Исходя из положений ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до <дата> года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной вчасти 3 статьи 61настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

ФИО8 из составаземельлесногофондав границы населённых пунктов предполагает обязательное согласование со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режимелесногофонда(определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).

Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защитулесногофонда, основывающихся на принципах использованиялесовс учётом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ), не является обязательным.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером <№> определены действовавшей по поручению ФИО9 и в её интересах кадастровым инженером ФИО5 произвольно, исходя из безосновательного предположения о том, что уточняемый земельный участок расположен в зоне Ж-1;факт нахождения земельного участка в пределах зоны Череповецкого лесничества в представленном межевом плане не отражен, учитывая возражения по иску со стороны ответчиков Департамента лесного комплекса Вологодской области и администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, Департаменту лесного комплекса Вологодской области об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 1900 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по координатам характерных точек в соответствии с межевым планом от <дата> года, подготовленным кадастровым инженером ФИО5, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Г. Савилова

Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2020 года.

Согласовано

Судья О.Г. Савилова