ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-660/2016 от 18.04.2016 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» апреля 2016г. г.Знаменск

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Грининой Н.А., с участием прокурора в лице помощника прокурора Суслова В.В., при секретаре Давыдовой Ю.А., а также с участием истца – ФИО3-о., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица – Совета муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3о к Контрольно-счётной палате ЗАТО Знаменск о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда,

Установил:

ФИО3 обратился с иском в суд к Контрольно-счётной палате ЗАТО Знаменск Астраханской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что он с 1 января 2014г. был принят на работу на должность главного специалиста в отдел финансового контроля Контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск Астраханской области в соответствии с трудовым договором от 6 ноября 2013г. и приказом о приёме на работу № 15 от 6 ноября 2013г. <данные изъяты> Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск (далее –КСП) ФИО1 10 ноября 2015г. был внесён на рассмотрение Совета ЗАТО Знаменск проект решения «Об утверждении состава, штатной численности и структуры Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск» согласно которому состав палаты включал должность председателя и аудитора. Решением Совета ЗАТО Знаменск от 12 ноября 2015г. №80 указанный состав был утверждён, решение вступило в законную силу 18 ноября 2015г. Должность главного специалиста КСП ЗАТО Знаменск, которую занимал истец, сокращена с 20 января 2016г. 18 ноября 2015г. истец был письменно предупреждён <данные изъяты> КСП ФИО1 о расторжении трудового договора с 19 января 2016г. по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса. Истец полагает, что в нарушение требований Трудового кодекса РФ <данные изъяты> КСП ЗАТО Знаменск ФИО1 18 ноября 2015г. ему не была предложена должность аудитора КСП ЗАТО Знаменск, которая должна была быть введена в штат КСП с 20 января 2016г. Указывает также, что 19 ноября 2015г. он обратился в прокуратуру ЗАТО Знаменск с заявлением о принятии мер к его восстановлению на работе. Данное заявление было направлено в Государственную инспекцию труда в Астраханской области, которой проведена документарная проверка и выдано предписание от 22 декабря 2015г. об устранении нарушений. Председателем КСП ЗАТО Знаменск 12 января 2016г. внесён на рассмотрение Совета ЗАТО Знаменск проект решения Совета ЗАТО Знаменск «О внесении изменений в решение Совета ЗАТО Знаменск № 80 от 12 ноября 2015г. «Об утверждении состава, штатной численности и структуры Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск». Согласно данному проекту, в состав КСП ЗАТО Знаменск входит только председатель КСП ЗАТО Знаменск. Решением Совета ЗАТО Знаменск от 19 января 2016г. № 3 данный проект был принят. Решение Совета ЗАТО Знаменск от 19 января 2016г. №3 «О внесении изменений в решение Совета ЗАТО Знаменск № 80 от 12 ноября 2015г. «Об утверждении состава, штатной численности и структуры Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск» вступило в законную силу 20 января 2016г. Полагает, что при его увольнении нарушены нормы трудового законодательства, поскольку с принятием решения Совета ЗАТО Знаменск № 80 от 18 ноября 2015г. в состав КСП ЗАТО Знаменск введена должность аудитора, которая была вакантной, однако, ему при сокращении его должности «главный специалист» не предложили должность аудитора. В связи с незаконным увольнением ему был причинён моральный вред, который выразился в причинении нравственных страданий, поскольку он переживает из-за потери работы, а также из-за того, что может потерять уважение окружающих. Просит отменить приказ №2-лс о его увольнении от 15 января 2016г., восстановить его в должности главного специалиста Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск; обязать председателя КСП ЗАТО Знаменск предложить ему должность аудитора Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск; взыскать с ответчика в его пользу среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с 20 января 2016г. по 19 февраля 2016г. в сумме 34535,43 руб.; взыскать с ответчика в его пользу в возмещение морального 1 500 000руб.

В судебном заседании истец просил удовлетворить заявленные им требования в полном объёме.

Представитель ответчика – ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, считает их необоснованными, поскольку на момент сокращения должности главного специалиста КСП ЗАТО Знаменск, замещаемую истцом, должности «аудитор» в штатном расписании не было, в связи с чем предложить данную должность ФИО3 он, как <данные изъяты> КСП ЗАТО Знаменск, не мог. Решение Совета ЗАТО Знаменск № 80 от 12 ноября 2015г. «Об утверждении состава, штатной численности и структуры Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск» является лишь нормативно-правовым актом. Изменений в штатное расписание внесено не было. Кроме того, считает, что ФИО3 пропущен срок исковой давности при подаче иска в суд.

Представитель третьего лица – Совета ЗАТО Знаменск Астраханской области Пиев А.Г., действующий по доверенности, в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку вакантной должности аудитора не имелось, что подтверждается штатным расписанием. Полномочиями по приёму работника на должность аудитора Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск наделён Совет ЗАТО Знаменск.

Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, прокурора, полагавшего необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, исследовав документы, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством, гарантии трудовых прав работников.

Сокращение численности или штата работников должны осуществляться при соблюдении гарантий, предусмотренных ст.ст. 82, 179, 180 и 373 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сокращение численности или штата работников является правомерным при соблюдении следующих условий: сокращение численности или штата должно быть реальным (действительным); соблюдено преимущественное право на оставление на работе; работник заранее, не менее чем за 2 месяца до увольнения, был предупрежден о предстоящем увольнении;

В судебном заседании установлено, что решением Совета муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» (далее Совет ЗАТО Знаменск) № 60 от 27 мая 2010г. «О контрольно-счётной комиссии МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» утверждено Положение о контрольно-счётной комиссии МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», разделом 2 которого предусмотрен состав и порядок формирования контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск. Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что контрольно-счётная комиссия ЗАТО Знаменск состоит из руководителя, аудитора и иных муниципальных служащих контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск. Пунктом 2.5 Положения предусмотрено, что аудитор контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск назначается на должность решением Совета ЗАТО Знаменск сроком на пять лет по представлению руководителя контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск. Контракт с кандидатом на замещение должности аудитора контрольно-счётной комиссии заключается руководителем контрольно-счётной комиссии на основании решения Совета ЗАТО Знаменск о назначении лица на должность аудитора. В соответствии с п. 5.1 Положения в целях обеспечения деятельности контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск в пределах установленных бюджетных ассигнований на содержание контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск в штатное расписание контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск, кроме должностей руководителя и аудитора могут включаться иные должности муниципальной службы, численность которых устанавливается решением Совета ЗАТО Знаменск. Служащие контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск (п.6.2 Положения). Данным решением (часть 3) установлена одна штатная должность контрольно-счётной комиссии, в связи с чем штатное расписание контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск не содержало должности аудитора.

Решением Совета ЗАТО Знаменск № 52 от 28 августа 2015г. часть 2 решения Совета ЗАТО Знаменск № 60 от 27 мая 2010г. «О контрольно-счётной комиссии МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» признано утратившим силу. Частью 1 решения Совета ЗАТО Знаменск № 52 от 28 августа 2015г. утверждено Положение о Контрольно-счётной палате муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», в соответствии с которым, состав КСП структура и штатная численность определены в нём также, как и в ранее действовавшем Положении, утверждённом решением Совета ЗАТО Знаменск № 60 от 27 мая 2010г.

Распоряжением руководителя контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск № 6 от 10 ноября 2010г. «О сокращении штата контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск» в целях оптимизации штатного расписания контрольно-счётной комиссии и сокращения расходов на её содержание с 10 ноября 2010г. сокращена вакантная должность аудитора контрольно-счётной комиссии.

Распоряжением руководителя контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск №11 от 6 ноября 2013г. «Об утверждении штатного расписания контрольно-счётной комиссии муниципального образования ЗАТО Знаменск Астраханской области» в штатное расписание контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск с 1 января 2014г. введена должность главного специалиста, а также образован отдел финансового контроля, не предусмотренные вышеуказанным Положением, без согласования с Советом ЗАТО Знаменск.

.Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом № 15 от 6 ноября 2013г. ФИО3 был принят на работу, на должность главного специалиста в отдел финансового контроля Контрольно-счётной комиссии муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» с 1 января 2014г.

Решением Совета МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» №69 от 5 октября 2015г. «О контрольно-счётной палате муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» утверждено Положение о Контрольно-счётной палате ЗАТО Знаменск в статье 5 которого определён состав КСП. В состав КСП входит председатель и аппарат КСП. В состав аппарата входят главные и ведущие инспекторы и иные штатные работники. Решением Совета ЗАТО Знаменск в состав КСП могут быть введены одна должность заместителя председателя КСП и (или) должности аудиторов КСП. Структура, состав и штатная численность КСП ЗАТО Знаменск устанавливается нормативным правовым актом Совета ЗАТО Знаменск по предложению председателя КСП исходя из возложенных на КСП полномочий. Штатное расписание КСП утверждается председателем КСП ЗАТО Знаменск. Председатель, заместитель председателя, аудитор КСП назначаются на должность Советом ЗАТО Знаменск.

В целях оптимизации структуры Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск и приведения в соответствие действующим нормативным актам, руководителем КСП ЗАТО Знаменск 10 ноября 2015г. было внесено предложение в Совет ЗАТО Знаменск для рассмотрения и принятия решения по изменению структуры, состава, штатной численности палаты, суть которого состояла в сокращении должности «главный специалист» и введения должности «аудитор», в соответствии с Положением.

Решением Совета ЗАТО Знаменск № 80 от 12 ноября 2015г. «Об утверждении состава, штатной численности и структуры Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск» с 20 января 2016г. установлен следующий состав КСП: председатель КСП ЗАТО Знаменск; аудитор КСП ЗАТО Знаменск. Постановлено утвердить штатную численность КСП в составе 2-х должностей муниципальной службы. Признать утратившей силу с 20 января 2016г. часть 3 решения Совета ЗАТО Знаменск от 27 мая 2010г. № 60 «О контрольно-счётной комиссии муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области».

В связи с принятием Советом ЗАТО Знаменск решения № 80 от 12 ноября 2015г. руководителем контрольно –счётной комиссии ЗАТО Знаменск было принято распоряжение № 17 от 10 ноября 2015г. «О внесении изменений в распоряжение руководителя контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск от 30 декабря 2014г. № 12 «Об утверждении штатного расписания контрольно-счётной комиссии ЗАТО Знаменск на 2015г.» наименование организации изменено на «Контрольно-счётная палата ЗАТО Знаменск» исключён из графы 1 –структурные подразделения «отдел финансового контроля», как не предусмотренный муниципальными правовыми актами ЗАТО Знаменск, утверждено штатное расписание на период с 10 ноября 2015г. в новой редакции; уведомить работника, занимающего должность «главный специалист отдела финансового контроля» о его перемещении у того же работодателя из структурного подразделения «отдел финансового контроля» без изменения определённых сторонами условий трудового договора, в том числе трудовых функций и денежного содержания. С данным распоряжением ФИО3 ознакомлен 18 ноября 2015г., что подтверждено подписью последнего.

В то же время руководителем КСП ЗАТО Знаменск был издан приказ № 16 от 18 ноября 2015г. «О сокращении штата работников Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск» в соответствии с которым принято решение о сокращении с 20 января 2016г. штата контрольно-счётной палаты на 1 единицу, исключена должность «главный специалист», в срок до 19 ноября 2015г. уведомить о предстоящем сокращении должности главного специалиста КСП ЗАТО Знаменск ФИО3

С письменным предупреждением главный специалист КСП ЗАТО Знаменск ФИО3 ознакомлен 18 ноября 2015г.

Сведения о высвобождаемых работниках направлены руководителем КСП ЗАТО Знаменск в Центр занятости г. Знаменска 19 ноября 2015г.

В соответствии с приказом № 2-лс от 15 января 2016г. о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) главный специалист ФИО3 уволен с занимаемой должности в связи с сокращением штата работников организации, по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ с 19 января 2016г. С данным приказом ФИО3 ознакомлен 19 января 2016г.

В судебном заседании из пояснений <данные изъяты> ЗАТО Знаменск ФИО1 установлено, что сокращение штата КСП ЗАТО Знаменск было вызвано исполнением рекомендаций руководства Астраханской области по оптимизации структуры и сокращению предельной штатной численности органов местного самоуправления. При этом были также приняты во внимание параметры местного бюджета муниципального образования на 2016 год, которые зависят от параметров бюджета Астраханской области, новое штатное расписание Контрольно-счетной палаты на период с 20 января 2016 года не утверждалось, действующее штатное расписание на момент увольнения истца содержало должность председателя и главного специалиста, которая подлежала сокращению с 19 января 2016г. После принятия местного бюджета (решение Совета ЗАТО Знаменск от 28 декабря 2015 года №95 «О бюджете ЗАТО Знаменск на 2016 год») и получении соответствующих лимитов бюджетных обязательств, выделенных Контрольно-счётной палате на 2016 год от введения должности муниципальной службы «аудитор», требующей дополнительно более 900 тыс.руб. (с учетом страховых взносов на обязательное страхование), а также принимая во внимание необходимость производства гарантированных выплат среднемесячного заработка, работникам, уволенным по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников на период их трудоустройства (в условиях ЗАТО этот срок составляет до 6 месяцев) решено было отказаться.

Действие штатного расписания, в которое была внесена должность главного специалиста, распоряжением руководителя КСП ЗАТО Знаменск № 20 от 30 декабря 2015г. было продлено по 19 января 2016г., до даты сокращения должности главного специалиста.

Также в начале 2016г. руководителем КСП ЗАТО Знаменск было подготовлено и 12 января 2016г. за исх.№8 внесено для рассмотрения и принятия соответствующего решения предложение о внесении изменений в решение Совета ЗАТО Знаменск 2015г. №80. Суть предложения – утвердить штатную численность КСП ЗАТО Знаменск с 20 января 2016 года в количестве 1 единицы, в составе 1 должности муниципальной службы «председатель». Данное предложение было рассмотрено в соответствии с действующим порядком и принято на заседании Совета ЗАТО Знаменск 19 января 2016 года (решение Совета ЗАТО Знаменск от 19 января 2016г. №3).

Распоряжением руководителя КСП ЗАТО Знаменск № 2 от 19 января 2016г. «Об утверждении штатного расписания Контрольно-счётной палаты ЗАТО Знаменск на 2016г.» было разработано и утверждено штатное расписание Контрольно-счетной палаты ЗАТО Знаменск на период с 20 января 2016 года по 31 декабря 2016г., состоящее из одной должности «председатель».

Должность главного специалиста была сокращена с 20 января 2016г. Работник (ФИО3), занимавший эту должность был уволен 19 января 2016г. на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников. В этот же день с ним был произведен окончательный расчет, была выдана на руки трудовая книжка, о чем свидетельствуют записи в расчетно-платежных ведомостях, а также книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что структура, состав и штатная численность КСП установлена решением Совета ЗАТО Знаменск от 12 ноября 2015г. №80 «Об утверждении состава, штатной численности и структуры КСП ЗАТО Знаменск». Штатное расписание Контрольно-счётной палаты утверждается председателем КСП. В период действия уведомления ФИО3 о предстоящем увольнении, штатного расписания КСП, где была бы предусмотрена должность «аудитор» не было, имелось только решение Совета ЗАТО Знаменск от 12 ноября 2015г. №80, согласно которому утверждена штатная численность КСП с 20 января 2016г. Следовательно, вакантной должности, которую можно было бы предложить увольняемому работнику (ФИО4) на момент предупреждения его о предстоящем сокращении штата и увольнении не имелось, в связи с чем ему не было предложено замещение вакантной должности. Таким образом, в судебном заседании установлено, что процедура увольнения работника при сокращении штата не нарушена, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Кроме того, решением Совета ЗАТО Знаменск от 19 января 2016г. №3 внесены изменения в решение Совета ЗАТО Знаменск от 12 ноября 2015г. №80 «Об утверждении состава, штатной численности и структуры КСП ЗАТО Знаменск», в соответствии с которым из части 2 был исключен пункт 2 (аудитор Контрольно-счётной палаты), структура КСП ЗАТО Знаменск определена в составе председателя и аппарата КСП.

Разрешая ходатайство представителя ответчика об отказе в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности, суд полагает его не подлежащим удовлетворению, поскольку считает причину пропуска срока для подачи иска уважительной. При этом суд учитывает, что первоначально ФИО3 обратился с иском в суд 16 февраля 2016г. (дата сдачи заказного письма в почтовое отделение). В связи с имеющимися недостатками данное исковое заявление определением суда было возвращено истцу и подано вторично после устранения недостатков 4 марта 2016г.

Суд не согласился с доводами истца о том, что процедура его увольнения в связи с сокращением штата была нарушена, поскольку работодателем не было запрошено мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Не соглашаясь с данными доводами, суд принимает во внимание, что истцом не представлено доказательств того, что он являлся членом профсоюзной организации на момент увольнения и сообщил об этом своевременно работодателю.

Поскольку суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца о восстановлении на работе, следовательно, не подлежат удовлетворению и остальные требования, заявленные истцом – о выплате среднемесячной заработной платы за время вынужденного прогула и взыскании морального вреда.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 394 ТК РФ,

Решил:

В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО3о к Контрольно-счётной палате ЗАТО Знаменск о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ахтубинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения окончательного решения.

Судья_______________