РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2013 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Судоплатова А.В.,
при секретаре Осиповой <данные изъяты>
с участием: представителя истца помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Симановой <данные изъяты>
представителя ответчика Кобалия <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова к автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований» о признании незаконным бездействия, обязании провести регистрацию в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,
установил:
заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд с иском к Автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований», мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму общественными, религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями выявлены нарушения законодательства в деятельности некоммерческой организации – автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований». Проведенная проверка показала, что фактическая деятельность организации носит политический характер. С 12.04.2013 г. по 19.04.2013 г. некоммерческой организацией в г. Москва организована финальная сессия проекта «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры». Мероприятие организовано ответчиком при поддержке Фонда ФИО1. Согласно экспертной оценке деятельности учреждения, данное мероприятие может рассматриваться как политическое. Кроме того, по итогам работы сессии опубликована монография, которая является результатом работы группы ученых и преподавателей. Работа проведена с привлечением дополнительных ресурсов, в том числе при поддержке фонда ФИО1 и Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики». Фактическая реализация вышеуказанных мероприятий также подтверждается сведениями, размещенными на интернет-сайте ответчика. Названная деятельность способствует формированию общественного мнения. Кроме того, интернет-сайт организации содержит сведения о цели организации, заключающейся во внедрении принципа рефлексивной критики в исследованиях социальной политики государства и гражданского общества, что также свидетельствует о политическом характере деятельности организации. В связи с внесением в адрес руководства организации ответчика представления об устранении нарушений законодательства, на интернет-сайте организации опубликовано открытое письмо-обращение с призывами к поддержке руководства и сотрудников организации, в том числе на английском языке. Кроме того, материалы в поддержку организации размещаются на сайте «Демократор.ру», который призывает граждан публично и открыто поднимать любые волнующие проблемы, собирать голоса для коллективного обращения в органы власти. Одним из основных источником финансирования организации ответчика в 2013 году являются денежные средства от международных иностранных организаций. Таким образом, автономная некоммерческая организация «Центр социальной политики и гендерных исследований» фактически является иностранным агентом в трактовке ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях», что подтверждается экспертной оценкой деятельности организации от 26.08.2013 г. Поскольку до настоящего времени ответчиком не выполнены вытекающие из требований п. 7 ст. 32 вышеназванного закона обязанности своевременной подачи заявления о включении организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что создает препятствия для осуществления законной деятельности Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области по формированию реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, истец просит суд признать незаконным бездействие автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований», выразившееся в неподаче в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области заявления о включении организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Обязать автономную некоммерческую научно-исследовательскую организацию «Центр социальной политики и гендерных исследований» подать в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области заявление о включении организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Октябрьского района г. Саратова Симанова <данные изъяты>. заявленные исковые требования подержала в полном объеме, дав суду пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Кобалия <данные изъяты>. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в настоящее время организация ответчика видит своей целью оказание услуг по разработке рекомендаций и методических материалов, направленных на развитие и совершенствование социальной политики и раскрытия ресурсов социальной организации, услуг в сфере повышения творческого и духовного потенциала различных групп населения. Мероприятие, проводимое в апреле 2013 г., также не преследовало своей цели формирования общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими политики. Публикация сборника рабочих программ учебных курсов, изданная Центром, не преследует цели воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими политики. Наличие веб-сайта, по мнению представителя ответчика, является ключевым условием открытости и прозрачности деятельности организации, но никак не является доводом в пользу «формирования общественного мнения», как указывает прокуратура. Функционирование Центра осуществляется в сфере науки, и не относится к политической. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения об иностранном финансировании организации ответчика.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частью 2 ст.15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с п. 6 ст. 2 ФЗ №7 от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В соответствии с п. 7 ст. 32 вышеуказанного Закона, некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закон в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В судебном заседании установлено, что 12.02.2003 г. автономная некоммерческая организация «Центр социальной политики и гендерных исследований» (АНО «ЦСПГИ») включена в единый государственный реестр юридических лиц (л.д.13-15, 28).
Согласно п.п. 3.1,3.2.12,3.2.16 Устава данной организации к видам ее деятельности отнесены в том числе проведение исследований социальной политики, оказание услуг по разработке рекомендаций и методических материалов, направленных на развитие и совершенствование социальной политики и раскрытие ресурсов социальных организаций, проведение информационных встреч, собраний, тренингов, рабочих групп, сотрудничество с федеральными, муниципальными органами, осуществляющими деятельность в области социальной политики (л.д.21,22).
С 12.04.2013 г. по 19.04.2013 г. ответчиком в г. Москва организована финальная сессия проекта «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры». Мероприятие организовано ответчиком при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин <данные изъяты>. ФИО1. Участниками были представлены результаты исследований, проводимых в сфере социальной политики, в разных странах и регионах России. По итогам работы сессии опубликована монография «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве» под редакцией <данные изъяты> ФИО2 и <данные изъяты> Гнедаш. М:»Вариант», ЦСПГИ, 2013. 770с. ISBN 978-5-903360-83-3. Данная работа проведена с привлечением дополнительных ресурсов, в том числе при поддержке фонда Джона <данные изъяты>. и Кэтрин <данные изъяты>. ФИО1. и Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики».
Данные обстоятельства не опровергаются стороной ответчика и подтверждаются также сведениями, размещенными на интернет-сайте АНО «ЦСПГИ» www.socpolice.ru, разработанном при финансовой поддержке фонда Джона <данные изъяты>. и Кэтрин <данные изъяты>. ФИО1. На данном сайте указана цель организации - внедрение принципа рефлексивной критики в исследованиях социальной политики государства и гражданского общества. Как видно из публикации на сайте сотрудники АНО «ЦСПГИ» в работе круглого стола обсуждали вопросы, касающиеся требований к профессиональным стандартам специальностей в социальной сфере, носящих межотраслевой характер (л.д.49).
Кроме того, материалы в поддержку организации размещаются на сайте «Демократор.ру», который призывает граждан публично и открыто поднимать любые волнующие проблемы, собирать голоса для коллективного обращения в органы власти.
Как следует из ответов руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО одним из основных источником финансирования организации ответчика в 2013 году являются денежные средства от международных иностранных организаций. Данные обстоятельства также не оспариваются представителем АНО «ЦСПГИ».
Судом также установлено, что на указанном выше сайте ответчика в интернете имеется открытое письмо «Остановите преследование НКО» в поддержку автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований», опубликованное некоммерческими организациями Нидерландов, в соответствии с которым внесение в адрес руководства юридического лица представления правоохранительных органов, является примером оказания российскими властями давления на гражданских активистов, исключения НКО из общественно-политического диалога, что «подрывает принцип подотчетности властей, оказывает долгосрочное отрицательное влияние на демократические процессы в стране, ущемляют права граждан на информацию, свободу мнений и их выражения».
С учетом изложенных обстоятельств и положений закона, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что АНО «ЦСПГИ» является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и иск первого заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова о признании незаконным бездействия, обязании провести регистрацию в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подлежит удовлетворению. Так, АНО «ЦСПГИ» получает денежные средства от иностранных государств и участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. Участие в политической деятельности на территории Российской Федерации АНО «ЦСПГИ» сводится к формированию общественного мнения по принятию государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики.
Суд соглашается с экспертной оценкой деятельности Центра социальной политики и гендерных исследований, проведенной профессором кафедры истории и социологии политики СГЮА ФИО3 <данные изъяты>., в соответствии с которой АНО «ЦСПГИ» может квалифицироваться как иностранный агент, поскольку его деятельность финансируется частными зарубежными фондами, имеющими отношение к правительству конкретной иностранной державы. Кроме того, по мнению профессора кафедры истории и социологии политики СГЮА ФИО3 <данные изъяты>., названная публичная деятельность способствует формированию определенного общественного мнения; в условиях транзитарного общества политическим может стать любой вопрос в конкретном контексте властных отношений, который приобретает важное значение для большого количества людей и социальная политика не является исключением.(л.д. 9-11). Данная экспертная оценка принимается судом во внимание наряду с другими исследованными судом доказательствами.
Доводы представителя ответчика, о том, что функционирование Центра осуществляется в сфере науки, и не относится к политической, опровергаются приведенными выше обстоятельствами, установленными судом по делу.
На основании ст.103 ГПК РФ, с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова к автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований» о признании незаконным бездействия, обязании провести регистрацию в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований» выразившееся в неподаче в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области заявления о включении организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Обязать автономную некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований» подать в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области заявления о включении организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Взыскать с автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр социальной политики и гендерных исследований» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья подпись А.В. Судоплатов
Копия верна: судья А.В. Судоплатов
Секретарь <данные изъяты>. Осипова