РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
09.12.2013 года Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лобановой Ю.В.,
при секретаре Пивоваровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6617/13 по иску Мовчан М.М. к ОАО «ПТС» о понуждении к заключению договора,
У С Т А Н О В И Л :
Мовчан М.М. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, указав, что истец является собственником квартиры по адресу: адрес.04.2013 года состоялось собрание ТСЖ «Проспект», на котором принято решение о внесении платы напрямую поставщикам коммунальных услуг. дата истец через своего представителя обратилась в ОАО « ПТС» с заявлением о заключении договора на оказание коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении указанного жилого помещения по адресу: адрес. До настоящего времени указанный договор не заключен.
Просит суд обязать ответчика заключить с Мовчан М.М. договор оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: адрес
В судебном заседании истец и ее представитель Хапий Ю.Д., по доверенности, пояснили, что согласно ч. 7.1 п. 7 ст. 155 ЖК РФ: «На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества». Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Согласно абз. 7 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 (далее - Правила) «"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги». Согласно абз. 17 п. 2 Правил «"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);».
Таким образом, согласно приведенным определениям понятие "исполнитель" тождественно понятию "ресурсоснабжающая организация", следовательно, ресурсоснабжающая организация может предоставлять коммунальные услуги как потребителям, так и юридическому лицу. Согласно пп. в п. 9 Правил «Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией». Согласно пп. а п. 10 Правил «Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией». Согласно п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту». Согласно п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов». Таким образом, из смысла приведенных норм и их системной связи следует необходимость заключения договора о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения - потребителем и ресурсоснабжающей организацией - исполнителем в том случае, если принято решение общего собрания собственников помещений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
В судебном заседании представитель ответчика Крылова Е.А., по доверенности от 16.09.2013 года, иск не признала, пояснила, что поскольку в многоквартирном доме, расположенном по адресу адрес создано товарищество собственников жилья, часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ не может применяться к урегулированию отношений между жильцами и ресурсоснабжающими организациями по внесению платы за коммунальные услуги. Указанная норма подлежит применению только в случае избрания собственниками помещений в многоквартирном доме такого способа управления, как управление управляющей организацией. Согласно п. 6.3. ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», при определении в договоре ресурсоснабжения, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (в данном случае, товариществом собственников жилья) порядка оплаты коммунального ресурса может предусматриваться осуществление оплаты услуг путем внесения потребителями платы непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации, в соответствии с п. 6.3. ст. 155 ЖК РФ, в случае принятия такого решения общим собранием членов товарищества собственников жилья. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена обязанность для ресурсоснабжающнх организаций по заключению договоров оказания коммунальных услуг непосредственно с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, в которых избрана форма управления товариществом собственников жилья. Просила в удовлетворении иска отказать.Третье лицо И.К.Моисеева- председатель ТСЖ «Проспект», иск поддержала, полагала его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Мовчан М.М. является собственником квартиры по адресу: адрес.
Согласно п.2 ст.161 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме:
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией.
Для управления общим имуществом в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес, выбран способ управления - товарищество собственников жилья и создано ТСЖ «Проспект», которое осуществляет управление многоквартирным домом, его техническое обслуживание, ремонт общего имущества, обеспечивает предоставление коммунальных услуг правообладателям квартир и помещений, а также осуществляет иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 135 Жилищного Кодекса РФ ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе и для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данных многоквартирных домах, а также является исполнителем коммунальных услуг.
дата состоялось отчетно – перевыборное общее собрание ТСЖ «Проспект», на котором принято решение о внесении платы за отопление и горячее водоснабжение напрямую поставщикам коммунальных услуг с дата.
В материалах дела имеется заявление от дата в адрес ОАО «ПТС» от жильцов дома адрес в лице представителя – И.К.Моисеевой - председателя ТСЖ «Проспект» действующей на основании доверенностей, о заключении договора на горячее водоснабжение и отопление, а также прием показаний индивидуальных приборов учета на период с дата по дата. В число заявителей также входит истец.
Письмом ЗАО «ПТС» от дата №... на имя И.К.Моисеевой разъяснено, что решение членов ТСЖ «Проспект» от дата о внесении платы за отопление и горячее водоснабжение поставщикам коммунальных услуг с дата не предусматриваем заключение отдельных договоров снабжения тепловой энергией и горячей водой с каждым собственником.
Так, согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пп. б п.10 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, водоотведения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с п. 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается товариществом собственников жилья посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
В обоснование заявленных требований ситец ссылается на ч. 7.1 п. 7 ст. 155 ЖК РФ согласно которой: «На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества».
Однако из представленных документов следует, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу адрес создано товарищество собственников жилья, в связи с чем часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ не может применяться к урегулированию отношений между жильцами и ресурсоснабжающими организациями по внесению платы за коммунальные услуги. Указанная норма подлежит применению только в случае избрания собственниками помещений в многоквартирном доме такого способа управления, как управление управляющей организацией.
Согласно п. 6.3. ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Данная форма является согласно действующему законодательству одним из видов внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом переход к данной форме оплаты никак не связан с непосредственной формой управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», при определении в договоре ресурсоснабжения, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (в данном случае, товариществом собственников жилья) порядка оплаты коммунального ресурса может предусматриваться осуществление оплаты услуг путем внесения потребителями платы непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации, в соответствии с п. 6.3. ст. 155 ЖК РФ, в случае принятия такого решения общим собранием членов товарищества собственников жилья.
Таким образом, заключение договоров собственниками жилых помещений с ресурсоснабжающей организацией при выборе способа управления ТСЖ, законодательством не предусмотрено. Следовательно, Истец, являясь собственником квартиры в жилом доме при выборе способа управления ТСЖ, обязан заключить договор на поставку коммунальных услуг – по отоплению и горячему водоснабжению с исполнителем коммунальных услуг, т.е. с ТСЖ «Проспект».
Заключение договоров собственниками жилых помещений с ресурсоснабжающей организацией возможно только при непосредственном управлении многоквартирным домом, что предусмотрено ст. 164 ЖК РФ и п. 8 ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, решение собрания членов ТСЖ «Проспект» от датаг.о внесении платы напрямую поставщикам коммунальных услуг не может являться основанием для заключения договора оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению между ОАО «ПТС» и Мовчан М.М. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: адрес
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Согласно пп 4 п.2 ст.44 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: адрес не принималось решение о выборе непосредственного управления многоквартирного дома. Таким образом, требование Истца об обязании заключить договор с ОАО «ПТС» противоречит действующему законодательству.
Кроме того, в письмах №... от дата, №... от дата, имеющихся в материалах дела, ОАО «ПТС» неоднократно разъяснялись способы реализации права собственников жилых помещений на внесение платы за потребленные тепловую энергию и ГВС непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации и для реализации принятого на общем собрании членов ТСЖ решения направлялось приложение №... к договору снабжения тепловой энергией и горячей водой №... от дата для подписания, скрепления печатью.
На основании вышеизложенного, суд не усматривает в действиях ОАО «ПТС» нарушения прав истца, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мовчан М.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено 13.12.2013 года.
Председательствующий Лобанова Ю.В.