ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6619/2016 от 21.11.2016 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2016 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сковрон Н.Л. при секретаре судебного заседания ТМИ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЛАА к департаменту образования Администрации города Омска о признании действий незаконными, обязании устранить допущенное нарушение, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ЛАА обратилась в суд с иском к департаменту образования Администрации <адрес> признании действий незаконными, обязании устранить допущенное нарушение, компенсации морального вреда.

В обоснование указала, что сын ЛАА,ГПАДД.ММ.ГГГГ г.р., был зарегистрирован в книге будущих воспитанников ДД.ММ.ГГГГ в БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад », поскольку истец проживала по адресу: <адрес>. В июле 2014 года супругу истца было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. К данному месту жительства относятся два детских сада: БДОУ <адрес> «Детский сад комбинированного вида» и БДОУ <адрес> «Детский сад », расположенные по адресам: <адрес>. Супруг истца - ГАМ. является военнослужащим в звании старший лейтенант, в <адрес> он прибыл по распределению. В декабре 2015 года истец перевела своего сына с БДОУ <адрес> «Детский сад », в который встали по ошибке в августе 2015 года, в БДОУ <адрес> «Детский сад комбинированного вида», по адресу: <адрес>. Очередь ребенка истца была под номером 10. В марте 2016 года дали направление в БДОУ <адрес> «Детский сад ».

Кроме того, указывает, что путевки некоторым детям выданы уже после обращения в департамент образования Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении места в ДОУ. ДД.ММ.ГГГГ истцом было написано заявление о переводе ребенка с БДОУ <адрес> «Детский сад комбинированного вида» в БДОУ <адрес> «Детский сад комбинированного вида». Отказ в предоставлении места в БДОУ <адрес> «Детский сад комбинированного вида» в виду отсутствие мест является неправомерным, несоответствующим действительности.

Просит признать незаконными действия департамента образования Администрации <адрес> в непредставлении места ГАП в БДОУ «Детский сад комбинированного вида» и лишении его льготы на первоочередное поступление по месту жительства в дошкольное учреждение; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и предоставить место в БДОУ <адрес> «Детский сад комбинированного вида»; взыскать с департамента образования Администрации <адрес> компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

В судебном заседании истец ЛАА заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила требования удовлетворить в полном объеме. Указала, что ее ребенок имеет право на первоочередное предоставление места в детском саду. Настаивала, что ее ребенок, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет преимущество на получение путевки в детский сад перед детьми 2013 г., т.к. возрастная группа, которую набирали в 2016 году составляла детей, возрастом 2-3 года.

Ответчик департамент образования Администрации <адрес> в судебное заседание представителя не направили, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

В материалы дела представлен отзыв представителя департамента образования Администрации <адрес>, согласно которому департамент возражает против удовлетворения требований ЛАА Указывают, что законодательством организация предоставления общедоступного бесплатного образования возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. При этом при комплектовании дошкольных образовательных учреждений должны соблюдаться предусмотренные действующим законодательством меры по социальной поддержке отдельных категорий граждан. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Со стороны департамента образования Администрации <адрес> соблюден установленный порядок принятия на учет будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений и комплектования таких учреждений. При этом в настоящее время на территории <адрес> имеется очередность по предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях, на данный момент свободные места отсутствуют. Непредставление места ребенку истца в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую же очередь истца.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ устанавливаются уровни общего образования, в частности, дошкольное образование.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в РФ гарантируется право каждого человека на образование.

Право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами)

Согласно п. 11 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно п. 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ, дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования) определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (п. 4).

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Согласно п. 6 Порядка образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 7 Порядка).

На основании п. 13 Порядка образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

В силу п.18 Положения о департаменте образования Администрации <адрес>, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, в сфере управления муниципальной системой образования <адрес> департамент образования Администрации <адрес> организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти <адрес>; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес>.

Согласно п. 4 Порядка комплектования бюджетных образовательных учреждений <адрес>, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденного приказом департамента образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ДО/53 «О комплектовании бюджетных образовательных учреждений <адрес>, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования», комплектование учреждений осуществляется с 1 марта до 1 июля ежегодно (далее - Порядок комплектования).

С 1 июля до 1 августа ежегодно Комиссия не осуществляет свою деятельность по комплектованию. В остальное время проводится комплектование учреждений на освободившиеся места.

В соответствии с п. 8 Порядка комплектования, после регистрации детей в Книге учета родителям (законным представителям) ребенка специалистом Комиссии выдается Уведомление о регистрации в Книге учета (далее - Уведомление). На Уведомлении ставится штамп Комиссии и подпись члена Комиссии.

В соответствии с п. 10 Порядка комплектования внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.Из п. 21 Порядка Комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования.

В протоколе Комиссии дополнительно указывается основание предоставления путевки (пункты 12, 13 Порядка комплектования).

Согласно свидетельству о рождении, истец ЛАА. является матерью, а ГАМ отцом ГПА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8).

По договору найма служебного помещения с от ДД.ММ.ГГГГГАМ было предоставлено в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>(л.д.11).

Согласно Контракту о прохождении военной службы с ГАМ заключен срочный контракт с 18.06.2016 года по 17.06.2021 года (л.д.12).

ГПАДД.ММ.ГГГГ г.р., был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в дошкольном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад », расположенный по адресу: <адрес>, имеется льгота - дети военнослужащих.

ГП перерегистрирован в дошкольное учреждение «Детский сад №389» 19.08.2015 года; перерегистрирован в дошкольное учреждение «Детский сад №329 комбинированного вида» 17.12.2015 года.

Из представленных истцом документов следует, что ответчиками соблюден указанный выше порядок принятия заявления истца о постановке ее ребенка в очередь для предоставления места в ДОУ; ребенок зарегистрирован в Книге учета будущих воспитанников, о чем выдано соответствующее уведомление.

Из материалов дела следует, что ГПА предложено место в дошкольном учреждении «Детский сад № 389» Центрального административного округа г. Омска. Отказ от предложенного места не оформлялся. Направление №12029 для посещения указанного дошкольного учреждения с 1 сентября 2016 года получено родителями (законными представителями) ребенка лично 18.05.2016 года.

Обращаясь в суд, ЛАА настаивала, что получение указанной путевки обусловлено отказом в выдаче направления в дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида», в котором ГПА стоял среди очередников. При этом указывала, что ее ребенок имеет приоритетное право на зачисление в указанный детский сад.

На основании Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в приеме в муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (л.д.209-210).

В соответствии с приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 21.11.2014 года «ДО/155 «О комплектовании бюджетных образовательных учреждений г. Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования» основанием для формирования очередности детей является возраст (год рождения) ребенка и дата регистрации в Книге учета будущих воспитанников (дата постановки на учет).

В силу п 9, 10 Порядка комплектования внеочередное или первоочередное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права согласно приложению № 6 к настоящему Порядку.

В рамках одной льготной категории заявления выстраиваются с учетом даты регистрации ребенка в Книге учета.

Заявитель представляет подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного или первоочередного права предоставления ребенку места в учреждении, в Комиссию при регистрации ребенка в Книге учета либо в период до 1 февраля года, выбранного для зачисления ребенка в дошкольное учреждение.

В случае несвоевременного предъявления документа, подтверждающего наличие внеочередного или первоочередного права предоставления ребенку места в учреждении, определение ребенка в дошкольное учреждение возможно только при наличии свободных мест.

Таким образом, распределение детей в очереди осуществляется первоначально исходя из даты рождения и календарной даты постановки на очередь ребенка.

То есть дети ДД.ММ.ГГГГ года рождения подлежат направлению в дошкольные учреждения ранее детей 2014 гола рождения.

При этом на основании п. 9, 10 Порядка комплектования дети имеют льготу с учетом льготной категории и возрастной группы.

Из материалов дела следует, что учитывая очередность детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающихся в услугах дошкольного образования на территории старой части Кировского административного округа г. Омска, с 1 сентября 2016 года в дошкольное учреждение определены дети ДД.ММ.ГГГГ года рождения – 66 детей, из них 10 детей граждан льготной категории (л.д.31).

Реестром выданных направлений в ДОУ №329 в 2016 году детям 2013 года подтверждается, что 66 детей 2013 года получили место в ДОУ «Детский сад комбинированного вида», из них 10 по льготной очереди (л.д.221-222).

Согласно реестру очередников ДОУ №329 в реестре 169 детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.218-220).

Из ответа бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад №329 комбинированного вида» от 03.10.2016 года следует, что в БДОУ г. Омска «Детский сад №329 комбинированного вида» детей 2014 года нет. В 2016 году сформированы 2 группы воспитанников ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Списки воспитанников прилагаются. Плановое количество мест в группах: 2 младшая группа №3 – 25 человек, закомплектованы по факту – 27 человек; 2 младшая группа №9 – 28 человек, закомплектованы по факту – 28 человек. В списках поступающих есть еще дети, которым выдано направление в БДЛОУ г. Омска «Детский сад №329 комбинированного вида», после получения допуска от медицинского учреждения, они будут зачислены в детский сад. Свободных мест для зачисления детей в дошкольном учреждении нет (л.д.167).

Принимая во внимание вышеуказанные положения закона, а также что комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении без учета имеющейся очереди, а также учитывая, что предоставление места в детском саду ребенку ДД.ММ.ГГГГ г.р. в условиях наличия очереди среди детей 2013 г., влечет за собой нарушение прав последних, которые также включены в установленном порядке в Книгу учета будущих воспитанников, что недопустимо.

Департаментом образования Администрации г. Омска предоставил место ребенку истца в дошкольном учреждении «Детский сад ». Отказ от предложенного места истцом не оформлялся.

Согласно ответу департамента образования Администрации г. Омска от 30.09.2016 года ГП в порядке льготной очереди предложено место в дошкольном учреждении «Детский сад №389» ЦАО г. Омска. Отказ от предложенного места не оформлялся. Направление №12029 для посещения указанного дошкольного учрежджения с 1 сентября 2016 года получено родителями (законными представителями) ребенка 18 мая 2016 года. Ребенок в указанное дошкольное учреждение зачислен, личное дело создано 1 сентября 2016 года (л.д.145).

Согласно Договору об образовании по образовательным программам дошкольного образования от 31.08.2016 года БДОУ г. Омска «Детский сад №389», осуществляющее образовательную деятельность на основании лицензии №632-п от 28.04.2016 года и ЛАА в интересах несовершеннолетнего ГПА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> заключили договор.

Согласно п.1.1. Договора предметом договора являются оказание образовательной организацией воспитаннику образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание воспитанника в образовательной организации, присмотр и уход за воспитанником (л.д.202-207).

В такой ситуации, принимая во внимание, что право ГПА на получение дошкольного образования реализовано, на основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях департамента образования Администрации <адрес>.

Довод истца о том, ГПА имеет первоочередное право на получения места в детском саду среди детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения, основан на неправильном толковании норм права, поскольку основаниям формирования очередности детей является возраст (год рождения) ребенка и дата регистрации в Книге учета будущих воспитанников (дата постановки на учет). Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с критерием возраста. При выдаче направления в дошкольное учреждение учитывается дата рождения ребенка и дата регистрации ребенка в дошкольном учреждении.

В судебном заседании судом достоверно установлено и не оспаривалось истцом, что ответчиками соблюден обозначенный порядок принятия заявления истца о постановке ее ребенка в очередь для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. ФИО1 зарегистрирован в Книге учета будущих воспитанников, о чем выдано соответствующее уведомление.

Факт необоснованного отказа истцу в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида» не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

В рассматриваемом случае при предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении со стороны ответчика департамента образования Администрации г. Омска имеет место соблюдение требований очередности постановки на учет среди детей одной возрастной группы, которая формируется садиком. Оснований для выдачи направления в ДОУ ребенку истца вне соблюдения такой очередности, в том числе с учетом наличия у ГПА. льготы в пределах своей возрастной группы, суд не усматривает. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что не предоставление места сыну истца в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида» связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой в том числе состоят лица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие наличие отказа и бездействия со стороны ответчиков по принятию мер, направленных на создание возможности истцу реализовать права в части получения ее ребенком дошкольного образования.

Кроме того, место в дошкольном учреждении ребенку истца предоставлено.

В такой ситуации суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №329 комбинированного вида»

С учетом того, что в ходе судебного разбирательства факт нарушения прав истца не установлено, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ЛАА к департаменту образования Администрации города Омска о признании действий незаконными, обязании устранить допущенное нарушение, компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Сковрон

Решение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2016г.