ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-661/2018 от 11.04.2018 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2018 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Дятлова А.Ю., при секретаре Терехиной О.А. с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-661/2018 по иску ФИО1 к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» о признании действий незаконными, о признании акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета незаконным

УСТАНОВИЛ:

Истец свои требования мотивирует тем, что является собственником жилого дома по адресу: «данные изъяты» представителями ответчика была произведена проверка электросчетчика, в ходе которой выяснилось, что у индикатора установленной антимагнитной пломбы № 00 изменился цвет, в связи с чем, был составлен акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, на основании которого на 00.00.00000 года был выставлен счет в размере00 руб. 00 коп. В то же время, полагает данный акт незаконным. Так, антимагнитная пломба была установлена в ходе проверки прибора учета 00.00.0000 года, в данном акте расписался супруг истца, так как её не было дома. При этом, их не уведомили о последствиях обнаружения факта нарушения пломбы, им не представлен сертификат на данную пломбу, замер намагниченности пломбы не производился, инструкции по правилам применения антимагнитной пломбы не предоставили. Также не представлено доказательств невозможности самопроизвольного срабатывания пломбы. Кроме того, установленный электросчетчик имеет магнитный экран и стопор срабатывания обратного хода, наличие шунта в качестве измерителя тока делает счетчик устойчивым к электромагнитным воздействиям, то есть он вообще не нуждается в антимагнитной пломбе.

С учетом изложенного, просит суд признать незаконным действия ответчика по составлению акта от 00.00.0000 года о безучетном потреблении электроэнергии, признать акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от 00.00.0000 года.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив суду, что им не разъяснили принцип действия антимагнитной пломбы, в связи с чем, они не могли знать, что изменение цвета свидетельствует о её срабатывании, сама она полагала, что на индикаторе в случае срабатывания должна будет проявиться надпись.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 00.00.0000 года, является собственником жилого дома по адресу: «данные изъяты».

В ходе проверки прибора учета электроэнергии 00.00.0000 года на электросчетчик была установлена антимагнитная пломба № 00, что отражено в акте проверки.

Сторонами не оспаривается, что в данном акте расписался супруг истца А.А., поскольку истца в это время не было дома. Допрошенный в качестве свидетеля А.А. подтвердил в судебном заседании, что после установки пломбы сотрудник ответчика устно также сообщил, что на счетчик установлена антимагнитная пломба.

Допрошенная в качестве свидетеля И.В. пояснила суду, что она устанавливала антимагнитную пломбу в присутствии А.А., после чего, помимо указания на это в акте проверки, устно уведомила А.А. об установке антимагнитной пломбы, которая срабатывает от воздействия магнитным полем.

В ходе проверки 00.00.0000 года был выявлен факт срабатывания антимагнитной пломбы – «нарушение знака визуального контроля, изменение цвета индикатора антимагнитной пломбы с зеленого на темно зеленый», о чем составлен акт проверки расчетного прибора учета. 00.00.0000 года составлен акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, произведено доначисление за безучетное потребление электроэнергии, правильность которого истцом не оспаривается.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно п. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012, определено, что безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системыучета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В силу п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Пунктом 192 Основных положений предусмотрено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно п.34 которых потребитель при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.

Обязанность по сохранности и целостности допущенного к эксплуатации прибора учета, а также сохранности пломб собственником жилого помещения не выполнена, зафиксировано нарушение пломбы энергоснабжающей организации прибора учета и в присутствии истца уполномоченным лицом составлен акт неучтенного потребления электроэнергии, в связи с чем, произведен расчет безучетного потребления, размер которого истцом не оспаривается. Истец также не оспаривает, что знала об установленной антимагнитной пломбе, неоднократно видела её при снятии показаний со счетчика.

Нарушение антимагнитной пломбы является основанием для составления акта о безучетном потреблении электроэнергии, в данном случае электроснабжающей организацией не требуется доказывать факт фактического безучетного потребления энергии.

Доводы истца о том, что её не уведомили о последствиях срабатывания антимагнитной пломбы суд во внимание также не принимает, поскольку согласно п.п. з (1) п.31 указанных Правил, исполнитель обязан уведомлять потребителей путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках), расположенных в пунктах обслуживания потребителей, или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации: о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Как указывает ответчик в своих возражениях, указанная информация размещена на официальном сайте ООО «Иркутская энергосбытовая компания», на информационных стендах энергосбытовой компании, что истцом не оспаривается. Кроме того, истец не оспаривает, что знала об установленной антимагнитной пломбе, действуя добросовестно могла и должна была проявить заинтересованность и знать о том, с какой целью она установлена, каков принцип её работы, о негативных последствиях нарушения установленных на электросчетчик пломб.

Представителем ответчика в судебное заседание представлены сертификаты соответствия на установленную антимагнитную пломбу, протокол испытаний, сообщение АСПЛОМБ от 06.06.2017 года по результатам испытания, согласно которому проводились эксперименты с воздействием на антимагнитную пломбу электроприборов, в том числе сварочного аппарата, антимагнитная пломба помещалась под прямое попадание солнечных лучей в течении двух лет, в результате которых антимагнитная пломба на срабатывала.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, так как истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о незаконности действий ответчика, нарушений требований действующего законодательства при составлении акта от 00.00.0000 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» о признании действий незаконными, о признании акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.04.2018 года.

Судья А.Ю. Дятлов