ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6624-21 от 03.08.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

УИД 14RS0-30

Дело № 2-6624-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 03 августа 2021 года.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Дамбаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2 к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, суд

установил:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд к ответчику Окружной администрации г. Якутска с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, мотивируя свои требования тем что истец на основании типового договора социального найма жилого помещения от ____ проживает в жилом помещении расположенном по адресу ____ состоящей из двух комнат общей площадью ___ кв.метра. Указанное жилое помещение было признано в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания. Согласно заключению ООО Научно-производственного объединения ___.3 установлено что капитальный ремонт не производился, общий физический износ в процессе эксплуатации здания составил 78%, со снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований здания, имеется опасность обрушения стены и связанных с ним конструкций, имеется опасность угрозы жизни и здоровью граждан, в связи с чем в исковом заявлении ставится вопрос обязать Окружную администрацию г.Якутска предоставить по договору социального найма ФИО1, ФИО2 жилое помещение не менее 35, 5 квадратных метров отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г.Якутске.

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2 надлежащим образом извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела не явились, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО3 просил суд удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель ответчика ОА ГО «Город Якутск» по доверенности ФИО4 суду пояснил, что он не согласен с иском, поскольку истцы не состоят в списках нуждающихся в жилье, в связи с чем просил суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу ____, что подтверждается представленным суду типовым договором социального найма от ____.

Как установлено в судебном заседании, Распоряжением ОА ГО «Город Якутск» р от ____ жилой дом расположенный по адресу ____ был признан аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что актом визуального осмотра многоквартирного дома и жилого помещения от ____ установлено что уровень фундамента и полов находится ниже уровня прилегающей территории, наблюдается утечка технически вод, по периметру наблюдается разрушение завалинки, отсутствуют вентиляционные продухи, отмечаются признаки неравномерной осадки здания, а именно волнообразный изгиб конструкций, преимущественно прогиб здания в сторону участка ____, местами наблюдается отклонения поверхностей наружных стен от вертикальной оси, искривление оконных и дверных проемов, в ____ наблюдается деформация стен, отклонения от вертикали, отклонения от перпендикулярности узлов в том числе в участках стен в помещениях ____, наблюдается не безопасное пребывание граждан в данном помещении, отмечаются прогибы и просадки полов в том числе местами отмечается зыбкость полов.

Согласно заключению ООО Научно-производственного объединения «___» .3 установлено что капитальный ремонт не производился, общий физический износ в процессе эксплуатации здания составил 78%, со снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований здания, имеется опасность обрушения стены и связанных с ним конструкций, имеется опасность угрозы жизни и здоровью граждан.

Из материалов дела также следует, что истец ФИО1 неоднократно в письменном виде обращалась с заявлением о переселении в связи с невозможностью проживания в жилом доме.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Статьей ст. 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" (далее - Постановление Пленума N 14) при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05 марта 2009 г. N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что истцы являются нуждающимися в жилом помещении, поскольку спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, достоверных доказательств наличия у истцов в собственности, либо ином законном основании, других жилых помещений, не имеется, в связи с чем у органов местного самоуправления в силу положений ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение взамен занимаемого. Однако до настоящего времени истица жилым помещением, пригодным для проживания, не обеспечена.

При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению жилья возлагается на Окружную администрацию г. Якутска. Истец имеет право на внеочередное получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте г. Якутска, также обоснованно требование о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемому, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1, ФИО2 к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, - удовлетворить.

Обязать Окружную администрацию г.Якутска предоставить по договору социального найма ФИО1, ФИО2 жилое помещение не менее 35, 5 квадратных метров отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г.Якутске.

Взыскать с Окружной администрации г.Якутска в пользу ФИО1, ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Судья : ___ В.И.Лиханов

___

___

___

___