ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6625/18 от 24.10.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-6625/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Рыбалко О.Г.,

при секретаре Йылмаз Л.Н.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным действий должностного лица, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском Управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным действий должностного лица, возложении обязанности, мотивировав свои требования тем, что она является военным пенсионером ВС РФ старшим прапорщиком в отставке. В связи с предстоящим увольнением и убытием к новому месту жительства в г. Владивосток, она являясь законным представителем несовершеннолетней ФИО3, <данные изъяты>, для решения жилищного вопроса обратилась с заявлением на разрешение передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и последующего заключения договора социального найма. По результатам рассмотрения заявления, начальником управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа было отказано в удовлетворении заявления, в связи с нарушением прав несовершеннолетней, поскольку последняя утратит право собственности на жилое помещение. Полагает указанный отказ незаконным и необоснованным. На основании изложенного, просила суд признать незаконным отказ Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 декабря 2016 года в удовлетворении ее заявления на передачу жилого помещения, расположенного по адресу: г. <адрес>, принадлежащего несовершеннолетней ФИО3, в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и возложить обязанности на Управление образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа повторно рассмотреть ее заявление на передачу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего несовершеннолетней ФИО3 в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Истец ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования доверителя поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения квартира в г. Владивостоке. Ранее это был г. Балашиха, по этому городу она снята с учета. Заявление о получении субсидии, вместо квартиры она не подавала. Субсидия без учета квартиры дочери составила бы 6348820 руб. 50 коп., а с учетом квартиры дочери 3574096 руб. 30 коп. Если истцу предоставят квартиру в г. Владивостоке, то в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановлением Правительства РФ № 510, и у ее дочери останется в собственности квартира в г. Петропавловске-Камчатском, площадь квартиры составит 33 кв.м., а если ответчик даст разрешение на передачу квартиры дочери в муниципальную собственность, то площадь квартиры, которую ей предоставят, составит 63 кв.м., что только улучшит жилищное положение девочки. В случае предоставления истцу жилого помещения с учетом всех членов семьи (она, супруг, дочь), то каждому из них будет принадлежать на праве собственности по 1/3 доли. Если истцу выплатят субсидию, то она приобретет квартиру, и не обязательно в г. Владивостоке, возможно и в любом городе России. После выплаты субсидии государство не контролирует, в каком именно городе бывший военнослужащий приобретает жилое помещение. В настоящее время истцом не заключался предварительный договор купли-продажи какого-либо жилого помещения. Целью обращения в суд с указанным иском является защита ее нарушенного права на обеспечение после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства, для чего необходимо получение разрешения на передачу жилого помещения, принадлежащего дочери, в муниципальную собственность.

Ответчики Управление образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, для участия в судебном заседании представителей не направили.

Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Руководствуясь ст. 167, с учетом мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 60 Семейного кодекса РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Гражданского кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

По смыслу вышеуказанных положений, предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется всегда, когда действия законного представителя, независимо от того, родитель это или опекун (попечитель), могут повлечь за собой нарушение имущественных прав подопечного, влекущее лишение его прав на имущество либо уменьшение стоимости данного имущества.

Данные правила распространяются и на родителей при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (статья 9.1).

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

Приведенные правовые нормы направлены на обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних при отчуждении принадлежащего им имущества.

Согласие на отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетним детям в соответствии со статьями 28, 37 Гражданского кодекса РФ должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав несовершеннолетнего и только реальное соблюдение этих прав ребенка является критерием оценки действительности сделки.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", ч. 1 ст. 21 которого предусмотрено, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Как усматривается из материалов дела, на основании выписки из Приказа командующего Войсками и Силами на Северо-Востоке по личному составу от 23 декабря 2017 года № 301, старший прапорщик ФИО2 уволена с военной службы в отставку и с учетом Выписки из Приказа № 6 от 16 января 2018 года подлежит направлению на воинский учет в отдел ВК г. Владивосток (л.д. 15-17).

07 декабря 2016 года ФИО2, являясь законным представителем несовершеннолетней ФИО3 обратилась к начальнику отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о разрешении передачи в муниципальную собственность администрации ПКГО жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 30,4 кв.м., жилой площадью 17,4 кв.м. принадлежащего ее дочери на праве собственности, в связи с улучшением жилищных условий.

29 декабря 2016 года заместителем Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – начальником управления ФИО4, отказано в удовлетворении заявления ФИО2 на разрешение по передачи жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетней ФИО3 в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в связи с тем, что в данном случае будут нарушены права несовершеннолетней (л.д. 11-12).

Решением ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерство обороны Российской Федерации» № 09-19/83 от 23 апреля 2018 года ФИО2 принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи – 3 человека; дата принятия на учет – 25 декабря 2017 года; форма обеспечения – квартира в г. Владивосток, Приморский край (л.д. 13).

В сопроводительном письме Начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» ФИО5 от 23 апреля 2018 года разъяснено, что при предоставлении жилого помещения, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, будет учтено жилое помещение, находящееся в собственности несовершеннолетней ФИО3, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 30,4 кв.м. (л.д. 14).

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО2 ссылается на то, что отказ в выдаче разрешения на передачу жилого помещения несовершеннолетней в муниципальную собственность, нарушают ее права и законные интересы, а также интересы ее семьи на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства, поскольку при предоставлении жилого помещения в г. Владивостоке, будет предоставлено жилое помещение на 30,4 кв.м. меньше, чем могло бы быть предоставлено в случае сдачи жилого помещения по адресу: <адрес>

Разрешая заваленные требования, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным отказа Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 декабря 2016 года в удовлетворении заявления ФИО2 на передачу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего несовершеннолетней ФИО3, в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявление, с учетом оснований и цели истца обращения в суд с названным иском, не имеется по следующим основаниям.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу абз. 4 п. 2.1. ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" размер единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года № 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы.

Таким образом, семье ФИО2 составом 3 человека может быть предоставлено жилое помещение площадью не более 63 кв.м. (18 x 3 + 9), что составляет на одного члена семьи около 21 кв.м., в то время как несовершеннолетней ФИО3 принадлежит на праве собственности жилое помещение площадью 30,4 кв.м.

Указанное, позволяет суду сделать вывод, что утратив право собственности на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 30,4 кв.м., будут нарушены права несовершеннолетней ФИО3

Таким образом, Управление образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, отказывая в удовлетворении заявления на разрешение на передачу жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетней ФИО3, в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, обоснованно учла то обстоятельство, что в случае передачи вышеуказанного жилого помещения в муниципальную собственность администрации, несовершеннолетняя ФИО3 безвозвратно утратит право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Анализ указанных доказательств позволяет суду сделать вывод, что обжалуемый отказ в даче разрешения на передачу жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетней ФИО3, в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, с учетом оснований и цели истца обращения в суд с названным иском, является обоснованным и направленным на защиту имущественных интересов несовершеннолетней, достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что указанное отчуждение направлено на улучшение жилищных прав несовершеннолетней заявителем не представлено, а, следовательно, оспариваемый отказ основан на законе.

При этом отказ Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в даче разрешения на передачу жилого помещения, принадлежащего на праве собственности дочери истца, в муниципальную собственность, не нарушает права ФИО2 на обеспечение после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства по нормам, предусмотренным Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года № 510.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным отказа Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2016 года в удовлетворении заявления ФИО2 на передачу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего несовершеннолетней ФИО3, в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа; возложении обязанности на Управление образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа повторно рассмотреть заявление ФИО2 на передачу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего несовершеннолетней ФИО3, в муниципальную собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 октября 2018 года.

Председательствующий подпись

ВЕРНО:

Подлинник решения подшит в деле № 2-6625/2018.

Судья О.Г. Рыбалко