ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6626/18 от 28.09.2018 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело сентября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием помощника Всеволожского городского прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Всеволожский городской прокурор <адрес>, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд, с административным иском к администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, ссылаясь на положения ст.с.39, 125, 126, 353 КАС РФ, просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, выразившееся в невыполнении обязанности по очистке земель с координатами: расположенных в границах населенного пункта <адрес>, от захламления;

- обязать администрацию МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления и провести мероприятия по очистке земель с координатами: от захламления путем вывоза бытовых отходов на лицензированный полигон ТБО в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Мамонт».

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мамонт» переведено из статуса заинтересованного лица в статус административного соответчика.

Определением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному иску Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, ООО «Мамонт» о признании бездействий незаконными, обязании произвести действия прекращено, переданодело воВсеволожский городской суд <адрес> для рассмотрения в порядке Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.

Определением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по искуВсеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, ООО «Мамонт» к Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, Комитету по образованию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства принято к производству суда.

В судебном заседании 14.092018 г. к производству суда принято исковое заявление в порядке ст. 45 ГПК РФ, в с соответствии с которым Всеволожский городской прокурор <адрес>, действуя в защиту неопределенного круга лиц, указывает, что в ходе проведенного Всеволожской городской прокуратурой <адрес> совместно с администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> осмотра земельных участков, расположенных в территориальных границах МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на предмет захламления отходами производства и потребления, установлено, что в МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов.

Беспорядочное складирование отходов производства и потребления осуществляется в поселке Кузьмоловский, в районе <адрес>. Ориентировочные координаты земельного участка, захламленного отходами, указанные администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>

Отходы размещены непосредственно на почве без твердого покрытия. По морфологическому составу отходы представляют собой отходы от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ крупногабаритные, твердые коммунальные отходы и т.д. Площадь несанкционированного размещения отходов составляет четыре га.

В ходе проверки также установлено, что постановлением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу ООО «Мамонт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Основанием для привлечения к административной ответственности юридического лица послужили его незаконные действия по складированию отходов производства на территории земельного участка с кадастровым номером

Земельный участок с кадастровым номером является соседним земельным участком с местом беспорядочного складирования отходов производства и потребления, расположенным на земельном участке, относящемся к землям неразграниченной государственной собственности.

Из сведений, представленных администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, ООО «Мамонт» не устранило выявленные нарушения – не вывезло отходы с территории земельного участка с кадастровым номером что привело к разрастанию зоны незаконного складирования отходов неустановленными лицами, как на территории самого земельного участка с кадастровым номером , так и на прилегающей к нему территории земельного участка с неразграниченной государственной собственностью.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «Мамонт» ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2ст.21.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекратило свою деятельность.

Надлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по организации надлежащим образом процесса сбора и вывода бытовых отходов, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В связи с чем истец просит суд:

- обязать администрацию МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> устранить нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления и провести мероприятия по очистке земель с координатами: путем вывоза бытовых отходов на лицензированный полигон ТБО в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В настоящем судебном заседании Определением суда производство по делу в части исковых требований к ООО «Мамонт» области об обязанииустранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства прекращено.

В настоящем судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> возражали против удовлетворения исковых требований, по мотивам, изложенным в возражениях на иск.

Представитель ответчика ФИО4» Всеволожского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный мотивированный отзыв по иску.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося ответчика, применительно к положениям ст.167ГПК РФ.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований исходя из следующего.

В ходе проведенного Всеволожской городской прокуратурой совместно с администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» осмотра земельных участков, расположенных в территориальных границах муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района на предмет захламления отходами производства и потребления, установлено, что в муниципальном образовании «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов.

Беспорядочное складирование отходов производства и потребления осуществляется в <адрес>, в районе <адрес>. Ориентировочные координаты земельного участка, захламленного отходами, указанные администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» -

Отходы размещены непосредственно на почве без твердого покрытия. По морфологическому составу отходы представляют собой отходы от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ крупногабаритные, твердые коммунальные отходы и т.д. Площадь несанкционированного размещения отходов составляет четыре (4) га.

Постановлением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу, ФИО6 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Основанием для привлечения к административной ответственности юридического лица послужили его незаконные действия по складированию отходов производства на территории земельного участка с кадастровым номером

Земельный участок с кадастровым номером является соседним земельным участком с местом беспорядочного складирования отходов производства и потребления, расположенным на земельном участке, относящемся к землям неразграниченной государственной собственности.

Из сведений, представленных администрацией муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение», ФИО5» не устранило выявленные нарушения – не вывезло отходы с территории земельного участка с кадастровым номером что привело к разрастанию зоны незаконного складирования отходов неустановленными лицами, как на территории самого земельного участка с кадастровым номером так и на прилегающей к нему территории земельного участка с неразграниченной государственной собственностью.

Указанные обстоятельства не оспаривались стороной ответчиков в ходе рассмотрения настоящего дела.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ФИО8» ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2ст.21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекратило свою деятельность.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст.ст.1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Статьей 10 Федерального Закона отДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ) установлено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.51 Закона №7-ФЗ, ч.1ст.22Федерального Закона отДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.

В силу п.п.18 и 19 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора (в том числе раздельного сбора, транспортирования твердых коммунальных отходов) и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства территории поселения.

В соответствии с п.1ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч.4 и 5 ст. 14 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об обращении с отходами в <адрес>» обязанность по принятию по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам, возложена на органы местного самоуправления, а при наличии у земельного участка собственника, землепользователя, землевладельца либо арендатора такая обязанность возлагается на соответствующее лицо.

В ч.2ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложена на органы государственной власти и местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан за счет собственных средств. Данная обязанность возлагается наконкретного субъекта в зависимости от принадлежности отходов и территории, на которой они временно размещены.

Аналогичное требование предусмотрено и в п.п.8.2.1., 8.2.3 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.

Исходя из приведенных выше положений правовых актов, обязанность по осуществлению мероприятий по очистке земель от захламления на территории поселения входит в полномочия администрации поселения, в данном конкретном случае – в компетенцию администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

Вопреки указанным требованиям законодательства обязанности в указанной сфере администрацией поселения исполняются ненадлежащим образом, что подтверждается материалами проверки.

Согласно ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» по организации надлежащим образом процесса сбора и вывоза бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде

Поскольку администрацией поселения не исполняются требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, ее действия ставят под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создают опасность причинения вреда окружающей среде (ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Из положений ч.1ст.45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации администрацией муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> своих обязанностей, возложенных федеральным законом и на защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Из материалов настоящего дела следует, что должностные лица администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, достоверно зная в течение длительного времени о несанкционированном размещении отходов на территории МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> действенных мер к организации деятельности по сбору отходов, препятствующей их несанкционированному размещению, не приняли, равно как и не предприняли меры к обязанию ООО «Мамонт» к устранению несанкционированной свалке.

В настоящее время, после прекращения Всеволожским городским судом <адрес> производства по настоящему делу в порядке КАС РФ, а именно ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мамонт» прекратило свою деятельность, в связи с чем судом не может быть наложена на данное юридическое лицо обязанность по ликвидации несанкционированных отходов на территории МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

В связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц, об обязании ответчика – администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения.

В соответствии с положениями п.2ст.206ГПК РФ, суд устанавливает срок, в течение которого администрация МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> обязано произвести вышеуказанные действия – шесть месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, при определении настоящего срока суд учитывает все фактические обстоятельства настоящего дела, в том числе и объем захламленной территории – 4га.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 45, 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>устранить нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления и провести мероприятия по очистке земель с координатами: путем вывоза бытовых на лицензированный полигонТБО, в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Всеволожский городской суд <адрес>.

Судья: