ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6633/20 от 08.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-6633\2020

66RS0004-01-2020-009588-92

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2020 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Трофименко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, понуждении провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, понуждении провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В обоснование заявленного иска указано, что <//> истец обратился в Администрацию г.Екатеринбурга с заявлением о проведении проверки занимаемого им жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, ком. 21-22 на предмет определения оценки него пригодности или непригодности для постоянного проживания в нем инвалида. По итогам обследования был составлен акт от <//>, согласно которого принято решение о необходимости приспособления жилого помещения и обеспечения условий их доступности для инвалида в связи с несоответствием параметров, указанных в акте, отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения без изменения существующих несущих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта по причине невозможности изменения параметров помещений (тамбура, лестничной клетки, внутриквартирных и внеквартирных коридоров, санузла и душевой комнаты). На основании указанных выводов принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома. Для исполнения данного решения акт был направлен в Министерство социальной политики <адрес>, которое указало на то, что данный публичный субъект не проводит проверку, а лишь организует и координирует ее проведение. Администрацией же г.Екатеринбурга дан ответ об отсутствии оснований для проведения проверки самостоятельно за счет местного бюджета. Таким образом, проверка до настоящего времени не проведена, орган местного самоуправления в нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уклоняется от исполнения предусмотренной законом обязанности, что и послужило основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебное заседание истец не явился, уполномочил на участие в деле своего представителя.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку в силу прямого законодательного указания проведение проверки экономической целесообразности возложено на государственный орган субъекта Российской Федерации. Обязанность по проведению проверки на орган местного самоуправления законом не предусмотрена. При этом истцом дано субъективное толкование Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" и Приказа Минстроя России от <//> N 583/пр. В положении о муниципальной комиссии содержится закрытый перечень функций данной комиссии, которая проводит только обследование и принимает решение о проведении проверки, однако проверку целесообразности осуществляет уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерство социальной политики <адрес>. Пункт 15 Правил прямо указывает на то, что проведение проверки обеспечивает уполномоченный орган после вынесения вышеназванного решения. В соответствии с п. 3 Правил в отношении жилых помещений помимо жилищного фонда Российской Федерации координацию мероприятий осуществляет орган государственной власти субъекта, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта Российской Федерации. Финансовое же обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Также представителем обращено внимание суда на то, что необоснованное исполнение требуемых истцом обязательств ненадлежащим лицом в нарушение норм действующего законодательства, в том числе бюджетного, повлечет нецелевое расходование бюджетных средств.

В судебное заседание не явился представитель Министерство социальной политики <адрес>, направил в суд отзыв, в котором сослался на Письмо Минфина России от <//> N 06-04-06/01/12394 «О разъяснении положений законодательства в части создания условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах», о том, что вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Министерство осуществляет полномочия координатора мероприятий.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от <//> N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от <//> N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (пункты 2, 6, 8 статья 2).

В силу пункта 2 статьи 12 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека (пункт 4 Правил).

В силу пункта 6 Правил, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования) (пункт 12 Правил).

В случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение (п. 15 Правил).

Согласно пункту 17 Правил по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, либо о невозможности такого приспособления выносится комиссией на основании: акта обследования, и решения комиссии об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, предусмотренного подпунктами "а", "б" настоящих Правил (пункты 19, 20 Правил).

Согласно материалам дела, ФИО1, являющийся инвали<адрес> группы, <//> обратился в Администрацию г.Екатеринбурга с заявлением о проведении обследования занимаемого жилого помещения по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, ком. 21-22 и общего имущества многоквартирного дома на предмет определения оценки его пригодности или непригодности для постоянного проживания в нем инвалида.

Как следует из акта муниципальная комиссия пришла к следующим выводам: имеется необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества и обеспечения условий их доступности для инвалидов в связи с несоответствием вышеуказанных параметров, отсутствует техническая возможность для приспособления жилого помещения без изменения существующих несущих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта по причине невозможности изменения параметров помещений (тамбура, лестничной клетки, внутриквартирных и внеквартирных коридоров, санузла и душевой комнаты). Высока вероятность, что изменение параметров помещений (их расширение) возможно за счет покупки помещений, находящихся в собственности 3-х лиц.

На основании указанных выводов принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, о направлении акта в уполномоченный орган, обеспечивающий ее проведение – Министерство социальной политики <адрес>.

В соответствии с п. 2 Приказа Минстроя России от <//> N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида" (Зарегистрировано в Минюсте России <//> N 47563) проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 30, ст. 4914) (далее соответственно - уполномоченный орган, Правила N 649).

В силу данного правового положения координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают: в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее - уполномоченный федеральный орган); в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Министерство социальной политики <адрес> указало на то, что им непосредственно не проводится проверка экономической целесообразности, в пределы ведения Министерства входит организация и координирование ее проведения.

Кроме этого, в соответствии с п. 2 Правил Проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 649, соответственно можно сделать вывод о том, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (абз. 3 п. 3 Правил 649) обеспечивает проведение проверки, а не осуществляет ее фактическое проведение.

Постановлением <адрес> от <//> N 485-ПП (ред. от <//>) "О Министерстве социальной политики <адрес>" утверждено Положение о Министерстве социальной политики <адрес>, согласно п. 1 которого Министерство социальной политики <адрес> (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти <адрес>, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти <адрес>, участвующим в проведении единой государственной политики в сфере социального обеспечения и осуществляющим полномочия и функции по оказанию государственных услуг и управлению в социальной сфере в пределах своей компетенции, а также координирующим в этой сфере в пределах своей компетенции деятельность иных исполнительных органов государственной власти <адрес>.

Пунктом 1 Постановления <адрес> от <//> N 516-ПП "Об определении исполнительного органа государственной власти <адрес>, уполномоченного на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда <адрес>, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" определено, что Министерство социальной политики <адрес> исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда <адрес>, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Таким образом, как верно указано истцом, на Министерство социальной политики возложена обязанность по обеспечению проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, а не ее непосредственное проведение, поскольку Министерство является лишь координатором мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей.

Постановлением <адрес> от <//> N 485-ПП также не определены обязанности Министерства по непосредственному проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства.

Также при разрешении иска суд исходит из того, что Приказом Министерства социальной политики <адрес> от <//> N 67 (ред. от <//>) утверждено Положение о региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда <адрес>, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов", а также Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Пунктами 4, 7 Положения о региональной комиссии установлено, что региональная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается для проведения обследования жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда <адрес>, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид), в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Основными задачами Региональной комиссии являются, в том числе, принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, подготавливаемого подкомиссиями по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <//> N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида".

Утвержденное Положение о муниципальной комиссии устанавливает порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Согласно п.п. 2, 4, 6, 8 Положения муниципальная комиссия создается органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории <адрес> (далее - орган местного самоуправления).

Муниципальная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается для проведения обследования жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид), в целях оценки возможностей их приспособления с учетом потребностей инвалидов в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности и обеспечения их доступности для инвалидов.

Целью работы Муниципальной комиссии является обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, для оценки их возможности приспособления с учетом потребностей инвалидов в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности и обеспечения их доступности для инвалидов (далее - обследование).

Функциями Муниципальной комиссии являются, в том числе, принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <//> N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида".

Таким образом, Министерство уполномочено на создание региональной комиссии в отношении жилых помещений входящих в состав государственного жилищного фонда <адрес>, соответственно в отношении помещения истца, являющегося органом, компетентным и уполномоченным на проведение оценки экономической целесообразности является Администрация г.Екатеринбурга.

Распоряжением <адрес> от <//> N 325-РП (ред. от <//>) утвержден План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда <адрес>, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов", которым на региональную комиссию возложена обязанность по проведению проверки экономической целесообразности только в отношении помещений жилищного фонда <адрес>.

Жилое помещение, занимаемое ФИО1 отнесено к муниципальному жилому фонду, и предоставлено на условиях социального найма.

А как указано в Правилах , обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Действительно, данное правоположение регулирует вопрос полномочий публичных субъектов относительно обследования жилого фонда, однако исходя из совокупности приведенных норм действующего законодательства, суд исходит из того, что в отношении муниципальной собственности при создании муниципальной комиссии решение об экономической целесообразности подлежит принятию органом местного самоуправления, независимо от наличия или отсутствия финансовой возможности.

Также согласно п. 15 Правил именно комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности. Прямо обязанность по проведению данной проверки при обследовании муниципальной комиссией на Министерство социальной политики <адрес> не возложена, при том, что орган местного самоуправления не вправе исходя из принципа разделения компетенции принимать обязывающие решения в отношении органа государственной власти субъекта.

В данном пункте указано на то, что уполномоченный орган обеспечивает проведение проверки, однако в данном случае следует исходить из того, что состав комиссии определяется исходя из статуса жилищного фонда.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности заявленного иска в отношении Администрации г.Екатеринбурга.

По основаниям ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Администрации г.Екатеринбурга следует взыскать в счет возмещения расходов истца по оплате государственной пошлины 300 рублей 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Екатеринбурга, выразившееся в не проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного <адрес> г.Екатеринбурга в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид – комната , с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, обязав устранить нарушения прав ФИО1 в виде проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта.

Взыскать с Администрации г.Екатеринбурга в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

Судья: О.М.Василькова