ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6633/2015 от 21.12.2015 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-6633/2015

Решение

именем Российской Федерации

21 декабря 2015 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре судебного заседания Головырских Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ц.А.Н к Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, признании права на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, включение в список граждан-участников подпрограммы,

Установил:

Ц.А.Н обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого ссылается, что решением исполнительного комитета Первомайского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет (очередь) граждан, нуждающихся в получении жилой площади, был поставлен на учет (очередь) на получение кооперативной жилой площади (очередь ), как гражданин, работающий и проживающий в районе Крайнего Севера.

ДД.ММ.ГГГГ, согласно постановления Госстроя РФ и Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О примерном перечне и формах необходимых документов, предоставляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидии на строительство или предоставление жилья», в экономический комитет Администрации Омской области Ц.А.Н подана предварительная заявка на получение субсидии на строительство или приобретение жилья и заявление на получение субсидии на строительство или приобретение жилья в качестве лица, отработавшего на Крайнем Севере более 15 лет.

Согласно письма администрации Советского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ на вх. от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес экономического комитета Омской области были направлены документы на Ц.А.Н, состоящего на учете (очереди) нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации округа на основании решения исполкома Первомайского района от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади нуждаемость в получении жилой площади Ц.А.Н была проверена и установлена органами исполнительной власти Омской области, и Ц.А.Н, согласно поданных документов, был признан лицом, имеющим право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья в качестве лица, отработавшего на Крайнем Севере более 15 лет, был поставлен органами исполнительной власти Омской области на учет и состоял в списках граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области подтвердило, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГЦ.А.Н состоит в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, по категории «прочие» за номером .

С 1999 года по 2010 годы Ц.А.Н ежегодно подавал в органы исполнительной власти омской области заявления о включении его в списки граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья в качестве лица, отработавшего на Крайнем Севере более 15 лет, а с 2011 года ежегодно до 1 июля текущего года подавал заявления в Министерство строительства и жилищно - коммунального комплекса Омской области о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, как лицо, относящееся к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и имеющих право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Указывает в иске, что в апреле 2015 года в Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ему было сообщено, что он не будет включен в списки граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на 2016 год, т.к. он не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в Администрации города Омска.

Однако до 2010 года состоял в указанном списке по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», номер учетного дела –

В апреле 2015 года обратился в департамент жилищной политики Администрации города Омска с заявлением о ведении учета по спискам граждан, изъявивших желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», для получения возможности получения жилищной субсидии (сертификата). На его обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что он принят на учет для получения кооперативной жилой площади и не обращался по вопросу признания в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Однако у департамента отсутствовали правовые основания для исключения его из списка граждан- участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2006-2010 годы по городу Омску. По истечении срока действия вышеуказанной подпрограммы на 2006-2010 годы он утратил право быть участником этой подпрограммы. Списки граждан –участников подпрограммы с 2011 года не формируются.

ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении его в состав участников подпрограммы на 2016 год.

ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о сообщении номера очереди и учетного дела.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено, что на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей в Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области он не состоит, т.к. не включен Администрацией города Омска в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2016 году по городу Омску.

Указывает в иске, что ему не сообщалось, на каком основании и когда он был исключен из указанных списков. О снятии с учета в письменном виде в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ не был уведомлен.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 16.11.2011 № 64-п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Обеспечение жильем за счет федерального бюджета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с 2011 года ежегодно до 1 июля подавал заявление в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, как лицо, относящееся к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и имеющих право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Считает свое исключение из списков граждан- участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным и противоречащим существующему законодательству.

Просит признать себя нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ; признать за собою право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья в качестве лица- участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» по городу Омску по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с ДД.ММ.ГГГГ и включить в список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2016 год.

В судебном заседании истец Ц.А.Н исковые требования уточнил, просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ. Уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно в установленном порядке подавал заявления в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области для включения его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Пояснил, что впервые обратился в уполномоченные органы местного самоуправления города Омска о постановке его на регистрационный учет в целях получения жилья в 1990 году, однако на постоянное место жительства в г. Омск переехал в ДД.ММ.ГГГГ году, передав в собственность государства квартиру в <адрес> и с тех пор ежегодно сообщал в Минстрой Омской области о своей нуждаемости в жилом помещении. О том, что необходимо встать на учет в Администрации города Омска для получения жилого помещения по договору социального найма, ему никогда не сообщалось, иначе он бы ежегодно подтверждал свою нуждаемость в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Представитель истца по доверенности А.С.Г уточненные Ц.А.Н исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по доверенности М.К.И исковые требования Ц.А.Н не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, для включения в список граждан-участников подпрограммы гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. В представленных Администрацией города Омска списках истец не значится.

Представитель ответчиков – Администрации города Омска и департамента жилищной политики Администрации города Омска, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как установлено судебным разбирательством, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в поселке <адрес>

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение порядка предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (статья 10).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 марта 2006 года N 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.

К порядку предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии относятся формирование списков граждан - участников подпрограммы, организация работы по выдаче сертификатов, порядок оплаты приобретаемого жилого помещения.

Правительство Российской Федерации установило перечень документов, которые должны быть представлены гражданами, выезжающими из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.

Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет при наличии ряда условий за гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (статья 1) и не допускает отказ гражданину в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения по мотиву отсутствия выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета, которые не могут быть предоставлены гражданами по независящим от них причинам (ликвидация в установленном порядке населенного пункта). В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение государственного жилищного сертификата в судебном порядке одновременно с установлением фактов, имеющих юридическое значение (прибытие и проживание в ликвидированных поселках в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату, установленную Федеральным законом).

В соответствии с подпунктом "е" пункта 19 Правил, определяющих порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы, для участия в подпрограмме граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают ряд документов.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").

ДД.ММ.ГГГГЦ.А.Н был принят на учет для улучшения жилищных условий в Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (л.д. 11), состоял по номером в списках граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, установленных федеральным законодательством" (л.д. 16).

Ссылаясь на отсутствие у истца права на получение жилищной субсидии, Минстрой Омской области исходит из того, что Ц.А.Н в установленном жилищным законодательством порядке не обращался в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.

В данном случае юридически значимым обстоятельством является дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Граждане, у которых продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составляет не менее 10 лет, сохраняют право на получение жилищной субсидии в том случае, если они были поставлены на учет на получение жилищной субсидии до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Ц.А.Н встал на учет ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в законную силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (л.д. 7), однако для получения кооперативной жилой площади.

Выписку из решения исполкома Первомайского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области учитывал как дающую право на участие в подпрограмме в связи с соблюдением всех условий, установленных законодательством.

Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории, Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По указанному Закону истец имеет право на получение жилищной субсидии на переселение, однако ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя Министра Минстроя Омской области Е.Ю.М сообщено, что у ответчика не оснований для включения истца в сводный список в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2016 год, при том, что соответствующий учет Минстроем Омской области ведется с ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым ответчиком нарушен принцип поддержания доверия граждан к закону и государству, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость социальной политики.

Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, жилищным законодательством, Законом Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» в совокупности определено, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (департаментом жилищной политики Администрации города Омска), в отношении всей территории муниципального образования (городской округ город Омск Омской области) по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, исходя из даты постановки на учет.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 2 данной статьи граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Но для отдельных категорий граждан часть 2 статьи 57 Кодекса предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Ц.А.Н был принят на учет на получение кооперативной жилой площади ДД.ММ.ГГГГ, однако в связи с переездом на постоянное место жительства в город Омск о своей нуждаемости в жилом помещении по избранному им месту жительства истец стал извещать Минстрой Омской области с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, с этой даты ответчик стал признавать за истцом право на улучшение жилищных условий по договору социального найма.

В настоящее время Минстрой Омской области заявляет об отсутствии у Ц.А.Н права на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.

Между тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях подлежат граждане в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Доказательств в подтверждение наличия таких оснований стороной ответчиков в материалы дела в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ, ст.2 и ст. 3 ГПК РФ, судебная защита может быть обеспечена только в случае выявления факта нарушения права.

Доводы о нарушении прав Ц.А.Н о не включении его в список граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2016 год носит предположительный характер, в установленном порядке заявление Ц.А.Н в департамент жилищной политики Администрации города Омска не подавалось.

Ответчиками в данной части права истца не нарушались, соответственно, не имеется оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования о признании за Ц.А.Н права на включение в список граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2016 год суд полагает необоснованным, преждевременным и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ц.А.Н к Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, признании права на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, включение в список граждан-участников подпрограммы удовлетворить частично.

Признать Ц.А.Н нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области включить Ц.А.Н в список граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья О.А. Рязанова