Вологодский городской суд Вологодской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Вологодский городской суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-6634/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 04 августа 2011 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кяргиевой Н.Н.
с участием прокурора Пальваль А.В.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Проворова Е.Л. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области об отмене дисциплинарного взыскания,
у с т а н о в и л:
Проворов Е.Л. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что он был принят на работу в ТУ Росимущества в Вологодской области на должность . Приказом ТУ Росимущества в Вологодской области от 27.05.2011 года № он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с гражданской службы по основанию, установленному п. 6 ч. 1 с. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» за нарушение ч. 1 п. 1 ст. 17 ФХ – участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией ООО «К», нарушение Указа Президента РФ от 18.05.2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими за замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» путем предоставление заведомо ложных сведений. Основанием для указанного приказа явилось заключение по результатам служебной проверки от 05.05.2011 года, назначенной приказом от 19.04.2011 года № по фактам, указанным в представлении прокуратуры Вологодской области о 04.04.2011 года №. Считает, что дисциплинарное взыскание было применено не правомерно последующим основаниям. Комиссия по проведению служебной проверки посчитала занятие должности ООО «К» осуществляемой на платной основе, мотивировав данный вывод обязательностью заключения трудового договора, однако сам трудовой договор или какие-либо иные документы, свидетельствующие о платности указанной должности к заключению не приложены. Платность участия в деятельности органа управления коммерческой организацией отсутствует, трудовой договор не заключался. Нормы ст. 275 ТК РФ не распространяются на случаи, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. Сведения о доходах представлены им 14.02.2008 года, 02.03.2009 года, 29.03.2010 года, 25.03.2011 года, уточненные сведениях о доходах представлены 14.04.2011 года. Считает, что предоставление уточненных сведений 14.04.2011 года устраняет все допущенные нарушения, начиная с начала неполного предоставления сведений о доходах, то есть с 2007 года. Если же предоставление сведений носит ежегодный характер, и каждое неполное предоставление сведений о доходах образует самостоятельное нарушение, то в таком случае за 2010 год сведения о доходах предоставлены 14.04.2011 года, то есть в срок, установленный Положением нарушение в данном случае отсутствует, а неполное предоставление сведений о доходах за 2007-2009 годы образуют дисциплинарные проступки, совершенные соответственно 14.02.2008 года, 02.03.2009 года 29.03.2010 года. Кроме того, доход от владения долями в уставном капитале обществ, указанных в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего от 14.04.2011 года отсутствует. Просит отменить наложенное на него дисциплинарное взыскание в виде увольнения.
В судебном заседании истец Проворов Е.Л. исковые требования увеличил: просил отменить наложенное дисциплинарное взыскание в виде увольнения, восстановить его на работе, и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 68707 рублей 04 копейки. Суду пояснил, что организации создавались для извлечения прибыли, он занимал должность ООО «К», трудовой договора с ним не заключался, так как он является единственным учредителем.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Вологодской области по доверенности Максимов А.Г. с увеличенными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В отзыве указал, что на основании представления Прокуратуры Вологодской области и в соответствии с приказом от 19.04.2011 года № ТУ Росимущества в Вологодской области провело служебную проверку в отношении Проворова Е.Л. На основании выводов по результатам служебной проверки, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов приказом от 27.05.2011 года № к Проворову Е.Л. применено дисциплинарное взыскание «увольнение с гражданской службы по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». До проведения служебной проверки Проворовым Е.Л. не предпринимались действия по реализации ст.17ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, а именно работодатель не был уведомлен о возможности возникновения конфликта интересов в связи с наличием долей уставного капитала в коммерческих организациях. Проворов Е.Л. предоставил уточненные сведения о доходах за 2010 год после вынесения Прокуратурой Вологодской области представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 04.04.2011 года №. Проворову Е.Л. было предложено предоставить в комиссию объяснительную записку с указанием причины не предоставления информации работодателю, однако объяснений не последовало.
Суд, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска отказать, исследовав материалы дела, считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании приказа № от 03.04.2007 года Проворов Е.Л. был принят на работу в Отдел правового обеспечения, учета, перераспределения федерального имущества, разграничения государственной собственности на землю и регистрации права собственности РФ ТУ Росимущества по Вологодской области и назначен на должность .
Приказом № от 27.05.2011 года служебный контракт от 16.03.2010 года № с Проворовым Е.Л. был расторгнут, и с 31.05.2011 года он был уволен с государственной гражданской службы за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ (п. 6 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
Согласно позиции Верховного суда РФ, выраженной в п.49 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004 года «О применении судами РФ ТК РФ» работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 10 части первой статьи 81 Кодекса с руководителем организации (филиала, представительства) или его заместителями, если ими было допущено однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей. Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе. В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.
Согласно ст. 57 ФЗ от 27.07.2007 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы РФ» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Статья 58 ФЗ от 27.07.2007 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы РФ» определяет порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.
В соответствии с указанной статьей: до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка; дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки; копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
В соответствии со ст. 59 указанного закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Судом установлено, что приказом ТУ Росимущества в Вологодской области № от 27.05.2011 года Проворову Е.Л. к применено дисциплинарное взыскание «увольнение с гражданской службы по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», выразившееся в нарушение ч. 1 п. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 года – участием на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией ООО «К»; в нарушении Указа Президента РФ от 18.05.2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» путем предоставления заведомо ложных сведений: в п. 2.2.1 раздела справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы за 2007 года об акциях и ином участии в коммерческих организациях; в п. 2.2.1 раздела 2 справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы за 2008 год об акциях и ином участии в коммерческих организация; в п. 4.1 раздела 4 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего за 2009 год об акциях и ином участии в коммерческих организациях; в п. 4.1 раздела 4 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего за 2010 год, поданной 25.03.2011 года, об акциях и ином участии в коммерческих организациях.
По мнению суда, приказ № от 27.05.201 года «О дисциплинарном взыскании» является законным и обоснованным на основании следующего.
11.04.2011 года в адрес ТУ Росимущества в Вологодской области поступило представление прокуратуры Вологодской области от 04.04.2011 года № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Представлением прокуратуры Вологодской области от 04.04.2011 года № установлено, что Проворовым Е.Л., систематически, грубо нарушаются требования федерального законодательства, устанавливающего обязанности представления государственными гражданскими служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Проверкой установлены факты недостоверного и неполного представления федеральным государственным служащим Проворовым Е.Л. соответствующих форм сведений о доходах и об имуществе. В частности, при назначении 03.04.2007 года на вышеуказанную должность и до настоящего времени Проворов Е.Л. являлся и участником ООО «К», обладая 100 % уставного капитала указанной коммерческой организации. С 2003 года данному служащему, входящему в состав участников ООО «М» и ООО «В» принадлежит 50 % доли уставного капитала перечисленных обществ. Между тем, при назначении на должность, а также при последующем представлении за период с 2007 года по 2010 год сведении о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, Проворов Е.Л. не сообщил представителю работодателя о наличии доли в уставном капитале данных коммерческих организаций. В нарушение требований законодательства, в справках о доходах за 2007 год и 2010 год данным лицом, при сообщении сведений о денежных средствах, находящихся на счетах в банках иных кредитных организациях, не указан номер соответствующего счета в ОАО «С» и остаток денежных средств на отчетную дату. Также, в период с 2007 года по 2010 год данным служащим представителю работодателя не сообщалось о наличии в пользовании недвижимого имущества (квартиры), расположенной на территории г. Вологды. Указанные сведения внесены Проворовым Е.Л. в соответствующую справку, лишь при предоставлении сведений о доходах в 2011 году.
Приказом № от 19.04.2011 года была создана комиссия для проведения служебной проверки.
Протоколом заседания комиссии по проведению служебной проверки № от 27.04.2011 года Проворову Е.Л. продлен срок предоставления в комиссию объяснительной записки по фактам, изложенным в представлении Прокуратуры Вологодской области от 04.04.2011 года № до 27.04.2011 года. Данное уведомление Проворов Е.Л. получил 27.04.2011 года.
Согласно служебной записки (объяснительной) от 27.04.2011 года Проворов Е.Л. указал, что в рассматриваемом случае платность участия в деятельности органа управления коммерческой организации отсутствует. Им предоставлены уточненные сведения о доходах и имуществе в установленном порядке.
По результатам служебной проверки дано заключение от 05.05.2011 года, согласно которому комиссия пришла к выводу, что Проворов Е.Л., являясь ООО «К» и участвуя в деятельности органа управления данной коммерческой организации, нарушает ч.1 п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»; Проворов Е.Л. нарушил Указ Президента РФ от 18.05.2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» вследствие предоставления заведомо ложных сведений относительно того, что он обладает 100 % долей уставного капитала ООО «К», обладает 50 % доли уставного капитала ООО «М» и ООО «В». Комиссия предложила применить к Проворову Е.Л. дисциплинарное взыскание.
Приказом № от 23.05.2011 года была создана комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и регулированию конфликта интересов государственных гражданских служащих ТУ Росимущества.
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имущество в Вологодской области от 24.05.2011 года установила, что Проворов Е.Л. не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; к нему следует применить меры ответственности в виде увольнения с гражданской службы на основании п. 14 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» - нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 ФЗ от 27.072004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Таким образом, по результатам проверки были выявлены факты нарушения Проворовым Е.Л. требований федерального законодательства.
Статьей 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с гражданской службой, к которым в том числе запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии со статьей 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 настоящего Федерального закона является одним из общих (самостоятельных) оснований прекращения служебного контракта, освобождения государственного служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Судом установлено, что Проворов Е.Л. является учредителем и ООО «К» (100% акций в уставном капитале общества), а также обладает 50 % в уставных капиталах ООО «М» и ООО «В», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.07.2011 года.
Под коммерческими в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ понимаются организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Их закрытый перечень дан в п. 2 ст. 50 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" коммерческие организации могут создаваться исключительно в одной из организационно-правовых форм, включенных в этот перечень, а именно в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, с учетом детализации перечня в других статьях гл. 4 ГК РФ.
Виды органов управления коммерческих организаций, порядок их назначения или избрания, а также их полномочия определяются законом и учредительными документами.
Гражданский служащий может состоять членом органа управления, когда это предусмотрено федеральным законом или если ему в законодательном порядке поручено участвовать в управлении данной организацией.
Так в частности, Указом Президента РФ от 10.06.1994 года N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" представители государства в органах управления акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной формы собственности), акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности (далее именуются - общества), осуществляют свою деятельность в органах управления указанных обществ в соответствии с настоящим Указом, решениями Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти или Российского фонда федерального имущества, от имени которых они действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что Проворов Е.Л. нарушил ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
11.01.2010 года на территории России вступил в действие Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Согласно п.п.2, 3, 5, 8, 10, 15 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается на гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы, предусмотренной перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 (далее - гражданин), и на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы, предусмотренную этим перечнем должностей (далее - государственный служащий).
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, указанным в пункте 2 настоящего Положения, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Государственный служащий представляет ежегодно:
а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.
В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждено представленными истцом справками о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности РФ, государственной должности федеральной государственной службы за 2008, 2009, 2010 годы, что Проворов Е.Л. в пункте 2.2.1 раздела 2 и в пункте 4.1 раздела 4 не указал сведения об акциях и ином участии в коммерческих организациях, хотя обладал долями в уставном капитале (с 22.12.2003 года – 50 % ООО «В», с 19.04.2000 года 50% ООО «М», с 29.07.1999 года – ООО «К»), о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Проворовым Е.Л. был нарушен Указ Президента РФ от 18.05.2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Таким образом, факт нарушения федерального законодательства о федеральной гражданской службе нашел свое подтверждение в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из вышеизложенного суд считает, что доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, не доверять которым у суда оснований не имеется. Процедура увольнения, предусмотренная трудовым законодательством, соблюдена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что приказ № от 27.05.2011 года «О применении дисциплинарного проступка» и приказ № от 27.05.2011 года «О расторжении служебного контракта и увольнении» были изданы законно, обоснованно, без нарушения норм трудового законодательства, порядок и срок увольнения не нарушен, факт совершения истцом однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее ха собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ нашел в судебном заседании подтверждение, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Поскольку суд не видит оснований для удовлетворения иска в части восстановления истца на работе, нет оснований и для удовлетворения иска о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Проворову Е.Л. в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Н. Кяргиева
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2011 года.