ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6635/16 от 27.09.2016 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия Дело №2-6635/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2016 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.С. Муллагулова

при секретаре судебного заседания В.В. Зариповой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района города Казани и Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района города Казани и Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что ее сын обучается в МБОУ «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново - Савиновского района города Казани, согласно установленному участково - территориальному принципу закрепления территории за --- и месту постоянной регистрации ФИО2. --.--.---- г.ФИО1 законный представитель ученика 1 «К» класса ФИО2, предоставила администрации --- надлежащим образом оформленный отказ от психологической диагностики своего ребенка в сопровождении медицинской справки, что ребенок здоров и не имеет естественных показаний для психологического вмешательства. Однако, --.--.---- г. скрытно от истца ФИО2 был подвергнут психологическому тестированию без согласия истца, что является нарушением прав несовершеннолетнего и прав его законного представителя. Истцом был проведен опрос ребенка после окончания уроков, выявлен факт нарушения его прав. Истец обратилась к классному руководителю для изъятия психодиагностического бланка, заполненного ФИО2

Согласно п.3 ст. 44 Федерального закона РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Согласно п. 2 Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 16.06.2014 N2 658, тестирование обучающихся, не достигших возраста 15 лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

--.--.---- г. в связи нарушением порядка проведения социально психологического тестирования истец обратилась в прокуратуру Ново-Савиновского района г.Казани с просьбой провести прокурорскую проверку по факту нарушения прав несовершеннолетнего ФИО2 и его законного представителя ФИО1 в --- по вышеизложенным обстоятельствам и выявить виновных лиц, привлечь их к ответственности. Прокуратурой Ново-Савиновского района Г.Казани была проведена проверка и вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании.

--.--.---- г. также на основании нарушения порядка проведения социально психологического тестирования истец обратилась в Министерство образования Республики Татарстан, администрацию Ново-Савиновского района г.Казани и к учредителю --- с просьбой привлечь психолога к дисциплинарной ответственности. Министерство образования Республики Татарстан в своем ответе истцу указало, что по данному нарушению к дисциплинарной ответственности привлечен классный руководитель ФИО2.

Допущенное ответчиком нарушение прав истца очень значимо для нее, так как в течении учебного года истец неоднократно обращалась с заявлением как к ответчику, так и в Прокуратуру РТ и Ново-Савиновского района г.Казани о том, что в --- осуществляются незаконные поборы с родителей учащихся. Согласно некоторым приводимым истцом ответам прокурором в --- была проведена проверка. Однако гражданская позиция истца вызвала недовольство ответчика, что спровоцировало серию актов психологического давления на истца с целью «убрать ребенка из школы». Факт преследования за обращение в государственные органы находится в стадии проверки Прокуратурой г.Казани по поручению Прокуратуры РТ. Истец считает, что ответчик проводил незаконную психодиагностику с целью дискредитировать ребенка истца для незаконной организации его «перевода в специальное учреждение» (в выражениях известных лиц, звонивших истцу по телефону).

Истец считает, что привлечение ответчика к ответственности за нарушение прав потребителя должно иметь воспитательное цивильное и превентивное значение.

Оценивая данное правонарушение, истец находит доказанным факт нарушения ее прав как родителя и как потребителя услуг на свободный выбор оказываемых ее ребенку услуг в сфере образования, права свободного отказа от дополнительных услуг в форме психологической диагностики.

Ответчик обусловил истцу предоставление образовательных услуг услугами психологической диагностики, от которых истец оформила отказ. Однако единственной целью обращения истца в школу являлось получение начального образования, которое в противоречие законам «Об образовании в РФ» и «О защите прав потребителей» было обусловлено обязательным психодиагностированием ребенка истца.

Истец считает, что ответчик нарушил права истца на свободный выбор услуги психодиагностики.

Таким образом, ответчик без согласия истца оказывает услугу психодиагностики, тем самым, навязав выбор услуги.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п.1 ст.1 Закона «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров на оказание услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца), как следует из положений п. 3 ст. 13 ист. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N2 2300-1 «О защите прав потребителей», наступает в форме возмещения вреда, уплатить неустойки (пени) и компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N22300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защить! прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вииы. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Истец считает, что имеются основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, который презюмируется в Законе РФ от 07.02.1992 г. N2 2300-1 «О защите прав потребителей».

В Определении Верховного Суда РФ от 25.11.2014 N 5-КГI4-124 указано следующее: «Кроме того, отказывая в удовлетворении искового требования о компенсации морального вреда, суд со ссылкой на статью 151 Гражданского кодекса Российской Федерации указал на недоказанность истцом факта причинения действиями банка морального вреда. Судами не учтено, что в силу статьи 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защить! прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Таким образом, по смыслу Закона о защите прав потребителей сам факт нарушения прав потребителя презюмирует обязанность ответчика компенсировать моральный вред и отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается. При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции».

На основании изложенного истец просит, с учетом уточнений исковых требований просит взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района города Казани в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ---, в пользу законного представителя ФИО2 - ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ---.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика МБОУ «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново - Савиновского района города Казани с иском не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражения, также пояснили, что образовательный процесс осуществляется на основании заключенного договора, закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с иском не согласился, пояснив, что поскольку учащимся первого класса не выставляются итоговые оценки освоения основной образовательной программы, для определения уровня освоения основной образовательной программы используются мониторинговые исследования. Данное исследование не противоречит действующему законодательству.

Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В силу статья 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Обязанности и ответственность обучающихся, закреплены в ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Статьей 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ закреплены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В частности, обязанностью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, являются: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Обязанности и ответственность педагогических работников, закреплены в ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в частности педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 утверждены Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений.

В реализацию указанного постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. №661, приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Согласно п. 13 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, при итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня.

Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся для получения основного общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

--.--.---- г. Директором МБОУ «---» утверждено положение о внутренней системе качества оценки качества образования, принятого педагогическим советом МБОУ «---».

В судебном заседании установлено, что --.--.---- г. между ФИО1 действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 и Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново -Савиновского района города Казани заключен договор о предоставлении общего образования. Согласно разделу 1 договора, предметом договора является закрепление взаимных прав и обязанностей по обеспечению реализации учащимся права на получение бесплатного качественного общего образования по основанным образовательным программам начального общего, основного общего, основного общего и среднего общего образования. В силу п. 2.1 школа обязуется обеспечить предоставление учащемуся бесплатное качественное общее образование по основным образовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, с учетом запроса родителей и учащихся.

--.--.---- г.ФИО1 законный представитель ученика 1 «К» класса ФИО2, предоставила администрации --- надлежащим образом оформленный отказ от психологической диагностики своего ребенка в сопровождении медицинской справки, что ребенок здоров и не имеет естественных показаний для психологического вмешательства (л.д.13-14).

--.--.---- г., в соответствие Положением о внутренней системе качества оценки качества образования МБОУ «---» проведен мониторинг сформированности универсальных учебных действий учеников начальной школы МБОУ «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, в том числе, ученика 1 «К» класса ФИО2.

Согласно справке по результатам мониторинга сформированности универсальных учебных действий учеников начальной школы МБОУ «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, участие принимали учащиеся с 1 по 4 классы.

Из протокола педагогического совета «Подведение итогов учебной работы 2015/2016 года. Перевод во 2 класс учащихся первого класса» от --.--.---- г. следует, что ФИО2 переведен во второй класс.

Суд, оценив представленные доказательства, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что проведенный мониторинг сформированности универсальных учебных действий ученика ФИО2 соответствует требованиям п. 13 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и не является тестом направленным на изучение интеллектуальных способностей, следовательно, согласие на проведение указанного мониторинга со стороны законного представителя не требовалось.

С учетом изложенного, суд оснований для удовлетворения исковых требований, не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56,60,67,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «--- с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района города Казани и Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд город Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Р.С. Муллагулов

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---