ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-663/20 от 21.01.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 2-663/2020 (2-8026/2019)

...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2020 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе

председательствующего судьи Перовских И.Н.,

при секретаре Белоус И.В.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» о признании незаконным отказа в переходе с платного обучения на бесплатное, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Оренбургский государственный педагогический институт» (далее ФГБОУ ВО «ОГПУ») с требованиями о признании незаконным отказа в переходе с платного обучения на бесплатное, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указала, что ... между ней и ФГБОУ ВО «ОГПУ» был заключен договор N об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования в интересах обучающегося ФИО3, который является внуком истца, по образовательной программе код направления подготовки: ...... Педагогическое образование, профиль (программа): история и обществознание, уровень (ступень) образования: высшее, бакалавриат. Образовательные услуги предоставляются на платной основе в размере ... руб. за весь период обучение, стоимость одного года обучения – ... руб. При заключении Договора ей было разъяснено, что в случае, если ФИО3 будет хорошо учиться, имеется возможность перевода на бюджет и бесплатную форму обучения.

...ФИО3 было подано заявление о переводе с платного обучения на бесплатное. Однако в удовлетворении данного заявления ему было отказано в связи с имеющейся оценкой «удовлетворительно» по курсовой работе.

...ФИО3 было повторно подано заявление о переводе с платного обучения на бесплатное. Однако вновь получил отказ, по причине отсутствия свободных мест.

Не согласившись с указанными отказами, истом были поданы заявления в ..., а также в Министерство образования для выяснения обстоятельств причины отказа ФИО3

Истец полагает, что ответчик намерено, препятствует переходу с платной формы обучения на бесплатное, что нарушает его права и законные интересы, тем самым ей был причинен моральный вред, который заключается в нравственных страданиях, связанных с неправомерными отказами образовательного учреждения.

Просила признать отказ ФГБОУ ВО «ОГПУ» о переводе ФИО3, студента ... курса ФГБОУ ВО «ОГПУ», факультета – История и Обществознание с платного на бесплатное образование, незаконным; обязать ФГБОУ ВО «ОГПУ» перевести ФИО3, студента ... курса ФГБОУ ВО «ОГПУ», факультета – История и Обществознание на бесплатную форму обучения с даты первоначального обращения ...; взыскать с ФГБОУ ВО «ОГПУ» денежные средства, уплаченные за обучение в размере 190110 руб.; взыскать с ФГБОУ ВО «ОГПУ» компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., взыскать с ФГБОУ ВО «ОГПУ» расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.

В судебном заседании истец Пахарь А..В. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Указала, что не согласна с результатами образовательной комиссии, поскольку при рассмотрении заявления ее внука о переходе с платного обучения на бесплатное, комиссия не учла в полной мере успеваемость ФИО3, материальное и семейное положение, а также указала, что курсовая работа не является промежуточной, либо окончательной формой контроля, в связи с чем не могла быть взята за основу при вынесении отказа в переводе на бесплатную форму обучения.

Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении. В обоснование своих доводов указал, что решение об отказе ФИО3 принято с учетом анализа зачетных книжек, претендующих на бесплатное место студентов, а также общего мнения членов комиссии.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела был извещен надлежащим образом, в заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом вынесено определение о рассмотрение настоящего гражданского дела в отсутствие не явившихся лиц, согласно положениям ст.167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение истца, представителя ответчика, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела ... между ФИО2 и ФГБОУ ВО «ОГПУ» был заключен договор N об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования обучающегося ФИО3, который является внуком истца, по образовательной программе код направления подготовки: ... педагогическое образование, профиль (программа): история и обществознание, уровень (ступень) образования: высшее, бакалавриат.

Предметом договора являлось предоставление истцу исполнителем (ответчиком) за плату образовательной услуги по программе бакалавриата по направлению подготовки ... " Педагогическое образование», форма обучения – очная, вид образовательной программы – основной, уровень (ступень) образования – высшее, бакалавриат, в пределах федерального образовательного стандарта в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, и образовательными программами исполнителя. (п..... договора).

Срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) на момент подписания договора составляет ... лет (п.... договора).

Согласно п. ... договора, полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения составляет ... руб., одного года обучения ... руб.

Увеличение стоимости образовательных услуг после заключения договора допускается с учетом инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и платный период.

Согласно п. 7.1 Договора, исполнитель имеет право снизить стоимость платной образовательной услуги по Договору обучающемуся, достигшему успехов в учебно-научной деятельности, а также нуждающемуся в социальной помощи. Основания и порядок снижения стоимости платной образовательной услуги устанавливается локальным нормативным актом исполнителя и доводятся до сведения обучающегося.

Вместе с тем, истцом было заявлено требование не о снижении платы за обучение на основании п. ... Договора, а о переходе с платного обучения на бесплатной в связи с наличием успехов в учебе.

Согласно п. 6 Приказа Минобрнауки России от ... N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное" право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из следующих условий:

а) сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки "отлично" или "отлично" и "хорошо" или "хорошо";

б) отнесения к следующим категориям граждан: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан в возрасте до двадцати лет, имеющих только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; женщин, родивших ребенка в период обучения;

в) утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

...ФИО3 обратился с заявлением о переводе с платного обучения на бесплатное, указав основание для перевода: сдача экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично» и «хорошо» или «хорошо»; гражданин в возрасте до ... лет, имеющий только одного родителя, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума; отсутствие дисциплинарных взысканий, отсутствие задолженности по оплате обучения.

Согласно протокола заседания комиссии по переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное N от ... решили ФИО3- студенту ... курса направления подготовки ... Педагогическое обучение (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание отказать в переводе на бесплатное обучение. Основанием отказа является наличие оценки «удовлетворительно» за курсовую работу в ... семестре обучения.

...ФИО3 обратился с заявлением о переводе с платного обучения на бесплатное, указав основание для перевода: сдача экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично» и «хорошо» или «хорошо»; утрата обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя), отсутствие дисциплинарных взысканий, отсутствие задолженности по оплате обучения.

Согласно протокола заседания комиссии по переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное N от ... решили отказать в переводе с платного обучения на бесплатное ФИО3- студенту 4 курса направления подготовки ... Педагогическое обучение (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание (основание: отсутствие свободного бюджетного места.

Не согласившись с указными отказами комиссии по переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное истец обратилась в прокуратуру Ленинского района г.Оренбурга, Министерство образования Оренбургской области.

Согласно ответа Прокурора Ленинского района г.Оренбурга NN от ... в ходе прокурорской проверки было установлено, что решение об отказе ФИО3 вынесено правомерно, поскольку у ФИО3 имеется оценка «удовлетворительно» по курсовой работе, выполненной в ... семестре по дисциплине История России, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

Как следует из ответа ФГБОУ ВО «ОГПУ» N от ..., комиссией по переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное было отказано ФИО3 в связи с имеющейся оценкой «удовлетворительно» по курсовой работе, выполненной в ... семестре по дисциплине История России первой половины XIX века. Документы, подтверждающие право перехода с платного обучения на бесплатное в связи с отношением к категории граждан в возрасте до двадцати лет, имеющих только одного родителя- инвалида ... группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (согласно п.6 Правил), в комиссию не были представлены.

Истец в исковом заявлении указывает на отсутствие мотивированного отказа в переходе обучающихся с платного обучения на бесплатное, поскольку комиссия не учла в полной мере успеваемость ФИО3, а также указала, что курсовая работа не является промежуточной, либо окончательной формой контроля, в связи с чем не могла быть взята за основу при вынесении отказа в переводе на бесплатную форму обучения.

Разрешая требования заявленного иска в части исковых требований об обязании ФГБОУ ВО «ОГПУ» перевести ФИО3, студента ... курса ФГБОУ ВО «ОГПУ», факультета – История и Обществознание на бесплатную форму обучения с даты первоначального обращения ... суд исходит из следующего.

Согласно п.2, 3 Приказа Минобрнауки России от ... N 443 ("Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное" переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе (далее - вакантные бюджетные места).

Количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра). (п.3 Правил)

Студент, обучающийся на платной основе и претендующий на вакантное бюджетное место, составляет мотивированное заявление о переходе и прилагает к нему перечисленные в подпунктах «а» т «б» пункта 8 порядка документы, подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательной, общественной, культурно-творческой, спортивной деятельности образовательной организации (при их наличии) либо отнесение данного студента к названным в подпункте «б» пункта 6 порядка льготным категориям граждан.

Согласно п. 7 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ...N (далее - Порядок), решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией (далее -Комиссия) с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся).Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.

Материалы для работы комиссии представляют структурные подразделения образовательной организации, в которые поступили от обучающихся заявления о переходе с платного обучения на бесплатное.

На основании п. 10 Порядка приоритетность перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное устанавливается Комиссией.

Указанный пункт Порядка носит рекомендательный, а не обязательный характер, поскольку в нем указано, что при рассмотрении Комиссией заявлений обучающихся рекомендуется устанавливать следующую приоритетность.

Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается комиссией с учетом количества вакантных бюджетных мест и приоритетов, расставленных в соответствии с п. 10 и 11 порядка, закрепляющими правило о том, что при рассмотрении комиссией заявлений обучающихся приоритет отдается в первую очередь обучающимся, соответствующим условию, указанному в подпункте «а» пункта 6 порядка, при наличии два и более кандидатов одной очереди на одно вакантное бюджетное место приоритет отдается в первую очередь - обучающимся, имеющим более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное.

Данный аспект правового регулирования направлен на развитие личности обучающегося, его талантов и умственных и физических способностей посредством установления приоритетов и преимуществ, определенных законодателем. Статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН ..., положения которой являются составной частью правовой системы Российской федерации, провозглашает, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование.

Комиссия по переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное Университета создана приказом ректора Университета от ...N.

Как следует из протокола заседания комиссии по переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное N от ... на ... свободных бюджетных места (1 место на ОПОП ВО направление ... Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание, ... г. набора; 1 место переведено с ОПОП ВО направление ... Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика с физико-математического факультета в связи с отсутствием коммерческих студентов, ... года набора) подано 3 заявления (ФИО4, ФИО5, ФИО3) Анализ зачетных книжек обучающихся показал, что ФИО4, ФИО5, ФИО3 сдали экзамены за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» и «хорошо». С целью объективного принятия решения комиссией были взяты в учет иные учебные достижения при прочих равных условиях. ФИО4 и ФИО5 сдали в рассматриваемый период дифференцированные зачеты по другим дисциплинам и видам работ (курсовые работы и практики) на «отлично» и «хорошо», а у ФИО3 по курсовой работе по дисциплине История России первой половины XIX века оценка «удовлетворительно». С учетом изложенного рекомендовано ФИО4 и ФИО5 перевести с платного обучения на бесплатное. Студенту ФИО3 отказать в связи с имеющейся оценкой «удовлетворительно» по курсовой работе в 4 семестре.

Согласно протокола заседания комиссии по переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное N от ... решили студентам ФИО3, Леске И.С., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, обучающимся 2 семестра, предшествующих подаче заявления, на «отлично» или «хорошо», не имеющим дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате обучения, отказать в связи с отсутствием свободных бюджетных мест.

Решение об отказе комиссией по переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное было принято на основании п.3 и п.6 Приказа Минобрнауки России от ... N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное", соответственно комиссия действовала в пределах представленных полномочий и с соблюдением требований законодательства РФ.

У суда не имеется оснований не доверять выводам комиссии, учитывающей в качестве критерия оценки знаний результаты оценки курсовых работ, поскольку выбор данных критериев оценки не противоречит «Порядку и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное" и может быть отнесено на усмотрение Комиссии.

Как следует из протокола заседания комиссии, только у ФИО3 имелась оценка «три» по курсовой работе, другие кандидаты на бесплатное обучение оценки «три» не имели.

Довод истца о том, что не учитывалось материальное и семейное положение ФИО3 основанием для признания решений Комиссии незаконными не является, поскольку согласно Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, приоритетным является более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное.

Кроме того, у суда не имеется в данном случае оснований руководствоваться условиями договора, предусматривающими основания снижения платы за образовательные услуги, поскольку согласно п. 7.1 Договора на обучение, снижение платы является правом исполнителя, а не обязанностью.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО2 в части требований об обязании ФГБОУ ВО «ОГПУ» перевести ФИО3, студента 4 курса ФГБОУ ВО «ОГПУ», факультета – История и Обществознание на бесплатную форму обучения с даты первоначального обращения ..., а также требований о взыскании с ФГБОУ ВО «ОГПУ» денежные средства, уплаченные за обучение в размере ... руб., поскольку оснований для возврата денежных средств не имеется. Договор об образовательных услугах стороной истца не оспорен, а следовательно считается действующим. Судом не установлено нарушение правил договора.

Относительно требований истца о компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

На основании п. 1, п. 2 ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Истец в исковом заявлении указывает на причинение ей морального вред, который заключается в нравственных страданиях, связанных с переживаниями за внука, который страдает от несправедливости, связанного с отказом в переводе на бесплатную форму обучения.

Обстоятельства, на которые истец ссылается как на основание своих требований, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем. В связи с изложенным, оснований для удовлетворения исковых требований в части компенсации морального вреда у суда не имеется.

При таких обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» о признании незаконным отказа в переходе с платного обучения на бесплатное, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

В окончательной форме решение принято 29 января 2020 года.

Судья: Перовских И.Н.