№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Азановой О.Н.,
при секретаре Зылевой Е.А.,
с участие представителя Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа об обязании заключить договор аренды и по исковому заявлению Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа к ФИО2 об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с требованиями к Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для завершения строительства индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Арендодателем - Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края и Арендатором - ФИО2 был заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками. Согласно пункта 2.1. земельный участок был передан сроком на четыре года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ года. Договор аренды был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было получено разрешение на строительство №, выданное Администрацией Краснокамского муниципального района сроком на 10 лет индивидуального жилого дома и служебно-хозяйственных строений, площадь земельного участка - <данные изъяты> кв.м., общая площадь жилого дома - <данные изъяты> кв.м., объем - <данные изъяты> куб.м., этажность - 2 по адресу: Пермский <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ истцом была получена проектная документация, выполненная ООО «Проектсервис» на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №. Схема застройки земельного участка была разработана на основании градостроительного плана, разработанного отделом территориального планирования Краснокамского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года. Во время действия договора аренды индивидуальный жилой дом построй не был, а лишь было зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства на данном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ был заключен новый договор аренды земельного участка № №, где арендодателем выступила Администрация Стряпунинского сельского поселения. В пункте 2 договора аренды земельного участка № был указан срок 3 года - до ДД.ММ.ГГГГ года. В пределах десятилетнего срока, указанного в разрешении на строительство истец завершил строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастре номером №. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Краснокамского городского округа выдано уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилого строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности №. Зарегистрировать право собственности на построенный индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> истец в настоящее время не имеет возможности, так как срок действия договора аренды земельного участка № № истек ДД.ММ.ГГГГ года. До истечения срока действия договора аренды земельного участка № №ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка для завершения строительства на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. До настоящего времени заявление ФИО2 не рассмотрено, новый договор аренды не заключен, что существенно нарушает права истца на регистрацию права собственности на построенный им индивидуальный жилой дом. Порядок отчуждения объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка, определен в ст.239.1 ГК РФ, однако в силу п. 33 Закона № 171-ФЗ эти положения распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до ДД.ММ.ГГГГ
Комитет земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа обратился в суд с требованиями к ФИО2 об изъятии объекта незавершенного строительства, площадью застройки <данные изъяты> кв.м., степень готовности 10%, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, д.Екимята, путем его продажи с публичных торгов. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Стряпунинского сельского поселения и ФИО2 был заключен договор аренды № земельного участка, находящегося в собственности Стряпунинского сельского поселения, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, с разрешенным использованием: «земельные участки индивидуальных жилых домов», расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснокамского муниципального района ФИО2 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома и служебно-хозяйственных строений, площадью застройки <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> На земельном участке ответчиком возведен объект незавершенного строительства, площадью застройки <данные изъяты> кв.м., степень готовности 10%, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, д.Екимята, право собственности на который зарегистрировано за ФИО2, что подтверждается выпиской из Единого государственнрго реестра недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Стряпунинского сельского поселения и ФИО2 был заключен договор аренды № земельного участка, находящегося в собственности Стряпунинского сельского поселения, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, с разрешенным использованием: «земельные участки индивидуальных жилых домов», расположенного по адресу: <адрес> сроком на 3 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) для завершения строительства вышеуказанного объекта. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с пунктом 2.1 Договора земельный участок передается сроком на 3 года (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Комитет земельных и имущественных отношений администрации <адрес> с заявлением о предоставлении справки о нерасторжении договора для регистрации объекта незавершенного строительства. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлен отказ с указанием, что договор считается прекращенным с ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок ФИО2 был предоставлен по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, положения пункта 21 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», на данные правоотношения не распространяются. Право собственности на объект незавершенного строительства также не приобретено ФИО2 по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника, объект незавершенного строительства возведен ФИО2 и им же зарегистрировано право собственности на него. Из вышеизложенного следует, что ФИО2 вправе приобрести земельный участок, площадью <данные изъяты>; кв.м., кадастровый №, с разрешенным использованием: «земельные участки индивидуальных жилых домов», расположенного по адресу: <адрес> аренду без проведения торгов только в случае, если орган местного самоуправления не обратился в суд с требованием об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Срок действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. срок предъявления иска об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов не истек. Срок договора аренды земельного участка, предоставленного ФИО2 для строительства, истек, доказательств того, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект, не имеется. При продлении договора аренды на определенный срок отношения сторон регулируются новым договором аренды. Следовательно, даже в условиях сложившихся правоотношений сторон, при заключении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ их отношения регулируются новым договором, который в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актом, действующим в момент заключения. Таким образом, на взаимоотношения сторон распространяются новые правила предоставления земельных участков и изъятия незавершенных строительством объектов.
Определением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на заявленных исковых требованиях с учетом уточненного искового заявления настаивал в полном объеме, со встречными требованиями не согласен.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласны. Суду пояснила, что у комитета нет оснований для заключения договора аренды. Истцу необходимо будет зарегистрировать право собственности на данный объект в установленный законом порядке, и после уже он сможем заключить договор аренды либо выкупить земельный участок.
Представитель администрации Краснокамского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Согласно отзыва представленного ранее, полагают, что требования ФИО2 удовлетворению не подлежат в полном объеме, требования комитета земельных и имущественных отношений подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заслушав объяснения представителя Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации предписано, что право частной собственности охраняется законом (ч. 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2).
Как следует из положений ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2).
Из положений п. 1 ст. 9 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что собственник имущества вправе по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права, в том числе, устанавливать функциональное назначения имущества и определять пределы его использования, разрешая, в установленном законом порядке, вопросы, регламентированные главами 3 и 4 ГК РФ.
Согласно положений ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (п. 1). Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 2). Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом (п. 3).
Судом установлено, что постановлением администрации Краснокамского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> аренду (л.д.10-11, 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ между комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района <адрес>(арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключен договор аренды №-ССП на аренду земельного участка, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу<адрес> для строительства индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками с разрешенным использованием-земельные участки индивидуальных жилищных домов (п.1.1 договора) (л.д.7-9).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 договора срок аренды устанавливается 4 (четыре) года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) с момента вступления договора в силу, который вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами подписан акт приема-передачи указанного земельного участка (л.д.17). На момент передачи участка строений на территории участка, благоустройства, озеленения не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснокамского муниципального района ФИО2 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома и служебно-хозяйственных строений, площадь земельного участка – <данные изъяты> кв.м., общая площадь жилого дома -<данные изъяты> кв.м., объем -<данные изъяты> кв.м., этажность - 2, расположенного по адресу: <адрес> сроком на десять лет (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ отделом территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района согласована проектная документация индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> выполненная ООО «Проектсервис» (л.д.21-25) Схема застройки земельного участка разработана на основании градостроительного плана № разработанного отделом территориального планирования Краснокамского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО2 на объект незавершенного строительства, площадью застройки <данные изъяты> кв. м, степенью готовности 10%, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (л.д.56-58).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к главе Стряпунинского сельского поселения с заявлением о предоставлении в аренду для завершения строительства земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.149).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Стряпунинского сельского поселения (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) был заключен договор № аренды земельного участка, согласно которого в соответствии с п.21 ст.3 ФЗ №137 –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № ССП, сведений из Единого государственного реестра прав о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование на условиях аренды земельный участок из земель населённых пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., под кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования-земельные участки индивидуальных жилых домов, для завершения строительства вышеуказанного объекта (л.д.35-38).
Земельный участок, согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен сроком на три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1 договора).
Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Условия договора распространяются на отношения возникшие между сторонами, до его государственной регистрации в Краснокамском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, с ДД.ММ.ГГГГ – даты постановки на учет объекта незавершенного строительства. Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№-ССП считается расторгнутым с момента регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.2,2.3 договора).
Указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа с заявлением о заключении нового договора аренды на основании пп.10.п.2 ст.39.6 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> под объектом не завершенного строительства с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., для завершения строительства (л.д.43).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано заявление об оставлении без рассмотрения поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ (л.д.144).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Комитет земельных и имущественных отношений администрации города Краснокамска с заявлением о предоставлении справки о не расторжении договора для регистрации объекта незавершенного строительства. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлен отказ с указанием, что договор аренды считается прекращенным с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64).
В соответствии с Законом Пермского края от 28.05.2018 "N 234-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Краснокамского муниципального района, путем объединения с Краснокамским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Краснокамского городского поселения в Краснокамский городской округ» Краснокамский муниципальный район, а также поселения, входящие в его состав, преобразованы в Краснокамский городской округ. В силу ст.3 указанного закона администрация города Краснокамска является правопреемником администрации Краснокамского муниципального района. В структуре администрации г.Краснокамска отраслевым (функциональным) органом, осуществляющим полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, является Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа.
Статья 239.1 введена в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 33 статьи 34 Закона N 171-ФЗ положения статьи 239.1 ГК РФ не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 35 Закона N 171-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 марта 2015 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Следовательно, положения статьи 239.1 ГК РФ распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен после 01 марта 2015 года.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства после 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации и переходными положениями, установленными Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В подп. 10 п. 2 указанной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Случаи заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а общие условия реализации права на заключение нового договора аренды без проведения торгов - пунктом 4 данной статьи.
Согласно пункту 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с 01.03.2015 года не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
В пункте 4 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены условия для реализации права на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в отличие от большинства других оснований заключения договора аренды без проведения торгов, в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства, и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Нормативные положения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства, помимо вышеприведенных положений ЗК РФ, распространяющих свое действие на отношения, возникшие после 01.03.2015 года, закреплены также в пункте 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Так, в силу пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 года или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Приведенными правовыми положениями ЗК РФ и Законом N 137-ФЗ установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов (пункт 3 статьи 39.6 ЗК РФ), общие условия реализации права получения в аренду такого участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.6 ЗК РФ), а также особенности заключения без торгов нового договора аренды земельного участка публичной собственности, если на нем расположены объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.6 ЗК РФ, пункт 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Таким образом, вопрос предоставления земельных участков при длящихся правоотношениях, возникших ранее 01.03.2015 года, урегулирован пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и не предполагает иной порядок заключения договоров аренды земельных участков для строительства зданий и сооружений.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года N 305-ЭС17-2608, только в случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставленном в аренду для строительства, расположен объект незавершенного строительства, который арендатор правомерно возвел в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов, земельным законодательством предусмотрено право такого лица получить участок в аренду однократно для завершения строительства этого объекта.
Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключен без проведения торгов.
В силу части 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Поскольку на момент заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке находились объекты незавершенного строительства, а участок предоставлен без проведения торгов, единственным основанием для подобного предоставления является возможность однократного получения земельного участка для завершения строительства. Иных оснований для заключения указанного договора без проведения торгов сторонами не приведено.
Тот факт, что земельный участок не выбывал из владения арендатора не может расцениваться в качестве критерия, позволяющего расценить правоотношения сторон действующими на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу правовой позиции, выраженной в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при продлении договора аренды на определенный срок отношения сторон регулируются новым договором аренды.
Следовательно, даже в условиях сложившихся длящихся правоотношений сторон, при заключении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ их отношения регулируются новым договором, который в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актом, действующим в момент заключения.
Поскольку на момент заключения договора на земельном участке находился объект незавершенного строительства, а участок предоставлен без проведения торгов, единственным основанием для подобного предоставления являлась возможность однократного получения земельного участка для завершения строительства на основании пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Право на однократное заключение (продление) договора аренды без торгов для завершения строительства ФИО2 реализовано, строительство объекта недвижимости не закончено, а договор аренды земельного участка заключен ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем к правоотношениям сторон подлежат применению положения пункта 6 статьи 239.1 ГК РФ.
На основании изложенного, исковые требования ФИО2 о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, удовлетворению не подлежат.
Принудительное изъятие может быть осуществлено только на основании вступившего в законную силу решения суда. Наличие административного порядка изъятия законом не предусмотрено, что в полной мере соответствует ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В целях проверки доводов ФИО2 об отсутствии на спорном земельном участке объектов незавершенных строительством, по ходатайству ФИО2 была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Проспект».
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№ подготовленному экспертом ООО «Проспект» ФИО5 обследование проводилось по адресу: <адрес> объект недвижимости кадастровый №, земельный участок кадастровый №. Исследуемый объект, с технической точки зрения, обладает признаками недвижимости – здания: фундаментом, стенами, перекрытиями, крышей, окнами, другими конструктивными элементами. Он прочно связан с землей, то есть, его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Относится к объекту капитального строительства. Исследуемый объект недвижимости, соответствует п.3.5. нормативного документа СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением N 1)" - Дом жилой одноквартирный отдельно стоящий и относится к категории недвижимого имущества (л.д.174-207).
Оценивая заключение эксперта, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данное заключение в полной мере является допустимым и достоверным доказательством, поскольку оно соответствует материалам дела, эксперт дал конкретные ответы на поставленные вопросы.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения, выводы эксперта основаны на анализе материалов, осмотре объекта исследования, исследовании использованных материалов.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Комитетом земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлены доказательства обратного.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам, согласно данным ЕГРН (л.д.56-61) объекты недвижимости, являющиеся предметом рассмотрения настоящего спора, были поставлены на кадастровый учет еще до заключения договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая выводы экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ№, признанного надлежащим доказательством, установив, что на земельном участке, являвшемся объектом аренды по договору № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют объекты незавершенные строительством, учитывая, что применение статьи 239.1 ГК РФ распространяется только на объекты незавершенные строительством, суд считает, что основания для удовлетворения заявленных требований комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме.
В удовлетворении исковых требований Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н.Азанова