ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-663/2013 от 21.10.2013 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

  дело № 2-663/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Харабали                                                                                                21 октября 2013 г      

        Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи                  Тюлюпова Р.К.,

при секретаре судебного заседания          Есеновой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг указывая, что являясь ветеранами труда 10.04.2013 г. они обратились в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» с заявлением о назначении компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в виде водоотведения и вывоз сухого мусора. Однако, своевременного аргументированного ответа на данное заявление они не получили. 19.07.2013 г., в результате повторного обращения от 09.07.2013 г., ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» сообщил супругам Абакумовым, что им назначена компенсация за услугу водоотведение и за услугу вывоз бытовых отходов (о чем были направлены уведомления №1195 и № 1196), указав так же что они обязаны регулярно представлять квитанции по факту оплаты услуг для получения ежемесячной компенсации. Не согласившись с текстом данного письма, ФИО1 и ФИО2 25.07.2013 г. вновь обратились в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» с требованием разъяснить принятое решение. На что получили ответ от 06.08.2013 г. с пояснениями, что выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения производится исходя из фактических расходов, произведенных гражданами. Просят признать незаконными решения уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» от 16.07.2013 г. № 1030 и от 06.08.2013 г. № 1120 об отказе в назначении ФИО1 и ФИО2 ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде водоотведения и вывоза бытовых отходов, в установлении выплаты по факту по мере предоставления квитанций, подтверждающих оплату указанных коммунальных услуг. Обязать Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» устранить допущенные нарушения, назначить ФИО1 и ФИО2 ежемесячную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в виде водоотведения и вывоза бытовых отходов с даты подачи заявления, то есть с 10.04.2013 г.

Представитель истцов по доверенности, адвокат Абакумова Л.В. заявленные ФИО1, ФИО2 исковые требования полностью поддержала, обстоятельства дела изложила в соответствии с исковым заявлением.

Представитель ответчика, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» ФИО3, действующая на основании доверенности от 23.09.2013 г., исковые требования ФИО1 и ФИО2 не признала, пояснив, что в феврале 2013 г. Абакумовы обратились в центр Социальной поддержки в письменной форме с требованием о разъяснении по вопросу порядка назначения денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде водоотведения и вывоза бытовых отходов. Согласно ст. 3 Закона Астраханской области от 18.12.2008 №79/2008-03 «О порядке предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» одним из условий предоставления денежной компенсации гражданам, является представление квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также представление документа, подтверждающего отсутствие у гражданина задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Так как квитанций за водоотведение и вывоз бытовых отходов при первичном обращении не были предоставлены, заявителю было предложено предоставить квитанции, подтверждающие расходы по оплате данного вида коммунальных услуг дополнительно, что будет являться основанием для назначения компенсации за водоотведение и вывоз бытовых отходов. Согласно Закону АО от 18.12.2008 №79/2008 (ст. З п. 8), в целях недопущения представления в представленных документах заведомо ложных или недостоверных сведений, уполномоченные органы вправе получать соответствующую информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления. Для установления факта оплаты в МУП «Универсал» и МУП «ЖКХ» ответчиком были направлены запросы по вопросам задолженности на основании ранее поданных от Истца заявлений от 11.02.2013 г. В ответах на данные запросы указано, что Абакумовы, зарегистрированные по адресу: <адрес>, абонентами услуги водоотведение не являются, услуги по вывозу бытовых отходов не оплачивают.

Пунктом 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (№155 от 10.02.1997), установлено, что заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон), копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.

        На основании письма Министерства социального развития и труда от 26.03.2013 № 1733/0201, назначение компенсации производится единовременно при предоставлении платежных документов (квитанций)

         Так, 10.04.2013 в адрес учреждения Истцом были предоставлены две квитанции на компенсацию расходов за вывоз бытовых отходов «контейнер» и вывоз жидких отходов с приложением договора, заключенного с МУП «Универсал» от 01.01.2013 г. Предметом данного договора является оказание услуг по вывозу и размещению отходов производства и потребления с объектов «Заказчика» с периодичностью вывоза «по факту». То есть оказание услуг производится по факту вывоза, (а не ежемесячно).

         В соответствии с Постановлением Правительства АО от 09.11.2009 № 602-П «О порядке расчета размера компенсации расходов отдельным категориям граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в системе персонального учета» установлен механизм расчета размера компенсации расходов отдельным категориям граждан. Размер денежной компенсации расходов на оплату услуг по вывозу бытовых отходов определяется по соответствующей формуле, при расчете которой берется в расчет стоимость услуги по вывозу бытовых отходов.

         Таким образом, учитывая, что нормативы по вывозу бытовых отходов не установлены, выплата денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится на основании документов, подтверждающих фактически произведенные расходы. Центром были назначены компенсации по фактически понесенным расходам (которые производились, согласно документам не ежемесячно) на основании представленной истцами квитанций.

На основании вышеизложенного, просила суд, в исковых требованиях ФИО2 и ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица, Министерство социального развития и труда Астраханской области, надлежаще извещенный о времени и месте, в судебное заседании не явился, представил в суд возражение на исковое заявление, в котором просит суд в исковых требованиях ФИО2 и ФИО1 отказать, рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя министерства.

Свидетель ФИО4 пояснила, что в феврале 2013 г. в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» обратился ФИО1 с требованием разъяснить порядок назначения денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде водоотведения и вывоза бытовых отходов. Ему разъяснили, что необходимо предоставить квитанции об оплате за вывоз бытовых отходов (контейнер), копию и оригинал договора о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов с МУП «Универсал», копию и оригинал договора за водоотведение. Ему также разъяснили, что компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в виде вывоза бытовых отходов и водоотведение производится единовременно при предоставлении квитанций о произведенных им расходах. Абакумовым была произведена компенсация произведенных им расходов. Абакумовым не было отказано в назначении компенсации, им было разъяснено, что указанная компенсация расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг в виде вывоза бытовых отходов и водоотведение производится по факту.

Суд, выслушав представителя истцов, представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Истцы ФИО1 и ФИО2 являются «Ветеранами труда». В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеют право на меры социальной поддержки, определенными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

11.02.2013 г. истцы обратились в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» с требованием о разъяснении на основании каких нормативных актов федерального или регионального уровня на них не распространяются льготы в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде водоотведения и вывоза бытовых отходов (л.д. 9).

Письмом от 19.02.2013 г. ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» истцам было разъяснено, что им производится выплата ежемесячной компенсации в размере 50 % расходов на оплату водоотведения в пределах социальных нормативов и 50 % по вывозу твердых бытовых отходов, а также было разъяснено, что при обращении за компенсацией на вывоз твердых бытовых отходов необходимо донести копию квитанции и оригинал об оплате за сухой мусор, копию и оригинал договора о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов с МУП «Универсал», копию и оригинал квитанции за водоотведение.

Указанные действий обжалуются истцами посредством подачи искового заявления в суд.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 9 ст. 155 ЖК РФ - собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

        В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" - меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 4 Закон Астраханской области от 27.12.2004 N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" - Гражданам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости, а при назначении пенсии по иным основаниям (законам), при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, гарантируются выплата ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (сетевой, а при его отсутствии - сжиженный (баллонный) газ), электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг и площади жилого помещения, установленной Правительством Астраханской области.

Выплата денежной компенсации производится в порядке, установленном Законом Астраханской области.

Статьей 3 Закона Астраханской области от 18.12.2008 № 79/2008-03 «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» установлено, что одним из условий предоставления денежной компенсации гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года ФЗ «О ветеранах», является представление в уполномоченный орган, в том числе, квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

        В соответствии с Постановление Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 602-П, которым утвержден "Порядок расчета размера компенсации расходов отдельным категориям граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в системе персонального учета" - размер денежной компенсации определяется каждому получателю индивидуально, с учетом норм действующего законодательства, предусматривающих меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

       Расчет денежной компенсации осуществляется исходя из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, тарифов на коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

        При этом согласно п. 2.20 «Порядка расчета размера компенсации расходов отдельным категориям граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в системе персонального учета» - в случае предоставления компенсации по месту пребывания гражданин предоставляет документы, подтверждающие факт осуществления расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 10, 11 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 - цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Материалами дела установлено, что 1.01.2013 г. истец ФИО1 и МУП Универсал» Администрации МО «город Харабали» заключили договор № 6 о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов, согласно которого оказание услуг производится по факту вывода, стоимость услуги составляет 188 рублей 61 коп.. (п. 1.1 договора).

Кроме того, согласно исследованного в судебном заседании письма Министерства социального развития и труда Астраханской области № 1733/0201 от 26.03.2013 г. по вопросу компенсации льготным категориям граждан расходов по откачке жидких нечистот, было разъяснено, что Жилищным кодексом Российской Федерации меры социальной поддержки по оплате услуги «ассенизатор» не предусмотрены. Учитывая многочисленные обращения граждан, принято решение о компенсации расходов по оплате данной услуги аналогично компенсации по водоотведению. Указанные разъяснения касаются индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки. Назначение компенсации производится единовременно при предоставлении платежных документов (квитанций).

Таким образом, анализ приведенных норм, а также, то обстоятельство, что законом не установлены нормативы по вывозу бытовых отходов, то расчет компенсации по оплате коммунальных услуг по вывозу бытовых отходов, по мнению суда должен производиться на основании документов, подтверждающих произведенные расходы.

Кроме того, суд считает, что истцам в предоставлении компенсации по вышеуказанным расходам отказано не было.

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» истцам на основании предоставленных ими документов, подтверждающих их фактические расходы: вывоз жидких отходов 420 рублей, контейнер 144 рубля, были назначены компенсации по фактически понесенным расходам, на основании представленных истцами квитанции об оплате коммунальных услуг от 2.04.2013.

Данные обстоятельства были установлены судом исходя из исследованного в судебном заседании личного дела получателей денежной компенсации ФИО1, ФИО2

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования, ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным решения ГКУ АО «Центр занятости населения Харабалинского района» об отказе в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и обязательстве назначить ежемесячную компенсацию, являются необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

Что касается доводов истцов о нарушении ГКУ АО «Центр занятости населения Харабалинского района» законодательства в части направления запроса для получения информации об оплате коммунальных услуг до обращения истцов в Центр за предоставлением услуги, суд считает, что данный вопрос не подлежит обсуждению в судебном заседании, поскольку он не может повлиять на решение суда о признании незаконным действий органа социальной поддержки населения в части отказа в назначении ежемесячной компенсации на оплату коммунальных услуг.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 233 ГПК РФ, суд                                        

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, обязательстве назначить ФИО1, ФИО2 ежемесячную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в виде водоотведения и вывоза бытовых отходов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2013 г. в 15 часов 50 минут.

Копия верна. Судья                                      Тюлюпов Р.К.