Дело № 2-663/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2016 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.,
при секретаре Мусиной Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства финансов Забайкальского края к ФИО1 <данные изъяты> (третье лицо Министерство экономического развития Забайкальского края) о взыскании в пользу казны Забайкальского края денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
Министерства финансов Забайкальского края обратилось в Карымский районный суд Забайкальского края к ФИО1 <данные изъяты> с названным иском, в обоснование указав следующее.Министерством финансов <данные изъяты> предоставлена ИП ФИО1 <данные изъяты> государственная поддержка в форме субсидии на возмещение части процентной ставки за пользование кредитом, привлеченном в ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору от <данные изъяты> для реализации инвестиционного проекта «Приобретение комплекса необходимого оборудования и организация производства по выпуску топливных брикетов и гранул» <данные изъяты> в сумме 413374,15 руб., перечисленные платежным поручением <данные изъяты> Ответчик не представляет в Министерство экономического развития <данные изъяты> отчеты о реализации инвестиционного договора, ввиду чего Советом по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики края принято решение о возврате ИП <данные изъяты> в течение 30 дней после принятия соответствующего распоряжения, субсидии в сумме <данные изъяты> руб. 12.04.2016 принято соответствующее распоряжение, о чем сообщалось ответчику 27.04.2016, заявлялось о добровольном возврате средств в бюджет края в срок до 12.05.2016. Ответчик добровольно требования не выполнил. В настоящее время ответчиком утрачен статус ИП в связи с прекращением деятельности. Просит взыскать с ответчика в пользу казны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края денежные средства, предоставленные в качестве государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта в сумме 413374,15 руб.
Ответчик ФИО1 <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что завод был изъят у него в 2013 году в виду задолженности по кредитным обязательствам. Сведения в Министерство,согласно инвестиционного договора, о деятельности предоставлял 1 раз в 2013 году.
Истец Министерство финансов Забайкальского края, третье лицо Министерство экономического развития Забайкальского края, в судебное заседание представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержали требования (л.д.83-84,86-87).
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
Согласно ст. 78 БК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Законом Забайкальского края от 27.02.2009 N 148-ЗЗК"О государственной поддержке
инвестиционной деятельности в Забайкальском крае", принятого Законодательным Собранием Забайкальского края <данные изъяты>, предоставление государственной поддержки на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края и привлечение инвестиций предусмотренона основе создания режима наибольшего благоприятствования российским инвесторам, а также устанавливает формы и порядок государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Согласно ст1 ч.1 п.4 данного Закона, инвестиционный договор - соглашение, заключенное между высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края или уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края исполнительным органом государственной власти Забайкальского края и инвестором, в соответствии с которым инвестор обязуется осуществлять инвестиции в определенном порядке и размере в установленные сроки, а высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края - предоставлять инвестору государственную поддержку в формах, предусмотренных настоящим Законом края;
Пунктом 3 статьи 2 данного закона, предусмотрены формы краевой государственной поддержкиинвесторов на территории края, в том числе в форме субсидирование за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом (займом). Принятие решения о допуске инвестиционных проектов к участию в конкурсном отборе, рассмотрение инвестиционных проектов, допущенных к участию в конкурсном отборе, и определение победителей конкурсного отбора осуществляет совещательный орган.При подведении итогов совещательный орган определяет объем краевой государственной поддержки, условия и сроки ее оказания по каждому инвестиционному проекту, признанному победителем конкурсного отбора.Решение совещательного органа об итогах конкурсного отбора оформляется протоколом (п.10).
Согласно п.11 ст.3 Закона, в случае неисполнения условий инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края принимает решение об изменении объема, условий и сроков оказания, о приостановлении либо прекращении краевой государственной поддержки. Если неисполнение условий инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта было вызвано существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении указанного договора, уполномоченный на заключение инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края исполнительный орган государственной власти Забайкальского края по решению совещательного органа вносит изменения в предмет инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта(в ред. Закона Забайкальского края от 29.10.2010 N 418-ЗЗК)
Статья 8Закона предусматривает предоставление государственных гарантий инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, признанные победителями конкурсного отбора, при соблюдении условий, указанных в статье 3 настоящего Закона края, и реализации ими на территории края высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов.
Из материалов дела усматривается, что в период с <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты> был зарегистрирован в МИФНС <данные изъяты> качестве индивидуального предпринимателя (л.д.37-41).
Протоколом заседания Совета по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики края от <данные изъяты>, признан инвестиционный проект «Приобретение комплекса необходимого оборудования и организация производства по выпуску топливных брикетов и гранул», реализуемый ИП ФИО1 <данные изъяты>, победителем конкурса отбора с связи бюджетной эффективностью, реализация которого будет способствовать созданию нового производства на территории муниципального района «<данные изъяты> предоставить <данные изъяты> государственную поддержку в сфере субсидирования за счет средств бюджета <данные изъяты> части процентной ставки за пользование кредитом, привлеченным ОАО «Сбербанк России» в сумме <данные изъяты> руб., сроком на 5 лет для реализации инвестиционного проекта «Приобретение комплекса необходимого оборудования и организация производства по выпуску топливных брикетов и гранул» в размере 75% ставки рефинансирования Центробанка РФ(п.п.1.5,1.6) (л.д.28-36).
Распоряжением <данные изъяты>, с учетом решения Совета от <данные изъяты> и ст.<данные изъяты> ИП ФИО1 <данные изъяты> господдержка в форме субсидии за счет средств бюджета Забайкальского края в части процентной ставки за пользование кредитом в сумме <данные изъяты> руб., привлеченным в ОАО Сбербанк России, сроком на 5 лет, с момента привлечения кредита для реализации инвестиционного проекта «Приобретение комплекса необходимого оборудования и организация производства по выпуску топливных брикетов и гранул», в размере 75% ставки рефинансирования Центробанка РФ (л.д.27).
П.2.5 договора предусмотрена обязанность инвестора предоставлять в министерство годовой отчет о пользовании средств гос.поддержки в срок до 05 апреля по схеме, прилагаемой к Порядку заключения и исполнения договора, в том числе сведения о стадии реализации проекта, бухгалтерский баланс.
П.2.6 Договора предусмотрено, что в случае установления факта нецелевого или неэффективного использования средств гос.поддержки, непредставления в установленные сроки отчетов и других документов, относящихся к инвестиционной деятельности Инвестора, несоблюдения последним иных условий договора, Инвестор в течение 30 дней после принятия правового акта высшего исполнительного органа госвласти Забайкальского края, кроме прочего о прекращении гос.поддержки, обеспечивает исполнение требований указанного правового акта, в том числе при принятии правового акта о прекращении гос.поддержки – обеспечивает возврат средств гос.поддержки в полном объеме, если иное не установлено указанным правовым актом.
Платежным поручением <данные изъяты>, денежные средства в размере <данные изъяты> руб. Минфином Забайкальского края переведены на счет ИП ФИО1 <данные изъяты> в отделении Сбербанка России (л.д.17).
Доводы ответчика о том, что он не помнит факта получения данной субсидии, суд признает не состоятельными, поскольку в судебном заседании ответчик подтвердил свою подпись в Инвестиционном договоре, а также указал, что предоставлял отчет о деятельности,согласно условий Инвестиционного договора, в Министерство экономического развития один раз в 2013 году.
Протоколом Совета по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики края от <данные изъяты> решено рекомендовать Министерству экономического развития края изготовить проекты актов о возврате ИП ФИО1 <данные изъяты> полученных субсидий (п.1.7) (л.д.22-26).
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 12.04.2016 №137-р, в соответствии с решением Совета от 25.12.2015 и ст.44 Устава Забайкальского края, Закона Забайкальского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», в связи с нарушением условий инвестиционного договора о реализации проекта от <данные изъяты> прекращено предоставление ИП ФИО1 <данные изъяты> господдержки в форме субсидии за счет средств бюджета <данные изъяты>, в части процентной ставки за пользование кредитом в сумме <данные изъяты> руб., привлеченным в ОАО Сбербанк России, сроком на 5 лет, с момента привлечения кредита для реализации инвестиционного проекта «Приобретение комплекса необходимого оборудования и организация производства по выпуску топливных брикетов и гранул», в размере 75% ставки рефинансирования Центробанка РФ. Предложено ФИО1 <данные изъяты> в течение 30 дней после принятия данного решения вернуть средства в бюджет края, в противном случае Министерствам финансов и экономического развития <данные изъяты> обратить их к взысканию в судебном порядке (л.д.20-21).
<данные изъяты> в адрес ФИО1 <данные изъяты> направлено письмо Министерством финансов ЗК, где сообщается что распоряжением Правительства ЗК от <данные изъяты>-р ИП ФИО1 <данные изъяты> прекращено предоставление гос.поддержки в форме субсидирования за счет средств бюджета Забайкальского края в части процентной ставки за пользование кредитом привлеченного для реализации инвестиционного проекта. Предложено в течение 30 дней вернуть в бюджет Забайкальского края средства в сумме <данные изъяты> руб., указаны реквизиты. Заявлено, что в случае не возвращения денежных средств в срок до 12.05.2016, министерство намерено взыскать их в принудительном порядке. Сообщение получено адресатом 13.05.2016 (л.д.8-11).
Как следует из пояснений ответчика в судебном заседании, в связи с прекращением им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и деятельности по проекту "Приобретение комплекса необходимого оборудования и организация производства по выпуску топливных брикетов и гранул" выполнение обязательств, предусмотренных договором и проектом, не возможно.
По смыслу ст.23,24 ГК РФ, утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом суду не представлено суду доказательств, подтверждающих наличие у него права на получение субсидии в настоящее время, а также отсутствие факта нарушений условий Инвестиционного договора в части предоставления ежегодных отчетов о деятельности инвестиционного предприятия.
Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, суд, исходя из того, что ФИО2 не выполнил установленный договором от <данные изъяты> комплекс мероприятий, который гарантирует сохранение права на субсидию(в части непредставления в установленные сроки отчетов и других документов, относящихся к инвестиционной деятельности, согласнодоговору о предоставлении субсидииза счет средств бюджета Забайкальского края для реализации инвестиционного проекта «Приобретение комплекса необходимого оборудования и организация производства по выпуску топливных брикетов и гранул» в размере 75% ставки рефинансирования Центробанка РФ), приходит к выводу о нарушении ФИО1 <данные изъяты> условий п.2.6 Инвестиционного договора и наличии оснований для взыскания с него суммы предоставленной субсидии.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены в размере <данные изъяты> руб., то исходя из требования абз. 4 пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины с учетом размера взысканной суммы составил <данные изъяты> руб. и подлежит взысканию с ответчика в пользу местного бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияМинистерства финансов Забайкальского края, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 <данные изъяты> в пользу казны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края денежные средствав сумме 413374,15 руб., предоставленные в качестве государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта.
Взыскать с ФИО1 <данные изъяты> в пользу бюджета муниципального района «Карымский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья Т.П. Никитина
Решение изготовлено: 05.07.2016.