ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-663/2022 от 22.06.2022 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Салехардский городской Ямало-Ненецкого автономного округа суд в составе:

председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания: Рудяевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-663/2022 по иску Сорокина Д.А, к УМВД России по ЯНАО о признании права на выплату районного коэффициента, возложении обязанности по возобновлению выплаты районного коэффициента,

УСТАНОВИЛ:

Сорокин Д.А. обратился в суд с иском к УМВД России по ЯНАО о признании права на выплату районного коэффициента, возложении обязанности по возобновлению выплаты районного коэффициента.

В обоснование иска указано, что 17.10.2011 на основании приказа начальника УТ МВД России по УрФО л/с от 17.10.2011 подполковник внутренней службы Сорокин Д.А., заместитель начальника Ново-Уренгойского ЛО МВД России на транспорте уволен из ОВД, по ст. 58 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Истец неоднократно обращался в УМВД России по ЯНАО, в органы прокуратуры по вопросу признания за ним права на возобновление выплаты районного коэффициента, в соответствии со ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 -I, выплата которой была прекращена 01.03.2021, а именно За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с приказом начальника УТ МВД России по УрФО л/с от 17.10.2011, выслуга лет по состоянию на 17.10.2011 составляет в календарном исчислении 19 лет 00 месяцев 18 дней, в льготном исчислении 27 лет 06 месяцев 05 дней. Согласно выписке из личного дела о стаже в органах внутренних дел от 13.10.2011 значится выслуга в районах Крайнего Севера 15 лет 00 месяцев 21 день. Из ответов УМВД России по ЯНАО следует, что прекращение выплаты районного коэффициента, связано с отсутствием истца по месту регистрации, осуществления трудовой деятельности в г. Москва и до возобновления фактического проживания на территории ЯНАО. Также связано с отсутствием положенной выслуги лет в количестве 15 лет в районах Крайнего Севера, поскольку период я 11.06.1999 по 11.09.1999 по день присвоения специального звания старший лейтенант милиции являлся стажером по должности инспектора службы ООП Ямбургского ЛОВД на ст. Новый Уренгой, так как, сотрудником ОВД является гражданин, которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. В ответе от 09.03.2021 УМВД России по ЯНАО указывает на выслугу лет в районах Крайнего Севера равную 14 годам 09 месяцев 26 дней, аннулируя сведения из личного дела о стаже работы в ОВД от 13.10.2011 , где указано, что выслуга лет в районах Крайнего Севера 15 лет 00 месяцев 21 день. Законодательством, регулирующим прохождение службы в ОВД не содержится указаний о неприменении периода нахождения в статусе стажера, для последующего назначения районного коэффициента. Ранее выплаченная сумма районного коэффициента в судебном порядке незаконной не признана, не взыскана. Период службы с 11.06.1999 по 11.09.1999 по день присвоения специального звания старший лейтенант милиции, согласно Закону РФ от 12.02.1993 -I, включен в пенсионный стаж, соответственно период времени с 11.06.1999 по 11.09.1999 включен в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет и право на районный коэффициент, что подтверждается выпиской из личного дела. С решением УМВД России по ЯНАО, которым прекращена выплата районного коэффициента с в связи с выездом из района Крайнего Севера, истец не согласен поскольку имеет выслугу в ОВД в льготном исчислении 27 лет 06 месяцев 05 дней; не имеет значения период испытаний в качестве стажера, поскольку истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 -I, периоды прохождения службы в которую включены и периоды стажировки; Закон РФ от 12.02.1993 -I не содержит указаний по отмене льгот и социальных гарантий лицам, прослужившим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Просил признать за ним право на выплату районного коэффициента как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, с 01.03.2021; возложить обязанность на начальника УМВД России по ЯНАО возобновить выплату районного коэффициента как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, с 01.03.2021.

Истец Сорокин А.Д. в судебном заседании участия не принимал, в суд направил представителя.

Представитель истца – Пантелеев К.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований иска, выступил по доводам, приведенным в нем.

Представитель ответчика Чеботарев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска.

Третье лицо ГУ МВД России по Свердловской в суд своего представителя не направило.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с п. «а» ст. 14 названного Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

В силу ст. 15 Закона пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Статьей 46 Закона регламентировано, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

В соответствии со ст. 48 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В судебном заседании, в ходе обозревания пенсионного дела, установлено, что приказом начальника Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу от л/с ФИО2 уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

старшим инспектором ОК УРЛС УТ МВД России по УрФО произведен расчет выслуги лет на пенсию, согласно которому выслуга лет составляет в календарном исчислении - 19 лет 00 месяцев 18 дней, в льготном исчислении - 27 лет 4 месяца 19 дней.

В расчете выслуги лет не указан период службы в районах Крайнего Севера, но имеется рукописная запись, согласно которой выслуга лет в календарном исчислении в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 6 месяцев 26 дней.

В результате проведенной проверки, была установлена ошибка в сроках военной службы по призыву, данная ошибка исправлена, и календарный срок службы в районах Крайнего Севера составил 14 лет 9 месяцев 26 дней.

ФИО2 обратился на имя начальника ЦПО УМВД России по Свердловской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, адресом места проживания был указа адрес: .

Заключением о назначении пенсии за выслугу лет, утвержденным начальником ЦФО ГУ МВД России по Свердловской области , ФИО2 назначена пенсия за выслугу лет в размере 71% денежного довольствия в сумме 8 640 рублей 35 копеек в месяц. С учетом предусмотренных надбавок и повышений, увеличение суммы пенсии на районный коэффициент составляет 0 рублей.

Таким образом, на момент назначения пенсии отсутствовали основания для назначения пенсии ФИО2 с учетом районного коэффициента.

С указанным заключением о назначении пенсии от ФИО2, в том числе с расчетом, был согласен, не указывал, что выслуга в районах Крайнего Севера составляет более 15 лет.

С учетом фактического места жительства, пенсионное дело ФИО2 было направлено в ЦПО ЦФО ГУ МВД России по .

Согласно сведений из лицевого счета о выплаченных суммах пенсионного довольствия ФИО2 за период с ноября 2011 по январь 2012 ежемесячный платеж составлял 9 640 рублей 35 копеек, с февраля 2012 по октябрь 2012 размер пенсии составил 14 856 рублей 75 копеек, с чем последний был согласен по состоянию на 2011-2012, какие-либо требования к ОПО ЦФО тыла ГУ МВД России по и ЦПО ЦФО ГУ МВД России по о применении районного коэффициента не предъявлял.

ФИО2 обратился на имя начальника ЦПО ГУ МВД России по с заявлением о направлении его пенсионного дела в УМВД России по ЯНАО по месту регистрации: , м-н Оптимистов, .

В связи с поступлением пенсионного дела ФИО2 в ЦФО УМВД России по ЯНАО и проживанием на территории ЯНАО размер пенсии ФИО2 стал исчисляться с учетом районного коэффициента предусмотренного на территории ЯНАО.

Сотрудниками ОПО ЦФО УМВД России по ЯНАО было установлено, что корреспонденция от ФИО2 поступает из , направляемая корреспонденция по адресу регистрации возвращаются, банковский лицевой счет для перечислений открыт в , с ноября 2012 ФИО2 непрерывно осуществляет свою трудовую деятельность в .

Поскольку выслуга в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 9 месяцев 26 дней, фактически ФИО2 проживает за пределами ЯНАО, то правовых оснований для применения районного коэффициента не имелось и не имеется.

Согласно расчету выслуги лет на пенсию ФИО2 стаж службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 14 лет 9 месяцев 26 дней.

Проверяя довод истца о том, что период с по в качестве стажера по должности инспектора ООП Ямбурского ЛОВД на Среднеуральского УВД на транспорте (ЯНАО) должен быть включен в выслугу лет в льготном исчислении, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от № 3-ФЗ «О полиции».

Согласно ст. 34 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.1 Федерального закона № 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона №3-ФЗ «О полиции» сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное ст. 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).

В период службы истца в качестве стажера по соответствующей должности с по действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от .

Согласно ст. 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.

Поскольку в периоды с по истец не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанные периоды он не являлся, так как период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.

Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ.

В силу п. 11 ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).

В силу пп. «в» и «г» п. 3 постановления Правительства РФ от «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

С учетом приведенных норм права, у ответчика нет и не было оснований для включения периода службы истца в качестве стажера по должности инспектора службы ООП Ямбургского ЛОВД на в выслугу лет в льготном исчислении.

Периоды службы в качестве стажера по соответствующей должности могут быть включены в выслугу лет только в календарном исчислении (п. 11 ч. 2 и п. 1 ч. 4 ст. 38 Федерального закона №342-ФЗ).

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств требования иска о признании права на выплату районного коэффициента, возложении обязанности по возобновлению выплаты районного коэффициента, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сорокина Д.А, к УМВД России по ЯНАО о признании права на выплату районного коэффициента, возложении обязанности по возобновлению выплаты районного коэффициента, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Салехардский городской суд.

Судья Н.А. Токмакова