ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6648/2014 от 28.08.2014 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

  Дело №2-6648/2014г.

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    28 августа 2014 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

 председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

 при секретаре Р.Г.Гарифуллиной,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани к Централизованной религиозной организации - Духовному управлению мусульман Республики Татарстан, Местной мусульманской религиозной организации- мухтасибат г.Казани Централизованной религиозной организации- духовного управления мусульман Республики Татарстан, Местной мусульманской религиозной организации - приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата Централизованной религиозной организации- Духовного управления мусульман Республики Татарстан о признании деятельности по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений незаконной и запрете деятельности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец - Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) обратился в суд с иском к Централизованной религиозной организации - Духовному управлению мусульман Республики Татарстан (далее по тексту – ДУМ РТ). В обоснование иска указано, что Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани выявлены нарушения федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, погребении и похоронном деле со стороны Духового управления мусульман Республики Татарстан (далее - ДУМ РТ) в части организации деятельности кладбищ и мест погребений. В соответствии с распоряжением первого заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Татарстан С.А.Демидова от 08.11.2013 №3403-р земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ...-... был передан ДУМ РТ для размещения мусульманского кладбища. Данный земельный участок с кадастровым номером ..., на котором организовано и действует мусульманское кладбище, вошел в состав городских земель на основании закона РТ от 28.12.2007 №69-ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы РТ». ДУМ РТ является действующей религиозной организацией на территории Республики Татарстан. Устав ДУМ РТ и приходов, входящих в его состав, не предусматривают оказание ритуальных услуг и исполнение функций органов местного самоуправления. ДУМ РТ не вправе заключать договора о наделении полномочиями по оказанию похоронных услуг третьих лиц, поскольку не является уполномоченным органом по вопросам похоронного дела. В настоящее время муниципальное образование г.Казань лишено возможности организации похоронного дела на указанном кладбище. ДУМ РТ в нарушении Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) и Федерального закона №8-ФЗ самовольно присвоило себе полномочия органов местного самоуправления, передало земельный участок с кадастровым номером ... приходу мечети «Аль Марджани», в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, а также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое до настоящего времени не исполнено.

 В соответствии с Федеральным законом №8-ФЗ в компетенцию религиозных объединений входит исключительно внесение предложений по созданию мест погребения и согласование порядка деятельности вероисповедальных кладбищ.

 Самостоятельное финансирование ДУМ РТ деятельности по погребению умерших противоречит действующему законодательству, равно как и передача полномочий по осуществлению данного вида деятельности третьим лицам.

 Согласно с решению Казанской городской Думы от 29.12.2010 №35-3, уполномоченным органом в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории г.Казани является Муниципальное казенное учреждение «Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее -Управление).

 К компетенции и полномочиям Управления на территории г.Казани относятся: подготовка проектов муниципальных правовых актов, определяющих требования к качеству предоставляемых в г.Казани услуг по погребению и контроль за их исполнением; подготовка проектов муниципальных правовых актов по определению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению; подготовка проектов муниципальных правовых актов, определяющих правила содержания мест погребения; подготовка проектов муниципальных правовых актов, определяющих порядок деятельности кладбищ г.Казани.

 В настоящее время мусульманское кладбище осуществляет свою деятельность на территории г.Казани в отсутствии муниципального контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела, погребение умерших производится самовольно без разрешения уполномоченного органа.

 ДУМ РТ не предоставляет органам местного самоуправления и уполномоченному органу необходимых сведений о времени, месте и лицах захороненных на мусульманском кладбище.

 В соответствии со ст.9 Федерального Закона №8-ФЗ лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего; погребение.

 Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующего органа.

 Несмотря на это приход мечети от лица ДУМ РТ осуществляет деятельность по погребению умерших и оказание ритуальных услуг в нарушение федерального законодательства, предоставляя места для погребения умерших за установленную ДУМ РТ стоимость, нарушая федеральное законодательство и Устав г.Казани.

 ДУМ РТ при оказании ритуальных услуг населению на территории г.Казани установил монополию на мусульманском кладбище, ограничив доступ иных организаций осуществляющих деятельность в сфере похоронных услуг, нарушая тем самым условия конкурентности рынка.

 Истец просит признать деятельность ДУМ РТ по осуществлению похоронной деятельности, организации ритуальных услуг и содержания мест погребения на территории города Казани, на земельном участке с кадастровым номером ... расположенном по адресу: Республика Татарстан, ...; обязать ДУМ РТ прекратить незаконную деятельность и освободить земельный участок занимаемый местами погребения.

 Представитель истца в ходе судебного разбирательств иск уточнил и просил  признать деятельность ДУМ РТ, местной мусульманской религиозной организации Мухтасибат г.Казани ДУМ РТ, местной мусульманской религиозной организации - приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата ДУМ РТ по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений на территории города Казани, на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: Республика Татарстан, ..., незаконной; запретить ДУМ РТ, местной мусульманской религиозной организации Мухтасибат г.Казани ДУМ РТ и местной мусульманской религиозной организации - приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата ДУМ РТ осуществлять деятельность по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений на территории города Казани, на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: Республика Татарстан, ....

 Представители истца в судебном заседании иск поддержали.

 Представитель ответчика - ДУМ РТ, Хасаншин Р.Ш. в судебном заседании иск не признал.

 Представитель ответчиков - местной мусульманской религиозной организации Казанский мухтасибат ДУМ РТ и местной мусульманской религиозной организации - приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата ДУМ РТ Гиматдинова Г.М. в судебном заседании иск не признала.

 Судом в качестве третьего лиц было привлечено Министерство земельных и имущественных отношения Республики Татарстан (далее по тексту – МЗИО РТ).

 Представитель третьего лица Муниципальное казенное учреждение «Управление по организации ритуальных услуг ИК МО г. Казани» (далее по тексту – МКУ «Управление по организации ритуальных услуг ИК МО г. Казани»), Гараев Р.Ф. в судебном заседании с иском согласился.

 Представитель третьего лица – МЗИО РТ, Епишина О.В. в судебном заседании с иском не согласилась.

 Третье лицо – Управление Министерства юстиции РФ по РТ в судебное заседание своего представителя не направило.

 Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 16 п.23 Федерального закона «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения явля­ются вопросами местного значения городского округа  .

 В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предложения по созданию мест по­гребения могут вноситься массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ. Места погребения мо­гут быть: по принадлежности - государственные и муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские.

 Согласно ст. 19 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органа­ми местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиоз­ными объединениями.

 В соответствии со ст. 25 вышеуказанного закона гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуется путем организа­ции в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида дея­тельности.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного само­управления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществ­ляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, созда­ваемыми органами местного самоуправления.

 Согласно ст. 26 того же Закона финансовое обеспечение похоронного де­ла осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

 Также ст. 29 указанного закона установлено, что органы местного само­управления районов, поселений и городских округов создают специализирован­ные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с насто­ящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погре­бения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

 Решением Казанской городской Думы от 07.10.2009 №10-43 создано Управление по организации ритуальных услуг. Согласно положению о МКУ «Управление по организации ритуальных услуг ИК МО г. Казани».

 Согласно решению Казанской городской Думы от 29.12.2010 №35-3, уполномоченным органом в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории г.Казани является Муниципальное казенное учреждение «Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее -Управление).

 К компетенции и полномочиям Управления на территории г.Казани относятся:

 - бесплатное предоставление участка земли на территориях кладбищ г.Казани для погребения умершего;

 - выдача разрешения на захоронение (погребение) умершего (погибшего);

 - выдача удостоверения о захоронении установленного образца;

 - выдача разрешения на установку (замену) намогильного сооружения;

 - выдача справок о захоронении;

 - организация погребения тел невостребованных умерших (погибших);

 - регистрация и учет захоронений, ведение архива;

 - контроль за осуществлением погребения умерших;

 - контроль за осуществлением эксгумации тела (останков) умершего (погибшего) по решению суда, следственных органов и в случаях перезахоронения в родственные могилы;

 - содержание мест захоронения;

 - оказание содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, получить разрешение на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов;

 - защита законных прав и интересов граждан при захоронении умерших;

 - подготовка проектов муниципальных правовых актов по организации ритуальных услуг;

 - подготовка проектов муниципальных правовых актов по определению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

 В соответствии со ст.9 Федерального Закона №8-ФЗ лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего; погребение.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующего органа.

 Судом установлено, что на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан №1479-р от 11 ноября 2004 года Казанскому Мухтасибату Духовного управления мусульман Республики Татарстан на праве безвозмездного срочного пользования предоставлен земельный участок для размещения мусульманского кладбища площадью ... га, кадастровый номер ..., расположенный по адресу: РТ, ....

 01 декабря 2004 года Казанский Мухтасибат и приход мечети «Аль-Марджани» Казанского Мухтасибата заключили соглашение о совместном строительстве мусульманского кладбища. В соответствии с данным соглашением приход мечети «Аль-Марджани» взял на себя обязательство строительства объектов инфраструктуры мусульманского кладбища и других сооружений религиозного назначения за счет собственных средств, а также, за счет привлеченных средств.

 15 апреля 2007 года Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района РТ Мухтасибату г.Казани выдано разрешение на строительство №...-... мусульманского кладбища при мечети «Аль-Марджани» с административным зданием и оградой.

 24 апреля 2007 года Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района РТ Казанскому мухтасибату выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №...

 Распоряжением первого заместителя министра МЗИО РТ от 08.11.2013 г. распоряжением №... земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... га был передан ДУМ РТ на праве безвозмездного (срочного) пользования сроком на 11 месяцев для размещения мусульманского кладбища.

 Данный земельный участок входит в состав городских зе­мель на основании закона Республики Татарстан от 28.12.2007 №69-ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан».

 В данный момент на мусульманском кладбище построено и зарегистрировано на праве собственности административное здание, забор кладбища, что свидетельствами о государственной регистрации права ... года, от .... Собственником является Местная мусульманская религиозная организация – приход соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата ДУМ РТ.

 На указанном выше земельном участке организовано и действует вероисповедальное кладбище: «Мусульманское кладбище» при мечети «Аль-Марджани» Казанского Мухтасибата ДУМ РТ (далее Кладбище). Порядок деятельности Кладбища утвержден 27.04.2008г., приказом дирек­тора Кладбища по согласованию с Мухтасибатом. Прейскурант цен на оказание услуг, оказываемых мусульманским кладбищем при захоронении умерших согласован смотрителем кладбища, Имамом мечети «Аль – Марджани», Мухтасибом г.Казани.

 Суд считает незаконной и подлежащей запрету деятельность Местной мусульманской религиозной организации - мухтасибат г.Казани ДУМ РТ, Местной мусульманской религиозной организации - приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата ДУМ РТ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (организация похоронного дела) на территории города Казани на земельном участке, занимаемом вероисповедальным мусульманским кладбищем, с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: Республика Татарстан, ..., поскольку указанная деятельность осуществляется в нарушение Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно нормам которого организация похоронного дела осуществляется органами местного само­управления, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществ­ляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, созда­ваемыми органами местного самоуправления. В настоящее время мусульманское кладбище осуществляет свою деятельность на территории г.Казани в отсутствии муниципального контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела, погребение умерших производится самовольно без разрешения уполномоченного органа.

 Требования к ДУМ РТ удовлетворению не подлежат, поскольку земельный участок ДУМ РТ на праве безвозмездного срочного пользования не зарегистрирован. Деятельность по организации ритуальных услуг ДУМ РТ на данном земельном участке не ведется.

 Руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск удовлетворить частично.

 Признать незаконной деятельность Местной мусульманской религиозной организации- мухтасибат г.Казани Централизованной религиозной организации- духовного управления мусульман Республики Татарстан, Местной мусульманской религиозной организации- приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата Централизованной религиозной организации- Духовного управления мусульман Республики Татарстан по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (организация похоронного дела) на территории города Казани на земельном участке, занимаемом вероисповедальным мусульманским кладбищем, с кадастровым номером ... расположенном по адресу: Республика Татарстан, г....

 Запретить Местной мусульманской религиозной организации- мухтасибат г.Казани Централизованной религиозной организации- духовного управления мусульман Республики Татарстан, Местной мусульманской религиозной организации- приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата Централизованной религиозной организации- Духовного управления мусульман Республики Татарстан осуществлять деятельность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (организация похоронного дела) на территории города Казани на земельном участке, занимаемом вероисповедальным мусульманским кладбищем, с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: Республика Татарстан, ....

 В удовлетворении требований к Централизованной религиозной организации – Духовное управление мусульман Республики Татарстан отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова