ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-664/18 от 13.03.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-664/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Дикгаут К.В.,

с участием прокурора Львовой Н.А.,

представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

13 марта 2018 года гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» об обязательстве обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения,

установил:

прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» об обязательстве обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения.

Определением суда от 18.01.2018 произведена замена ответчика Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

16.02.2018 в адрес суда поступили уточнения исковых требований прокурора Усть-Куломского района, согласно которым истец просит обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить оборудование тротуаров с обеих сторон автодороги «подъезд к Югыдъяг №1» с км. 0+300 по км. 1+900; обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить надлежащее оснащение пешеходных переходов (вблизи МОУ «Югыдъягская СОШ», расположенное по адресу: <...> МОУ «Начальная школа - детский сад» с.Мыелдино, расположенное по адресу: <...>) дорожным светофором Т-7, обозначающим нерегулируемый пешеходный переход; обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить установку ограждений перильного типа у наземного пешеходного перехода (вблизи МОУ «Югыдъягская СОШ», расположенное по адресу: <...> МОУ «Начальная школа - детский сад» с.Мыелдино, расположенное по адресу: <...>) с обеих сторон на протяжении 50 метров от нерегулируемого пешеходного перехода; обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить оборудование пешеходного перехода (МОУ «Югыдъягская СОШ», расположенное по адресу: <...>) искусственными неровностями; обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить установку дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», обозначающих пешеходных переход (вблизи МОУ «Начальная школа - детский сад» с.Мыелдино, расположенное по адресу: <...>) на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска.

Представители ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и представитель ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» с иском были не согласны, также указали на отсутствие финансирования для производства требуемых работ.

ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району своего представителя в судебное засевание не направил, извещен надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, административное дело Усть-Куломского районного суда Республики Коми №5-158/17, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в ходе проверки по обращению ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району выявлено, что на участках автодорог, расположенных на территории МО МР «Усть-Куломский» и находящихся в собственности Республики Коми, допускается обслуживание автодорог, не соответствующее установленным требованиям.

Так, в ходе обследования, проведенного ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району 25.08.2017 на участке автодороги «подъезд к Югыдъяг №1» с км. 0+300 по км. 1+900, установлено, что в нарушение п.4.5.1.1, п.4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на указанном участке дороги отсутствуют тротуары, которые устанавливают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.

Указанные недостатки не соответствуют требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе обследования также установлено, что на пешеходном переходе, расположенном вблизи образовательного учреждения (МОУ «Югыдъягская СОШ» по адресу: <...>) на автомобильной дороге «подъезд к Югыдъяг № 1» участок 1+250, нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании и проведении ремонта нерегулируемого пешеходного перехода, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Так, оборудование данного пешеходного перехода не соответствует требованиям п.7.2.18 ГОСТ-Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств», т.к. отсутствует светофоры Т-7, который применяют в случаях, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.

В нарушение п.8.1.27 ГОСТ-Р52289-2004, у данного наземного пешеходного перехода отсутствуют ограждения перильного типа, которые должны располагаться с обеих сторон на протяжении 50 метров от нерегулируемого пешеходного перехода;

В нарушение п.4.3.1 ГОСТ Р52766-2007, п.6.2 ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности» указанный пешеходный переход не оборудован искусственными неровностями.

В ходе обследования также установлено, что на автомобильной дороге «Усть-Кулом-Усть-Нем-Мыелдино» на участке км. 87+200 вблизи образовательного учреждения (МОУ «Начальная школа - детский сад» с.Мыелдино по адресу: <...>) расположен нерегулируемый пешеходный переход, который не соответствует требованиям стандартов, норм и правил, которыми обеспечивается безопасность дорожного движения.

Так, оборудование данного пешеходного перехода не соответствует требованиям п.7.2.18 ГОСТ-Р52289-2004, т.к. отсутствует светофор Т-7, который применяют в случаях, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.

В нарушение п.8.1.27 ГОСТ-Р52289-2004, у данного наземного пешеходного перехода отсутствуют ограждения перильного типа, которые должны располагаться с обеих сторон на протяжении 50 метров от нерегулируемого пешеходного перехода.

В нарушение требований п.5.1.17 ГОСТ-Р52289-2004 дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» расположены на щитах с отсутствием светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.

Указанные недостатки не соответствуют требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и затрудняют движение транспортных средств.

Согласно п.7.2.18 ГОСТ-Р52289-2004 светофоры Т-7 применяют в случаях, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.

В силу п.8.1.27 ГОСТ-Р52289-2004 ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов.

25.08.2017 госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Вступившим в законную силу постановлением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 14.11.2017 Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.12 Федерального закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности помимо прочего относятся:

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона №257-Ф3 определено понятие дорожной деятельности, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч.1 ст.17 Федерального закона №257-ФЗ).

Автомобильная дорога «подъезд к Югыдъяг № 1» на участках с км. 0+300 по км. 1+900; км. 1+250, а также автомобильная дорога «Усть-Кулом-Усть-Нем-Мыелдино» на участке км. 87+200 находятся в собственности Республики Коми.

В силу вышеперечисленных требований законодательства, содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения является расходным обязательством Республики Коми.

В соответствии с разделом 3 ГОСТ Р 50597-93, проезжая часть дорог и улиц, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Также в соответствии с п.2.5. СНиП 2.05.02-85 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.

В соответствии с п.13 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Управляет и распоряжается автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

Одними из основных задач деятельности Министерства являются:

- обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния;

- создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми;

- обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

В силу вышеперечисленных требований законодательства, содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения является расходным обязательством Республики Коми.

Согласно Уставу ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации (в пределах определенной Уставом компетенции) полномочий Дорожного агентства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения (п.16 Устава).

Согласно п.17 Устава Учреждения целями его деятельности являются:

- обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения;

- улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения;

- обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения;

- создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения;

- осуществление контроля за выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, лицом, ответственным за содержание и ремонт автомобильных дорог межмуниципального и республиканского значения в настоящее время является ГКУ РК «Управление автомобильными дорогами Республики Коми».

Вместе с тем, согласно п.10 Устава Учреждения отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

От имени собственника автодорог Республики Коми выступает Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что в нарушение действующего законодательства условия эксплуатации дороги местного значения в данном месте не отвечают установленным требованиям, кроме того, непринятие мер в части надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность участников дорожного движения, создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц об обязательстве ответчика обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить оборудование тротуаров с обеих сторон автодороги «подъезд к Югыдъяг №1» с км. 0+300 по км. 1+900.

Обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить надлежащее оснащение пешеходных переходов (вблизи МОУ «Югыдъягская СОШ», расположенное по адресу: <...> МОУ «Начальная школа - детский сад» с.Мыелдино, расположенное по адресу: <...>) дорожным светофором Т-7, обозначающим нерегулируемый пешеходный переход.

Обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить установку ограждений перильного типа у наземного пешеходного перехода (вблизи МОУ «Югыдъягская СОШ», расположенное по адресу: <...> МОУ «Начальная школа - детский сад» с.Мыелдино, расположенное по адресу: <...>) с обеих сторон на протяжении 50 метров от нерегулируемого пешеходного перехода.

Обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить оборудование пешеходного перехода (МОУ «Югыдъягская СОШ», расположенное по адресу: <...>) искусственными неровностями.

Обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 01.01.2020 организовать и обеспечить установку дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», обозначающих пешеходных переход (вблизи МОУ «Начальная школа - детский сад» с.Мыелдино, расположенное по адресу: <...>) на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник