ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-664/2018 от 22.03.2018 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в

составе: председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,

при секретаре Багратуни С.С.,

с участием: представителя истца-адвоката Полякова В.В., представившего ордер ....., удостоверение ....., доверенность

представителя администрации г.Ессентуки по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г.Ессентуки о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Ессентукский городской суд с иском к администрации г.Ессентуки о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, компенсации морального вреда, указывая, что она, на основании договора приватизации жилой площади от ......., является собственником ......., расположенной в многоквартирном доме № ....... в городе Ессентуки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ............-АЗ ...... Постановлением администрации города Ессентуки от ............ утвержден акт и заключение межведомственной комиссии от ............ об обследовании многоквартирного жилого дома ....... по ул. ....... в городе Ессентуки, в соответствии с которым указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания. Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрена финансовая поддержка для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке до ....... аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. На основании Постановления Администрации города Ессентуки об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и помещений в нем, расположенных по ....... для муниципальных нужд ..... от ....... проведена государственная регистрация изъятия для государственных (или муниципальных) нужд ........ В ....... году собственники многоквартирного дома обратились в Ессентукский городской суд с заявлением об установлении юридического факта признания жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.

Решением суда от ....... установлен юридический факт признания ....... в г. Ессентуки аварийным и непригодным для дальнейшего проживания до ........

Данное обстоятельство позволило включить многоквартирный ....... в г. Ессентуки в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 г.г.», утвержденную Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 июня 2013 года № 237-П, поскольку, согласно разделу 4 в Программу включаются многоквартирные жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными до ........ В соответствии с указанной Программой органы местного самоуправления муниципальных образований:

- формируют адресные списки аварийных многоквартирных домов;

-заключают предварительные соглашения с собственниками жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, о предоставлении жилых помещений путем мены на иные жилые помещения;

-представляют копии документов о признании аварийными многоквартирных домов, жители которых подлежат переселению в рамках реализации Программы;

- заключают муниципальные контракты на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в жилых домах для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов или осуществляют выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- обеспечивают регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах, приобретенные в рамках Программы, или жилые помещения в жилых домах, построенных в рамках Программы;

- осуществляют переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

- обеспечивают снос аварийных многоквартирных домов.

Из устных объяснений работников администрации г. Ессентуки следует, что в настоящее время квартиры для расселения указанного дома не приобретались и муниципальные контракты с подрядными организациями не заключались. О точной дате расселения не сообщалось. Данное бездействие ведет к нарушению жилищных прав ФИО2, угрозе её жизни и здоровью.Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Данная правовая позиция подтверждена Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012 г. Как следует из текста Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).

В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.

По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения. Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иных жилых помещений собственникам жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда. В ходе общения с администрацией г. Ессентуки, ФИО2 многократно говорила, что она не согласна на получение выкупной цены взамен принадлежащего ей жилого помещения, а желает получить другое жилое помещение в собственность в г. Ессентуки.

При этом, следует отметить, что со стороны администрации г. Ессентуки не поступало предложений по выкупу принадлежащей ФИО2 квартиры, равно как и не поступало предложений по предоставлению другого жилого помещения в черте города Ессентуки. Поскольку многоквартирный дом, в котором находится квартира ФИО2 включен в Программу и администрация г. Ессентуки взяла на себя обязательство предоставить ФИО2 другое жилое помещение, значит фактически достигнуто соглашение обеспечения жилищных прав ФИО2 путем предоставления другого жилого помещения взамен признанного аварийным. Однако, возможность реализовать такое право истцу не предоставляется, жилым помещением она не обеспечивается.

Согласно устным заявлениям работников администрации г.Ессентуки жилого помещения, которое могло бы быть предоставлено ей в настоящее время не имеется, что свидетельствует о нарушении ее прав

Просила обязать администрацию г.Ессентуки предоставить ей жилое помещение в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 г.г.» в черте города Ессентуки, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Представитель ответчика Администрации г.Ессентуки – ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул. ....... состоит из <данные изъяты> жилых помещений, <данные изъяты> из которых принадлежат гражданам на праве собственности, два относятся к муниципальному жилищному фонду. Постановлением администрации города Ессентуки от ............ «Об утверждении акта и заключения межведомственной комиссии по признанию жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания. Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от ....... установлен юридический факт признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания до ........ В связи с этим, администрацией города Ессентуки направлен пакет документов на аварийные помещения в министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края для включения указанного дома в четвертый этап краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от ............-п.

В соответствии с Федеральным законом от ....... № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Участником четвертого этапа краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 г.г.» утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013 № 237-п является администрация города Ессентуки (далее – программа). В рамках реализации четвертого этапа программы администрация города Ессентуки участвует в переселении граждан из аварийных многоквартирных жилых домов, в том числе дом ул. Молодежная, 1. 04 августа 2016 года Администрацией города Ессентуки с Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края подписано соглашение № 4-2016-ф/4 о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования город-курорт Ессентуки Ставропольского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и за счет средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации четвертого этапа (2016-2017 годы) краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 г.г.» (далее- соглашение). ....... между администрацией города Ессентуки и министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края заключены дополнительные соглашения № 1, №2, №3 к Соглашению № ..... Во исполнение указанного соглашения ....... года администрацией города Ессентуки, в пределах предоставленных субсидий бюджету ........ заключены муниципальные контракты на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность. В частности, по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт с ИП ФИО3 на приобретение жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного в городе Ессентуки по ........ В рамках электронного аукциона кроме ИП ФИО3 заявки на участие в аукционе никем не поданы. Кроме того, проведенный мониторинг имеющегося жилья у застройщиков города-Ессентуки показал, что в городе невозможно приобрести жилье по <данные изъяты> тыс.рублей за один кв.метр, с чистовой отделкой и установкой санитарно-инженерных приборов («под ключ») и площадью однокомнатной квартиры не более 33,6 кв.метра. Администрация города Ессентуки выполнила все обязанности в рамках краевой адресной программы, заключен муниципальный контракт на приобретение благоустроенного жилого помещения, расположенного в Предгорном районе, ст. Ессентукская, ....... Истец просит обязать Администрацию города Ессентуки предоставить жилое помещение в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 г.г.» в черте города Ессентуки. отвечающее санитарным и техническим требованиям. Вместе с тем, механизм реализации названной программы не предусматривает безвозмездное предоставление жилого помещения собственнику аварийной квартиры. Так, разделом 6 Программы предусмотрено, что «изъятие у собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований – участников Программы в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При изъятии жилого помещения у собственника в аварийном многоквартирном доме согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия его изъятия определяются соглашением между органом местного самоуправления муниципального образования – участника Программы и собственником изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки жилых помещений в аварийной многоквартирном доме является обязательным при изъятии имущества у собственников жилого помещения в аварийном многоквартирном доме для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с соглашением между органом местного самоуправления муниципального образования – участника Программы и собственником жилого помещения в аварийном многоквартирном доме собственнику данного жилого помещения может быть предоставлено органом местного самоуправления муниципального образования – участника Программы взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение. При этом, при реализации Программы в стоимость предоставляемого органом местного самоуправления муниципального образования – участника Программы по договору мены жилого помещения зачитывается возмещение за изымаемое жилое помещение, определяемое в соответствии с условиями Программы исходя из планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение и площади изымаемого жилого помещения. В силу ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондом, выселяемым в связи со сносом аварийного многоквартирного дома, органы местного самоуправления муниципальных образований – участников Программы предоставляют другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма. В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам при выселении в связи со сносом аварийного многоквартирного дома другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункты. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель имеет право на получение жилого помещения в коммунальной квартире состоящего из того же числа комнат. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, Ставропольскому краю или муниципальному образованию – участнику Программы, не изымаются. Нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, проживающим совместно с ними в жилых помещениях аварийных многоквартирных домов государственного жилищного фонда Российской Федерации или Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований – участников Программы предоставляют жилые помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде». С учетом того, что истец является собственником аварийного помещения, а не его нанимателем, ФИО2 может быть предоставлено другое жилое помещение, но только на основании соглашения между органом местного самоуправления муниципального образования – участника Программы (Администрацией города Ессентуки) и собственником жилого помещения в аварийном многоквартирном доме (ФИО2). Согласно норм ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебную защиту. С учетом того, что такого соглашения Администрация города Ессентуки и ФИО2 между собой не достигли, суд не может возложить на ответчика обязанность предоставить жилое помещении в рамках краевой адресной программы в нарушение принципа свободы договора. Кроме того, в настоящее время истек срок действия краевой адресной программы, а денежные средства, выделенные на ее реализацию, были израсходованы администрацией города Ессентуки на закупку квартир в станице Ессентукской Ставропольского края, после поведенного аукциона.

Просил в удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме отказать.

Истица ФИО2 будучи извещенной о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель истца адвокат Поляков В.В.. действующий также и по доверенности, исковые требования ФИО2 поддержал.

Представитель 3-его лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, будучи извещенным о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель 3-его лица Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, будучи извещенным о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и представил суду письменные возражения, согласно которым, в соответствии с Положением о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от ............-п, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края и в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ФЗ № 185, Фонд) постановлением Правительства Ставропольского края от 17.07.2014 года № 237-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 года» (далее Постановление № 237-п, Программа). Финансовые средства на реализацию Программы формируются за счет средств Фонда. Средств бюджета Ставропольского края и средств бюджетов муниципальных образований – участников Программы (далее – органы местного самоуправления). Целью Программы является организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Участниками Программы выступают муниципальные образования Ставропольского края. В соответствии с требованиями п.1 ч.2 ст.16 ФЗ № 185 и ч.10 ст.32 ЖК РФ в Программу включаются многоквартирные дома. Признанные в установленном порядке до ....... года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Постановлением администрации города Ессентуки от ....... г. № ..... многоквартирный дом по адресу: <...> (далее – жилой дом) был признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, т.е. после установленной Программой даты, в связи с чем, он не был включен в Программу. Однако решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от ....... года установлен юридический факт признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания до ....... года, в связи с чем, он был включен в четвертый этап Программы. Жилой дом – это бывшее общежитие (комнаты с местами общего пользования) состоит из <данные изъяты> жилых помещений, <данные изъяты> из которых принадлежат гражданам на праве собственности, два относятся к муниципальному жилищному фонду. Квартира № ..... в жилом доме принадлежит на праве собственности ФИО2 Данная квартира состоит из одной комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 года, в случае если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. когда собственники жилых помещений в таком доме в представленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме путем выкупа. Вместе с тем, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо на его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Часть 8 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществляется переселение собственников из аварийного жилья, не определяется, должно ли соответствовать предоставляемое жилое помещение каким-либо критериям применимо к изымаемому жилому помещению. Вместе с тем, применение статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства» позволяет применять по аналогии статью 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации в части требований к жилым помещениям. Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 20-22 и 37 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» предоставления гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежним. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (жилые помещения предоставляются «метр» за «метр»), отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Взамен аварийной ......., принадлежащей ФИО2 Администрацией запланировано предоставление однокомнатной квартиры не более <данные изъяты> кв.м. Кроме того, статьей 89 ЖК РФ предусмотрено предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи с выселением, в том числе из аварийного жилья, которое может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена ранее занимаемое жилое помещение, но с письменного согласия граждан. Проведенный мониторинг имеющегося жилья у застройщиков города-курорта Ессентуки показал, что в городе невозможно приобрести жилье по <данные изъяты> тысяч рублей за 1 кв.м. с чистовой отделкой и установкой санитарно-инженерных приборов («под ключ») и площадью однокомнатной квартиры не более <данные изъяты> кв.м. ФИО2 предложено рассмотреть вопрос о переселении в благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, площадью 40 кв.м. без учета площади балкона, расположенной в Предгорном районе ст. Ессентукская, ........Однако истцом данное предложение не принято. В рамках реализации мероприятий по Программе администрацией проводятся аукционы в электронном виде на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выкуп аварийных жилых помещений собственников осуществляется администрацией в соответствии со статьей 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Из сказанного видно, что администрацией предпринимаются меры по расселению граждан из аварийного многоквартирного дома № ....... в городе Ессентуки, следовательно, администрация города не бездействует.

Просит вынести по делу законное и обоснованное решение.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании договора приватизации жилой площади от ....... года ФИО2 принадлежит на праве собственности квартира № ......., расположенная в многоквартирном доме № ....... в городе Ессентуки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ............-АЗ .....

Постановлением администрации г.Ессентуки от ............ утвержден акт и заключение межведомственной комиссии от ............ об обследовании многоквартирного жилого дома № ....... в городе Ессентуки, в соответствии с которым указаны многоквартирный жилой дом признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания после установленной программой даты в связи с чем он не был включён в Программу.

На основании Постановления администрации города Ессентуки об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и помещений в нём, расположенных по ....... для муниципальных нужд ..... от ....... проведена государственной регистрации изъятия для государственных (или муниципальных) нужд ........

....... Ессентукском городским судом вынесено решение об установлении юридического факта признания в установленном законом порядке ....... аварийным и непригодным для дальнейшего проживания до ........

На основании решения Ессентукского городского суда от ....... многоквартирный ....... был включён в краевую адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в ставропольском крае в 2013-2017 годах», утвержденные Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 июня 2013 года номер 237-П.

В соответствии с краевой адресной программы, органы местного самоуправления муниципальных образований:- формируют адресные списки аварийных многоквартирных домов;- заключает предварительные соглашения с собственниками жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, о предоставлении жилых помещений путем мены на иные жилые помещения;- представляют копии документов о признании аварийными многоквартирных домов, жителей которых подлежат переселению в рамках реализации Программы;- заключают муниципальные контракты на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в жилых домах для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов или осуществляют выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации;- обеспечивают регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах, приобретенный в рамках Программы, или жилые помещения в жилых домах, построенных в рамках Программы; осуществляют переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;- обеспечивают снос аварийных многоквартирных домов.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 16 Федерального закон от 21.07 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством и данным Федеральным законом.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации разделом 6 краевой адресная программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в ставропольском крае в 2013-2017 годах», определен механизм реализации краевой адресной Программы, собственнику жилого помещения в аварийном многоквартирном доме органам местного самоуправления муниципального образования - участника программы взамен изымаемого жилого помещение может быть предоставлено другое жилое помещение в соответствии с соглашением между органами местного самоуправления муниципального образования - участника программы и собственником жилого помещения.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 2 Федерального Конституционного закона от 05.02.2014 года 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Верховный суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения, по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.

При принятии решения по настоящему делу суд учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации по вопросу обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, изложенную в ответе на вопрос 2 в Обзоре судебной практики за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2012 года. Согласно указанной правовой позиции, в случае если многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включён в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, то собственник жилого помещения имеет в силу статьи 16 пункта 3 части 2 Федерального закона от 21.07 2007 года номер 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации право на предоставление другого жилого помещения либо выкуп аварийного жилого помещения. При этом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения прав. Аналогичная позиция изложена Верховным Судом РФ в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением в жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 года.

Согласно Приложению к краевой адресной программе, способом переселения граждан из аварийного дома, в рамках реализации программы, является переселения в жилые помещения, приобретаемые у застройщиков, то есть переселение в квартиры, расположенные в новых домах, специально приобретенные муниципальными органами в муниципальную собственность для цели переселения граждан из аварийного жилья.

Конкретные параметры жилых помещений, приобретаемых у застройщиков для предоставления собственников жилых помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах, в порядке переселения, жилищным законодательством Российской Федерации и краевой адресной программы не предусмотрены.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий по Программе, администрацией проводятся аукционы в электронном виде на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Федеральным Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В августе 2017 года по результатам электронного аукциона администрацией города Ессентуки заключён муниципальный контракт с ИП ФИО3 на приобретение жилого помещения, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного в <...>.

....... года администрация города Ессентуки предложила истцу рассмотреть вопрос о переселении в благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу Предгорный район станица Ессентукская, ....... общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Истица от переселения в предоставленную ей квартиру отказалась, объяснив свой отказ тем, что помещение, расположенное по адресу Предгорный район станица Ессентукская, .............., не является благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим нормам, расположено не в городе Ессентуки, а согласия на предоставление жилого помещения в соседнем населенном пункте она не давала.

Администрацией не представлено документов, подтверждающих, что жилой дом, в котором расположена предполагаемая истцу квартира, сдан в эксплуатацию, не представлены доказательства того, что администрация предлагала заключить договор мены и, что она отказалась от заключения такого договора, соглашения.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

В нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что истцу было предложено выкупить принадлежащую ему квартиру в порядке, определенном ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем он, как собственник жилого помещения в доме признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишён права на получение стоимости изымаемого имущества.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также применяемые к рассматриваемому спору нормы права, суд считает исковые требования ФИО2 к администрации города Ессентуки о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в рамках краевой адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в ставропольском крае в 2013-2017 годах» в черте города Ессентуки, отвечающего санитарным и техническим требованиям, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении иска в части возложения на администрацию города Ессентуки обязанности по предоставлению жилого помещения, отвечающего санитарным требованиям, в черте города,, суд исходит из того, что жилое помещение по адресу: г.Ессентуки, ул. ....... является непригодным для постоянного проживания, что подтверждается решением Ессентукского городского суда от ......., выявленные факторы не могут обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в связи с чем имеются основания для предоставления истцу другого жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 89 ЖК Российской Федерации и расположенное на территории г. Ессентуки.

Истцом, в порядке ст. 39 ГПК РФ, заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, в обоснование которых истица указала, что неоднократное обращение в администрацию города Ессентуки по вопросу предоставлений ей жилого помещения в черте города, отвечающее санитарным нормам, причинило ей нравственные и душевные мучения и страдания.

Руководствуясь положениями ст. 151, 1064, п. 2 ст. 1099 ГК РФ, суд исходит из того, что истец не представила доказательств того, что со стороны ответчика имели место нарушения ее личных неимущественных прав, либо других нематериальных благ.

Суд принимает во внимание, что возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав, которые носят имущественный характер, действующим законодательством не предусмотрена.

При таком положении, в удовлетворении иска ФИО2 о компенсации морального вреда, надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 к администрации г.Ессентуки о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в черте города Ессентуки, компенсации морального вреда,– удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Ессентуки Ставропольского края, в рамках краевой адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставропольском крае 2013-2017 годах», предоставить ФИО2 жилое помещение, в черте города Ессентуки, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В удовлетворении требований ФИО2 к администрации г.Ессентуки о, компенсации морального вреда,–отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Ессентукский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 26 марта 2018 года.

Председательствующий Аветисова Е.А.

,

.

.