ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-664/2021 от 01.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 апреля 2021 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,

при секретаре Шаховой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску ФИО1 к Социальному управлению г. Пензы о понуждении произвести начисление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с 01.01.2021г.,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, в котором указала, что она является матерью И.У., Дата года рождения. 09.01.2021г. она (ФИО1), через ГАУ «МФЦ», обратилась в Социальное управление г. Пензы с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка была ей назначена Социальным управлением г. Пензы 19.01.2021 г., на период с 09.01.2021 г. по 31.01.2021 г. в размере - 7 420, 84 рублей; на период с 01.02.2021 г. по 31.07.2021 г. в размере - 10 002 рубля; на период с 01.08.2021 г. по 30.08.2021 г. в размере - 9 679, 35 рублей.

Истец просит учесть, что право на получение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка возникло у неё с 01.01.2021г., но она не имела объективной возможности 01.01.2021 г. представить в Социальное управление г. Пензы заявление и соответствующие документы. С заявлением о назначении указанной выплаты и раньше января 2021 года, она обратиться не могла, поскольку среднедушевой доход ее семьи за более ранние расчётные периоды (включительно по июнь 2019 года) превышал 2 прожиточных минимума на человека. 01.01.2021 г. она не могла подать заявление, так как период с 01.01.2021 г. по 08.01.2021 г. выпадал на праздничные выходные дни. Режим работы Почты России в праздничные и выходные дни также был органичен, кроме того, заверение документов у нотариуса требовал дополнительных материальных средств, которыми она не располагала. В связи с чем, она и обратилась в Социальное управление г. Пензы с заявлением в первый рабочий день - 09.01.2021 года.

ФИО1 просила суд признать за ней право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за период с 01.01.2021 г. по 08.01.2021 г. включительно; обязать Социальное управление г. Пензы произвести начисление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, за период с 01.01.2021 г. по 08.01.2021 г. включительно.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика Социального управления г. Пензы – ФИО2, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из свидетельства о рождении от 10.09.2019г. II- ИЗ № 594869 следует, что Дата у ФИО3 родилась дочь - И.У. (л.д. 14).

09.01.2021 г. ФИО1, через ГАУ «МФЦ», обратилась в Социальное управление г. Пензы с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л.д. 11 – 13).

Решением отдела Социального управления по Первомайскому району г. Пензы от 19.01.2021 г. № 465 ФИО1 была назначена МСП «Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка» в размере - 7 420,84 рублей, за период с 09.01.2021 г. по 31.01.2021 г.; в размере - 10 002 рубля, за период с 01.02.2021 г. по 31.07.2021 г., в размере - 9 679,35 рублей, за период с 01.08.2021 г. по 30.08.2021 г.

Обращаясь в суд, ФИО1 просит признать право на получение ею ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с 01.01.2021г. и учесть, что, так как возможность на обращение с заявлением о назначении данной выплаты с 01.01.2021г. у неё отсутствовала, в силу объективно сложившихся причин (01.02.2021г. являлся праздничным нерабочим днём), просит суд обязать ответчика начислить ей указанную выплату с 01.01.2021 г.

На основании постановления администрации г. Пензы от 11.06.2014г. № 685 уполномоченным органом по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в г. Пензе является Социальное управление города Пензы.

Основания, порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее – Закон).

В силу ст. 1 Закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Закона гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н также утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат (далее - Порядок).

Согласно п. 5 Порядка заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении выплат) может быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Исходя из анализа указанных норм законодательства следует, что обязанность по назначению ежемесячной выплаты возникает у уполномоченного органа со дня обращения заявителя за её назначением.

То есть право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка законодатель связывает не с датой возникновения права на обращение с таким заявлением, а с датой обращения лица с заявлением о её назначении.

Как следует из материалов дела, с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка истец ФИО1 обратилась в Социальное управление г. Пензы – 09.01.2021 г.

Соответственно и ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка Социальным управлением г. Пензы, на основании ч. 2 ст. 2 Закона, была назначена ФИО1 с 09.01.2021г. (то есть со дня обращения за ее назначением).

В связи с чем, правовые основания для возложения на Социальное управление г. Пензы обязанности назначить ФИО1 ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка с 01.01.2021 г. отсутствуют.

Довод ФИО1 о том, что её право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с 01.01.2021г. нарушается, в связи с отсутствием у неё возможности на обращение в уполномоченный орган, в период с 01.01.2021 г. по 08.01.2021 г. (праздничные выходные дни), не принимается судом в силу следующего.

Согласно п. 10 Порядка в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

В силу п.14 Порядка заявление о назначении выплат с документами могут быть направлены в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронных документов.

В соответствии с п. 16 Порядка заявление о назначении выплат и документы могут быть направлены посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

В п. 25 - 33 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минтруда России от 23.03.2018 г. № 186 н (далее – Административный регламент) содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по назначению государственных пособий гражданам, имеющим детей, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме

Согласно п. 34 Административного регламента заявитель вправе представить документы и сведения, предусмотренные пунктами 25 - 33 Административного регламента, в уполномоченный орган по собственной инициативе.

Согласно п. 44 Административного регламента заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предусмотренные пунктами 25 - 33 Административного регламента, могут быть поданы непосредственно в уполномоченный орган, через многофункциональный центр, направлены посредством почтовой связи, а также в форме электронного документа с использованием электронных носителей либо посредством Единого портала, портала услуг.

Причем, в силу п. 35 Административного регламента в случае непредставления заявителем документов (копий документов, сведений) о месте жительства (пребывания) или фактического проживания, необходимых для вынесения решения о назначении государственных пособий самостоятельно, уполномоченный орган запрашивает их в государственных органах, органах местного самоуправления и иных органах, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в распоряжении которых имеется указанная информация.

Исходя из анализа указанных норм законодательства следует, что право заявителя на обращение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не ограничено, заявитель может обратиться в уполномоченный орган как непосредственно, так и через многофункциональный центр, либо посредством почтовой связи и т.д.

Соответственно, при возникновении у ФИО1 права на обращение с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с 01.01.2021г., она не была лишена возможности обратиться в уполномоченный орган, любым способом (не только через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг), предусмотренным нормами законодательства, подтверждающим дату её обращения.

Таким образом, оценивая доводы сторон в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами, анализируя нормы законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Социальному управлению г. Пензы о понуждении произвести начисление ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с 01.01.2021г.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к Социальному управлению г. Пензы о понуждении произвести начисление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с 01.01.2021г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 7 апреля 2021 года.

Судья Ю.А. Андрианова