ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-665 от 29.07.2010 Ашинского городского суда (Челябинская область)

                                                                                    Ашинский городской суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ашинский городской суд Челябинской области — Судебные акты

Дело № 2-665/2010 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года

Ашинский городской суд г. Аши Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Л.А. Чистяковой

при секретаре И.Я. Черновой

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Еркович Н.П., Калинин Е.Н. и Кривозубова Л.Л. к Государственному учреждению «10-й отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области», Управлению федерального казначейства по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о возмещении расходов на проезд к месту проведения отпуска,

УСТАНОВИЛ:


Еркович Н.П. Калинин Е.Н. и Кривозубова Л.Л. обратились в суд с иском к Государственному учреждению «10-й отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области», Управлению федерального казначейства по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о возмещении расходов на проезд к месту проведения ежегодного отпуска за 2008 год: в пользу Еркович Н.П. в размере 20 200,20руб., в пользу Калинин Е.Н. 7 827,90 руб., в пользу Кривозубова Л.Л. 11 182,20руб. за счет средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований указали, что они – на основании контракта о службе в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, проходят службу в пожарной охране: Еркович Н.П. с ДАТАг. в должности начальника караула 14-й пожарной части государственного учреждения «10 отряд федеральной противопожарной службы по Чо» с ДАТАг.; Калинин Е.Н. с ДАТАг., в должности командира 14-й пожарной части государственного учреждения «10 отряд федеральной противопожарной службы по Чо» с ДАТАг.; Кривозубова Л.Л. с ДАТАг. в должности старшины 14-й пожарной части государственного учреждения «10 отряд федеральной противопожарной службы по Чо» с ДАТАг. Имеют право на возмещение расходов на проезд к месту проведения очередного отпуска, и обратно один раз в год.

С ДАТАг. по ДАТАг., Еркович Н.П. выезжал в отпуск в г. Владивосток Расходы на проезд туда и обратно составили 20 200,20руб.; ДАТАг. по ДАТАг. Калинин Е.Н. выезжал в отпуск в г. Апшеронск. Расходы на проезд туда и обратно составили 7 827, 90руб. С ДАТАг. по ДАТАг., Кривозубова Л.Л. с мужем выезжали в отпуск в г. Геленджик. Расходы на проезд туда и обратно составили 11 182, 20руб. По возвращении из отпуска они представили необходимые документы, однако расходы на проезд не возмещены до настоящего времени

Еркович Н.П. Калинин Е.Н. и Кривозубова Л.Л. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают – заявления л.д.48,49,50/.

Представитель ответчика ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» в судебном заседании иск не признал, указывая, что не оспаривает право истцов
на получение компенсации за проезд в требуемом им размере. Отряд не
обладает собственными денежными средствами, не является распорядителем бюджетных средств. Денежные средства поступают на счет Отряда в соответствии с целевым назначением по распоряжению ГУ МЧС России по Челябинской области. Заявки на денежные средства, необходимые для оплаты расходов сотрудникам направлены в ГУ МЧС России по Челябинской области, однако, удовлетворены не полностью.

Представители ответчиков Министерство финансов Челябинской области, УФК, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представили отзыв, возражение л.д.43-44, 45-46/.

Представитель ответчиков ГУ МЧС России по Челябинской области, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление л.д.39/. Возражений по существу спора, ходатайств об отложении дела, уважительности причин неявки не представили, в связи, с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя – ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 716 утверждено Положение о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества.

Пунктом 2 данного Положения установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возмещает расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год). Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением в отношении сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, содержание которых осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на их текущее содержание в федеральном бюджете на соответствующий год.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при формировании собственных бюджетов предусматривать финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением, в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, расходы, по содержанию которых осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п.3 Постановления).

В соответствии с ч.3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. (ч.2 ст. 78 Конституции РФ).

Статьёй 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации” (далее — Закон № 184-ФЗ) установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела истцы:

на основании контракта о службе в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, проходят службу в пожарной охране: Еркович Н.П. с ДАТАг. в должности начальника караула 14-й пожарной части государственного учреждения «10 отряд федеральной противопожарной службы по Чо» с ДАТАг.; Калинин Е.Н. с ДАТАг., в должности командира 14-й пожарной части государственного учреждения «10 отряд федеральной противопожарной службы по Чо» с ДАТАг.; Кривозубова Л.Л. с ДАТАг. в должности старшины 14-й пожарной части государственного учреждения «10 отряд федеральной противопожарной службы по Чо» с ДАТАг., что подтверждается справками НОМЕР от ДАТА г. л.д.6/, НОМЕР от ДАТАг. л.д.12/, НОМЕР от ДАТАг. л.д.27/.

ГУ «10 отряд ФПС Главного управления МЧС России по Челябинской области» входит в систему Государственной противопожарной службы, является самостоятельным оперативным структурным подразделением ГУ МЧС России по Челябинской области, что подтверждается Положением. Приказом МЧС РФ от 27.11.2008г. № 471 ГУ «ОГПС № 15 ГУ МЧС России по Челябинской области реорганизовано путем слияния в ГУ «10 ОФПС по Челябинской области», которое в соответствии с п.1 Положения входит в систему федеральной противопожарной службы.

Пунктом 1, 2 Указа Президента Российской Федерации « О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 ноября 2001 года № 1309 установлен срок до 1 января 2002 г. для преобразования Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе с имуществом.

Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых в должностях без проведения их переаттестации и переназначения.

В соответствии с Совместным приказом № 1 начальника ГУ МЧС по Челябинской области и начальника «Государственного учреждения «Управление государственной противопожарной службы ГУВД по Челябинской области» от 02.03.2005г. и приказом ГУ МЧС по Челябинской области № 80 от 02.03.2005г. ГУ МЧС по Челябинской области и Государственное учреждение «Управление государственной противопожарной службы ГУВД по Челябинской области» реорганизованы в форме присоединения Государственного учреждения «Управление государственной противопожарной службы ГУВД по Челябинской области» к ГУ МЧС по Челябинской области, что подтверждается копиями приказов, свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Начальник ГУ «ОГПС-15 ГУ МЧС по Челябинской области» при заключении контракта с истцами в 1993 году выступал от имени МЧС России на основании приказа МЧС России от 21 июня 2003г. М. 442 «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таким образом, истцы проходили службу в составе федеральной противопожарной службы, что не оспаривается сторонами.

Истцам в 2008г. предоставлялся очередной отпуск с выездом за
пределы района проживания. По прибытии из отпуска в 2008г. они
обратились с рапортами к руководителю по месту прохождения службы о
компенсации расходов на проезд, представив документы, подтверждающие
указанные расходы. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями
рапорта, командировочными удостоверениями.

Истцы отпуск проводили: С ДАТАг. по ДАТАг., Еркович Н.П. выезжал в отпуск в г. Владивосток. К месту отдыха и обратно ездил на личном транспорте, расходы на проезд туда и обратно составили 20 200,20руб.; ДАТАг. по ДАТАг. Калинин Е.Н. выезжал в отпуск в г. Апшеронск. К месту отдыха и обратно ездил на личном транспорте, расходы на проезд туда и обратно составили 7 827, 90руб. С ДАТАг. по ДАТАг., Кривозубова Л.Л. с мужем выезжали в отпуск в г. Геленджик. К месту отдыха и обратно ездил на личном транспорте. Расходы на проезд туда и обратно составили 11 182, 20руб.

Согласно ст. 36 приказа МЧС России от 06.05.2003г. № 236 и дополнения к данной статье, введенного в действие приказом МЧС России от 8.07.2004 года № 332 расходы по проезду на личном автотранспорте возмещаются только военнослужащему ФПС МЧС России в размере стоимости проезда в вагоне низшей категории (пассажирского) поезда в пределах норм, установленных для соответствующих категорий при представлении документов о фактически произведенных расходах.

Согласно справки стоимость проезда в купейном вагоне пассажирского поезда от ст. Вязовая до ст. Владивосток составляет 10 100,10 руб. от ст. Владивосток до ст. Вязовая 10 100,10 руб., что подтверждается справками ОАО «РЖД» л.д.8-9/.

Согласно справки о стоимости проезда в купейном вагоне пассажирского поезда от ст. Вязовая до ст. Туапсе составляет 5 591,10руб., от ст. Туапсе до ст. Вязовая 5 591,10руб., что подтверждается справками ОАО «РЖД» л.д.15-16/.

Согласно справки о стоимости проезда в купейном вагоне пассажирского поезда от ст. Белореченская до ст. Усть-Катав составляет 3942,70руб., от ст. Усть-Катав до ст. Белоренская 3885,20руб., что подтверждается справками ОАО «РЖД» л.д.30-31/.

В соответствия со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности” (далее ФЗ № 69) финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций её личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Статьей 8 того же Закона установлено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными
нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным
Правительством Российской Федерации.

Право истцов на получение компенсации расходов на проезд в
соответствии с п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002г. №716 ответчиками не оспаривается.

Частью 1 ст. 84 БК РФ установлено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;... принятия с федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерация на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением межбюджетных трансфертов (ч.6 ст. 84 БК РФ).

В 2004г. между МЧС России и Правительством Челябинской области
заключено Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 753 от 08.12.2004г. (далее Соглашение 2004 года).

Во исполнение данного Соглашения 26 января 2005г. между Правительством Челябинской области и ГУ МЧС России по Челябинской области заключен договор № 4 о совместной деятельности по реализации
соглашения между МЧС России и Правительством Челябинской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении
вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

Срок действия договора в соответствии с п. 6.1 определен с 01.01.2005г. по 31.12.2008г.

В соответствии с п. 2.2 данного договора Правительство обеспечивает деятельность ГУ МЧС России по Челябинской области по реализации
переданных ГУ МЧС России полномочий, а также финансирование расходов по содержанию численности личного состава территориальных подразделений ГПС в количестве 3903 единицы согласно приложению к настоящему договору, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

Содержание личного состава ГУ « 10 ОФПС по Челябинской области» в соответствии со штатным расписанием,  осуществлялось за счет бюджета Челябинской области, что подтверждается копией приказа и штатного расписания.

27 декабря 2007г. между МЧС России и Правительством Челябинской области заключено Соглашение о передаче друг другу осуществления части
своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от
чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно- спасательных и других
неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и
регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на
муниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществлении поиска и спасения людей на водных объектах. (далее- Соглашение 2007г.). Данное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 27марта 2008г. № 210.

Этим же постановление признано утратившим силу Постановление
Правительства РФ 753 от 08.12.2004г., которым было утверждено Соглашение 2004года.

Статьей 3 Соглашения 2007 года установлено, что МЧС России передает, а Правительство Челябинской области принимает на себя оперативное управление ГУ МЧС России по Челябинской области в части исполнения переданных полномочий в соответствии с настоящим Соглашением, без предоставления субвенций из федерального бюджета бюджету Челябинской области, в порядке реализации части 8 ст. 26.3 Федерального Закона от 06 октября I999года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»

МСЧ России обеспечивает в установленном порядке финансирование и материально- техническое обеспечение полномочий Российской Федерации, осуществляемых ГУ МЧС по Челябинской области, в том числе содержание штатной численности личного состава, содержащейся за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 3 статьи 4 того же Соглашения установлено, что средства, предусмотренные на реализацию указанных в настоящем Соглашении
расходных обязательств Российской Федерации, перечисляются на счета Главного управления МЧС России по Челябинской области, открываемые в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области.

Финансирование осуществления части полномочий Правительства
Челябинской области, передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области через лицевые счета, открываемые Главному Управлению МЧС России по Челябинской области.

Выплата в 2008 году денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, производилась за счет межбюджетных трансфертов на основании соответствующих Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2007 г. № 817. Однако данным постановлением не предусмотрены выплаты за счет межбюджетных трансфертов на возмещение расходов на проезд к месту очередного отпуска и обратно.

Федеральным законом от 24.07.2007г. №198-ФЗ « О федеральном бюджете на 2008 год на плановый период 2009 и 2010 годов» Челябинской области предусмотрены денежные средства в сумме 874574,5 тыс. руб. в виде межбюджетных трансфертов на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности”, на 2008 год (таблица № 27 приложения 37 Закона).

Законом Челябинской области от 27.09.2007 № 200-ЗО “Об областном бюджете на 2008 год” (приложение №2) ГУ МЧС России по Челябинской области включено в перечень главных администраторов доходов областного бюджета.

Распределение бюджетных ассигнований на денежное довольствие и
социальные выплаты сотрудникам и заработная плата работникам
территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств субъектов Российской Федерации, предусмотрены в размере, не превышающем сумму межбюджетных трансфертов, определенных на эти цели Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» ( 874574,5 тыс. руб.) (приложение № 4 Закона Челябинской области от 27.09.2007 г. № 200-ЗО).

Выделение ассигнований на денежное довольствие и социальные
выплаты сотрудникам ГУ МЧС РФ по Челябинской области в размере, превышающем межбюджетные трансферты на эти цели, при принятии Закона о бюджете в сентябре 2007г., не предусматривалось.

На основании обращений ГУ МЧС России по Челябинской области от
14.01.2008г., распоряжением Губернатора Челябинской области от
03.04.2008г. № 428-р ГУ МЧС России по Челябинской области за счет остатка средств областного бюджета на 1 января 2008г. выделены средства в сумме 7784 тыс. руб. на увеличение содержания территориальных подразделений государственной противопожарной службы Челябинской области.

На основании письма от 25.11.2008г. за счет перераспределения бюджетных средств, на статью «Транспортные услуги по проезду в отпуск» выделено из областного бюджета дополнительно 678,4 тыс. руб.

Согласно Закону Челябинской области № 200-ЗО « Об областном бюджете на 2008г.» (с учетом изменений и дополнений, внесенных в 2008г.) на содержание территориальных подразделений Государственной
противопожарной службы предусмотрены средства в сумме 1091 846, 3 тыс.
руб., в том числе, 874574,5 тыс. руб. - межбюджетные трансферты на денежное довольствие и социальные выплаты сотру3дникам и работникам
территориальных подразделений ГПС, 205 011,40 тыс. руб.- средства бюджета Челябинской области, предусмотренные на материально- техническое обеспечение территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, в том числе 8462400 руб. на возмещение расходов на оплату проезда к месту отпуска.

Предусмотренная в областном бюджете сумма 8462400 руб. перечислена получателям бюджетных средств через Главного распорядителя- ГУ МЧС по Челябинской области.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

МЧС России (на которое Постановлением Правительства РФ от 30
сентября 2002 г. № 716 возложено финансирование мероприятий по
возмещению расходов по проезду к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно в отношении сотрудников Государственной противопожарной службы), Министерством финансов РФ, доказательств того, что на Правительство Челябинской области в 2008г. возлагалась обязанность по содержанию штатной численности личного состава, в том числе, выплате денежного довольствия, социальных гарантий и компенсаций сотрудникам ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» за счет средств бюджета Челябинской области в части, превышающей сумму полученных межбюджетных трансфертов, либо Правительством Челябинской области принимались на себя обязательства по финансированию всех расходов, связанных с проездом
сотрудников ГУ МЧС России по Челябинской области и их подразделений), и членов их семей к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно в суд не представлены.

Законом «О пожарной безопасности», иными нормативными актами не
предусмотрено возложение на субъект Российской Федерации обязательств
(переданных полномочий) по предоставлению социальных гарантий, установленных федеральными законами лицам, проходящим федеральную государственную службу, без финансового обеспечения осуществления указанных отдельных полномочий.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 14 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Финансирование бюджетом Челябинской области расходов на проезд сотрудников Государственной противопожарной службы к месту отпуска не
противоречит положениям данного Закона и не может свидетельствовать о возложении на бюджет Челябинской области обязанности по финансированию расходов на проезд сотрудников федеральной противопожарной службы к месту проведения отпуска.

Министерство финансов Челябинской области является органом
исполнительной власти Челябинской области. В его функции входит, в
частности, исполнение областного бюджета (п. 8 Положения о Министерстве финансов Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 августа 2004 г. № 433).

Согласно Положению «Об управлении федерального казначейства по Челябинской области», утвержденному приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.03.2005г., основными задачами действия Управления являются кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с бюджетным законодательством РФ и иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации.

На Министерство финансов Челябинской области, Управление Федерального казначейства Челябинской области Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. №716 и иными нормативными актами не возложена обязанность по предоставлению сотрудникам Государственной противопожарной службы социальных льгот, в том числе, по возмещению расходов по проезду к месту проведения отпуска.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее-чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Государственная противопожарная служба).

МЧС России организует финансирование подведомственных
распорядителей и получателей средств федерального бюджета; создание,
реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных
органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, подразделений Государственной
противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, образовательных,
научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций,
Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет
средств федерального бюджета, комплектование их личным составом,
тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их
материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения; (пп. 3 п.8 Положения о Министерстве РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Выплата денежного довольствия и предоставление социальных гарантий сотрудникам территориальных органов Государственной противопожарной службы непосредственно Министерством ЧС России, а не через территориальные органы, в которых проходят службу сотрудники, Положением не предусмотрено.

ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» является бюджетным
учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств
федерального бюджета, а также средств иных источников финансирования не
запрещенных законодательством Российской Федерации.

Положением о ГУ «ОГПС-10 ГУ МЧС по Челябинской области» было установлено, что финансирование ОФПС № 10 осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также за счет средств других источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 23 января 2006 года № 6 ОГПС № 15 (ныне ГУ « 10- ОГПС по Челябинской области) в 2008г. являлось получателем средств областного бюджета через Главного распорядителя — ГУ МЧС России по Челябинской области.

В 2009 году финансирование подразделений государственной противопожарной службы, в том числе Главного управления МЧС РФ по Челябинской области, ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Главным распорядителем бюджетных средств является МЧС России, ГУ МЧС РФ по Челябинской области является распорядителем и получателем средств федерального бюджета.

ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» является получателем средств федерального бюджета, но не является их распорядителем, не может быть получателем средств федерального бюджета минуя Главное управление МЧС РФ по Челябинской области.

В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет
операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 221 БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение ГУ «10 ОФПС по Челябинской области»
осуществлялось в 2008г. в соответствии с бюджетной сметой, разработанной ГУ МЧС России по Челябинской области.

Ответчик ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» направлял главному распорядителю бюджетных средств заявки на финансирование расходов, в том числе на оплату проезда в отпуск сотрудников. Однако, заявки не удовлетворены.

Иных источников доходов, которые могут использоваться для возмещения расходов на проезд сотрудников в отпуск, ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» не имеет.

ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь территориальным органом МЧС России, организует в установленном порядке материально-
техническое обеспечение подчиненных подразделений, определяет потребности в материально- технических ресурсах подчиненных подразделений, организует в установленном порядке финансовое обеспечение подчиненных подразделений, подготовку смет доходов и расходов по бюджетным средствам и внебюджетным источникам.

ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь администратором доходов и главным распорядителем средств бюджета Челябинской области, распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с п.1,5,12.1, ч.1 ст. 158, ст. 160.1 БК РФ обязано обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений); осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета.

Доказательств того, что ГУ МЧС России по Челябинской области, МЧС России как Главными распорядителями, распорядителем бюджетных средств, бюджетные ассигнования на возмещение истцам расходов на проезд к месту проведения отпуска в 2008г. были предоставлены ГУ «10 ОФПС по Челябинской области», в суд не представлено.

Доводы ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области о недостаточности средств, предусмотренных Законом Челябинской области «Об областном бюджете на 2008» на возмещение расходов на проезд к месту проведения отпуска для удовлетворения фактической потребности на эти цели, не может служить основанием для освобождения данного ответчика от обязанности предоставления истцам социальных гарантий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 716.

То обстоятельство, что в 2008 году все сотрудники отряда, в котором служил истец, содержались за счет средств областного бюджета, не исключает обязанности Главного управления МЧС РФ по Челябинской области выплатить истцу истребуемую денежную сумму, поскольку, как указано выше, Правительство Челябинской области исполнило принятые им обязанности по содержанию численности личного состава территориальных подразделений ГПС в пределах собственных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2008 год, а также в пределах предоставленных Правительством РФ межбюджетных трансфертов.

При этом в силу ст. 10 Закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу являлось в 2008 году расходным обязательством Российской Федерации, что также подтверждается и предоставлением межбюджетных трансфертов на содержание личного состава территориальных подразделений.

Поэтому основания для взыскания расходов на проезд за счет средств бюджета Челябинской области отсутствуют.

С учетом изложенного, компенсация расходов на проезд взыскивается с ГУ МЧС России по Челябинской области за счет средств федерального
бюджета.

В силу пп. 12.1 п.1 ст. 158 БК РФ на МЧС России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, может быть возложена
субсидиарная ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений), в том числе, ГУ МЧС России по Челябинской области.

В иске к ГУ «10 ОФПС по Челябинской области», УФК по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, должно быть отказано.

Руководствуясь ст. 194-I98 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Еркович Н.П., Калинин Е.Н. и Кривозубова Л.Л. удовлетворить.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по Челябинской области в пользу Еркович Н.П. 20 200 рублей 20коп.; в пользу Калинин Е.Н. 7 827рублей 90коп.; в пользу Кривозубова Л.Л. 11 182 рубля 20 коп., за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно за 2008 год.

Решение обжалуется в кассационном порядке в Челябинский областной суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ашинский городской суд.

Председательствующий

Копия верна

Судья Л.А.Чистякова

Справка: решение вступило в законную силу 09 августа 2010г.