ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6658/2014 от 18.03.2015 Чеховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2015 года. г. Чехов Московской области

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Варенышевой М.Н.,

с участием прокурора ФИО4,

при секретаре ФИО5,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-907/2015 по иску Чеховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ МО «Мосавтодор», администрации Чеховского муниципального района МО о понуждении к исполнению обязательств в натуре,

УСТАНОВИЛ:

Чеховский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ МО «Мосавтодор», администрации Чеховского муниципального района МО об обязании ответчиков оборудовать пункты остановки общественного транспорта «ПТУ №56», расположенных по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, возле дома №12, по направлению движения к ст. Чехов и от ст. Чехов, пониженными съездами с остановок «ПТУ №56» на пешеходный переход, расположенный вблизи остановочных пунктов.

Помощник Чеховского городского прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что Чеховской городской прокуратурой с привлечением специалиста Чеховского управления социальной защиты населения Минсоцзащиты населения Московской области ФИО6ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуре. Проверкой установлено, что органами местного самоуправления допускается нарушения требований действующего законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры. Установлено, что у автобусных остановок «ПТУ №56» расположенных по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов у д. 12 по направлению к ст. Чехов и от ст. Чехов, бордюр имеет высоту 13 см. и 19 см. соответственно, пониженные съезды на пешеходный переход у указанных пунктов остановки общественного транспорта для маломобильных групп населения отсутствуют.

Ответчик – представитель администрации Чеховского муниципального района МО в судебном заседании сообщили, что пункты остановки общественного транспорта «ПТУ №56», расположенные по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, возле д. №12 по направлению движения к ст. Чехов и от ст. Чехов относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. Указанный выше остановочный пункт является элементов автомобильной дороги г. Чехов ул. Полиграфистов, которая включена в Перечень автомобильных дорог регионального и межмуниципального назначения и числится на балансе ГБ УМО «Мосавтодор» на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 01 мая 2012г. №807 «Об утверждении пообъектного состава недвижимого имущества, находящегося в собственности Московской области и в оперативном управлении Государственного казенного учреждения Московской области «Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор». На основании изложенного, представитель администрации Чеховского муниципального района Московской области просил исключить из числа ответчиков АЧМР МО.

Ответчик –представитель ГБУ МО «Мосавтодор» в судебном заседании фактически признал исковые требования, дополнительно сообщил, что пункты остановки общественного транспорта «ПТУ №56», расположенные по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, возле д. №12 по направлению движения к ст. Чехов и от ст. Чехов относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. Указанный выше остановочный пункт является элементов автомобильной дороги г. Чехов ул. Полиграфистов, которая включена в Перечень автомобильных дорог регионального и межмуниципального назначения и числится на балансе ГБ УМО «Мосавтодор» на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 01 мая 2012г. №807 «Об утверждении пообъектного состава недвижимого имущества, находящегося в собственности Московской области и в оперативном управлении Государственного казенного учреждения Московской области «Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор».

Заслушав объяснение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 5, 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В силу п. 5 указанного Федерального закона местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим ч. 2 ст. 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 27.12.2005 № 268/2005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области», органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в пределах своей компетенции создают условия для предоставления транспортных услуг, организуют транспортное осблуживание населения по муниципальным маршрутам.

В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 22.10.2009 «121/2009-0З «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе, относятся объекты и сооружения транспортного обслуживания растения (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, станции и остановки всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и и воздушного транспорта);

тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;

прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории.

Статьей 4 указанного Закона установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

Пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей, остановок городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования;

Пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.

Согласно требованиям стандарта отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах», введенными 01.06.2003 и утвержденными Распоряжением Минтранса Росси от 23.05.2003 № ИС-460-р, ГОСТ 10807 автобусные остановки размещают вне пределов земляного полотна.

В силу п. 3.10 вышеуказанных стандартов автобусные павильоны предназначены для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от неблагоприятных погодно-климатических факторов.

Автомобильные павильоны могут быть закрытого и открытого типа. Закрытый павильон должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон.

Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 метров от кромки остановочной площадки.

Не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.

В соответствии с п. 3.12 стандартов рядом с павильоном размещают одну урну для сбора мусора рядом с павильоном или у скамьи.

Согласно требованиям п. 3.16 стандарта торговые киски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания. Элементы автобусной остановки не следует использовать для размещения рекламы.

В непосредственной близости от автобусной остановки запрещается размещение средств наружной рекламы, которые могут ограничивать видимость автобусной остановки водителям, приближающимся к остановке и пешеходам, находящимся на остановке.

Вместе с тем, при проведении проверки установлено, что у автобусных остановок «ПТУ № 56», расположенных по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов уд. 12 по направлению к ст. Чехов и от ст. Чехов, бордюр имеет высоту 13 см. и 19 см. соответственно, пониженные съезды на пешеходный переход у указанных пунктов остановки общественного транспорта для маломобильных групп населения отсутствуют.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государственных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

При отсутствии пониженного съезда на указанном объекте лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, чем нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Указанные факты свидетельствуют о нарушении прав инвалидов и других маломобильных групп населения, что является недопустимым.

Прокурор, реализуя предоставленные ч.1 ст. 45 ГПК РФ полномочия, обращается в суд в порядке искового производства в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку деятельностью ответчика нарушаются конституционные права граждан.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности иска Чеховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ МО «Мосавтодор» о понуждении к исполнению обязательств в натуре и отказе исковых требований о понуждении к исполнению обязательств в натуре к администрации Чеховского муниципального района Московской области, как ненадлежащему ответчику.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чеховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ МО «Мосавтодор» о понуждении к исполнению обязательств в натуре – удовлетворить частично.

Обязать ГБУ МО «Мосавтодор» оборудовать пункты остановки общественного транспорта «ПТУ №56», расположенные по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, возле дома №12, по направлению движения к ст. Чехов и от ст. Чехов, пониженными съездами с остановок «ПТУ №56» на пешеходный переход, расположенный вблизи остановочных пунктов.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение месяца со дня оформления решения суда в окончательном виде.

Председательствующий: Варенышева М.Н.