ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6659/16 от 20.12.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу №2-6659/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 20 декабря 2016 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Токазовой Э. А. к индивидуальному предпринимателю Кортяк Т. С. о расторжении договора розничной купли-продажи, взыскании денежных средств,

установил:

Токазова Э.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ИП Кортяк Т.С. о расторжении договора розничной купли-продажи, взыскании денежных средств, в котором просила суд расторгнуть договор розничной купли-продажи № 006-0916 от 07.09.2016г., заключенный между ИП Кортяк Т.С. и Токазовой Э.А. о покупке, доставке и монтаже металлопластиковых окон общей стоимостью 142 500 рублей; взыскать в её пользу с ИП Кортяк Т.С. уплаченную по договору сумму в размере 142 500 рублей; неустойку в размере 290 700 рублей; компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; штраф в размере 50% от суммы присужденной судом в пользу потребителя; расходы на услуги представителя в размере 25 000 рублей.

В судебном заседании Токазова Э.А. и её представитель по доверенности Лагкуев А.М. поддержали заявленные требования и мотивировали их тем, что 07 сентября 2016 года Токазова Э. А. (Истец), заключила с Ответчиком (ИП Кортяк Т.С.) договор розничной купли-продажи № 006-0916 (далее Договор). В соответствии с Договором Ответчик обязался поставить и установить металлопластиковые окна (далее товар) по адресу: <адрес>. Истец согласно Договору взял на себя обязательство оплатить товар, доставку и монтаж. Общая сумма Договора составила 142 500 (сто сорок две тысячи пятьсот) рублей. Истец выполнил взятые на себя обязательства (п.п. 3.1.; п. 4.7 Договора) и оплатил товар в полном объеме, что подтверждается талоном БО-11 серия ВС .

В пункте 1.1. - 1.3. Договора говорится, что истец покупает товар у ответчика по Приложению № 1 к Договору. При выполнении работ по изготовлению и монтажу оконных и дверных конструкций исполнители всех форм собственности до заключения договора обязаны предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о себе (исполнителе ют) и выполняемых работах. Перечень и способы доведения информации до потребителя установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (далее Правила бытового обслуживания населения).

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о выполняемой работе, обеспечивающую возможность правильного выбора. В соответствии со ст. ст. 8-10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее ЗоЗПП) и п. 3 Правил бытового обслуживания населения информация в обязательном порядке должна содержать: перечень выполняемых работ и форм их предоставления; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать работы; сроки выполнения работ; данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение, исходя из характера работы (установщиком окон от ответчика выступил ученик и работу выполнил с недоделками, до настоящего времени окна не установлены до конца, истец не давал согласия на обучение ученика ответчика по установке металлопластиковых окон в своем доме); цены на выполняемые работы, а также используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя и сведения о порядке и форме оплаты; правила и условия эффективного и безопасного использования конструкций (инструкция по эксплуатации); сведения о подтверждении соответствия конструкций установленным требованиям.

Исполнитель обязан предоставить для ознакомления потребителю в удобном для обозрения месте: правила бытового обслуживания населения; адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы изготавливаемых изделий, соответствующие конструкторско-технологической документации и техническому описанию на данное изделие или группу изделий и т.п. В техническом описании должны быть заложены требования к готовым узлам и деталям. обеспечивающим высокое качество изготавливаемых изделий. Полная и достоверная информация по изготовлению и монтажу металлопластиковых окон Истцу предоставлена не была. Приложение № 1 к Договору - это наброски замерщика, эскиз (план) товара с описанием материала профиля, фурнитуры, устройств, цены каждой позиции Ответчиком изготовлен не был.

В Приложении № 1 (наброски замерщика) к Договору Ответчиком были допущены ошибки, а именно: окна первого и второго этажа отличались конструктивным видом, на набросках на окнах первого этажа Ответчиком была добавлена дополнительная перегородка. На замечание Истца, что товар должен быть единообразен и это одно из главных условий Истца по Договору, Ответчик согласился с Истцом, внес изменение в один набросок замерщика пояснив при этом, что этого достаточно. Истец Приложение № 1 к Договору не подписал, согласно п. 8.4, Договора любые соглашения должны быть подписаны сторонами, устные договоренности силы не имеют.

В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ, п.4 Правил бытового обслуживания населения договор о выполнении работы на изготовление и монтаж металлопластиковых окон заключается в письменной форме.

Кроме сведений, указанных в пункте 4 Правил бытового обслуживания населения, Договор должен содержать следующие сведения: техническое описание или эскиз (чертёж) изделия, согласованный при оформлении заказа с указанием функциональных размеров (не имея эскиза (чертежа) товара, не понятно каким образом Ответчик рассчитал общую сумму Договора в размере 142 500 рублей); правила и условия эффективной и безопасной эксплуатации.

Комплектация изготовленных изделий должна соответствовать требованиям, установленным в договоре. В комплект поставки должен входить документ о качестве (паспорт) и инструкция по эксплуатации изделий, данные документы Истцу предоставлены не были, тем самым нарушен п. 4.4. (б) Договора, говорящий о том, что Приложением № 2 (инструкция по эксплуатации) является неотъемлемой частью Договора. По требованию потребителя изготовитель представляет типовую инструкцию по монтажу изделий. Порядок приёмки конструкций и выполненной работы определен пунктом 14 Правил бытового обслуживания населения. Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю.

Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо ином документе, удостоверяющем приемку.

При доставке товара Истцу было предложено подписать товарную накладную № б/н от 20.09.2016 года, где в графе наименование товара было прописано - металлопластиковые изделия??? Без расшифровки товара и цены товара за каждую позицию. П. 4.8. Договора говорит, что Покупатель должен принять товар по количеству, качеству и комплектности согласно заказу. Комплектность нельзя определить, так как Ответчиком не был изготовлен эскиз (чертеж) товара с расшифровкой каждой позиции. При приеме товара оказалось, что отсутствуют позиция - ручки для открывания окон, а вскоре выяснилось, что позиция - москитные сетки, доставленные Истцу, принадлежат другому заказчику Ответчику. При более детальном осмотре товара Истец обнаружил, что окна первого и второго этажа отличаются конструкцией, перегородка Ответчиком удалена не была. Истец отказался подписывать данную товарную накладную. Истец разрешил монтировать Ответчику окна только на втором этаже дома. Ответчик установил окна не качественно: до настоящего времени окна не закреплены должным образом, подоконник установлен не симметрично. Ответчик признал свои ошибки при установке окон на втором этаже дома, но исправлять свои ошибки отказался. Ответчик не представил Истцу для подписания акт приемки выполненных работ в связи с чем, по оставшемуся (не установленному) товару и некачественной установкой товара. Ответчику была предъявлена претензия 28.09.2016 года. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы). В ответ на претензию Истца, Ответчик отделался формальной отпиской, без представления конкретных решений по шагового исправления своего брака. Надо отметить, что Истец направляя претензионное письмо Ответчику не хотел расторгать Договор, а просил заменить не отвечающий требованиям Истца товар на другой. До настоящего времени между Истцом и Ответчиком не подписан акт приема выполненных работ и Ответчиком не выполнены взятые на себя обязательства. Истец в настоящее время не может продолжить ремонт в доме.

Исполнитель обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный договором. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы - сроки начала и (или) окончания выполнения работы и (или) промежуточные сроки выполнения работы или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе (п.1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 26 Правил бытового обслуживания населения»): - отказаться от исполнения договора о выполнении работы; - потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с нарушением сроков выполнения работы; - потребовать выплаты неустойки в размере 3% за каждый день просрочки. При этом сумма взысканной неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков выполненной работы потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.

Недостатки работы должны быть устранены (ст. 30 и 31 Закона РФ «О защите прав потребителей) исполнителем в разумный срок назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок указывается в договоре или ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю (Истцом был установлен срок для исправления недостатков в пятнадцать дней в переданном 28.09.2016 претензионном письме Ответчику). В случае нарушения сроков устранения недостатков, потребитель вправе предъявить продавцу иные требования, предусмотренные п. 1 и 4 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законом и иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Исполнитель несет ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (ч.2 ст.14.8 КоАП РФ). Условия Договора, ущемляющие законные права потребителя (Истца): - п. 8.5. Договора, ограничение права потребителя на отказ от исполнения договора в любое время без обоснования причин (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителе»); - п. 7.2. Договора, установление исключительной подсудности по месту нахождения исполнителя (п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителе»); - п. 5.3. Договора, ограничение размера ответственности за нарушение установленных сроков выполнения работ, устанавливают неустойку в размере менее 3% (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»); - ограничение ответственности исполнителя (определенной законом) за нарушение прав потребителя (п. 4 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В пункте 2. ст. 23 ЗоЗПП говорится, «В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20-22 ЗоЗПП, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 ЗоЗПП».

Согласно п. 1 ст. 18 ЗоЗПП, потребитель по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя (п.1 ст.13 ЗоЗПП за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором). Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед истребителем (п. 3 ст. 13 ЗоЗПП).

При удовлетворении судом требований Истца, установленных законом, суд взыскивает с Ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований Истца штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу Истца.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 317 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно ст. 23 ЗоЗПП за просрочку выполнения требований потребителя, продавец допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1 % цены товара.

В судебном заседании ответчика ИП Кортяк Т.С. исковое требования не признала, суду представила письменные возражения на иск, в которых указала следующее. Между ИП Кортяк Т.С. и Токазовой Э.А. 07 сентября 2016 года был заключен договор розничной купли-продажи № 006-0916 на приобретение металлопластиковых конструкций, стоимостью 142 500 рублей.

Согласно ч.1 ст.454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

В силу ч.2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Принятые на себя обязательства по передаче истцу товара исполнены надлежащим образом и в срок, установленный договором. Общее количество изделий по заказу составило 13 изделий, которые были поставлены и приняты

Истицей по количеству, конфигурации и качеству товара. В комплект поставки входили документы о качестве товара и инструкция по эксплуатации изделий. Однако только часть изделий в количестве 8 (восемь) штук было установлено на втором этаже здания и находятся у Истицы в эксплуатации, 5 (Пять) окон остаются у Истицы по адресу: <адрес>. Для завершения работ по данному договору было повторно отправлена бригада, но произвести данные работы не представилось возможным, так как Истец не обеспечивает доступ на объект.

Истицу изделия первого этажа не устроили по причине того, что на них отбита глухая фрамуга.

Согласно договору купли-продажи и приложения №1 к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью, глухие фрамуги на окнах были заказаны Истицей, что подтверждается Приложением № 1 договора, представленного Истицей в суд. Также данный факт может подтвердить замерщик Щербаков А.В..

В связи с тем, что реализуемая продукция является строго индивидуальной, данный заказ был выполнен в точном соответствии с замерами, произведенными в присутствии заказчика по адресу: <адрес>. С техническими размерами, технологическими зазорами, цветом изделия, позициями открывания Покупатель, был ознакомлен и согласен. Размеры конструкций были так же согласованы и приняты, приложение № 1 договора ( Договор подписан)

На основании Приложением № 1 произведён расчет стоимости заказа, и сумма заказа указана п. 2.2. договора розничной купли-продажи № 006-0916.

Согласно п. 1.4. Реализуемая продукция по настоящему договору является строго индивидуальной и перелается на изготовление производителю в течение 2-х часов то период времени с момента подписания договора и до момента, когда в него могут быть внесены изменения, равняется одному часу. Письменных изменений от Истицы по данному договору не поступало. Перед заключением договора Истица ознакомилась с комплектацией, внешним видом и условиями эксплуатации товара. Необходимая и достоверная информация об изготовителе и продавце, режиме его работы и о реализуемых товарах (сертификаты соответствия, заключения, регламенты) в наглядной и доступной форме доведена до сведения Истицы при заключении договора купли-продажи в соответствии с требованиями Закона и Роспотрсбнадзора.

В соответствии со ст. ст. 8, 9,10,11 Закона «О защите прав потребителей» истица была ознакомлена надлежащим образом с информацией о товаре, его потребительских свойствах, условиях эксплуатации в каталогах фирм производителя, проспектах Продавца,

Заявление Истицы о непредставлении такой информации не соответствует действительности и не подтверждено доказательствами.

При доставке товара Истица отказалась подписать накладную от 25.09.2016 года. Согласно п. 4.8 Договора в случае немотивированного отказа от принятия товара, либо от подписания накладной заказ считается выполненным Продавцом в полном объеме с надлежащим качеством.

В своей претензии Истица указала, что комплектность нельзя определить, так как ответчиком не был изготовлен эскиз (чертеж) товара с расшифровкой каждой позиции, однако дала согласие на установку окон на втором этаже здания, причем монтаж окон был осуществлен бесплатно.

На претензию мною своевременно был дан ответ, что подтверждается почтовой квитанцией от 07 октября 2016 года.

Согласно Федеральному Закону «О защите прав потребителей» Товаром ненадлежащего качества является товар с существенными недостатками, к которым относятся недостатки товара ( работы, услуги) которые делают невозможным или недопустимым использование товара( работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо для устранения некоторых требуются большие затраты, либо вследствие которых потребитель значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

То, что на окнах имеется глухая фрамуга, которая была согласована с Истицей, не говорит о том, что товар ей поставлен некачественный. Фрамуги используются в оконных проемах, при этом выполняют как дизайнерское решение пропорциональной конструкции оконного или дверного блока, так и снижение нагрузок на фурнитуру (особенно это актуально для металлопластиковых конструкций).

Согласно ст. 25 Федерального Закона «О защите прав потребителей» Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, или в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы, за указанный товар если указанный товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки и т.д.

Часть товара в количестве 8 (восемь) штук было установлено и находятся в эксплуатации и обмену не подлежат.

Претензии по качеству товара, предъявляемые Истицей не могут быть приняты, в связи с тем, что реализуемая продукция является строго индивидуальной, данный заказ был выполнен в точном соответствии с замерами. Металлопластиковые изделия изготовлены из профиля Rexay Blitz, согласно приложению № 1, к договору. Конструкции были выполнены на автоматическом оборудовании в заводских условиях, в соответствии с требованиями ГОСТов, а именно ГОСТ 30777-2012 кроме п.7.6, ГОСТ 538-2001, ТУ 5913-001-10528966-14, ГОСТ 23166-99 р.р 4-8, ГОСТ 30674-99 р.р. 5-8. Имеются сертификаты качества данной продукции.

Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).

Доказательств того, что поставленный товар некачественный, Истица не предоставила. Считает, что ею не было нарушено прав Истицы, как потребителя, по возникшим между ними правоотношениям, связанным с договором купли-продажи металлопластиковых окон.

Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон (ч. 4 ст. 421 ГК РФ).

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 451 ГК РФ установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Частью 3 статья 455 ГК РФ установлено, что условие договора купли - продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли - продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К отношениям по договору розничной купли - продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК РФ).

При этом продавцом является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи (преамбула Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

В соответствии с п. 1 ст. 456, п. 1 ст. 457 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли - продажи. Срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли - продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено договором купли - продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

В случаях, когда из договора купли - продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (п. п. 1 и 2 ст. 458 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 29 названного Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Частью 3 ст. 29 того же Закона предусмотрено, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы.

В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", разъяснено, что убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности.

В судебном заседании установлено, что 07 сентября 2016 года Токазова Э.А. заключила с ИП Кортяк Т.С. договор розничной купли-продажи № 006-0916. В соответствии с данным Договором ИП Кортяк Т.С. обязалась поставить и установить металлопластиковые окна по адресу: <адрес>. Токазова Э.А. согласно Договору взяла на себя обязательство оплатить товар, доставку и монтаж. Общая сумма Договора составила 142 500 (сто сорок две тысячи пятьсот) рублей. Токазова Э.А. выполнила взятые на себя обязательства (п.п. 3.1.; п. 4.7 Договора) и оплатила товар в полном объеме, что подтверждается талоном БО-11 серия ВС № 005522.

В пункте 1.1. - 1.3. Договора говорится, что истец покупает товар у ответчика по Приложению № 1 к Договору. При выполнении работ по изготовлению и монтажу оконных и дверных конструкций исполнители всех форм собственности до заключения договора обязаны предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о себе (исполнителе ют) и выполняемых работах. Перечень и способы доведения информации до потребителя установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (далее Правила бытового обслуживания населения).

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о выполняемой работе, обеспечивающую возможность правильного выбора. В соответствии со ст. ст. 8-10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее ЗоЗПП) и п. 3 Правил бытового обслуживания населения информация в обязательном порядке должна содержать: перечень выполняемых работ и форм их предоставления; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать работы; сроки выполнения работ; данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение, исходя из характера работы (установщиком окон от ответчика выступил ученик и работу выполнил с недоделками, до настоящего времени окна не установлены до конца, истец не давал согласия на обучение ученика ответчика по установке металлопластиковых окон в своем доме); цены на выполняемые работы, а также используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя и сведения о порядке и форме оплаты; правила и условия эффективного и безопасного использования конструкций (инструкция по эксплуатации); сведения о подтверждении соответствия конструкций установленным требованиям.

Исполнитель обязан предоставить для ознакомления потребителю в удобном для обозрения месте: правила бытового обслуживания населения; адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы изготавливаемых изделий, соответствующие конструкторско-технологической документации и техническому описанию на данное изделие или группу изделий и т.п. В техническом описании должны быть заложены требования к готовым узлам и деталям. обеспечивающим высокое качество изготавливаемых изделий. Полная и достоверная информация по изготовлению и монтажу металлопластиковых окон Истцу предоставлена не была. Приложение № 1 к Договору - это наброски замерщика, эскиз (план) товара с описанием материала профиля, фурнитуры, устройств, цены каждой позиции Ответчиком изготовлен не был.

В Приложении № 1 (наброски замерщика) к Договору Ответчиком были допущены ошибки, а именно: окна первого и второго этажа отличались конструктивным видом, на набросках на окнах первого этажа Ответчиком была добавлена дополнительная перегородка. На замечание Истца, что товар должен быть единообразен и это одно из главных условий Истца по Договору, Ответчик согласился с Истцом, внес изменение в один набросок замерщика пояснив при этом, что этого достаточно. Истец Приложение № 1 к Договору не подписал, согласно п. 8.4, Договора любые соглашения должны быть подписаны сторонами, устные договоренности силы не имеют.

В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ, п.4 Правил бытового обслуживания населения договор о выполнении работы на изготовление и монтаж металлопластиковых окон заключается в письменной форме.

Кроме сведений, указанных в пункте 4 Правил бытового обслуживания населения, Договор должен содержать следующие сведения: техническое описание или эскиз (чертёж) изделия, согласованный при оформлении заказа с указанием функциональных размеров (не имея эскиза (чертежа) товара, не понятно каким образом Ответчик рассчитал общую сумму Договора в размере 142 500 рублей); правила и условия эффективной и безопасной эксплуатации.

Комплектация изготовленных изделий должна соответствовать требованиям, установленным в договоре. В комплект поставки должен входить документ о качестве (паспорт) и инструкция по эксплуатации изделий, данные документы Истцу предоставлены не были, тем самым нарушен п. 4.4. (б) Договора, говорящий о том, что Приложением № 2 (инструкция по эксплуатации) является неотъемлемой частью Договора. По требованию потребителя изготовитель представляет типовую инструкцию по монтажу изделий. Порядок приёмки конструкций и выполненной работы определен пунктом 14 Правил бытового обслуживания населения. Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю.

Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо ином документе, удостоверяющем приемку.

При доставке товара Истцу было предложено подписать товарную накладную № б/н от 20.09,2016 года, где в графе наименование товара было прописано - металлопластиковые изделия, без расшифровки товара и цены товара за каждую позицию.

В пункте. 4.8. Договора говорится, что Покупатель должен принять товар по количеству, качеству и комплектности согласно заказу. Комплектность нельзя определить, так как Ответчиком не был изготовлен эскиз (чертеж) товара с расшифровкой каждой позиции. При приеме товара оказалось, что отсутствуют позиция - ручки для открывания окон, а вскоре выяснилось, что позиция - москитные сетки, доставленные Истцу, принадлежат другому заказчику Ответчику. При более детальном осмотре товара Истец обнаружил, что окна первого и второго этажа отличаются конструкцией, перегородка Ответчиком удалена не была. Истец отказался подписывать данную товарную накладную. Истец разрешил монтировать Ответчику окна только на втором этаже дома. Ответчик установил окна не качественно: до настоящего времени окна не закреплены должным образом, подоконник установлен не симметрично. Ответчик признал свои ошибки при установке окон на втором этаже дома, но исправлять свои ошибки отказался. Ответчик не представил Истцу для подписания акт приемки выполненных работ в связи с чем, по оставшемуся (не установленному) товару и некачественной установкой товара. Ответчику была предъявлена претензия 28.09.2016 года. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы).

Исполнитель обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный договором. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы - сроки начала и (или) окончания выполнения работы и (или) промежуточные сроки выполнения работы или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе (п.1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 26 Правил бытового обслуживания населения»): - отказаться от исполнения договора о выполнении работы; - потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с нарушением сроков выполнения работы; - потребовать выплаты неустойки в размере 3% за каждый день просрочки. При этом сумма взысканной неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков выполненной работы потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.

Недостатки работы должны быть устранены (ст. 30 и 31 Закона РФ «О защите прав потребителей) исполнителем в разумный срок назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок указывается в договоре или ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю (Истцом был установлен срок для исправления недостатков в пятнадцать дней в переданном 28.09.2016 претензионном письме Ответчику). В случае нарушения сроков устранения недостатков, потребитель вправе предъявить продавцу иные требования, предусмотренные п. 1 и 4 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законом и иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Исполнитель несет ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (ч.2 ст.14.8 КоАП РФ). Условия Договора, ущемляющие законные права потребителя (Истца): - п. 8.5. Договора, ограничение права потребителя на отказ от исполнения договора в любое время без обоснования причин (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителе»); - п. 7.2. Договора, установление исключительной подсудности по месту нахождения исполнителя (п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителе»); - п. 5.3. Договора, ограничение размера ответственности за нарушение установленных сроков выполнения работ, устанавливают неустойку в размере менее 3% (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»); - ограничение ответственности исполнителя (определенной законом) за нарушение прав потребителя (п. 4 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В пункте 2. ст. 23 ЗоЗПП говорится, «В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20-22 ЗоЗПП, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 ЗоЗПП».

Согласно п. 1 ст. 18 ЗоЗПП, потребитель по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Установив нарушение прав потребителя по вине ответчика, суд взыскивает с ответчика в пользу истца в счет компенсации причиненного морального вреда 5 000 рублей. Размер компенсации морального вреда определен судом в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», с учетом характера нарушения прав потребителя, вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости.

На основании ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с п.1 ст.23.1 Закона РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных ст. 20-22 указанного закона сроков, а также за невыполнение, задержку выполнения, требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование удовлетворено не было.

Поскольку пунктом 5 статьи 28 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрено, что сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, то при установленных обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка (пеня) в уменьшенном размере – 142 500 рублей.

В силу ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Исходя из суммы, присужденной судом в пользу потребителя, размер штрафа составил 110 450 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд, исходя из степени сложности дела, принципа разумности, считает сумму в размере 25 000 рублей завышенной, и находит возможным, взыскать с ответчика в пользу истца возмещение расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ в виду того, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина в размере 7 154,50 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Токазовой Э. А. к индивидуальному предпринимателю Кортяк Т. С. о расторжении договора розничной купли-продажи, взыскании денежных средств – удовлетворить частично.

Расторгнуть договор розничной купли-продажи товара от 07.09.2016 года.

Взыскать с ИП Кортяк Т. С. в пользу Токазовой Э. А. уплаченную денежную сумму по договору розничной купли-продажи в размере 142 500,00 рублей; неустойку в размере 142 500,00 рублей; компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей; штраф в размере 110 450,00 рублей: расходы услуги представителя в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ИП Кортяк Т. С. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 7 154,50 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено в соответствии с ч. 2 ст.108, ст. 199 ГПК РФ 23.12.2016 года.

Судья Н.А. Круглов