Дело №2 – 665/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Маджалис 20 декабря 2018 года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Мирзаева М.С.
при секретаре – Мурадхановой А.М.
с участием:
истицы – ФИО4,
представитель ответчика ФИО5 «ФИО5 СОШ»
<адрес> РД – ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> РД и Государственному учреждению - региональное отделение фонда социального страхования по Республики Дагестан об обязании ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> РД назначить и производить ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста трех лет, гражданам подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском к ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> РД (далее- ФИО7 «ФИО5 СОШ») и Государственному учреждению - региональное отделение фонда социального страхования по Республики Дагестан (далее- Фонда социального страхования) об обязании ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> РД назначить и производить ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста трех лет, гражданам подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование исковых требований указала, что согласно справке администрации Кущинского сельского поселения МР «<адрес> и <адрес>» <адрес> вместе с ней зарегистрированы и проживают: муж - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Г'аджитаева Миясат ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В силу п.15 Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, <адрес>, отнесены к перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно входит в зону с льготным социально-экономическим статусом.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплена норма по выплате гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ порядок назначения и выплаты пособия до достижения ребенком возраста грех лет утверждено и регулируется Правилами.
В соответствии с п.3 указанных Правил ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере назначается имеющим право на его получение гражданам, постоянно проживающим, работающим на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Таким образом, лицам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства на территории указанных зон, но фактически работающим за их пределами, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет назначается и выплачивается работодателем в двойном размере.
Так, по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ по ФИО5 СОШ она (ФИО4) принята библиотекарем в указанной школе. В центральной райбольнице <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ она (истица) родила ребенка (сына) - ФИО3. Для предоставления пособия по уходу за ребенком до исполнения им возраста 3 лет все необходимые документы подала руководителю ФИО5 СОШ, который должен предоставить в органы в сфере социальной защиты населения, заверенные печатью выписки из приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Согласно Правилам выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком трех лет, утвержденного Постановлением Правительства РФ оа 16,07.2005 г. №, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется по месту их работы на основании заявления о назначении пособия и документы подтверждающих право на выплату пособия в двойном размере.
В связи с чем, просит суд удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании истец ФИО4 поддержала вышеуказанные требования и просила суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, пояснив, что она работает библиотекарем с 2007 года в ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> Республики Дагестан, где она проживает вместе со своей семьей. ДД.ММ.ГГГГ родился сын - ФИО3, после чего три года находится в отпуске по уходу за ребенком. В 2016 году купили жилой дом в <адрес>, по указанному адресу в мае того же года, она зарегистрировалась вместе с членами семьи. В МФЦ ей сказали, что, если проживаешь в этом регионе (<адрес>), должна получать детское пособие в двойном размере. Фонд социального страхования по РД отказали ей выплачивать, поэтому обратилась в суд.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 «ФИО5 СОШ» <адрес> РД ФИО11 подтвердил указанные обстоятельства, в части того, что истица ФИО4 работает в ФИО7 «ФИО5 СОШ» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, данное время она находится в отпуске по уходу за ребенком. Он же пояснил, что он не был согласен выплате истице детское пособие в двойном размере, без согласования Фонд социального страхования или решения суда, поскольку она работает в школе и проживает в <адрес>, хотя зарегистрировано в <адрес> в 2016 года.
В связи с чем, разрешение данного вопроса оставил на усмотрение суда.
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела ответчик Фонд социального страхования по РД не направили своего представителя для принятия участия в судебном заседании, просили суд рассмотреть дело без участия их представителя. При этом представили письменное возражение, указав, что исковые требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законом РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплена норма по выплате гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Порядок назначения и выплаты пособия регулируется Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005г. №.
В соответствии с п.3 Правил ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере назначается имеющим право на его получение гражданам, постоянно проживающим, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Указанная ежемесячная выплата на ребенка осуществляется при условии постоянного проживания (работы) граждан не менее четырех лет в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата (ч.4 ст.4 Закона №).
Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком должны производиться работодателем с учетом всех оснований, дающих право на его получение.
Согласно приложенных к иску копий документов ФИО4 работает в ФИО7 «ФИО5 СОШ» с ДД.ММ.ГГГГ, ребенок родился ДД.ММ.ГГГГ, запись в паспорте о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. То есть Истица постоянно не проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем нет основания для назначения и выплаты её пособия по уходу за ребенком в двойном размере, о чем разъяснено в письме отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №л.
Как разъяснено истице в письме ФСС РФ от 11.08.2017г. за исходящим №л, нормы статей 18-20 Закона № предусматривали, что гражданин, осуществляющий уход за ребенком, для реализации своего права на выплату пособия, должен быть зарегистрирован на соответствующей загрязненной территории РФ, т.к. с наличием места жительства связана реализация социальных прав, которые именно в силу своей специфики должны осуществляться только в одном месте, поскольку нельзя проживать постоянно или преимущественно в двух разных местах. Однако только наличие у гражданина документального подтверждения места проживания (регистрация по месту постоянного жительства) при его отсутствии по месту постоянной регистрации (у граждан, имеющих свидетельство о регистрации по месту пребывания и проживающих на территориях, не входящих в Перечень), не может являться основанием для оказания им упомянутых мер социальной поддержки, установленных для граждан, фактически постоянно проживающих на загрязненных территориях. Сам факт регистрации по адресу, находящемуся на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие данной аварии, в силу вышеизложенного, не может служить правовым основанием для назначения пособия по уходу за ребенком в двойном размере. Таким образом, упомянутая мера социальной поддержки (выплата пособия) была установлена законодателем в качестве государственных гарантий и компенсаций гражданам в связи с их постоянным проживанием (работой) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Исходя из вышеизложенного, Фонд социального страхования по РД считает исковые требования ФИО4 необоснованными и просит отказать в их удовлетворении.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий специалист по страхованию Фонд социального страхования по РД в <адрес>Свидетель №1 подтвердила указанные обстоятельства в возражении ответчика, пояснив, что истица обращалась к ней с указанным вопросам, о назначении и выплате детских пособий в двойном размере. На что в юридическом отделе Фонд социального страхования дали разъяснения, указав о необходимости отказать истице в требованиях, поскольку она не проживает в <адрес>, хотя там зарегистрировано.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные доказательства сторонами по делу, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери фактически осуществляющие уход за ребенком.
Законом РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплена норма по выплате гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Порядок назначения и выплаты пособия регулируется Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005г. №.
В соответствии с п.3 Правил ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере назначается имеющим право на его получение гражданам, постоянно проживающим, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно положения статьи 4 Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанная ежемесячная выплата на ребенка осуществляется при условии постоянного проживания (работы) граждан не менее четырех лет в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом непосредственно перед предоставлением указанных мер, т.е. датой рождения ребенка, на которого назначается выплата и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истица ФИО4 работает библиотекарем в ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Она состоит в браке с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ от этого брака у нее родился сын - ФИО3.
Из справки ФИО7 «ФИО5 СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что истица ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до исполнения ребенку полутора года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей представлен отпуск по уходу за ребенком до исполнения ребенку 3 лет.
Согласна паспорта истицы ФИО4 (серии 8208 №, выданный ТП УФМС России по РД в <адрес>), она зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Из копии справки администрации Кущинского сельского поселения МР «<адрес> и <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ также следует, что истица ФИО4 вместе с супругом ФИО1 и другими членами семьи, в том числе малолетним ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в по адресу: <адрес>.
Согласно Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№<адрес> входит в зону с льготным социально-экономическим статусом, которые отнесены к перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Отсюда следует, что истица ФИО4 зарегистрировано по указанному адресу (<адрес>), т.е. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, после рождения ребенка - ФИО3, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), но постоянно там не проживает. Постоянным местом ее проживания вместе с семьей является <адрес>, Республики Дагестан, где она работает в ФИО7 «ФИО5 СОШ».
Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании и сама истица ФИО4.
Из материалов дела следует, что в 2017 году истица ФИО4 в порядке консультаций обращалась в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ) по вопросу назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
ФСС РФ истице дано разъяснение в письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №л, указав, что нормы статей 18-20 Закона № предусматривали, что гражданин, осуществляющий уход за ребенком, для реализации своего права на выплату пособия, должен быть зарегистрирован на соответствующей загрязненной территории РФ, т.к. с наличием места жительства связана реализация социальных прав, которые именно в силу своей специфики должны осуществляться только в одном месте, поскольку нельзя проживать постоянно или преимущественно в двух разных местах.
Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 692н утверждено разъяснение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (далее –Разъяснение).
Согласно пункту 5 Разъяснения указанное пособие назначается и выплачивается гражданам, подвергшимся радиационному воздействию:
постоянно проживающим и работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1074;
постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в Перечень, но работающим (проходящим службу, обучающимся) за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень;
постоянно работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень, но проживающим за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень.
Таким образом, одним из условий назначения пособия по уходу за ребенком в двойном размере являлся факт постоянного проживания (работы) на соответствующей территории.
Из изложенного следует, что сам факт регистрации по адресу, находящемуся на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие данной аварии, в силу вышеизложенного, не может служить правовым основанием для назначения пособия по уходу за ребенком в двойном размере.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, истицей ФИО4 не представлены суду доказательства, обосновывающие свои требования и доводы на исковые требования.
В соответствии с ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При указанных обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО4 к ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> РД и Государственному учреждению региональное отделение фонда социального страхования об обязании ФИО7 «ФИО5 СОШ» назначить и производить ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста трех лет, гражданам подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> Республики Дагестан и Государственному учреждению - региональное отделение фонда социального страхования по Республики Дагестан об обязании ФИО7 «ФИО5 СОШ» <адрес> РД назначить и производить ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста трех лет, гражданам подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС– отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий