ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-665/19 от 28.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД: 66RS0009-01-2019-000705-76 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.03.2019 город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Горюшкиной Н.В.,

с участием прокурора Ленинского района Свердловской области Мещеряковой О.С.,

представителей ответчика ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» ФИО1, ФИО4, действующих на основании доверенностей,

при секретаре судебного заседания Деевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-665/2019 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» о возложении обязанности устранить требования пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» в котором просит возложить на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в срок до 01 октября 2019 года, а именно по адресу: <...> пройти обучение мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимум (ФИО8 и ФИО5); произвести покрытие стен в общем коридоре левого крыла здания на первом этаже (иммунологическая лаборатория) отделочными материалами с показателями пожарной опасности, соответствующие требованиям законодательства о пожарной безопасности (в соответствии с таб. 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выходы на чердак из лестничных клеток предусмотреть через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 - 1,5 м.

В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Ленинского района г. Нижнего Тагила поступило обращение начальника ОНД и ПР города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО6 о не устранении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» (далее ГБУЗ СО «Демидовская городская больница») нарушений требований пожарной безопасности. Установлено, что в период с 13.09.2017 по 22.09.2017 старшим инспектором ОНД ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО7 была проведена внеплановая проверка зданий и помещений ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» расположенных по адресу: <...>. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Учитывая изложенное, 22.09.2017 старшим инспектором ОНД ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО7 ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» выдано предписание № 256/1/96 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В период с 11.10.2018 по 31.10.2018 ОНД ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области с целью контроля за исполнением юридическим лицом ранее выданного предписания № 256/1/96 от 22.09.2017, проведена проверка по результатам которой установлено, что юридическим лицом ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» не в полном объеме выполнено в срок до 01.09.2018 указанное выше предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки установлено, что по состоянию на 22.02.2019 не устранены в полном объеме нарушения, изложенные в п.п. 2, 17,18 предписания, а именно: п. 2 - обучение лиц мерам пожарной безопасности не осуществляется путем прохождения пожарно-технического минимума (ФИО8, ФИО5), в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645; п. 17 - для покрытия стен в общем коридоре левого крыла здания (иммунологическая лаборатория) применены отделочные материалы (стеновые пластиковые панели) с неизвестными показателями пожарной опасности в нарушение ст. 53, ст. 89, ст. 134 таб. 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 18 - выходы на чердак из лестничных клеток не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 - 1,5 м., в нарушением ст. 59, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (выходы на чердак из лестничных клеток предусмотрены через двери на которых отсутствует маркировка для дверей противопожарных).

Мероприятия по обеспечению требований Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, до настоящего времени не выполнены, администрацией учреждения достаточных мер к устранению нарушений не принято.

Определением суда принят отказ прокурора от части требований, а именно: произвести покрытие стен в общем коридоре левого крыла здания на первом этаже (иммунологическая лаборатория) отделочными материалами с показателями пожарной опасности, соответствующие требованиям законодательства о пожарной безопасности (в соответствии с таб. 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в связи с добровольным устранением ответчиком данных нарушений, производство по делу в данной части прекращено.

Прокурор Мещерякова О.С. в остальной части требования поддержала и просила удовлетворить.

Представители ответчика ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, факт наличия выявленных нарушений, с учетом частичного отказа прокурора от исковых требований, не оспаривали, поддержали доводы письменного отзыва который приобщен судом к материалам дела, просили об увеличении срока устранения нарушений по третьему требованию до 01.06.2020, в связи с недостаточным финансированием бюджетного учреждения из Министерства.

Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37 того же Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности; данную ответственность, в частности, несут руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Судом установлено, что в период с 13.09.2017 по 22.09.2017 старшим инспектором ОНД ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО7 была проведена внеплановая проверка зданий и помещений ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» расположенных по адресу: <...>. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» Федеральный государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Действующим законодательством должностным лицам Федерального государственного пожарного надзора представлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами. Должностные лица Федерального государственного пожарного надзора вправе давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков предоставления сведений о принимаемых мерах.

В судебном заседании также установлено, что 22.09.2017 старшим инспектором ОНД ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО7 ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» выдано предписание № 256/1/96 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

В период с 11.10.2018 по 31.10.2018 ОНД ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области с целью контроля за исполнением юридическим лицом ранее выданного предписания № 256/1/96 от 22.09.2017, проведена проверка по результатам которой установлено, что юридическим лицом ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» не в полном объеме выполнено в срок до 01.09.2018 указанное выше предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки установлено, что по состоянию на 22.02.2019 не устранены в полном объеме нарушения, изложенные в п.п. 2, 18 предписания, а именно: п. 2 - обучение лиц мерам пожарной безопасности не осуществляется путем прохождения пожарно-технического минимума (ФИО8, ФИО5), в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645; п. 17 - для покрытия стен в общем коридоре левого крыла здания (иммунологическая лаборатория) применены отделочные материалы (стеновые пластиковые панели) с неизвестными показателями пожарной опасности в нарушение ст. 53, ст. 89, ст. 134 таб. 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 18 - выходы на чердак из лестничных клеток не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 - 1,5 м., в нарушением ст. 59, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (выходы на чердак из лестничных клеток предусмотрены через двери на которых отсутствует маркировка для дверей противопожарных).

В судебном заседании установлено, что исковые требования частично выполнены, вместе с тем остаются неустраненными следующие нарушения:

- не проведено обучение лиц мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума (ФИО8, ФИО5),

- выходы на чердак из лестничных клеток не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 - 1,5 м.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Соблюдение правил и норм пожарной безопасности является одним из основных условий повышения уровня обеспечения правопорядка и общественной безопасности в местах массового пребывания и отдыха граждан и иных общественных местах, и непосредственно направлено на предупреждение совершения террористических актов в местах массового скопления граждан, на защиту от чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие террористических акций.

Мероприятия по обеспечению требований Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, до настоящего времени не выполнены, Администрацией медицинского учреждения достаточных мер к устранению нарушений не принято.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, права и свободы граждан являются, вышей ценностью государства.

Согласно ст. 18, 46 Конституции РФ, права, свободы граждан являются непосредственно действующим. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Кроме того, в соответствии со ст. 2. Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Указанные нарушения, в том числе, влекут снижение уровня антитеррористической и противопожарной защищенности объекта, увеличение потенциального количества пострадавших людей от террористического акта и пожара, создают препятствия для эффективного и оперативного осуществления мероприятий по ликвидации возгорания и последствий террористического акта.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора и считает необходимым их удовлетворить.

Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Предложенный прокурором срок для проведения мероприятия по прохождению обучению мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума (ФИО8 и ФИО5) суд находит разумным.

Вместе с тем, с учетом того, обустройство противопожарных дверей 2-го типа для выхода на чердак из лестничных клеток требует больших материальных затрат, которые ответчику, как бюджетному учреждению, до настоящего времени Министерством здравоохранения Свердловской области не выделены, суд полагает необходимым увеличить срок для устранения данного нарушения до 01.06.2020 года.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» в срок до 01.10.2019 в здании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница», расположенном по адресу: <...> пройти обучение мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума (ФИО8 и ФИО5).

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» в срок до 01.06.2020 в здании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница», расположенном по адресу: <...> выходы на чердак из лестничных клеток предусмотреть через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 - 1,5 м.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину 300,00 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 29.03.2019.

Председательствующий- подпись

Копия верна. Судья- Н.В. Горюшкина