Дело №2-665/2014г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2014 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.,
при секретаре Ярцевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Троицка Челябинской области о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании недействительным постановления администрации города Троицка, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г.Троицка Челябинской области об оспаривании решения жилищной комиссии администрации г.Троицка в части отказа в признании нуждающимися в жилом помещении и признании права на участие в подпрограмме, постановления администрации г. Троицка об утверждении решения жилищной комиссии, о признании права на участие в подпрограмме, о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, о признании семьи участником подпрограммы, о возложении обязанности поставить в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» с момента подачи заявления.
В обоснование требований сослалась на то, что решением жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в признании семьи нуждающимися в жилом помещении и признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», в связи с тем, что семья не соответствует условиям, указанным в п.28 подпрограммы. Постановлением администрации г.Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ года решение жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части было утверждено.
С данным решением жилищной комиссии и постановлением администрации г.Троицка не согласна, т.к. она и ее сын зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ее супруг ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Семья истца проживает в одной комнате жилого дома по адресу: <адрес> по договору найма. Членами семьи Я, П, М зарегистрированных в данных жилых помещениях, не являются.
В судебном заседании ФИО1 не участвовала, предоставила заявление о рассмотрении иска в ее отсутствие. Ее представитель ФИО3 поддержал требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель администрации г. Троицка ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании не участвовал, предоставил заявление о рассмотрении иска в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителей сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в состав которой входит Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей ».
Данным Постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей » федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Согласно пункта 6 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года № 250-П утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы», в рамках которой принята Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», предусматривающая аналогичные условия для признания молодой семьи участником подпрограммы.
Аналогичные условия содержит подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденная постановлением администрации города Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 20, 28).
Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Субъектный состав членов семьи собственника раскрывает ч.1 ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которая относит к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
В соответствии с п.21 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрации города Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, признание семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется на основании заявления и документов, в том числе, подтверждающих нуждаемость молодой семьи.
Согласно пункта 23 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрации города Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты допускается в случае, если: не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 21 настоящей подпрограммы; представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме.
Согласно п.28 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрации города Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ( в ред. Постановления № 1500 от 17 августа 2012 года) участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов не превышает 35 лет на день принятия Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году;
2) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктами 20,21 настоящей подпрограммы;
3) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, в части превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Учетная норма площади жилого помещения в г. Троицке составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах. Эта норма утверждена решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в администрацию г.Троицка Челябинской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о признании ее семьи, в составе трех человек- она, супруг ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения и несовершеннолетний ребенок В.М.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, нуждающимися в предоставлении жилого помещения в целях участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" долгосрочной целевой программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 годы.
Оспариваемым решением жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ года, семье ФИО1 было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы «Доступное комфортное жилье- гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 годы, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, постановлением администрации г.Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации города Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ» решение жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части было утверждено.
Как следует из текста решения жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ причиной отказа в признании нуждающимися в жилом помещении и отказа в признании участниками подпрограммы послужило то, что ФИО1 зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данный жилой дом, общей площадью 50,6 кв.м. (площадь согласно технического паспорта -97,6 кв.м.), принадлежит на праве собственности Я.В.М. В жилом доме зарегистрированы: ФИО1, В.М.С.. - сын, Я.В.М.. собственник дома, Я.Д.Р.. - племянник, П.М.Ю. - отец, П.И.В. - мать, П.Ю.М.. - брат, А.В.В.., А.В.А.., А.Г.В. - родственники. А имеют на праве общей долевой собственности (по 1\3 доли) жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 41,8 кв.м.. Обеспеченность общей площадью зарегистрированных лиц является 13,96 кв.м., что выше учетной нормы.
ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данный жилой дом, общей площадью 40,8 кв.м. принадлежит на праве собственности М.В.М... В жилом помещении зарегистрированы ФИО2, М.В.М.. -зять, М,В.В. - племянник, В.Г.С.. - сын. М.В.М.. принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 141,9 кв.м.. Обеспеченность общей площадью зарегистрированных лиц является 45,6 кв.м., что выше учетной нормы. Обеспеченность общей площадью членов семьи ФИО5 составляет 23,02 кв., что выше учетной нормы.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака (л.д.16), свидетельством о рождении В.М.С.. (л.д.17), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.19,122,129), договором дарения (л.д.20-22), заявлениями ФИО5 (л.д.23-27), выпиской из решения жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), уведомлением (л.д.33), справкой Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ Челябинской области (л.д.34), выписками из Единого гос.рееестра прав на недвижимое имущество (л.д.39-42), справками о зарегистрированных лицах (л.д.46,78), техническим паспортом на жилой дом по адресу: г.Троицк, <адрес> (л.д.47-62), копиями паспортов(л.д.63-77, 94-98, 100-104, 107-112,123-128), договором дарения (л.д.79-80), техническим паспортом на жилой дом по адресу: <адрес> (л.д.81-93), договором купли-продажи (л.д.130), заключением о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы (л.д.139-140), постановлением главы г.Троицка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.173), протоколом заседания жилищной комиссии(л.д.174-184).
Однако суд не может согласиться с доводами администрации г.Троицка по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Проверяя законность оспариваемого решения органа местного самоуправления и право истца суд не вправе ограничиться проверкой только доводов, изложенных в заявлении истца и в разъяснениях ответчика, но и должен установить и проверить все иные обстоятельства, связанные с принятием оспариваемого решения.
ФИО1, ФИО2 и несовершеннолетний В.М.С.. не имели и не имеют в собственности недвижимого имущества, кроме того не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма.
Данные обстоятельства подтверждаются уведомлениями Росреестра (л.д.34 оборотная сторона, 35), справкой Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ Челябинской области (л.д.34),никем не оспариваются.
С ДД.ММ.ГГГГ семья В-вых проживает в комнате, общей площадью 11,7 кв.м., в жилом доме по адресу: <адрес>, на основании договора найма комнаты, заключенного с Я.В.М.., собственником данного жилого дома, где ведут самостоятельное хозяйство, оплачивают ежемесячную плату за жилье и за коммунальные услуги, перестали быть членами семьи Я.В.М.. и П, членами семьи А не являются.
Следовательно, заявитель и члены ее семьи не приобрели права пользования этим жилым помещением в том правовом смысле, с которым ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ связывает право пользования жилым помещением членами семьи собственника этого помещения.
Также суд учитывает, что ФИО2 зарегистрирован, но не проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, членом семьи М не является.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, договором найма (л.д.169-171), актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.172), показаниями свидетелей Х.А.С.., Э.И.В.., не опровергнуты ответчиком.
Свидетельским показаниям суд доверяет, они последовательны, не противоречивы, свидетели не заинтересованы в исходе дела.
Совместное проживание подразумевает ведение совместного хозяйства, приобретение общего имущества, оказание взаимной помощи. Данных обстоятельств при установлении характера взаимоотношений между семьей заявителя и лиц, проживающих и зарегистрированных в жилом помещении по <адрес> при рассмотрении иска не установлено.
Администрация г.Троицка делая выводы о том, что все граждане зарегистрированные по <адрес> и по <адрес> являются членами одной семьи, формально подошла к установлению фактических обстоятельств дела, без наличия достоверных доказательств того, что зарегистрированные в вышеуказанных жилых помещениях граждане являются членами семьи истцов, не предложили истцам представить свои доказательства.
Регистрация ФИО1 и ее сына по адресу <адрес>, регистрация ФИО2 по адресу <адрес> и возможность вселения В-вых в жилой дом по <адрес>, не порождают для них права собственности на данное жилое помещение, не свидетельствуют в соответствии со ст.31 ЖК РФ о том, что истцы являются членами одной семьи с лицами, зарегистрированными в данном жилом помещении.
Средний совокупный доход семьи истца, исходя из представленных справок достаточен для получения жилищного кредита на рыночных условиях, что подтверждается заключением о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы (л.д.139-140).
Таким образом, судом установлено, что в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО1 и ее семья не имеют в собственности какого- либо жилого помещения, не являются нанимателями жилого помещения по договорам социального найма, не являются членами семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеют средний совокупный доход достаточный для получения жилищного кредита на рыночных условиях, допустимый для участия в подпрограмме возраст, не совершали каких-либо действий в целях ухудшения жилищных условий, следовательно, на момент подачи заявления о включении в список граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» они не были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, являлись нуждающимися в жилых помещениях, предоставили все документы в подтверждение своей нуждаемости, т.е. право на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 годы.
Поскольку суд приходит к выводу о том, что истцу необоснованно было отказано в признании ее семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 годы, в связи с чем решение жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа семьи ФИО1 в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отказа в признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 годы, постановление администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения указанных решений следует признать незаконным и отменить.
Суд считает, что при таких обстоятельствах следует признать ФИО1, составом семьи 3 человека, нуждающимися в жилых помещениях, признать право семьи ФИО1 на участие в указанной подпрограмме и обязать ответчика поставить ФИО1, составом семьи 3 человека, в список граждан участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке» с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований о признании семьи участником подпрограммы, следует отказать, т.к. права истца, которые она желает восстановить путем предъявления указанного требования, восстановлены судом при удовлетворении требований о признании решения жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Администрации г.Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, о признании за семьей ФИО1 права на участие в подпрограмме и о понуждении администрации города Троицка Челябинской области устранить нарушение прав заявителей путем постановки семьи ФИО1, в составе трех человек, в список граждан участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке» с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ
Принятия отдельного решения по указанным требованиям для восстановления прав истца не требуется.
Вопреки требованиям ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от ответчика не поступило других возражений и доказательств в их обоснование.
В соответствии со ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в рамках заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа семьи ФИО1 в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отказа в признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 годы.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации г.Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии Администрации города Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения решения жилищной комиссии администрации г.Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе семьи ФИО1 в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отказе в признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2011-2015 годы.
Признать ФИО1, в составе семьи три человека, нуждающимися в жилых помещениях.
Признать за ФИО1, в составе семьи три человека, право на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке».
Обязать администрацию города Троицка Челябинской области поставить ФИО1, в составе семьи три человека, в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке» с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ года.
ФИО1 в иске к Администрации г.Троицка Челябинской области о признании семьи участником подпрограммы«Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке» отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий: