ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-665/2014 от 28.05.2014 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

 .

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 28 мая 2014 года г. Новокуйбышевск

 Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Сафронов А.А., с участием помощника прокурора г. Новокуйбышевска Уваровой Л.Г., при секретаре Тогунковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-665/2014 по иску ФИО1 к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о взыскании денежных средств в размере 26000 рублей за невыполненные работы и компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, мотивируя тем, что 16.11.2010 года в его жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес> были произведены работы по замене трубопровода холодной и горячей воды, установлены два прибора учёта воды и заменена труба канализации. Затраты по данным работам составили примерно 2000 рублей. 04.02.2011 года он получил акт выполненных работ на сумму 20908 рублей, считает, что в акте стоит не его подпись, также в акте указан коэффициент на работы – 5,432, который не применим к ценам, действующим на момент составления акта, а часть работ, указанных в акте не выполнялась. Истец просит взыскать с ответчика - администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области в свою пользу, компенсацию расходов по проведённым им за свой счёт ремонтным работам в квартире в размере 26000 рублей, а также моральный вред в размере 50000 рублей.

 Истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные описательной части решения суда, дополнив, что трубу заменяли от ванны и от мойки с кухни, от унитаза никакой трубы не меняли, просит возвратить ему денежные средства, затраченные им на ремонт, так как заменил балконный блок затратил 15905 рублей, заменил входную дверь затратил 4389 рублей, выполнил потолочное покрытие затратив 2329 рублей, заменил унитаз 1450 рублей, приобрёл клапан спусковой стоимостью 135 рублей, смеситель в ванную стоимостью 983 рубля, плёнку самоклеящуюся стоимостью 248 рублей, расходные материалы на сумму 532 рубля, всего на общую сумму 25971 рубль. Он является инвалидом 2 группы и ему сложно ходить. Он неоднократно обращался в администрацию г.о. Новокуйбышевска с просьбой о компенсации ему расходов по проведению ремонтных работ, на которые администрация г.о. Новокуйбышевск ответила отказом.

 В судебном заседании представитель ответчика администрации г.о. Новокуйбышевск – ФИО2, действующая на основании доверенности <№> от <Дата>, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, дополнив, что в 2010 году были выделены субсидии на проведение мероприятий по ремонту жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны, в связи с чем выплата в виде материальной помощи или других выплат наличными денежными средствами, не предусмотрена, порядок предоставления субсидий на период 2010 года не был единовременным, но порядок предоставления субсидий утверждался органами местного самоуправления, список ветеранов не предоставлялся. Сумма субсидий фиксированной стала лишь в 2012 году. Кроме того указала, что действующее законодательство не предусматривает неоднократную выплату на проведение ремонтных работ. Также дополнила, что истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие обоснованность требований компенсации морального вреда.

 Представитель третьего лица, ООО «Квартал», привлеченного на основании определения суда от 14.05.2014 года, своевременно и надлежаще извещённый в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

 Допрошенная в качестве свидетеля ФИО пояснила, что она осуществляет трудовую деятельность в должности инженера-сметчика проектной работы планово-экономического отдела Управления городского хозяйства админитсрации г.о. Новокуйбышевск. Акт о приемке выполненных работ от 05.12.2010 года по адресу: <Адрес> составлен правильно по нормативам, действующим на момент составления сметы, расценки указаны, действующие. По поводу применения коэффициента СМР 5,432 пояснила, что расценки разработаны и утверждены на 2001 год, всегда указывают поправочные коэффициенты, с учётом инфляции, чтобы перевести цены на текущий год. Также указала, что показатели со знаком «минус» подразумевают работы с другим материалом, чем с тем, который отражен в смете, коэффициенты же цен указаны в специальном журнале, откуда они используются при отражении в смете.

 Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, мнение помощника прокурора, полагавшего, что требования, указанные в исковом заявлении не нашли своего подтверждения, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения иска, суд приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела, истец является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается удостоверением серия ВВ <№> от <Дата> (л.д. 29), а также инвалидом II группы, что подтверждается справкой серия <№> от <Дата>, согласно которой ФИО1 является инвалидом второй группы бессрочно (л.д. 28).

 В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: …получение и содержание жилых помещений;…

 В силу п. 1 ст. 15 указанного выше ФЗ, участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

 Судом установлено, что ФИО1 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес>.

 В соответствии со ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

 Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан.

 Постановлением Правительства Самарской области от 17.03.2010 года № 108 «О предоставлении местным бюджетам субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по осуществлению мероприятий, направленных на ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» с учетом Постановления Правительства Самарской области от 14.12.2010 года № 645 «О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 17.03.2010 № 108 «О предоставлении местным бюджетам субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по осуществлению мероприятий, направленных на ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» утвержден порядок предоставления в 2010 году субсидий, согласно которого субсидии расходуются муниципальными образованиями на приобретение работ по ремонту жилых помещений ветеранов и вдов в пользу указанной категории граждан для обеспечения их нужд и распределение на 2010 год субсидий, из которого следует, что г.о. Новокуйбышевск выделены субсидии в размере 17660,0 тыс. рублей.

 Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск № 914 от 07.04.2010 года установлено, что в 2010 году финансовое обеспечение мероприятий, направленных на ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны ВОВ 1941-1945 годов, воды инвалидов и участников ВОВ, осуществляется за счёт средств областного бюджета, поступивших в бюджет г.о. Новокуйбышевск в качестве субсидий в размере 17660,0 тыс. рублей и средств бюджета городского округа Новокуйбышевск, предусмотренные на долевое финансирование указанных мероприятий, в размере не менее 5% от общего объема финансирования мероприятий (л.д. 57-58).

 Для выполнения работ по ремонту жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны ВОВ 1941-1945 годов, воды инвалидов и участников ВОВ в городском округе Новокуйбышевск между Управлением городского хозяйства админитсрации г.о. Новокуйбышевск и ООО «Квартал» был заключен муниципальный контракт <№> от <Дата> (л.д. 84-88).

 Из технического задания, являющегося приложением к муниципальному контракту <№> следует, что ФИО1 включен в список адресов ветеранов ВОВ, проживающих в многоквартирных жилых домах г.о. Новокуйбышевск (л.д. 89-96).

 Локальной сметой № ЛС-366 подтверждается, что затраты на ремонт жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <Адрес> составят 20908 рублей (л.д. 65-69).

 Актом о приемке выполнения работ подтверждается, что ООО «Квартал» в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес> произведены работы по ремонту на общую сумму 20908 рублей. В указанном акте имеется подпись ФИО1 о том, что «с объемом согласен, претензий не имеет» (л.д. 6-9).

 Не согласившись с объемом выполненных работ и их стоимостью, ФИО1 обращался в различные инстанции.

 В ответе из администрации г.о. Новокуйбышевск <№> от 16.12.2010 года указано, что в соответствии с количеством обращений от ветеранов ВОВ 1941-1945 года, вдов участников и инвалидов ВОВ 1941-1945 годах и выделенных из бюджета Самарской области денежных средств была определена средняя сумма денежных средств в расчета на каждого нуждающегося, которая составили 18 тыс. рублей. В жилом помещении ФИО1 были выполнены ремонтные работы по замене сантехники (прокладка трубопроводов канализации, смена сифонов, смена гибких подводок и установка счетчиков), сметная стоимость составили 20909 рублей. Выполнение ремонтных работ по замене оконных конструкций, покраске окон и дверей на данный момент не представляется возможным в виду ограниченных денежных средств, выделенных на ремонт жилых помещений в многоквартирных домах (л.д. 24).

 Аналогичные доводы указаны и в ответе администрации г.о. Новокуйбышевск <№> от 01.02.2011 года (л.д. 23).

 Ответом администрации г.о. Новокуйбышевск <№> от 05.03.2011 года подтверждается, что замена ванной и унитаза в жилом помещении ФИО1 предусмотрена не была. В сметной документации обозначен демонтаж санитарных приборов – ванны и унитаза (без стоимости материалов) для прокладки трубопроводов канализации, то есть снятие санитарных приборов, далее прокладка канализационных труб и установка его санитарных приборов на место. Стоимость работ, которые были произведены, рассчитана на основании действующей системы ценообразования и сметного нормирования по сборникам территориальных единичных расценок на строительные и ремонтные работы в Самарской области. Выполнения любых видов работ возможно только после составления сметной документации, которая включает в себя помимо стоимости материалов, стоимость работ, накладные расходы и налоги (л.д. 22).

 Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области <№> от 14.03.2011 года следует, что выделенные субсидии муниципальным образованиям Самарской области могут быть использованы только для выполнения работ по ремонту квартир, после составления сметной документации на ремонт и проведения конкурса по определению подрядной организации, а не в виде материальной помощи или других выплат. ФИО1 были выполнены ремонтные работы по замене сантехники в объеме, предусмотренном сметной документацией, сметная стоимость составила 20909 рублей (л.д. 27).

 Прокуратурой г. Новокуйбышевск ФИО1 также был дан ответ от 25.03.2011 года, из которого следует, что ему были выполнены ремонтные работы по замене сантехники, замена ванной и унитаза не была предусмотрена. Сметная стоимость составила 20909 рублей, сметная документация помимо стоимости материалов включает в себя стоимость работ, накладные расходы, а также налоги. По результатам проверки оснований для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено (л.д. 25).

 Из ответа администрации г.о. Новокуйбышевск <№> от 11.05.2011 года ФИО1 следует, что выполнение ремонтных работ по замене оконных конструкций, покраске окон и дверей не представляется возможным в виду отсутствия денежных средств на выполнение вышеуказанных ремонтных работ, а также в виду того, что ему уже была оказана помощь в 2010 году (л.д. 21).

 Ссылка истца на то, что часть работ, отраженных в акте о приемке выполненных работ не выполнялась, является не состоятельной, поскольку суду, в силу ст. 56, 60 ГПК РФ, доказательств того, что истцу были произведены сантехнические работы не в том объеме, как указано в акте, не представлено.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 были произведены сантехнические работы в объёме указанном в акте о приемке выполненных работ и сумме.

 Истец в обоснование своей позиции также указал, что в акте о приемке выполненных работ стоит не его подпись.

 После неоднократных проверок по заявлению ФИО1 по факту подлинности подписи в акте о приемке выполненных работ, О МВД России по г. Новокуйбышевск вынесено постановление от 04.08.2011 года об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (л.д. 12), в связи с чем оснований для сомнений наличия подлинной подписи ФИО1 в акте о приемке выполненных работ, не установлено.

 Довод истца по факту применения коэффициента в акте о приемке выполненных работ СМР 5,432, в ходе рассмотрения дела был проверен и установлено, что локальная смета и акт составлены в ценах 2001 года, однако стоимость работ была рассчитана на основании действующей системы ценообразования и сметного нормирования по сборникам территориальных единичных расценок на строительные и ремонтные работы в Самарской области, утвержденной Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.04.2010 года № 79-п «Об утверждении территориальных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы, ремонтно-строительные, монтаж оборудования, капитальный ремонт оборудования, сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве Самарской области», то есть коэффициентом 5,432 цены на период 2001 года переведены в цены 2010 года.

 При таких обстоятельствах, а также с учетом мнения свидетеля ФИО, подтвердившей правильность составления сметы, суд приходит к выводу о несостоятельности довода истца о применении расценок, не действующих на период составления сметы и акта о приемке выполненных работ.

 Истцом предоставлены квитанции, чеки и договоры на работы по установке дверного балконного блока, установке входной двери, замены потолочного покрытия, установки унитаза, клапана спускового, смесителя и пленки самоклеющейся, а всего на общую сумму 25971 рубль (л.д. 41-56), на которую, как считает истец ему не были выполнены работы и которую он просит взыскать с ответчика.

 Порядком предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, на проведение мероприятий, направленных на улучшение условий их проживания, утружденным Постановлением Правительства Самарской области от 11.04.2014 года № 191 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 года № 669 «Об утверждении государственной программы Самарской области "Государственная поддержка собственников жилья» на 2014 - 2016 годы» предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются получателям на проведение указанных в пункте 7 настоящего Порядка мероприятий по улучшению условий их проживания один раз. Размер социальной выплаты, предусмотренной за счёт средств, поступающих в местный бюджет из областного бюджета, определяется органом местного самоуправления в зависимости от перечня и видов осуществляемых мероприятий и не должен превышать 44 тыс. рублей на одного получателя. Перечень получателей и размер социальной выплаты каждому получателю устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

 Судом также принимается во внимание довод представителя администрации относительного того, что в случае повторного выделения ФИО1 субсидии, лица, стоящие в очереди на получение субсидий, будут лишены такого права, что повлечет нарушения действующего законодательства и является недопустимым.

 Поскольку в судебном заседании было установлено, что ФИО1 оказывались услуги по ремонту жилого помещения в многоквартирным доме, претензий к качеству и объему выполненных работ на момент подписания акта о приемке выполненных работ у истца не было, а также в связи с тем, что социальные выплаты предоставляются на проведение мероприятий по улучшению условий проживания один раз и не предусматривают выплату в виде материальной помощи или других выплат наличными денежными средства, то суд не находит оснований для удовлетворения исковые требования в части взыскания денежных средств.

 В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

 Так ФИО1 указывает, что на протяжении 2,5 лет он обращался в администрацию г.о. Новокуйбышевск для выплаты ему денежных средств, в связи, с чем его здоровью был нанесен вред, однако, суд констатирует, что каких-либо неправомерных действий со стороны ответчика в отношении истца в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи, с чем исковые требования ФИО1 о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

 При наличии указанных обстоятельств, суд считает, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать в полном объеме.

 Руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск ФИО1 к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.06.2014 года.

 Судья: подпись А.А. Сафронов