ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-666 от 26.11.2010 Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия)

                                                                                    Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан 26 ноября 2010 года

дело № 2-666/2010

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Музалевского В.А.,

при секретаре Пивкиной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район о предоставлении жилого помещения, требования мотивируя тем, что с 2000 года до 10 марта 2004 года находилась под опекой своей тети по линии матери Б.Е.А. Распоряжением начальника Сапоговского управления Администрации МО Усть-Абаканский район от *** *** она была поставлена на льготную очередь на получение жилья. 05 марта 2009 года предоставила в Администрацию МО Усть-Абаканский район пакет документов для предоставления жилья, однако 30 июня 2010 года Администрацией ей было отказано. Полагает, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, право которой до настоящего времени не реализовано. Просит обязать Администрацию в срок до 01 апреля 2011 года предоставить ей жилое помещение на территории муниципального образования Сапоговский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м. за счет средств бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности от ***, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Суду пояснила, что *** умерла мать ФИО1 Б.Е.А. Истица была передана под опеку Б.Е.А., поскольку отец Б.Л.Т. не занимался содержанием и воспитанием ребенка. *** Б.Л.Т. был лишен родительских прав, *** умер. Полагает, что жило помещение должно быть предоставлено ФИО1 на территории МО Сапоговский сельсовет, поскольку на момент утраты родительского попечения (***) последняя проживала в. ...

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от ***, исковые требования не признал, суду пояснил, что право ФИО1 на жилое помещение возникло с момента лишения ее отца родительских прав (***). На указанную дату ФИО1 была зарегистрирована в. .. по месту жительства опекуна. По смыслу Закона РХ от 19 октября 2009 года № 104-РХ О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона РХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» жилое помещение должно быть предоставлено по месту выявления, которым является. ... Кроме того, распоряжение начальника Сапоговского управления образования Администрации МО Усть-Абаканский район от *** *** о постановке ФИО1 на льготную очередь отменено как незаконное.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления образования Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район ФИО4, действующая на основании доверенности от ***, против удовлетворения исковых требований также возражала, пояснив суду, что на момент утраты родительского попечения несовершеннолетняя ФИО1 проживала в. .., следовательно, местом выявления и первичного устройства сироты является. .., где и должно быть предоставлено жилое помещение. Кроме того, мать ФИО1 проживала по адресу:. .., в связи с чем, по указанному адресу должно быть закреплено жилое помещение. Однако решением Усть-Абаканского районного суда от *** опекун истицы Б.Е.А. стала собственником указанного жилого помещения. Полагает, что ФИО1 поставлена на льготную очередь незаконно, поскольку местом жительства и регистрации истицы является. ..

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дне и месте его проведения, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования Сапоговский сельсовет в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дне и месте его проведения.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия истца, представителя третьего лица Администрации МО Сапоговский сельсовет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствиис абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона под понятием дети,оставшиеся без попечения родителей понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, а также уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Согласно абзаца 3 пункта 1 статьи 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 Закона РХ № 104-ЗРХ от 19 октября 2009 года «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возраста до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» предусмотрено, что органы опеки и попечительства ведут список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений.

Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется органом опеки и попечительства по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.

Согласно п.3 ст. 3 Закона № 104-ЗРХ органы местного самоуправления городских округов и поселений отдельным списком, сформированным в хронологическом порядке согласно дате принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учитывают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Аналогичные положения закреплены и в пп.2 п.7 ст.2 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года № 55-ЗРХ (в ред. ФЗ от 19 октября 2009 года № 104-ЗРХ) «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет».

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 родилась *** на. .., в свидетельстве о рождении отцом указан Б.Л.Т., матерью Б.Е.А.

Согласно свидетельству о смерти мать истицы Б.Е.А. умерла *** На момент смерти матери ФИО1 достигла 14-летнего возраста.

Постановлением мэра. .. от *** опекуном несовершеннолетней ФИО1 назначена Б.Е.А.

Судом установлено, что отец истицы Б.Л.Т. уклонялся от воспитания ребенка, что подтверждается решением Абаканского городского суда от ***, а также пояснениями представителя истицы, которая является сестрой и которая пояснила суду, что Б.Л.Т. до 1990 года проживал по адресу:. .., а затем до момента смерти не имел постоянного места жительства, с дочерью не проживал, содержанием и воспитанием не занимался, дав согласие на оформление опекунства.

Суд признает показания представителя истицы допустимыми и достаточными доказательствами по делу в части уклонения Б.Л.Т. от воспитания ФИО1, поскольку они согласуются с материалами дела.

Таким образом, статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО1 получила с моментом смерти матери (***).

Из содержания постановления мэра. .. о *** следует, что местом жительства ФИО1 определено жилое помещение, расположенное по адресу:. .., то есть место жительства ее попечителя.

Однако вопрос о закреплении за ФИО1 жилого помещения в данном постановлении не разрешен.

Учитывая, что мать ФИО1 на день смерти проживала по адресу:. .., суд приходит к выводу, что местом жительства ФИО1 на момент утраты родительского попечения является. ...

Таким образом, орган опеки и попечительства Усть-Абаканского района должен был включить ФИО1 в список детей, оставшихся без попечения родителей, а органы местного самоуправления поставить ее в очередь на получение жилого помещения.

Письмо начальника отдела опеки и попечительства. .. от *** в отдел по учету и распределению жилья Администрации. .. не является безусловным основанием для предоставления ФИО1 жилого помещения в. ...

В связи с чем следует, что жилое помещение должно быть предоставлено на территории Сапоговского сельского совета Усть-Абаканского района.

В судебном заседании установлено, что Администрацией МО. .. ФИО1 как ребенок, оставшийся без попечения родителей не обеспечивался.

Согласно предоставленным Усть-Абаканским филиалом ГУП РХ УТИ в материалы дела справкам Б.Л.Т., Б.Е.А., ФИО1 квартиры, жилого дома в собственности на территории Усть-Абаканского района не имеет.

Кроме того, из сообщений Усть-Абаканского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия видно, что ФИО1, Б.Е.А., Б.Л.Т. в собственности объектов недвижимого имущества, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имеют.

Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствует о возникновении у ФИО1 предусмотренного законом права на включение в список на льготное получение жилого помещения.

Кроме того, постановлением начальника Сапоговского управления Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район *** от *** ФИО1 поставлена на льготную очередь для получения жилья.

Суд полагает, чтоадминистрация Сапоговского управления как исполнительно-распорядительный орган, обязанная проверять обоснованность включения тех или иных лиц в список, не ставила таковую под сомнение в отношении ФИО1 до начала настоящего судебного иска, кроме того такая обоснованность нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу.

В связи с чем, доводы ответчика и представителя третьего лица о необоснованном включении ФИО1 в очередь на получение жилья являются необоснованными.

В силу положений п.2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья), суд находит доводы о возможности предоставления истице жилого помещения только в. .., не обоснованными.

Доводы представителя третьего лица Управления образования Администрации об отказе ФИО1 от прав на жилое помещение, расположенное по адресу:. .., положенные в обоснование доводов относительно незаконности заявленных требований, суд не принимает во внимание ввиду их необоснованности, поскольку данный жилой дом за ФИО1 закреплен не был, в собственности ее родителей Б.Е.А., Б.Л.Т. не находился.

Согласно п.5 ст.4 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 28.02.2007 N 20 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения" утверждена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, в размере 18 кв. метров общей площади жилья.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования ФИО1 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению без указания срока, полагая, что установление конкретных сроков предоставления жилого помещения не оправдано, поскольку действующим законодательство сроки внеочередного предоставления жилья не установлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район предоставить ФИО1 жилое помещение на территории муниципального образования Сапоговский сельсовет, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма площадью не менее 18 кв.м. за счет средств бюджета Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий: В.А. Музалевский

Мотивированное решение изготовлено и подписано 01 декабря 2010 года.

Председательствующий В.А. Музалевский