ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6668/2016 от 07.11.2016 Красносельского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-6668/2016 07 ноября 2016 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Овчарова В.В.,

при секретаре Прошукало А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Т.И.В., Б.М.М., Б.М.В. к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании прав на обеспечение жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании прав на обеспечение жилым помещением. Просили суд признать право ФИО1, Б. М.В., несовершеннолетних Т. И.В., Т. Д.В., Б. М.М., состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на обеспечение одним жилым помещением по договору социального найма на состав семьи 5 человек, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством для многодетных семей.

В обоснование исковых требований истцы указали, что в соответствии с Распоряжением главы Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 30.04.2015 г. № 1041 истица ФИО1 с тремя несовершеннолетними детьми приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с учетом льготы многодетная семья, имеющая трех несовершеннолетних детей.

Истец Б. М.С. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 11.12.1986 г.

Свидетельством № 2307 от 30.10.2013 г., выданным Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга, удостоверяется, что истцы совместно с несовершеннолетними детьми являются многодетной семьей. Срок действия указанного свидетельства до 22.01.2019 г.

Истцы неоднократно обращались в Администрацию Красносельского района с заявлениями, в которых просили внести необходимые изменения в их учетные дела в целях последующего включения всей семьи в составе 5 человек в списки многодетных семей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма.

Как следует из письма Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 24.02.2016 г., объединение учетных дел супругов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии со ст. 1 Положения о порядке формирования годовых жилищных планов, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 № 1277, Жилищный комитет Санкт-Петербурга ежегодно формирует и утверждает годовые жилищные планы исходя, в том числе, из общего количества и категорий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения, в годовом жилищном плане указываются наименование категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в соответствующем году, дата принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из которой принимается решение о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам соответствующей категории;

Вышеуказанные сведения в Жилищный комитет предоставляются Администрациями районов.

Жилищный план Санкт-Петербурга на 2016 год утвержден распоряжением Жилищного комитета от 18.01.2016 № 28-р «О жилищном плане на 2016 год».

В разделе 2.2. распоряжения установлено, что многодетные семьи, имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей и принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.08.2012 г., подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма в 2016 году.

Фактически истцы проживают совместно. Однако сведения о семье истцов, как о многодетной семье в составе 5 человек не были предоставлены Администрацией Красносельского района в Жилищный комитет Санкт-Петербурга в целях включения полной семьи в годовой жилищный план на 2016 год.

В ходе рассмотрения дела от истцов поступило уточненное исковое заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 222), в котором истец просит признать право ФИО1, Б.М.В., несовершеннолетних Т.И.В.<дата> г.р., Т.Д.В.<дата> г.р., Б.М.М.<дата> г.р., состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на обеспечение одним жилым помещением по договору социального найма на состав семьи 5 человек в соответствии с годовым жилищным планом на 2016 год, утвержденным Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 18.01.2016 г. № 28-р «О жилищном плате на 2016 год».

Истец ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Т. И.В., Б. М.М., Б. М.В. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца в суд явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик – представитель Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в суд явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что в соответствии с Распоряжением главы Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 30.04.2015 г. № 1041 истица ФИО1 с тремя несовершеннолетними детьми приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с учетом льготы многодетная семья, имеющая трех несовершеннолетних детей.

Истец Б. М.С. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 11.12.1986 г.

Согласно п. 2.4.3 "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом названный стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения.

В соответствии со ст. 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132) многодетная семья - семья (неполная семья), имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 28.12.2012).

Непосредственно Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", определяющий в части 2 статьи 1 категории лиц, принимаемых в Санкт-Петербурге на учет нуждающихся в жилых помещениях, называет в числе таких категорий (с учетом иных критериев) многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (абзац введен Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32). А после внесения в данную норму изменений на основании Закона Санкт-Петербурга от 02.12.2015 N 754-151 установлены следующие категории лиц, принимаемых на учет (с учетом иных критериев): граждане, имеющие трех или четырех несовершеннолетних детей; граждане, имеющие пять и более несовершеннолетних детей; граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, которые рождены одновременно; граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, в числе которых ребенок-инвалид (дети-инвалиды).

Системный анализ данных норм показывает, что семья относится к числу многодетных при наличии трех и более несовершеннолетних детей, то есть, по общему правилу, детей, не достигших возраста 18 лет. В связи с чем, по достижении в такой семье одним или несколькими детьми возраста совершеннолетия семья по смыслу закона не может считаться многодетной, следовательно, на данную семью не могут быть распространены льготы и гарантии, предусмотренные действующим законодательством для многодетных семей. Наличие права на соответствующие льготы и гарантии должно иметь место в момент его реализации.

Свидетельством № 2307 от 30.10.2013 г., выданным Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга, удостоверяется, что истцы совместно с несовершеннолетними детьми являются многодетной семьей. Срок действия указанного свидетельства до 22.01.2019 г.

Истцы неоднократно обращались в Администрацию Красносельского района с заявлениями, в которых просили внести необходимые изменения в их учетные дела в целях последующего включения всей семьи в составе 5 человек в списки многодетных семей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма.

Как следует из письма Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 24.02.2016 г., объединение учетных дел супругов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, действующим законодательством не предусмотрена.

Как следует из материалов учетного дела (л.д. 35-205), Б. Т.С., зарегистрированная по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>, комната (ы) 1,2,3 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма с 11.12.1986 г. с одной семьей, состоящей из 5 человек, Б. Т.С., Б. В.А., Б. М.В., Б. А.В., ФИО2, учетное дело 01278/1986. Семья была снята с жилищного учета распоряжением администрации № 1598 от 07.07.2009 согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований состоять на жилищном учете. Уведомление о снятии семьи с учета было направлено письмом от 09.07.2009 г. по адресу: г.Санкт-Петербург, <адрес>. Распоряжением администрации Красносельского района № 2276 от 15.11.2015 г. семья восстановлена на жилищном учете.

ФИО1 с тремя детьми – Т. И.В., <дата> г.р., Т. Д.В., <дата> г.р. и Б. М.М., <дата> г.р., состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации с 30.04.2015 г., учтена льгота «многодетная семья, имеющая трех несовершеннолетних детей». С детьми зарегистрирована по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30 августа 2012 года N 766-р (в редакции от 24.11.2015) государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.

В силу пункта 3.4.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1078 "Об Администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности Администрации района входит вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.

Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".

Согласно части 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" члены семьи, вселенные гражданином после принятия его на учет, включаются в учетное дело по заявлению гражданина только в случае, если они соответствуют требованиям пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга. Исключение составляют несовершеннолетние дети, вселенные к родителям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 приведенного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 05.06.1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Истцы как супруги, пользуются правом выбора места жительства, и в данном случае Б. М.В. выбрал постоянное место жительства по адресу: г.Санкт-Петербург, <адрес>, что подтверждается его регистрацией.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для включения его в учетное дело совместно с ФИО1 с тремя детьми – Т. И.В., <дата> г.р., Т. Д.В., <дата> г.р. и Б. М.М., <дата> г.р. не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» (далее - Закон Санкт-Петербурга» 221-32), жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на жилищном учете, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 221-32 и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 № 1277 «О порядке формирования годовых жилищных планов» (далее - постановление Правительства Санкт-Петербурга) оказание содействия Санкт-Петербурга гражданам в улучшении жилищных условий осуществляется на основании годового жилищного плана.

Статья 16 Закона Санкт-Петербурга № 221-32 гласит, что с учетом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, и количества свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно составляются перечни категории граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году.

Сводный реестр указанных списков составляет годовой жилищный план.

Порядок формирования годовых жилищных планов устанавливается Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 N 1277 "О порядке формирования годовых жилищных планов".

В годовом жилищном плане указываются, в частности, наименование категорий граждан для предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе по договорам социального найма в соответствующем году.

Согласно годовому жилищному плану на 2015 год, утвержденному распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 02.02.2015 N 57-р "О жилищном плане на 2015 год" также предоставлялись жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей, ставшим на учет уже до 01.08.2012 года.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2016 № 28-р утвержден жилищный план на 2016 год в Санкт-Петербурге, согласно которому в 2016 году предусмотрено выполнение обязательств в отношении многодетных семей, имеющих несовершеннолетних детей, включенных в списки граждан подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2015 г., в связи с переносом сроков окончания строительства многоквартирных домов, учтенных при формировании жилищного плана на 2015 г.

Таким образом, жилищный план субъекта разрабатывается исходя из объемов бюджетного финансирования, состава жилищного фонда и содержит исчерпывающий перечень необходимых условий, которым должна отвечать семья в целях обеспечения жилым помещением в соответствующий календарный год.

На таких же условиях был составлен годовой жилищный план на 2016 год.

В данном случае семья не могла быть включена в списки граждан, подлежащими обеспечению жилыми помещениями в 2016 г., поскольку поставлена на учет 30.04.2015 г.

При этом дата постановки на учет Б. М.В. правового значения не имеет, поскольку он поставлен на очередь нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях.

Суд, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Т.И.В., Б.М.М., Б.М.В., отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через Красносельский районный суд.

Председательствующий судья: В.В. Овчаров

Мотивированное решение изготовлено 14.11.2016 г.