Дело №2-6669/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 года г.Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Махатиловой П.А., при секретаре Манатилове М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазалиевой А к Алимирзоеву К, Администрации Главы и Правительства РД, Минстрою РД о признании заключенным договора купли-продажи квартиры от 20.10.1999 года и обязании Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан (далее - Администрация) принять её в сводный учет служащих на получение субсидии с 2008 года,
УСТАНОВИЛ:
Муртазалиева А.М. обратилась в суд с иском Алимирзоеву К и Администрации Главы и Правительства РД о признании заключенным договора купли-продажи квартиры от 20.10.1999 года и обязании Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан (далее - Администрация) принять её в сводный учет служащих на получение субсидии с 2008 года в обосновании иска указывая, что она является государственным служащим, и с 2008 года состоит на учете для улучшения жилищных условий в целях получения субсидии на приобретение, или строительство жилого помещения (далее - субсидия), так как у нее многодетная семья и они нуждаются в улучшении жилищных условий.
Субсидии в установленном порядке предоставляются служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не получавшим ранее субсидии за счет средств всех уровней бюджетной системы РФ на улучшение жилищных условий.
Согласно Положению о порядке и условиях предоставления субсидий на приобретение жилых помещений лицам, замещающим государственные должности РД, должности государственной гражданской службы РД, другим работникам органов государственной власти РД и иных государственных органов РД, утвержденному постановлением Правительства РД от 22.02.2007г. № 52 (далее-Положение), Администрация Главы и Правительства РД осуществляет сводный учет служащих, подавших заявление на получение субсидии, расчет размера предоставляемой субсидии, выбор уполномоченного банка и предоставление субсидии.
В силу п. 21 Положения субсидии в установленном порядке предоставляются лицам, включенным в списки служащих, имеющих право на получение субсидий, в порядке очередности на основании решения Администрации Главы и Правительства РД, в котором указывается размер субсидии.
Для принятия решения о предоставлении субсидии служащий представляет в Администрацию Главы и Правительства РД необходимые документы, подтверждающие его право на получение субсидии.
Вместе с тем, при представлении в Администрацию Главы и Правительства РД справки с управления Росреестра РД за период с 2008г. по 2019 г. для получения жилищной субсидии она узнала, что квартира, проданная ею в 1999 году Алимирзаеву Х.С. по договору купли-продажи от 20.10.1999г., не прошла государственную регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. не была переоформлена в установленном порядке новым хозяином в этом же году.
В связи с чем, Администрация Главы и Правительства РД в письме № от 27.11.2019г. сообщает, что она включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий работников Минстроя РД с 2008 года без учета требований Жилищного кодекса РФ, Закона РД от 03.02.2006 г. № 4 и постановления Правительства РД от 22.02.2007 г. № 52, и комиссии необходимо принять решение о постановке ее на учет с момента подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий.
С указанными действиями Администрации Главы и Правительства РД она не согласна, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
Ее нуждаемость в улучшении жилищных условий имеет место с 2008 г.
20.10.1999г. между ею (продавец) и Алимирзаевым Х.С. (покупатель) заключен договор купли - продажи однокомнатной квартиры, общей площадью 30,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, пр. <адрес><адрес>. Согласно договору купли - продажи квартиры от 20.10.1999г. она продала указанную квартиру Алимирзаеву Х.С. за 119 600 рублей, а кроме того, квартира была передана ответчику, подтверждением чему служат прилагаемые договор купли-продажи квартиры, передаточный акт, подписанный сторонами, и расписка в получении денег.
В силу ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
О том, что в Единый государственный реестр недвижимости не внесена запись о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру послед заключения договора купли-продажи ей не было известно.
По ходатайству представителя ответчика- Администрации Главы и Правительства РД к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.
В судебном заседании истица Муртазалиева А.М. исковые требования уточнила и просила обязать Администрацию Главы и Правительства РД выдать ей субсидию на приобретение или строительство жилого помещения с учетом ее нуждаемости в улучшении жилищных условий с 2008 г.
Представитель Администрация Главы и Правительства РД по доверенности Махсудов М.М. исковые требования Муртазалиевой А.М. не признал и пояснил, что надлежащим ответчиком по спору о признании заключенным договора купли-продажи квартиры является Министерство строительства РД, поскольку исковые требования нацелены на признание заключенного договора от 20.10.1999 г. о купле продажи квартиры № 18 д. 6 <адрес> между Муртузалиевой A.M. и Алимирзоевым Х.С., так как Министерство строительства РД контролирует процесс исключения и включения в списки служащих подавших заявление на получение субсидии.
Данная прерогатива у Министерства строительства РД.
Вопросы предоставления субсидий на приобретение жилья работникам органов исполнительной власти Республики Дагестан регулируются постановлением Правительства РД от 22.02.2007 г. № 52 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий на приобретение жилых помещений лицам, замещающим государственные должности Республики Дагестан, должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, другим работникам органов государственной власти Республики Дагестан и иных государственных органов Республики Дагестан» (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения Администрация осуществляет сводный учет служащих, подавших заявление на получение субсидии (далее - учет), расчет размера предоставляемой субсидии, выбор уполномоченного банка и предоставление субсидии.
Первоначальный учет государственных служащих нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется в органе исполнительной власти где проходит службу госслужащий, в данном случае в Министерстве строительства. Далее эти списки предоставляются в Администрацию для включения служащего в сводный список на получение жилищной субсидии.
В данном случае Администрация не исключала из данного списка Истца.
Истец избрала ненадлежащий способ судебной защиты. В своем исковом заявлении Истец ссылается на действия Администрации, которые по её мнению нарушают её права. Истцу необходимо первоначально обратиться в жилищную комиссию Минстроя Республики Дагестан для принятия решения о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента подтверждения нуждаемости.
После принятия на учет жилищной комиссии Минстроя РД, передается в жилищную комиссию Администрации, которая в установленном порядке включает в общую сводную очередь государственных служащих нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Администрация не праве самовольно решать исключение и включение в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий без первоначального органа исполнительной власти.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ по РД – по доверенности Мирзоев Л.М. просил удовлетворить исковые требования Муртазалиевой А.М., и пояснил, что гражданская служащая Муртазалиева A.M. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией Минстроя РД с 01 апреля 2008 года.
Письмом Минстроя РД от 15.02.2019 г. №.2-1093/19 в адрес Управления делами Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан (далее сокращенно - Управление делами АГиП РД) направлен список очередников на предоставление жилых помещений и (или) субсидий на приобретение жилых помещений по состоянию на 1 января 2019 года.
Управление делами АГиП РД письмом от 27.11.2019 г. № возвратило жилищной комиссии Минстроя РД учетное дело в отношении Муртазалиевой A.M., обосновав это тем, что жилищная комиссия Минстроя РД «приняла решения о включении в список Муртазалиеву A.M. без учета требований Жилищного кодекса РФ, Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 г. № 4 и постановления Правительства Республики Дагестан от 22 февраля 2007 г. № 52».
Указанное действие Управления делами АГиП РД по возврату учетного дела в отношении Муртазалиевой A.M. является необоснованным и незаконным по следующим доводам.
1. Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий от 22.02.2007 г. № 52, копии списков очередников передаются для внесения в сводный реестр Администрации, которая вправе возвратить их для повторного рассмотрения соответствующей жилищной комиссией, если при включении служащих в список нарушены требования настоящего Положения.
Между тем, Муртазалиева A.M. правомерно принята жилищной комиссией Минстроя РД на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список исходя из того, что на 01.04.2008 г. за данной семьей с составом 6 человек при нуждаемости исходя из учетной нормы площади жилого помещения - 90 кв.м., исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 108 кв.м., фактически числилась квартира по адресу: <адрес> общей площадью 59,6 кв.м.,
2. Сведения о регистрации права и прекращения права собственности на объекты недвижимости жилого назначения, указанные в выписке от 26.04.2019 г. из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (далее - ЕГРН), со ссылкой на которые Управление делами АГиП РД возвратило учетное дело, также не влияют на правомерность решения жилищной комиссии Минстроя РД от 01.04.2008 г. о принятии на учет Муртазалиевой A.M.
Минстрой РД установлены содержание и суть регистрационных записей, указанных в выписке из ЕГРН от 26.04.2019 г.:
1) право собственности Муртазалиевой A.M. на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 59,6 кв.м., которая числилась за ней на момент принятия на учет, прекращено 19.02.2016 г. После этого ею приобретена по договору купли-продажи от 22.07.2016 г. равнозначная по площади (с разницей примерно 2 кв.м.) другая квартира в <адрес>А, <адрес>, где фактически проживает ее семья. Указанные сделки на нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий не повлияли;
2) не повлияла на нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий также сделка с жилым помещением по адресу: г. Махачкала, пр.И.Шамиля, дом 6 г, кв. 18 - однокомнатной квартирой площадью 30,8 кв.м. Договором купли-продажи квартиры от 20.10.1999 г. и передаточным актом от 20.10.1999 г. подтверждается факт приобретения и фактического владения этой квартирой с указанной даты покупателем Алимирзаевым К.
Согласно пункту 6 данного договора, право собственности на указанную квартиру возникает у Алимирзаева Х.С. с момента регистрации настоящего договора в ДРРП и БТИ г. Махачкалы. Однако покупателем Алимирзаевым Х.С. договор купли-продажи квартиры от 20.10.1999 г. не зарегистрирован в установленном порядке в течение 14 лет - до 2013 года.
В 2013 году, при продаже самим Алимирзаевым Х.С. данной квартиры возникли неувязки с оформлением и регистрацией сделки, и по предложению органа регистрации право собственности на данную квартиру 02.12.2013 г. зарегистрировано вновь за Муртазалиевой A.M. и прекращено спустя примерно 4 месяца - 22.04.2014 г.
Об указанных регистрационных записях Муртазалиева A.M. узнала лишь в 2019 году при решении вопроса о предоставлении ей субсидии в Управлении делами АГиП РД.
Указанные обстоятельства подтверждены устными объяснениями Алимирзаева Х.С.
Указанные обстоятельства могли быть выяснены Управлением делами АГиП РД без возврата учетного дела.
Таким образом, изложенное приводит к выводам:
1) жилищной комиссией Минстроя РД правомерно принята служащая Муртазалиева A.M. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.04.2008 г. с учетом того, что при нуждаемости исходя из учетной нормы площади жилого помещения — 90 кв.м., исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 108 кв.м. за данной семьей с составом 6 человек числилась квартира общей площадью 59,6 кв.м. в г. Махачкала, ул. Гагарина 72, кв. 41;
2) действие Управления делами АГиП РД по возврату письмом от 27.11.2019 г. № учетного дела в отношении Муртазалиевой A.M. жилищной комиссии Минстроя РД не основано на требованиях пункта 16 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий от 22.02.2007 г. № 52, поэтому является необоснованным и незаконным.
Управление делами АГиП РД обязано включить истицу в сводный учет служащих, подавших заявления на получение субсидии, с 01.04.2008 г. в соответствии с решением жилищной комиссии Минстроя РД.
Ответчик Алимирзаев Х.С. в судебном заседании исковые требования Муртазалиевой А. признал и пояснил, что договор купли-продажи квартиры с Муртазалиевой А. быт им заключен 20.10.1999 г. и исполнен сторонами. О том, что договор подлежит государственной регистрации он не знал и в 2013 г. при продаже квартиры данное обстоятельство выяснилось и в связи с чем последующая сделка в 2013 г. была заключена от имени Муртазалиевой А., хотя фактическим собственником квартиры являлся он.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, признаю исковые требования подлежащими удовлетворению по уточненным требованиям.
Спорные правоотношения по иску регулируются следующими нормативными правовыми актами, подлежащими применению судом при разрешении спора:
Глава 7 «Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма» Жилищного кодекса Российской Федерации;
Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2006 г. № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» (далее - Закон РД от 03.02.2006 г. № 4);
Положение о порядке и условиях предоставления субсидий на приобретение жилых помещений лицам, замещающим государственные должности Республики Дагестан, должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, другим работникам органов государственной власти Республики Дагестан и иных государственных органов Республики Дагестан, утвержденное Правительством РД постановлением от 22.02.2007 г. № 52 (далее -Положение о порядке и условиях предоставления субсидий от 22.02.2007 г. № 52). В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой РД, Министерство) образована жилищная комиссия, которая осуществляет деятельность в соответствии с нормами Закона РД от 03.02.2006 г. № 4 и Положения о порядке и условиях предоставления субсидий от 22.02.2007 г. № 52.
Муртазалиева A.M. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией Минстроя РД с 01 апреля 2008 года.
Письмом Минстроя РД от 15.02.2019 г. №.2-1093/19 в адрес Управления делами Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан (далее сокращенно - Управление делами АГиП РД) направлен список очередников на предоставление жилых помещений и (или) субсидий на приобретение жилых помещений по состоянию на 1 января 2019 года.
Управление делами АГиП РД письмом от 27.11.2019 г. № возвратило жилищной комиссии Минстроя РД учетное дело в отношении Муртазалиевой A.M., обосновав это тем, что жилищная комиссия Минстроя РД «приняла решения о включении в список Муртазалиеву A.M. без учета требований Жилищного кодекса РФ, Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 г. № 4 и постановления Правительства Республики
Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий от 22.02.2007 г. № 52, копии списков очередников передаются для внесения в сводный реестр Администрации, которая вправе возвратить их для повторного рассмотрения соответствующей жилищной комиссией, если при включении служащих в список нарушены требования настоящего Положения.
Из объяснений представителя Минстроя РД в судебном заседании следует, что иное решение после возврата учетного дела Муртазалиевой А. не принято, она по прежнему состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.04.2008 г. и учетное дело Муртазалиевой А. будет возвращено в Минстрой РД для включения в сводный список, расчета субсидии и ее предоставления.
При изложенных обстоятельствах суд признает установленным, что действия Управления делами АГиП РД по возврату письмом от 27.11.2019 г. № учетного дела в отношении Муртазалиевой A.M. жилищной комиссии Минстроя РД не основано на требованиях пункта 16 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий от 22.02.2007 г. № 52, а нарушенное право Муртазалиевой А. подлежит защите путем включения ее в сводный список на получение субсидии и предоставления субсидии с учетом принятия ее на учет с 1.04.2008 г на состав семьи 6 человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Муртазалиевой А- удовлетворить.
Обязать Администрацию Главы и Правительства Республики Дагестан включить Муртазалиеву К в сводный реестр на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет бюджетных средств с даты принятия на учет с 1.04.2008 г. и выделить ей субсидию на приобретение жилого помещения на состав семьи 6 человек.
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме..
Судья П.А. Махатилова
Отпечатано в совещательной комнате