ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-666/19 от 17.07.2019 Заводоуковского районного суда (Тюменская область)

Дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

... 17 июля 2019 года

Заводоуковский районный суд ... в составе:

судьи Дмитриевой М.Ю.,

при секретаре Семеновой Е.В.,

с участием истца Соловьевой Е.Н., представителя истца Благининой А.С., представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) Н.В. Кобылкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой Е. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) о признании незаконным решения в части, включение периодов работы в льготный стаж для назначения досрочной пенсии и назначении досрочно страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Соловьева Е.Н. (далее истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) (далее ответчик, УПФР, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения в части, включение периодов работы в льготный стаж для назначения досрочной пенсии и назначении досрочно страховой пенсии по старости. Свои требования мотивирует тем, что она с 1985 года по настоящее время работает педагогом. ... истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с выработкой 25 летнего стажа педагогической деятельности. Своим решением ... от ... ответчик отказал ей в зачете в страховой стаж периода ее работы, в том числе: в должности социального педагога в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям ... с ... по ... и в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка». Таким образом, из стажа ответчика исключен временной период в должности социального педагога в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям ... - ... и в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» - 3 месяца. С решением истец не согласна. Считает, что указанные периоды должны быть включены в ее страховой стаж, поскольку она работала в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям ... с ... детьми, оказывая им социальную психологическую и иную помощь занималась профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией ..., оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также поскольку работала в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка», которая выполняла функции детского сада. Ссылаясь по правовому обоснованию требований на пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», истец просит:

Признать незаконным решение Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) от ...... в части исключения из страхового стажа необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы: в должности социального педагога в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям ... с ... по ...; в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка»;

Обязать ответчика включить в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы: в должности социального педагога в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям ... с ... по ...; в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка»;

Обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента наступления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, т.е. с ....

В судебном заседании истец Соловьева Е.Н. поддержала доводы и требования, указанные в заявлении. Дополнительно указала, что работая социальным педагогом в территориальном центре помощи семье и детям с 2002 года по 2006 год, она работала с группой детей дневного пребывания по 4 часа в день с трудными детьми из неблагополучных семей, детьми состоящими на учете в комиссии по делам ..., обследовали неблагополучные семьи. Ходила в школы с лекциями.

Представитель истца Благинина А.С., действующая на основании доверенности от ..., поддержала заявленные исковые требования и доводы искового заявления в полном объеме, просит обязать ответчика назначить истцу пенсию с ....

Представитель ГУ УПФ РФ в ...Кобылкина Н.В., действующая на основании доверенности ... от ..., в судебном заседании иск не признала. Считает оспариваемое решение законным и просит суд в удовлетворении иска отказать. Требуемые истцом в исковом заявлении периоды ее работы не подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии, так как организации в которых работала истец не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ .... Дополнительно указала, что по периоду работы истца в Территориальном центре помощи семье и детям, работодатель не выдал истцу справку о подтверждении льготного характера работы, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Соловьевой Е.Н., сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, также не подтверждается данный период ее работы как льготный, ее регистрация в системе обязательного пенсионного страхования с .... По периоду работы истца в АНО «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» также не признает требования истца, по доводам указанным в решении.

Выслушав стороны, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично.

Страховая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

На основании части 2 ст. 30 указанного Федерального закона для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью, подлежит применению Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено применение при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»: Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно и Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее Список №781, Правила №781).

По Списку и Правилам работа воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований; центрах развития ребенка - детских садах, яслях - садах (садах-яслях), детских яслях засчитывается в педагогическую деятельность, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

По Списку и Правилам (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) работа воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований; центрах развития ребенка - детских садах, яслях - садах (садах-яслях), детских яслях засчитывается в педагогическую деятельность, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В соответствии с ч.3 ст.36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ), в соответствии с которым назначалась трудовая пенсия по старости.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

На основании пункта 2 ст. 27 указанного Федерального закона для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью, подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее Список, Правила), принятые к применению при назначении страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Своим решением ... Пенсионный фонд отказал истцу в зачете в специальный трудовой стаж согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

- периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, с сохранением средней заработной платы и выплатой страховых взносов с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...;

- период работы в Автономной некоммерческой организации Центр развития ребенка Детский сад «Березка» в должности воспитатель с ... по ..., период работы в Территориальном центре социальной помощи семье и детям ... в должности социальный педагог с ... по ..., так как в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по положению пункта 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитывается работа в учреждениях, предусмотренных «Наименованию учреждений» Списка, независимо от формы собственности. Указанные положения не распространяют свое действие на некоммерческие автономные организации, центры социальной помощи семье и детям, в результате чего, соответствующие периоды деятельности в данных организациях подлежат исключению из стажа на соответствующих видах работ. Правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии с ... в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется (л.д. 17-20).

Истцом оспаривается вышеуказанное решение ответчика, в части отказа в зачете в её специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы в должности социального педагога в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям ... с ... по ...; в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» и в части отказа в назначении ей с ... досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судом рассматривается иск и выносится решение в пределах заявленных исковых требований на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Суд считает решение ответчика незаконным в части отказа в зачете в специальный трудовой стаж истца для назначения пенсии по старости период работы в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» по нижеследующим основаниям.

Из материалов дела (копии трудовой книжки АТ-III ..., копии диплома ЗТ-I ..., копи свидетельства о заключении брака, справке о реорганизации, копии оспариваемого решения, копии пенсионного дела) судом установлено, что истец Соловьева (ранее Романова) Е. Н. приказом ... § 4 от ... назначена учителем начальных классов в Каракульскую начальную школу с ... (запись 1); приказом ... §2 от ... от работы освобождена по ст. 31 КЗоТ Р. (собственное желание) с ... (запись 2); приказом ...§2 от ... принята воспитателем группы продленного дня в среднюю школу ...... с ... (запись 3); приказом ... от ... уволена по ст. 31 КЗоТ Р. по уходу за детьми дошкольного возраста с ... (запись 4); приказом ... к от ... принята в д/с «Солнышко» воспитателем с ... (запись 5); приказом ...к от ... уволена по ст. 31 КЗоТ Р. по собственному желанию с ... (запись 6); приказом ... от ... принята в Падунскую среднюю школу учителем начальных классов с ... (запись 7); приказом ... от ... уволена по ст. 31 КЗоТ Р. по собственному желанию с ... (запись 8); приказом ... от ... принята в д/с «Золушка» воспитателем с ... (запись 9); приказом ... от ... уволена переводом в среднюю школу ... по собственному желанию с ... (запись10); приказом ... от ... принята учителем в Заводоуковскую среднюю школу ... с ... (запись 11); приказом ... п. 2 от ... уволена с работы по уходу за ребенком с ... (запись 12); приказом ... п.3 от ... принята учителем начальных классов с оплатой по 10 разряду ЕТС с ... (запись 13); приказом ... п.3 от ... уволена по сокращению штата работников с ... (запись 14); приказом ... от ... назначена на должность учителя начальных классов на время декретного отпуска с ... (запись 15); приказом ... от ... уволена в связи с выходом работника ранее выполнявшего эту работу с ... (запись 16); приказом ... от ... запись ... недействительна, уволена по уходу за ребенком до 14 лет с ... (запись 17); приказом ... к от ... принята воспитателем в ДОУ Аленушка с ... (запись 18); приказом ...-к от ... уволена переводом в школу - сад «Сказка» по ст. 29 п.5 КЗоТ Р. по согласованию между руководителями с ... (запись 19); приказом ... от ... принята переводом по ст. 29 п.5 КЗоТ Р. по согласованию между руководителями учителем начальных классов Заводоуковской общеобразовательной школы - детского сада «Сказка» с ... (запись 20); приказом ... от ... уволена по ст. 80 ТК РФ по собственному желанию с ... (запись 21); приказом ...-к от ... принята временно на 2 месяца социальным педагогом отделения профилактики безнадзорности в Территориальный центр социальной помощи семье и детям с ... (запись 22); приказом ...-к от ... переведена постоянно на должность социального педагога отделения дневного пребывания ... с ... (запись 23); приказом ...-к от ... переведена социальным педагогом в отделение профилактики безнадзорности ... с группами дневного пребывания с ... (запись 24); приказом ...-к от ... уволена по собственному желанию с ... (запись 25); распоряжением Главы МО ...... от ... Муниципальное учреждение «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» реорганизован в форме преобразования в Автономную некоммерческую организацию «Территориальный Центр социальной помощи семье и детям»; приказом ... л.с. от ... принята временно воспитателем в Автономную некоммерческую организацию центр развития ребенка «Детский сад «Березка» с ... (запись 26); приказом ... л.с. от ... уволена по окончании трудового договора с ... (запись 27); приказом ...-к от ... принята ГЛПУ «ОБ ...» (...) на должность медицинского регистратора с ... (запись 28); распоряжением ...... -рп от ... Государственное лечебно профилактическое учреждение ... «Областная больница ...» (...) переименована в ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (...) с ...; приказом ...-к от ... уволена по собственному желанию с ... (запись 29); приказом ... лс от ... принята воспитателем в Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центра развития ребенка детский сад «Ромашка» с ... (запись 30); приказом ...-к от ... Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центра развития ребенка детский сад «Ромашка» ... реорганизована в форме присоединения к Автономному учреждению дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка детский сад «Золушка» (л.д. 10-16,21,22,25,82-172).

На основании постановления Главы администрации ...... от ... зарегистрирован устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Берёзка ... (л.д. 26).

Из свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия следует, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Березка» зарегистрировано в администрации имеет организационно правовую форму муниципальное учреждение. (л.д. 27).Согласно лицензии ... от ... муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детскому саду «березка» разрешено осуществление образовательной деятельности по программе дошкольного образования (л.д. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до ... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» зарегистрированного в администрации ........., ОГРН 1027201594353 (л.д. 29).

Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ и решением о реорганизации ... от ... подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Березка» 2 категории (л.д. 30,31).

Из справки уточняющей занятость в соответствующих должностях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей от ...... следует, что Соловьева Е.Н. в период с ... по ... работала в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» в должности воспитателя на полную ставку (л.д. 148-150).

Таким образом, работа истца в период времени с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» в должности воспитателя подтверждена записями в трудовой книжке и справкой, уточняющей льготный характер работы в связи с чем, основания для исключения указанного периода из специального трудового стажа не имелось.

Стаж педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях у Соловьевой Е.Н. на день её обращения ... к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости составил согласно решения ответчика в том числе без учета периода работы в автономной некоммерческой организации 21 год 05 месяцев 18 дней. В судебном заседании истцом этот стаж не оспаривался.

Стаж работы в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» составляет - 3 месяца.

Таким образом, педагогический стаж истца на день обращения к ответчику с заявлением, с учетом указанного периода работы составлял 21 год 08 месяцев 18 дней.

Законодатель в действующем пенсионном обеспечении не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа работу в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации дошкольного образования.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.

Федеральным законом № 173-ФЗ сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, названных положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона № 173-ФЗ период работы истца в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка», судом засчитывается в специальный трудовой стаж истца, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В статье 54 ГК РФ установлено, что все юридические лица классифицируются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Согласно статьям 2 и 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г. с изм. от 24.07.2008 г.) некоммерческой организацией, является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичные организационно-правовые формы некоммерческих организаций содержаться и в параграфе 5 «Некоммерческие организации» раздела 1 «Общие положения» ГК РФ.

В соответствии со статьями 8, 11.1, 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 систему образования в Российской Федерации представляет, в том числе, сеть образовательных учреждений и научных организаций, а также государственных и негосударственных образовательных организаций. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Следовательно, образовательные учреждения для детей всех форм собственности и автономные некоммерческие образовательные организации для детей независимо от формы собственности входят в систему образования.

Проанализировав учредительные документы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Берёзка» 2 категории (детского сада Березка» и сопоставив их с учредительными документами Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» (л.д. 32-73), суд установил, что указанные организации, являются, по сути дошкольной образовательной организацией, учрежденной органами местного самоуправления с функциями, целями и задачами тождественными детскому саду. Истец, в качестве воспитателя период работы с ... по ... выполняла обязанности воспитателя, занималась воспитанием, обучением, уходом, присмотром и оздоровлением детей раннего и дошкольного возраста.

Правовая позиция Конституционного суда, изложенная в постановлении Конституционного суда № 11-П, применима и к спорному правоотношению сторон.

По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ организационная правовая форма, равно как и форма собственности не могут служить достаточными основаниями для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работающим в негосударственных и образовательных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях. В чьем ведении находятся эти организации, в какой организационно-правовой форме они созданы и кому принадлежит закрепленное за ними имущество, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей – автономных некоммерческих образовательных организаций для детей.

Сохранив для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях либо негосударственных организациях для детей, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств. Это порождает такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушает предписания части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 39, части 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть1) и 37 (часть3) Конституции РФ.

Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в автономных некоммерческих образовательных организациях для детей, при наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных организациях, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности определенной в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно справки АУ Муницильного учреждения Заводоуковский городской округ «Комплексный центр социального обслуживания населения» от ... (л.д.153), Территориальный центр социальной помощи семье и детям реорганизован в муниципальное учреждение «Территориальный Центр социальной помощи семье и детям» (приказ комитета имущественных отношений администрации ...... от ...). С ... муниципальное учреждение «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» переименовано в автономную некоммерческую организацию «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» (распоряжение главы МО ... от ......) (далее Территориальный центр социальной помощи семье и детям), которая с ... переименована в автономную некоммерческую организацию «Комплексный центр социального обслуживания населения» (Приказ комитета имущественных отношений Заводоуковского городского округа от ......).

Список № 781 не предусматривает такого наименования учреждения социального обслуживания как «Территориальный центр помощи семье и детям».

Как следует из п.1.13 Списка №781, в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входит: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для ...; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

В пункте 1.13, содержащем исчерпывающий перечень учреждений, работа в которых засчитывается в педагогический стаж, не поименовано такое учреждение, как «Территориальный центр социальной помощи семье и детям».

Аналогичный перечень учреждений социального обслуживания предусмотрен и в ранее действующем Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067.

Доводы истца в исковом заявлении, о том, что она работала в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям Заводоуковского района с ... детьми, оказывая им социальную психологическую и иную помощь занималась профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией ..., оказавшихся в сложной жизненной ситуации и характер, специфика и условия осуществляемой ею работы являлись тождественными с должностью социального педагога в социально-реабилитационных центрах для ... голословны, не подтверждены какими-либо доказательствами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 Министерству труда и социального развития РФ было поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

С учетом нормы п. 5 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Правительство Российской Федерации в своем Постановлении от 28.08.2014 № 869 предписало Минтруду России по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 г. - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.

Приказа Минтруда России об установлении тождественности профессиональной деятельности в центре помощи семье и детям работе в социально-реабилитационном центре для ... или тождественности наименовании организаций, указанных в иске, тому наименованию, что имеется в п. 1.13 Списка № 781, нет.

Суд не вправе устанавливать тождественность наименования учреждений, где работала истец, учреждению «социально-реабилитационный центр для ...», что следует из системного толкования приведенных выше норм и разъяснений, содержащихся в п.п. 16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30.

Сведения о том, что эта организация, являясь работодателем истца, подтверждала отнесение стажа работы истца в ней к специальному, дающему право на досрочное назначение пенсии, в деле отсутствуют. Информации о выполнении истцом нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), также в деле нет.

При этом суд не может взять во внимание показания свидетеля Гороховой Т.А., данных ею в судебном заседании о характере работы истца в Территориальном центре социальной помощи семье и детям, работы ею с группой дневного пребывания - детей из неблагополучных семей и состоящих на учете на комиссии по делам ..., по следующим основаниям.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Следовательно, ссылки истца на показания свидетеля в подтверждение льготного характера работы, нельзя признать правомерными.

В материалах дела также отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем истца, подтверждающие, что Соловьева Е.Н. в спорный период работы с 2002 года по 2006 года, имела право на применение льготного порядка исчисления стажа ее работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы Соловьевой Е.Н. в период после регистрации ее ... в системе обязательного пенсионного страхования, спорный период работы с ... в Территориальном центре помощи семье и детям отражен по данным указанного учета без указания кода особых условий труда (л.д.155-167).

Таким образом, доводы истца о включении спорного периода ее работы в должности социального педагога в Территориальном центре помощи семье и детям, в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, как подтвержденный недопустимыми средствами доказывания, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований, для удовлетворения исковых требований истца о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода ее работы в должности социального педагога в Территориальном центре помощи семье и детям, следовательно требования истца в данной части, удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, суд признает незаконным решение ответчика в части исключения из стажа педагогической деятельности истца периода её работы в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» и обязывает ответчика включить в специальный трудовой стаж истца данный период работы.

В соответствии с ч.1 ст. 22 ФЗ-№400, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ..., на момент ее обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии специальный стаж составил менее 25 лет, с учетом включения в льготный стаж работы истца в АНО «Центр развития ребенка Детский сад «Березка».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Соловьевой Е.Н. о признании за ней права на назначение страховой пенсии по старости досрочно, с ....

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, требования Соловьевой Е.Н. об обязании ответчика назначить ей льготную пенсию с ... удовлетворению также не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Соловьевой Е. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) о признании незаконным решения в части исключения из страхового стажа необходимого для назначения досрочной пенсии периода работы в должности социального педагога в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям ... с ... по ... и периода работы в должности воспитателя с ... по ... в АНО «Центр развития ребенка Детский сад «Березка», включение данных периодов в льготный стаж для назначения досрочной пенсии и назначении досрочно страховой пенсии по старости с ..., удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения –Управление Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) от ...... в части исключения из страхового стажа необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) включить в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы Словьевой Е.Н. в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка».

В остальной части иска Соловьевой Е.Н., отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд Тюменской области.

Судья М.Ю. Дмитриева

Мотивированное решение составлено 23.07.2019 года.